Недавно руководство Федеральной резервной системы (ФРС) США в очередной раз просигналило, что собирается в ближайшее время повысить процентную ставку. Предыдущим сигналом была публикация протокола апрельской встречи, когда повышение было отложено. Комментаторы напряженно следят за событиями.
Wall Street Journal сообщает о том, что председатель ФРС Джанет Йеллен заявила о необходимости «постепенно и осторожно» увеличить процентную ставку в «ближайшие месяцы». Такая обтекаемая манера выражения в последнее время свойственна ФРС и вызывает у инвесторов, предпринимателей и аналитиков множество интерпретаций и догадок. Чуть ранее также появились сообщения об аналогичных высказываниях другого представителя руководства ФРС Джерома Пауэлла.
В соответствии с нынешней формулировкой, наиболее вероятный период повышения ставки – с июня по сентябрь, объясняет WSJ. Следующая встреча ФРС должна состояться 14-15 июня, затем будут встречи в июле и сентябре. На какой-то из них может быть принято проанонсированное решение.
Заявление Йеллен повлияло на прогнозы: теперь вероятность того, что ставку увеличат в июне или июле, оценивается примерно в 60%. Правда, оговаривает WSJ, сильным фактором против повышения ставки в июне может быть британский референдум о выходе из ЕС, назначенный на 23 июня. Неопределенность исхода референдума повышает риски.
Обсуждение перспектив скорого повышения ставки оживилось в середине мая, после того как были опубликованы протоколы апрельской встречи. The Economist тогда писал, что ФРС выбрала плохой момент для повышения ставки. В 2015 г. американский центробанк пытался поднять ставку начиная с сентября, но решение было принято только в декабре. В 2016 г. планировалось повысить ставку четыре раза, однако до сих пор повышение откладывалось. Сейчас руководство ФРС несколько приободрилось в связи с оптимистичностью экономических показателей и готовится к новому повышению.
В качестве главных аргументов в пользу повышения ставки в ближайшее время обсуждаются следующие. Во-первых, показатели по рынку труда в США указывают на то, что зарплаты скоро начнут расти быстрее. В сочетании с ростом цен на нефть это должно привести к инфляции, которой ФРС давно ждет. Собственно, инфляция может в результате появиться значительно быстрее, чем ожидалось, так что ФРС потребуется несколько повышений ставки подряд, чтобы ее догнать. Еще один фактор в пользу повышения – это то, что низкая процентная ставка в условиях ускоряющейся экономики может поощрять рискованное финансовое поведение. Наконец, некоторые полагают, что если ФРС будет и дальше тянуть с повышением, это может плохо сказаться на ее репутации.
Но есть и аргументы против скорого повышения. Во-первых, идея о том, что придется догонять инфляцию, основывается на неподтвержденной гипотезе, что темпы инфляции зависят от уровня безработицы. Во-вторых, раз уж ФРС привязывает свои решения к индикаторам инфляции, считает автор, можно с тем же успехом подождать, пока инфляция достигнет 2% (порог, на который ориентируется ФРС) самостоятельно, а потом уже манипулировать ставкой. Но главная проблема в том, что повышать ставку ФРС теоретически может неограниченно. У этого могут быть нежелательные последствия, но в целом технически это возможно. А вот понизить ставку ФРС уже более затруднительно. Это значит, что торопливость в повышении может быть гораздо более рискованной, чем медлительность. Повышение ставки на нынешнем этапе – это такой слепой прыжок с утеса в туман, пишет автор. Исправить этот шаг, если что-то пойдет не так, будет уже нельзя.