Вчера Россия должна была представить свои предложения относительно создания организации, объединяющей страны, которые добывают природный газ, на заседании в Тегеране в понедельник. Начавшееся 28 апреля в Тегеране встреча экспертов в рамках подготовки к Форуму стран - экспортеров газа (ФСЭГ) призвана согласовать окончательный вариант устава будущей «газовой ОПЕК», выбрать (или создать композицию) из двух документов, подготовленных в Москве и в Тегеране. Конкретики пока особенной нет. Что, впрочем, было вполне ожидаемым.
Иранский чиновник заявил,сообщает агентство Reuters , что на совещании экспертов и заместителей министров газодобывающих стран будет обсуждаться возможность создания группы, подобной Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
На веб-сайте иранского министерства нефтяной промышленности сегодня было опубликовано сообщение о том, что участники двухдневного совещания будут обсуждать рамки сотрудничества и устав, который должны представить российские чиновники.
"В числе российских предложений будут (предложения касательно) необходимости международного форума по ценам на газ (а также) создания сети поставок газа с целью компенсации дефицита газа в долгосрочных контрактах", - говорится в сообщении без ссылки на источники.
В каком-то формате «газовая ОПЕК», возможно, все-таки будет создана. Участники Форума стран-экспортеров газа, куда входит и Россия, на встрече в Египте в начале 2008 года договорились создать международную организацию, построенную по тем же принципам, что и ОПЕК. Речь шла о превращении неформального клуба, у которого нет никаких централизованных органов управления и координации работы, в серьезную международную организацию поставщиков газа.
Идея альянса стран-экспортеров газа не нова – ее начали обсуждать еще в 2002 году, на фоне резкого роста цен на энергоносители. Однако реанимирована тема была в 2006-2007 годах. Причем, в России «заманчивая» идея стала лейтмотивом выступлений на тему энергетической безопасности первых лиц. На пресс-конференции Владимира Путин 1 февраля 2007 года тема вновь была вброшена. Останавливаясь на вопросе о создании новой организации, так называемой «Газовой ОПЕК», президент подчеркнул, что Россия координирует свои действия с иранскими партнерами и другими странами – поставщиками газа на мировой рынок, но «никакой картель создавать не будет».
Отрицательных моментов тоже немало – буде организация даже будет создана – есть они и для России. Для влияния на цены членам картеля придется вводить квоты на добычу. Сегодня когда России грозит дефицит газа это даже выгодно, но когда начнут разрабатываться крупные месторождения, квотирование может сыграть отрицательную роль.
Западные критики идеи отмечают, что вероятность формирования Россией реального картеля с другими странами-поставщиками газа низка. По свободным ценам реализуется относительно малый объем газа, поставки идут в основном по трубе (что не создает условий для диверсификации поставок).
Призывы к созданию газового картеля исходят из Ирана, лидер которого аятолла Али Хаменеи как-то заметил, что на Иран и Россию вместе взятые приходится 40 процентов доказанных запасов газа в мире. Есть, правда, нюанс – Иран экспортирует небольшие объемы газа, так что его призывы – разговоры в пользу бедных. Для России важнее было бы договориться по этому поводу с Алжиром, который наряду с Россией является наиболее крупным поставщиком газа в ЕС.
Однако с Алжиром у «Газпрома» (да и у России вообще – стоит вспомнить хотя бы скандал с отказом Алжира от российских МиГов) отношения складываются непросто. С Алжиром не заладилось – стороны подписали несколько вполне значимых документов, алжирские компании уже практически готовились к участию в разработке местрождений в России, но уже к концу осени альянс, который имел все признаки зачатка «газовой ОПЕК», вдруг распался. "Альянс с "Газпромом" не привел ни к каким конкретным результатам", – заявлял Мохаммед Мезиан, главы алжирской энергетической компании Sonatrach 10 декабря 2007 газете Wall Street Journal. Европейцам разрыв очень понравился – они опасались манипуляций с ценами на газ. А без Алжира (а также Норвегии, отчасти Ливии) альянс, сколь бы он ни нравился иранским лидерам и российским политикам, вряд ли возможен.
Практический смысл разговоров о газовом картеле все-таки есть – с возрастанием доли продаж сжиженного газа ситуация на мировом рынке будет неким образом (пока не слишком ясно к- каким именно) меняться. Кроме того, растущее потребление газа потребует от производителей совместных действий. Да и с европейскими партнерами «Газпрому» будет удобнее вести переговоры по скупке активов (сетей или хранилищ, созданию СП, покупке энергетических активов в Европе), имея в рукаве «вечный» тезис о создании «не сегодня – так завтра» «газовой ОПЕК».
Есть еще один аспект - «газовая ОПЕК» становится совместным российско-иранским проектом, отчасти пропагандистского свойства, который призван убедить Индию отказаться от планов по экспорту туркменского газа через Афганистан в пользу иранского газа. Индия вскоре может стать крупным потребителем газа и ни «Газпрому», ни Ирану терять этот рынок – а именно это предполагает проект строительства трансафганского газопровода – не хочется. Россия и Иран пытаются предложить Индии альтернативные проекты (газопровод в обход Пакистана, что устроило бы Индию), но пока не слишком успешно.
На днях министр нефтяной промышленности Индии Мурли Деора вместе с министрами Пакистана, Туркмении и Афганистана подписал рамочное соглашение о строительстве газопровода стоимостью $7,6 миллиарда.Строительство планируется начать в 2010 году. Газопровод пропускной способностью 3,2 миллиарда кубических футов в сутки должен начать свою работу в 2015 году.