Взаимная зависимость российской и европейских экономик в сфере энергетики затрудняет применение санкций в этой сфере. Возможно, понимание этого повлияло на ускорение разработкм мер, направленных на снижение зависимости Европы от российских энергоресурсов. Меры следуют общей логике единой энергополитики ЕС, но вряд ли случайно обсуждаются именно сейчас.
Документ должен быть опубликован только в среду, 28 мая, но «Коммерсанту» удалось ознакомиться с его проектом. Называется текст подчеркнуто нейтрально: «Комплексный план по сокращению энергозависимости ЕС». Европа рассчитывает на увеличение поставок газа из альтернативных источников, на данный момент ее вторым крупнейшим поставщиком является Норвегия, а в 2012г, как пишет Guardian, норвежская компания Statoil продала странам Европы даже больше газа, чем «Газпром». Кроме того, на европейский рынок газ поставляют Алжир и Ливия.
На мартовской встрече министров энергетики Европы с европейским комиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером также обсуждалась перспектива поставок сжиженного природного газа из США как одного из альтернативных источников.
В качестве важной меры рассматривается сокращение потребления газа европейским населением и предприятиями. ЕС ставит цель сократить потребление энергии на 20% к 2020 году. Впрочем, даже учитывая достаточно теплую прошедшую зиму, европейские страны нарастили импорт российского газа в этот период. Например, Германия импортировала на 15% больше газа по сравнению с показателями прошлого года. Именно Германия среди стран Европы является ключевым партнером и потребителем российского газа. Импорт так же вырос и в Великобританию, Турцию и Италию.
Вероятно, если к зиме российско-украинский газовый конфликт все еще сохранится, Европе как раз и придется справляться с помощью экстренного сокращения потребления газа на национальном уровне.
Как сообщает газета «Коммерсант», среди краткосрочных мер единственным сравнительно новым предложением в проекте документа является предложение сформировать стратегический резерв.
Европейские подземные хранилища, которые Еврокомиссия рассматривает в качестве потенциального запасного ресурса газа, имеют недостаточные объемы, чтобы на них можно было уверенно рассчитывать. Расширение же этих хранилищ на данный момент считается экономически не оправданным и не стимулируемым проектом. В случае перебоев в поставках газа через Украину, наиболее ощутимое негативное влияние могут испытать страны Юго-Востока Европы, где система подземных хранилищ развита намного хуже.
Однако выводить предлагаемые меры исключительно из нынешних обстоятельств было бы неверно. Президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин отметил в комментарии «Полит.ру», что политика действительно очень сильно влияет на все события в области энергетики, но ей одной дело не ограничивается: «Российско-украинский конфликт для Европы относится к краткосрочным факторам, что же касается среднесрочных и долгосрочных перспектив, то если Евросоюз хочет участвовать в конкуренции в газовой области, то Европе необходимо основательное, детально продуманное сотрудничество с Россией». Эксперт напоминает, что подобная ситуация уже была несколько лет назад, в конце 2011 года Еврокомиссия представила свою «Энергетическую дорожную карту 2050». В этом документе были описаны основные направления развития энергетической политики Европы до 2050 года. Основой этой Дорожной карты стал экологический мотив: главной целью в ней ставилось сокращение выбросов СО2 как минимум на 80% к 2050 году в сравнении с 1990 г.
Уже тогда были намечены тенденции по снижению зависимости от России в области энергетики. Сценарии развития, описанные в «Энергетической дорожной карте 2050» предполагают существенное сокращение потребления традиционных энергоносителей. Это касается, в первую очередь, угля, но, в то же время, напрямую затрагивает рынки нефти и природного газа. Тогда, в 2011 году, было запланировано сокращение уровня потребления газа в жилищном секторе почти вдвое, в промышленности ожидалась стабилизация потребления объемов газа. Также рассчитывалось, что потребление газа Евросоюзом может как упасть на показатели до 20%, так и незначительно вырасти.
«Те меры, что описаны в проекте нового документа, все правильные, их действительно нужно осуществлять в Европе и вне конфликта. Но если рассматривать экономически эффективный путь, то важен газ, и при этом важен именно российский газ. Но для этого нужны новые схемы, в том числе детально продуманная безопасность поставок», - рассуждает Владимир Фейгин. Альтернативу для Европы он видит в бездумной трате денег для формирования конкуренции в энергетической сфере. «Получается, что денег нет, есть только желание. В перспективе должно быть взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Европой, учитывающее интересы обеих сторон. Это оптимальный вариант развития событий», - подытожил Владимир Фейгин.
Специалист по энергообеспечению Евросоюза, ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности МГИМО Ирина Пашковская смотрит на предложенные Еврокомиссией меры исключительно позитивно: «Это естественная политика Евросоюза, описанные меры являются просто следующим шагом в стремлении обезопасить себя. Евросоюз стремится сделать свою энергетику более энергоэффективной, поддерживать свою технику на уровне». Эксперт считает, что новые меры стимулируют энергетическую сферу России, подталкивая к разработке новых подходов и постоянному развитию в этой отрасли.