Недавно в нашей экономической жизни произошло небольшое событие, хотя и не очень интересное для широкой публики, но зато хорошо показывающее, насколько официальная интерпретация может отличаться от реального хода дел. Само событие заключалось в том, что три российских экономических ведомства - Центральный банк, Министерство финансов и Министерство экономического развития – согласовали прогноз по инфляции на период с конца 2014 до начала 2015 года.
По мнению этих трех уважаемых органов власти, динамика цен за рассматриваемый период времени будет носить следующий характер: до конца года цены будут расти, в январе они достигнут пика, но уже начиная со второго квартала следующего года темпы их роста существенно замедлятся.
Основанием для подобного рода прогноза является существование т.н. лага, то есть некоторого количества времени, в течение которого происходит перенос упавшего курса национальной валюты на внутренние цены. Согласно разного рода расчетам, после сильной девальвации цены реагируют на нее практически мгновенно, то есть тут же повышаются, но зато потом темп их роста начинает потихоньку снижаться, пока не доходит до нуля и, тем самым, эффект девальвации прекращается.
Поскольку, по мнению экономических министерств, пик девальвации пришелся на начало ноября, то через полгода, то есть как раз к началу второго квартала 2015 года, он сойдет на нет. Правда, ноябрьский пик цен будет поддержан традиционным повышением тарифов в январе (поэтому пиков цен, все-таки, станет два – в ноябре и январе), но влияние этого повышения окажется краткосрочным и общая ценовая динамика будет затухающей.
Таков прогноз динамики цен основных экономических ведомств страны. На первый взгляд, этот прогноз выглядит достаточно адекватным. Однако кое-какие сомнения в его правдивости все же остаются.
Начнем с того, что девальвация рубля c пиком на первой неделе ноября, наверняка еще не самая последняя. А раз так, то строить прогнозы по динамике цен – занятие преждевременное, если, конечно, Центральный банк не знает точно, что больше провалов курса рубля не будет. Но хорошо понятно, что сейчас прогнозировать динамику курса рубля, кто бы этим ни занимался – занятие малоперспективное, больше похожее на гадание на кофейной гуще или столоверчение, чем на исследовательскую деятельность. Поэтому ни Центробанк, ни другие ведомства даже приблизительной оценки ни динамики курса рубля, ни движения внутренних цен дать не могут.
Однако слабое прогнозирование движения курса национальной валюты – это не единственный недостаток прогноза ЦБ, Минфина и Минэкономразвития. Дело в том, что, по мнению специалистов этих ведомств, рост цен замедлится, потому что упадет покупательная способность населения. Импортные товары и товары, при производстве которых используются импортные компоненты, подорожают так сильно, что станут не по карману большинству покупателей, и они откажутся от их покупки, переключившись или на более дешевые аналоги, или просто сократив потребление подобного рода товаров и услуг. В результате средняя цена покупки снизится, что и будет индикатором стабилизации общего уровня цен.
По этому поводу можно сделать три замечания. Первое состоит в том, что затухание ценовой динамики из-за сокращения спроса на дорогие импортные товары и, соответственно, сокращение их предложения, является чисто статистическим эффектом. Просто часть товаров механически исключается из потребительской корзины, поэтому она вроде бы дешевеет, хотя потребность в исключенных товарах по-прежнему существует.
Второе замечание заключается в том, что многие российские граждане имеют валютные доходы и активы, поэтому могут совершенно спокойно конвертировать их в рубли по текущему курсу и по-прежнему покупать импортные товары в прежнем объеме. То есть их валютный риск полностью покрыт, поэтому их потребление и, соответственно, средняя цена покупки, не изменятся.
И, наконец, третье замечание состоит в том, что российские компании наверняка захотят поднять свои цены вслед за ростом цен на продукцию иностранных конкурентов, устроив, тем самым, т.н. гонку за лидером. Поэтому, скорее всего, к началу второго квартала ценовая динамика, как на это рассчитывают экономические органы власти, сама по себе не успокоится.
Скорее всего, ценовая динамика будет выглядеть следующим образом. Если Центральный банк будет по-прежнему проводить относительно жесткую кредитно-денежную политику и не запустит спираль «цены – эмиссия – цены», то нас, вероятно, будет ждать жесткая посадка. Столкнувшись со спросовыми ограничениями (но уже на продукцию отечественного производства) и сокращением сбыта, российские производители окажутся вынуждены остановить производство, и смогут снова запустить его только после того, как распродадут сверхнормативные складские запасы. И лишь в более отдаленной перспективе, скорее уже в начале 2016 года, в игру могут вступить дополнительные производства, возникшие благодаря введению контрсанкций. Только тогда можно будет говорить о том, что инфляционный потенциал девальвации рубля полностью исчерпан.