Антимонопольное расследование действий «Газпрома» в Восточной и Центральной Европе, начатое Еврокомиссией, пока не вызывает беспокойства у экспертов за судьбу компании: и сам инструмент влияния не слишком действенный, и непонятно, есть ли вообще там что-то, что стоит искать. Однако в происходящем может оказаться и политический момент: Еврокомиссия давно уже хочет замкнуть на себе заключение контрактов на поставку газа в Европу по принципу «одного окна».
Вечером 4 сентября Еврокомиссия распространила документ, в котором было сказано о начале расследования по трем случаям нарушений «Газпромом» конкуренции в Центральной и Восточной Европе.
«Во-первых, «Газпром», предположительно, разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны-члены ЕС. Во-вторых, компания, возможно, препятствовала диверсификации поставок газа. Наконец, «Газпром» мог установить несправедливые цены для своих клиентов, увязав их с ценами на нефть», - гласит текст документа.
Это сообщение не вызвало серьезного колебания на рынках. А эксперты уверены, что и сейчас, и в дальнейшем
Старший советник по воздействию макроэкономических факторов на рынок ценных бумаг Центра развития фондового рынка Юрий Данилов заявил «Полит.ру», что еще пока рано рассуждать о возможных колебаниях цен на акции «Газпрома», и не факт, что повод говорить об этом вообще появится.
«Пока непонятно, что именно вменяется «Газпрому», какие именно моменты. Для оценки события нет конкретики. Когда будет понятно, что нарыли или не нарыли, и есть ли вообще поводы для принятия каких-либо санкций, только тогда будет ясно, может ли вообще измениться цена, и насколько. Рынок, если посмотреть, особо пока не дергается, и колебания цены находятся в пределах общей статистической погрешности», - рассказывает эксперт.
«Пока еще ничего не ясно, чем это закончится, и, соответственно, будет ли какой-то ущерб от этого для компании, - считает руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО Алексей Кузнецов. – Пока можно говорить только о репутационных потерях. Есть знаменитая поговорка «ты украл, у тебя украли – все равно ты замешан в воровстве». Коль скоро ЕК объявляет о том, что «Газпром» мог использовать свое монопольное положение – это в любом случае будет играть на руку тем, кто и так пытается видеть в «Газпроме» только руку Кремля. Какая-то репутационная потеря будет, однозначно».
При этом ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок, специалист по финансовым рынкам Алексей Горяев уверен, что даже если колебания цены акций «Газпрома» и возникнут, то не будут иметь для компании особого значения.
«Любые действия властей по отношению к какой-либо компании могут оказывать влияние на котировки ее акций. Но насколько это важно для «Газпрома»? С учетом того, что поставки газа в ЕС являются для «Газпрома» основным источником дохода, наверное, это важно.
Если Европа сама будет добывать или импортировать сланцевый газ, то у них будет больше рычагов влияния на «Газпром». Однако есть большие сомнения, что сланцевый газ появится в Европе быстро. И не ясно даже, появится ли он вообще со всеми его экологическими рисками. Впрочем, если у Европы появится какой-то задел по внедрению сланцевых технологий, у них будет значительно больше рычагов давления на «Газпром», не сравнимых ни с какими антимонопольными расследованиями», - уверен Горяев.
При этом генеральный директор «Института национальной энергетики» Сергей Правосудов видит в действиях Еврокомиссии вполне политические мотивы.
«Здесь важно понимать, что Евросоюз работает с Россией не напрямую. Все контракты у него с небольшими европейскими компаниями. С компаниями, непосредственно поставляющими газ потребителю, у «Газпрома» есть соглашение о специальных условиях. Иначе говоря, эти компании получают скидки и преференции. А Еврокомиссия формально не имеет права вести какие-либо международные переговоры по газовым контрактам. Это прерогатива национальных правительств – Италии, Германии, Франции и так далее, и, соответственно, компаний этих стран.
Естественно, ЕК ищет для себя возможности влезть в эти международные контракты и обеспечить себе (показав, что отношения с «Газпромом» нуждаются в дополнительном регулировании) площадку для таких переговоров по принципу «одного окна». Их мотив – снизить конкуренцию на рынке газа, и обеспечить для всех одинаково низкие цены, - рассказывает эксперт. – Но национальные правительства не очень-то хотят отдавать эти полномочия и менять правила игры, которые, в общем-то, отвечают интересам избирателей и местному потреблению».
Однако, по словам, Правосудова, пока тяжело прогнозировать, чем «эти бодания» могут закончиться.
Пока что, согласно официальному заявлению «Газпрома», в компании даже не получили извещения о начале расследования от Еврокомиссии. Максимальный штраф, который, в случае негативного развития событий для «Газпрома», грозит компании, – 10% от годовой выручки. Однако он может быть увеличен до 30%, если будет доказано, что нарушения зафиксированы на протяжении более чем одного года. Напомним, что в 2011 году «Газпром» заработал 40 млрд. долларов.