Во вторник статистическая служба ЕС опубликовала новые данные по состоянию экономики еврозоны. Данные показывают заметные улучшения в плане темпов экономического роста, роста инфляции и снижения уровня безработицы. Эти новости находятся в контексте предшествовавших разговоров о критическом состоянии ЕС и росте влияния евроскептиков на фоне экономической нестабильности в ЕС.
Экономика еврозоны, пишет Wall Street Journal, в последнем квартале прошлого года впервые с 2008 г. догнала по показателям американскую. Уровень безработицы опустился до семилетнего минимума. Авторы считают, что для еврозоны это обнадеживающие новости. Ожидается, что 2017 г. будет политически нестабильным для ЕС, где, с одной стороны, сейчас сильны скептические настроения, а, с другой стороны, предстоят важные выборы в наиболее влиятельных странах (Германии и Франции). В этом смысле экономический оптимизм может снизить нестабильность.
Главная новость состоит в том, что в конце 2016 г. еврозона по темпам экономического роста не только догнала, но и перегнала США. За 2016 г. рост в еврозоне составил 1,7%, а в США – 1,6%. Это говорит об устойчивости зоны единой валюты к постоянным потрясениям, связанным с доверием. Речь идет о таких событиях, как решение Британии выйти из состава ЕС, а также теракты в Германии, Бельгии и Франции.
WSJ пишет, что новые данные могут подействовать ободряюще для тех наблюдателей, которые опасались, что еврозона окажется в той же ситуации, что Япония, где имела место длительная дефляция, увенчавшаяся экономической стагнацией. Эти опасения, в частности, привели к тому, что Европейский центробанк в середине 2014 г. запустил ряд стимулирующих программ.
Одним из ключевых оснований для оценки положения дел в евроэкономике была (и остается) американская экономика, показатели которой в целом близки к показателям еврозоны, но различия значимы и считаются информативными, потому что отражают динамику и позволяют делать предположения о тенденциях.
Усиление еврозоны, считают авторы, должно стать поддержкой для мировой экономики, которая восстанавливается очень медленно. Для самой еврозоны общее улучшение показателей – это источник новой неопределенности. Прежде всего, речь идет об инфляции. Рост цен на энергию, например, означает, что хозяйства будут тратить меньше денег на другие товары и услуги, если у работников не вырастут зарплаты. В то же время увеличилась вероятность роста зарплат, потому что снижается уровень безработицы. В декабре он составил 9,6% (в ноябре было 9,7%), что представляет собой наименьший показатель считая с мая 2009.
WSJ оговаривает, что, несмотря на оптимистичность показателей, экономисты обеспокоены тем, что политическая неопределенность может снизить темп экономического роста. Один из серьезных факторов неопределенности – это Франция, где весной должны состояться президентские выборы. Лидирующие кандидаты обещают, что их экономическая политика будет значительно отличаться от политики нынешнего президента Франсуа Олланда. Один из кандидатов Марин Ле Пен, лидер ультраправой партии «Национальный фронт», вообще обещает вывести страну из еврозоны. Ее оппонент от консерваторов Франсуа Фийон собирается ввести программу больших бюджетных сокращений и сократить корпоративные налоги.