будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Газовая экспансия

Газовая экспансия
gric_big

Как показывает недавнее интервью главы «Газпрома» Алексея Миллера, структура, некогда известная как газовый холдинг, пытается себя перепозиционировать как глобальную энергетическую компанию, сохраняющую статус газового монополиста внутри страна, расширяющую экспансию за рубеж, а также в смежные сектора – уголь, нефть, электроэнергетику и т.п. На этом пути у компании есть помехи, но они, кажется, успешно преодолеваются.

Одной из главных помех, похоже, является отечественный потребитель газа. Он по-прежнему является не самым удобным покупателем. Как следует из очередного годового отчета компании, самые низкие доходы она получила, продавая газ на российской территории. В 2006 г. выручка от продажи газа на российском рынке составила 356 млрд. руб. (рост на 15%), а объемы поставок газа выросли на 3 % и достигли 316 млрд. кб. м.. В свою очередь, страны СНГ и Балтии, потребив меньше газа, заплатили за него совсем другую сумму. В 2006 г. поставки газа «Газпромом» в страны СНГ и Балтии составили 101 млрд. кб. м, (рост на 32%), причем рост выручки от продажи газа составил сто млрд. руб. (на 94% по сравнению с 2005 г.), и общий объем продаж составил 210 млрд. руб. Но надо понимать, что эти замечательные финансовые результаты были получены не просто так, а вследствие серьезного выкручивания рук сначала украинским, а потом и белорусским газовым компаниям, свидетелями чего мы были два последних года.

Наиболее платежеспособным покупателям ничего не надо было выкручивать, они сами с готовностью несли деньги в кассы «Газпрома», и при этом еще предлагали инвестиции как в расширение добычи газа, так и в его транспортировку. В отчетный период самым благонадежным потребителям, то есть в европейские страны, было продано 162 млрд. кб. м газа, что на 3,5% выше уровня 2005 года, а выручка от продажи газа выросла на 37 % и составила 846 млрд. руб.

Сопоставляя для каждых из трех рынков сбыта объемы поставок газа в натуральном выражении и в денежном выражении, мы можем получить своего рода  коэффициенты финансовой привлекательности: поставка 1 кб. м газа российским потребителям приносит «Газпрому» 1 рубль выручки, поставки в страны СНГ и Балтии – 2 рубля, ну, а поставка 1 кубометра газа в дальнее зарубежье – 5 рублей. Соответственно, российский рынок для «Газпрома» в 5 раз менее выгоден, чем европейский, и отсюда вытекает вся его политика – снижать поставки газа на внутренний рынок путем постоянного повышения цен.

Под сильным давлением корпорации правительство России ноябре 2006 г. приняло решение об увеличении предельных значений цен на газ на период до 2010 г.: в 2007 г. они могут возрасти на величину до 15 %, в 2008 г. – до 25 %, в 2009 г. – до 20 % и в 2010 г. – до 28 %. Конечно, этот график повышения цен достаточно пологий, но, судя по реальному положению дел, «Газпром» решил его перевыполнить. Во всяком случае, для рядовых потребителей цены на газ за первое полугодие уже возросли на 47%, а со второго полугодия повысится на 67%, то есть больше чем в два раза за один год. Это вполне сочетается с планами корпорации довести доходность продаж на внутреннем рынке в 2011 г. до европейского уровня (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин).

Естественно, повышая цену газа для внутренних потребителей, которым это все крайне неприятно, газовая компания старается смягчить условия получения голубого топлива. Розничным потребителям, например, она обещает расширение газификации домовладений и квартир на 15% за год, с тем, чтобы довести их число до 13 млн. чел. При этом, однако, не учитывается, будут ли они готовы платить за это топливо ту цену, которую хочет получить от них поставщик.

Повышение цен и рентабельности работы на внутреннем рынке должно привести, по мнению руководителей корпорации, к нормализации структуры топливно-энергетического баланса. Иначе говоря, это значит, что, столкнувшись с резким подорожанием газа, его потребители, в первую очередь – энергетики, а во вторую – коммунальные службы, будут вынуждены отказываться от газа и замещать его углем. А высвободившиеся вследствие этой структурной перестройки объемы газа корпорация перенаправит на экспорт в Европу, так как там, как мы уже знаем, за 1 кб. м газа можно получить целых 5 рублей.

Нельзя сказать, чтобы эта политика была очень полезна всем секторам российской экономики, но зато она отвечает желанию усилить внешнеполитические рычаги российского руководства, позволяет продолжить экспансию на внешний рынок, а также возвращает важное место еще одной хозяйственной отрасли – добыче угля.

При этом, замещая газ углем, «Газпром» не намерен просто так отдавать внутренний рынок топлива другим производителям, то есть угольным компаниям. «Газпром» сам намерен стать крупнейшим производителем угля, получая прибыль, хоть и небольшую, от его реализации. Для этого он пытается создать совместную компанию с одной из угольно-энергетических компаний, СУЭКом, чтобы получить доступ и к угольным предприятиям, и к электростанциям, которые потребляют уголь или которые можно перевести на уголь. Правда, регулирующие органы пока не дают на подобного рода сделку согласия, но, пробивные способности «Газпрома» известны очень хорошо.

Еще один проект «Газпрома» в энергетике – это добыча нефти. Уже сейчас объем годовой добычи нефти и конденсата группой «Газпром» достиг 45,4 млн. тонн. Запасы жидких углеводородов Группы составляют 2,6 млрд. тонн, что позволяет к 2020 г. выйти на объемы годовой добычи до 80 млн. тонн. Это, вообще говоря, столько же, сколько сейчас добывает «Роснефть» после присоединения нефтяных активов ЮКОСа. Таким образом, если планам «Газпрома» в области нефтедобычи удастся реализовать, то в России будут три нефтяных компании с приблизительно одинаковым объемом добычи – «ЛУКойл», «Роснефть» и «Газпром нефть».

См. также:

  • Гриценко. Энергоэкспансия «Газпрома»
  • Гриценко. Новый рецепт газового коктейля
  • Гриценко. Чей дом - "Газпром"?
  • Гриценко. Газовый источник скандалов
  • Цыпин. Газовый слон на пороге европейской лавки
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).