будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
безработица экономический кризис
Май 15, 2025
Хозяйство

Феномен российского рынка труда

Феномен российского рынка труда
gaydar1
Эксперты Наталья Акиндинова. Евсей Гурвич. Татьяна Малева и модератор Борис Грозовский на семинаре Фонда Гайдара. Источник: Фото: club.gaidarfund.ru

Принятые меры поддержания занятости в России только усугубят безработицу. С таким заявлением накануне выступила директор Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Малева на семинаре Фонда Гайдара, пишут «Ведомости».

Малева полагает, что предпринимаемые правительством антикризисные меры поддержки занятости в условиях долгосрочного экономического кризиса не только бесполезны, но и контрпродуктивны. По ее мнению, начавшийся с мегаполисов кризис на рынке труда перебросится на промышленные центры в моногородах, а худшим вариантом его развития станет переход в скрытую форму, выраженную в деградации рабочей силы: на фоне начавшегося сокращения численности экономически активного населения это грозит экономике годами застоя. 

Малева рассказала о феномене российского рынка труда, который заключается в слабом росте безработицы в кризис. Так, вопреки экономической теории, вместо снижения занятости при сохранении уровня зарплат происходит сохранение занятости при падении зарплат. По ее словам, этим же объяснялся и быстрый рост зарплат после очередного спада, не соответствовавший ни росту производительности, ни росту самой экономики.

Малева заметила, что каждый раз за периодом быстрого роста зарплат следовал очередной кризис, и рынок труда не обманывал и на этот раз. Она отметила, что признаки грядущего кризиса проявились еще в 2013 году, когда, несмотря на начавшуюся стагнацию экономики, государство усердно повышало зарплаты бюджетникам.

«Последовавший с 2014 года спад доходов — тоже плата за то, что на растущее экономическое напряжение рынок труда отвечал не безработицей, а поддержкой занятости: девальвация и инфляция сказали веское слово», — пояснила Малева.

Правительство, как и в 2009 году, намеревается бороться с кризисом поддержкой занятости и организацией общественных работ, однако на этот раз данные меры не годятся, ведь причины текущего кризиса иные, чем предыдущих, а значит, иным будет и его влияние на рынок труда.

По словам Малевой, первыми жертвами кризиса станут три сектора: торговля, связанная с импортом, финансовый и банковский секторы, а также строительство, испытывающее дефицит ипотечных ресурсов.

 
Выступает Татьяна Малева

Эти особенности определяют и географию кризиса. Эксперт отмечает, что он начнется с мегаполисов, однако в крупных городах господдержка занятости не нужна, ведь там рынок труда диверсифицирован и способен абсорбировать безработицу, а население готово приспособиться к изменениям. Но на мегаполисах кризис не остановится, и падение внутреннего спроса ударит по реальному сектору и промышленным центрам, сконцентрированным в моногородах.

Малева отмечает, что там антикризисные меры поддержки занятости действительно могли бы быть полезны, но только в случае краткосрочного кризиса.

Она напомнила, что в прошлый раз реализация региональных программ началась в середине 2009 года, а уже к началу 2010 года в них не было необходимости, ведь экономика страны пошла на подъем. Тогда правительству удалось сдержать открытую безработицу — люди не были уволены, им дали возможность заняться общественными работами и они красили заборы и подметали дворы на своем же предприятии.

Однако в случае долгосрочного кризиса попытки поддержать занятость подобным способом не только бесполезны, но и вредны, считает Малева. «Общественные работы еще никогда экономику от кризиса не спасали. И сколько лет можно красить этот забор?», - отмечает она.

Кризис 2009 года показал, что, выбрав поддержку социально значимых крупных предприятий, государство поддерживало одновременно и архаическую структуру занятости, и в этот раз антикризисная программа рискует пойти по тому же пути, опасается Малева. Однако, по ее словам, «пересидеть» этот кризис, как раньше, не удастся. Она отмечает, что безработица опасна не масштабом, а продолжительностью, и через два года неудачных попыток найти подходящую работу люди либо уходят в теневой сектор, либо вовсе покидают рынок труда.

При этом количество рабочей силы в экономике будет сокращаться в силу естественных причин. По словам Малевой, выходящее на рынок труда поколение 1990-х лишь на 40% замещает поколение середины 1950-х. «Мы вступаем в другую эпоху рынка труда — демографическую яму: такого длительного и глубокого падения численности экономически активного населения мир еще не знал», - отмечает она.

 
Татьяна Малева на семинаре Фонда Гайдара

По ее словам, «теоретически поддержать экономику может рост производительности труда, но он не взлетит на те же 40%»: «Этот рост надо было готовить — инвестиционно, инновационно, кадрово, — чего не было сделано».

Малева предлагает стимулировать инвестиции, за счет которых можно будет создавать рабочие места. Она подчеркивает, что это именно та политика, которая может изменить структуру экономики и, соответственно, структуру занятости. По ее мнению, маневр – допустить рост безработицы, но быстро перевести ее в новые рабочие места – даст экономике стимул для роста.

«Мы по-прежнему боимся острых реакций на кризис, а на самом деле самые тяжелые социальные последствия — латентные, незаметные и долгосрочные: в состоянии застоя и кризиса можно существовать долгие годы, только страна теряет всяческие перспективы. Больше всего я бы не хотела, чтобы население приспособилось к очень плохой экономике», — отметила Малева.

В конце января премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что для в 2015 году регионы получат более 50 млрд рублей субсидий для поддержки рынка труда. Предполагается, что субсидии пойдут на организацию временной занятости для людей, которые уже потеряли работу, находятся под риском увольнения, работая не полный рабочий день, или находятся в неоплаченных отпусках.

Кроме того, регионы должны организовать опережающее обучение и стажировки для сотрудников промышленных предприятий, где существует риск увольнения. Для людей с ограничениями по здоровью «по возможности будут создаваться новые места на некоммерческих началах» - это может быть работа в муниципальных органах управления или в организациях, выполняющих социальные заказы. При этом Медведев не исключил, что, если экономическая ситуация не будет выправляться, предприятия «будут вынуждены предпринимать организационно-штатные решения». Пока же, по его словам, ситуация на рынке труда «в принципе под контролем, и каких-либо проблем нет».

Тогда же вице-премьер Ольга Голодец отметила, что на российском рынке труда на данный момент вакансий в полтора раза больше, чем официально зарегистрированных безработных. «На сегодняшний день официально зарегистрировано 873 тысяч безработных, а вакансий на рынке труда – 1304. Пока баланс в пользу рабочих мест, но мы готовы к изменению ситуации», - подчеркнула Голодец.

Как сообщалось, реагировать на изменения будет антикризисная комиссия, которая работала в России в прошлый кризис. Представитель главы комиссии, первого вице-премьера Игоря Шувалова рассказывал РБК, что с 2008 года в бюджет ежегодно закладывались деньги на такие антикризисные мероприятия, как переобучение, помощь с переездом, микрофинансовая поддержка, направленная на стимулирование самозанятости. По его словам, программы, на которые выделялось финансирование с 2008 года, «где-то использовались, где-то нет», поэтому определенная сумма на точечную поддержку сейчас уже есть. 

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).