В новогодние каникулы заправляться на российских АЗС стало дороже. Рост цен затронул европейскую часть России и Урал: сначала их подняли крупные нефтяные компании, а затем и независимые. С 1 января НДС повысился с 18 до 20 %, а акцизы на автомобильный бензин 5 класса и дизельное топливо выросли в полтора раза. Дальнейшего резкого подорожания в ближайшее время не предвидится, но уже ясно, что и дешеветь топливо тоже не будет.
В соответствии с данными мониторинга Московской топливной ассоциации от 9 января, с конца декабря стоимость литра АИ-92 в среднем выросла на 19 копеек, АИ-95 — на 20 копеек, а АИ-98 в среднем подорожал на 31 копейку. Сильнее всего подскочил в цене дизель — на 50 копеек.
Первое подорожание топлива за полгода не стало сюрпризом: все это время цены были искусственно заморожены. В мае 2018-го из-за дешевого рубля и дорогой нефти бензин и дизель рекордно выросли на внешних рынках, и нефтекомпании, пытаясь сохранить рентабельность бизнеса, довели уровень цен внутри страны почти до того же уровня. По данным Росстата тогда, всего за неделю, с 21 по 27 мая, средняя цена бензина по стране выросла на 1,9%.
В дело вмешалось правительство, приняв срочные фискальные меры. Было отменено запланированное на 1 июля повышение акцизов, а с июня утвердили дополнительное понижение ставок: на 3 тысячи рублей за тонну бензина и на 2 тысячи рублей за тонну дизеля. В ответ нефтекомпании пообещали оставить цены на уровне 30 мая.
Но это была не единственная сдерживающая мера, предложенная властями. 7 июня, в ходе «Прямой линии» президент Владимир Путин, отвечая на вопрос водителя Алексея Караваева из Санкт-Петербурга, прокомментировал сложившуюся ситуацию: «То, что сейчас происходит, недопустимо. Это неправильно. Но надо признать, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов».
Для ответа на вопрос по видеосвязи подключились министр энергетики Александр Новак и вице-премьер, курирующий топливно-энергетический комплекс, Дмитрий Козак. Последний «пригрозил» нефтяникам повышением экспортных пошлин. Вице-премьер пообещал, что соответствующий законопроект, дающий правительству возможность оперативно это сделать, будет внесён в Госдуму в ближайшее время, и власти непременно ею воспользуются в том случае, если нефтяники не сдержат своё обещание.
В начале ноября руководители 10 крупнейших компаний подписали специальные соглашения о стабилизации цен на нефтепродукты. Подписи поставили представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпрома» и «Газпром нефти», «Татнефти», группы ТАИФ, «РуссНефти», «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова, «Сургутнефтегаза» и «Нового потока». Со стороны правительства соглашения подписывали представители Минэнерго и ФАС, — сообщает «РБК». Для каждого региона была определена индикативная оптовая цена, которую нефтяники обязались держать до конца года. И только с января 2019-го они имели право её поднять, что и произошло. В дальнейшем, как и планировалось, можно ожидать рост только в пределах величины инфляции — предполагает директор нефтегазового центра EY Денис Борисов в беседе с РБК Татарстан.
С этого года в стране заработал демпфер — компенсация по решению правительства за поставки топлива на внутренний рынок. Он позволит компаниям частично возместить потери от сдерживания цен в случае, если на них опять будут давить макроэкономические показатели, а именно курс рубля и расценки на нефть. «Власти допускали подорожание на 2-5%. Если рост превысит 5%, то, вероятно, правительство обратит внимание на этот факт и запросит у компаний разъяснения» — считает заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Кокорева. По мнению эксперта, цены должны остаться на нынешнем уровне как минимум до весны — 31 марта заканчивается действие ноябрьских спецсоглашений.