В среду Федеральная резервная система (ФРС) США в очередной раз приняла решение не повышать процентную ставку. Это уже третий случай с того момента в декабре 2015 г., как ставку повысили впервые с 2008 г. Каждый раз пресса оживленно обсуждает значение этих решений и пытается угадывать дальнейшее развитие событий.
Руководство американского центробанка (ФРС) уже третий раз подряд решило не повышать ставку, после того как ее впервые с начала финансового кризиса, пишет Bloomberg. В заявлении по итогам встречи говорится, что оно продолжает считать рост американской экономики стабильным и здоровым, поэтому проблема скорее в показателях мировой экономики. Но даже в этом плане оно теперь меньше обеспокоено, чем прежде, хотя риски, связанные со слабостью мировой экономики пока остаются.
Специфика встречи, комментирует Bloomberg, была в том, что по ее итогам не проводилась пресс-конференция, к которой обычно прислушиваются инвесторы. В этот раз им пришлось вычитывать сигналы, которые бы послужили им руководством к действию, из письменного заявления.
В заявлении есть несколько значимых сигналов. В частности, оно дает понять, что банкиры в своих оценках ситуации в экономике США в основном полагаются на показатели потребительского рынка и рынка труда. Но также, отмечает автор, в нем есть и ощутимый дефицит важного сигнала. Речь идет о дальнейших планах: из заявления непонятно, следует ли ожидать повышения ставки в июне, когда состоится следующая встреча ФРС.
Тот факт, что от повышения ставки отказались уже в третий раз, свидетельствует об изменениях в стратегии руководства ФРС. Главное отличие в том, что в начале 2000-х гг. повышение ставки было регулярным штатным событием. Теперь это стало гораздо менее предсказуемым феноменом.
По всей видимости, в этом проявляется влияние мирового финансового кризиса-2008, худшего со времен великой депрессии, в результате которого изменились экономические механизмы. Каковы эти новые механизмы, пока не вполне ясно, и это объясняет осторожность ФРС, ожидающей, пока они станут более определенными.
Wall Street Journal тоже подчеркивает момент неопределенности: будут ли повышать ставку в июне, остается загадкой. Скорее всего, объясняет автор, это связано с тем, что руководство ФРС хочет оставить себе больше пространства для маневров на следующей встрече. В условиях общей экономической неопределенности это удобно. Предоставление большей конкретики неизбежно привело бы к тому, что инвесторы стали бы принимать на ее основе решения, и это само по себе могло бы непредсказуемым образом повлиять на обстановку.
Главные опасения ФРС остаются прежними: слабая инфляция в США, медленный рост мировой экономики, а также вероятная перспектива выхода Великобритании из ЕС, что само по себе может привести к сильному экономическому потрясению.
Осторожность ФРС говорит о том, что лица, принимающие решения, по-прежнему далеки от уверенности в том, что состояние американской экономики стабилизировалось, несмотря на более ранние заявления, которыми сопровождалось повышение ставки в декабре.