«Газпром» и германская BASF AG, одна из ведущих в мире химических компаний, подписали в четверг в Томске соглашение об обмене активами в области газодобычи и торговли природным газом. Подписи под документом в присутствии президента России и федерального канцлера Германии поставили председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и председатель правления BASF Юрген Хамбрехт.
Согласно соглашению, «Газпром» увеличит свою долю в российско-германском СП Wingas GmbH до 50% минус одна акция. Наряду с этим «Газпром» получит долю в капитале одной из компаний в группе Wintershall (100-процентная «дочка» BASF), владеющей паями в геологоразведочных и добычных активах. Взамен BASF/Wintershall получат 25% минус одна акция и 10% неголосующих акций в компании ОАО «Севернефтегазпром». Таким образом, BASF/Wintershall будет владеть 35% минус одна акция в Южно-Русском месторождении (которое является сырьевой базой для Северо-Европейского газопровода). Начало добычи газа на месторождении намечено на 2008 год. Кроме того, «Газпром» и BASF создадут на паритетных началах совместное предприятие «Вингаз Европа» для торговли природным газом в европейских странах.
Как заявил после подписания соглашения Хамбрехт, документ будет способствовать дальнейшему развитию стабильного и надежного партнерства между «Газпромом» и BASF. В свою очередь, по мнению Миллера, «достигнутые договоренности определяют равноценный, соответствующий стратегическим интересам обеих компаний, объем газодобывающими и сбытовыми активами».
Президент РФ Владимир Путин в свою очередь назвал подписанное соглашение лучшим примером сотрудничества России с европейской страной в сфере энергетики. «Это первый в современной истории случай, когда Россия пустила зарубежного партнера в добычу газа на огромном месторождении, которое будет эксплуатироваться десятилетия», - сказал Путин.
В то же время ожидаемое еще накануне подписание соглашения «Газпрома» с компанией E.ON о вхождении последней в проект разработки Южно-Русского месторождения будет осуществлено в течение ближайших трех месяцев. «Соглашение с E.ON может быть подписано в течение ближайших трех месяцев, и он может получить такую же долю акций, как и BASF, - 25%», – сообщил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев перед началом работы российско-германского бизнес-форума в Томске. Он пояснил, что первоначально подписание соглашения планировалось на апрель, но в силу технических причин было отложено.
Несмотря на успехи «Газпрома» в отношениях с немецкими партнерами, остальные европейцы очень осторожно относятся к инициативам России в области энергетики. Растущая экспансия «Газпрома» вызывает беспокойство в Европе, которая покрывает треть своей потребности в газе и нефти за счет поставок из России. Так, в Великобритании недавно состоялось обсуждение законодательных изменений применительно к вероятной покупке «Газпромом» английской компании Centrica, которые позволят правительству заблокировать сделку, если оно сочтет ее угрожающей национальным интересам. «Газпром» также не пускают на внутренний рынок Франции (приватизация Gas de France прошла без его участия) и других западноевропейских стран.
На днях Еврокомиссия в довольно резких выражениях попросила «Газпром» не угрожать Евросоюзу, используя тезис о диверсификации поставок российского газа в Китай и США в «иных целях, кроме коммерческих». Заявление прозвучало после ультимативного требования Алексея Миллера не чинить препятствий «Газпрому» при работе в Европе.
Эта проблема не осталась сегодня без внимания российского президента, который вступился за госкомпанию. Он выразил возмущение в связи со звучащими из Евросоюза заявлениями об угрозе энергетической зависимости от России. «Мы постоянно слышим о какой-то угрозе зависимости от России, о том, что надо ограничить допуск российских компаний на европейские рынки. Но вы и нас поймите, встаньте на наши позиции. Что мы должны делать, когда мы каждый день слышим одно и то же. Мы начинаем искать другие рынки», - заявил Путин на пресс-конференции в Томске. Он подчеркнул, что «это не значит, что Россия ограничит поставки в Европу». По его словам, «для нас Европа - это естественный партнер и самый близкий». «Но когда мы постоянно слышим одно и то же, мы воспринимаем это как угрозу ограничения доступа на рынки и начинаем действовать», - заявил Путин.
Президент напомнил о ситуации в связи с появлением сообщений о планах «Газпрома» приобрести британскую Centrica. «Газпром» даже не собирался покупать Centrica в Британии. Это были лишь утечки в прессе о том, что «Газпром» якобы об этом думает. Но мы сразу услышали от британских политиков - нужно принять отдельный закон, ограничивающий экспансию российских энергетических компаний на европейские рынки», - отметил президент РФ.
Президент задался вопросом: «А где же глобализация и свободные экономические отношения?». «Значит, когда к нам приходят, - это инвестиции и глобализация, а если мы собираемся прийти - это уже экспансия. Нам нужно договориться об общих правилах игры», – подчеркнул Путин. «О какой угрозе зависимости от России можно говорить сегодня, когда ситуация в мире коренным образом изменилась», - заявил он, отметив, что энергетическое сотрудничество со странами Европы «продолжается не два-три года, а уже десятилетия».
Слухи о предстоящих грандиозных покупках «Газпромом» европейских газовых сетей (кроме британской Centrica упоминалась и итальянская Hera SpA, а также газовые активы в Словакии и Венгрии) поползли сразу после завершения новогодней украинской газовой баталии. Возможно, главным итогом газовой войны «Газпрома» с Украиной стало падение репутации российского газового гиганта не столько из-за жестких действий по отношению к противнику и вынужденного уменьшения поставок, сколько из-за шума, сопровождавшего наведение порядка. В клубе «молчаливых гигантов», куда стремится попасть «Газпром», излишнего шума не любят. Политика - это, в основном, не дело корпораций или, во всяком случае, - тихое дело корпораций.
С точки зрения европейского бизнеса, корпоративная философия российского концерна выглядит не слишком вразумительно - кампании по газификации и скупке СМИ, не ставящие целью увеличение прибыли, но сопровождаемые шумихой, напоминают нечто из хорошо забытого, но недавнего прошлого большой страны, которую «Газпром» представляет в Европе.
См. также:
Арон Цыпин. Газовый слон на пороге европейской лавки