Более чем два года, с 5 марта 2016 года, официальный курс евро в России не поднимался выше 80 рублей. В пятницу, 7 сентября, Центральный банк по итогам утренней торговой сессии на Московской бирже зафиксировал курс на уровне 80 рублей 35 копеек за 1 евро.
Неожиданности в этом нет, чисто формально евро в пятницу даже немного ослаб, просто официальный курс основывается на средневзвешенном курсе в утреннюю сессию, в четверг утром евро стоил еще дешевле 80 рублей, а уже днем превысил эту планку. Вечером в пятницу за евро на бирже давали около 80,4 рублей.
Доллар 6 сентября дорожал на бирже до 69,23 рублей, но официальный курс был заметно ниже. 7 сентября доллар вновь подорожал и ЦБ установил официальный курс на уровне 69,02 рублей за доллар, при том, что вечером за американскую валюту на бирже давали уже 69,45 рублей.
Эксперты достаточно однозначно связывают падение рубля с тем, что Британия, Франция, Германия, США и Канада вновь совместно выступили с заявлением о том, что Россия несет ответственность за нападение на Сергея Скрипаля в Солсбери.
Так, глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что рубль дешевеет из-за ожидания нового пакета санкций США, а также новых деталей по «делу Скрипалей».
Министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов накануне, 6 сентября, также вспомнил об ожидании новых санкций, но также указал на то, что многие рынки развивающихся стран, в том числе Турции, Южной Африки и Аргентины, испытывают сейчас сложности. Из-за этого, отметил министр, системные инвесторы стараются уходить с развивающихся рынков.
Силуанов особо отметил, что ЦБ и правительство все еще могут влиять на ситуацию. «Мы считаем, что волатильность не должна долго продолжаться. В конечном счете мы с ЦБ имеем рычаги реагирования на эту ситуацию, в том числе в части покупок валюты для резервов правительства. Мы этим пользуемся», — заявил он.
Отдельно Силуанов указал на то, что власти способны дать ответ на одну из основных санкционных угроз — введение санкций в отношении российского госдолга. Подобные санкционные ограничения подразумевает законопроект о защите от «агрессии Кремля» (DASKAA), внесенный на рассмотрение конгресса США в августе.
«В случае введения санкций на госдолг будем ориентироваться на внутренних инвесторов, будем задействовать в первую очередь рублевые заимствования, будем дальше развивать финансовый рынок, будем использовать те остатки ликвидности казначейства, которые сегодня есть и которые, в принципе, позволят нам финансировать наш дефицит в следующем и последующие годы», — рассказал Силуанов.
Департамент исследований и прогнозирования Центрального банка как раз в пятницу опубликовал ежемесячный бюллетень «О чем говорят тренды» — выводы и предположения, которые в нем содержатся, не являются официальной позицией Банка России, но, в целом, они позволяют понять то, о чем думают сейчас на Неглинной.
В бюллетене волатильность на рынке также объясняют ситуацией на развивающихся рынках, особенно в Турции и Аргентине, а также планами Соединенных Штатов по введению новых санкций.
«Волатильность на российских финансовых рынках возросла и стала сравнимой с волатильностью в других странах с формирующимися рынками… Динамика ставок на российском денежном рынке указывает на ожидаемое рынками повышение ключевой ставки Банка России в ответ на рост инфляционных рисков», — говорится в тексте. Помимо этого курс рубля был неустойчивым в августе из-за традиционной для этого месяца невысокой ликвидности рынков. «На этом фоне временная остановка покупок валюты Банком России в рамках бюджетного правила должна предотвратить возникновение излишней волатильности на рынке», — подчеркнули в ЦБ.
Оптимистичней всех на этом фоне, пожалуй, выглядит помощник президента Андрей Белоусов, который вечером в среду сказал, что ослабление курса рубля «пока» не является предметом для беспокойства.
«Рубль не вышел из зоны комфорта для нашей промышленности, в том числе обрабатывающей, связанной с поддержкой импортозамещения», — сказал, как передает РБК, Белоусов. «Это чисто конъюнктурная история, связанная с известными политическими событиями», — добавил он.