будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Евросоюз Россия США газовая промышленность
Май 12, 2025
Хозяйство
Громов Алексей

«Газпром» попрощается с экспортной монополией

«Газпром» попрощается с экспортной монополией
800-600_inmGvsx
Скульптурная группа в теплых аксессуарах. Источник: Pixabay

Новые американские санкции, затрагивающие, в частности, Россию, способны привести к перебоям в экспорте российского газа в Европу, считают аналитики международного рейтингового агентства S&P. Они не исключают, что санкции могут ударить по действующим и будущим экспортным трубопроводным проектам РФ.

По мнению аналитиков, отсутствие прямых санкций в отношении этих трубопроводных проектов по поставке энергоносителей и свобода действий в вопросах их применения создают неопределенность, которая может сказаться на интересе инвесторов к акциям российских компаний и вызвать задержки в принятии инвестиционных решений. Кроме того, санкции могут ограничить доступ к технологиям или услугам, которые нужны для завершения строительства трубопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

Если же оно не завершится к 2019 году, то поставки российского газа в Европу будут зависеть от итогов переговоров по договору с Украиной о транзите газа. Именно поэтому, полагают аналитики, не исключена приостановка поставок газа во время переговоров. Правда, такой сценарий они называют маловероятным, однако допускают и такое развитие событий, пишет информационное агентство РБК.

 
Газонасосная станция на границе Украины / wikipedia.org

Между тем 8 августа стало известно, что «Нафтогаз Украины» намерен увеличить требования к «Газпрому» в Стокгольмском суде по иску о транзите газа более чем на 5 млрд долларов, в результате чего общая сумма исковых требований превысит 18 млрд долларов. «Мы рассчитываем, что по нашим искам мы получим справедливую компенсацию от "Газпрома"», – заявил в интервью украинскому «Пятому каналу» коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

Кроме того, СМИ сообщили, что межведомственная комиссия по безопасности в экономической и социальной сферах при Совете безопасности России рекомендовала правительству определить условия либерализации экспорта российского газа. По сведениям газеты «Ведомости», комиссия обсуждала развитие проектов по производству сжиженного природного газа в мире как угрозу энергетической безопасности России. В результате она рекомендовала правительству «определить приоритетные направления государственной политики развития СПГ-индустрии», чтобы уже в среднесрочной перспективе Россия вошла «в число мировых лидеров производства и экспорта СПГ»; а также определить «скоординированную стратегию» поставок газа «на целевые рынки» и «условия либерализации экспорта природного газа с учетом имеющихся рисков» для обеспечения экономической безопасности страны.

В целом монополия на экспорт газа по трубопроводам принадлежит «Газпрому», но СПГ можно экспортировать в обход. Этим правом наделены госкомпании, если сжижают газ с шельфовых месторождений, или частные структуры, если до 2013 года получили лицензию на разработку газовых месторождений с возможностью строительства там СПГ-завода. По оценке опрошенных изданием экспертов, вероятность либерализации экспорта трубопроводного газа сейчас невелика. В то же время они считают, что для «Газпрома» это было бы полезно – компания, почувствовав конкуренцию, начала бы более эффективно работать.

Прокомментировать ситуацию для «Полит.ру» согласился директор по энергетическому направлению, руководитель Энергетического департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов. В беседе с «Полит.ру» он отметил, что прекращение поставок российского газа в Европу действительно маловероятно.

«Если мы говорим о рисках возможного возникновения проблем с поставкой российского газа в Европу в связи с недавно подписанным президентом США новым санкционным пакетом, то надо отметить следующее. Закон, о котором рассуждают аналитики, предусматривает только возможность введениях таких санкций. Никто не говорит, что эти санкции должны быть введены. И в любом случае, эти санкции будут оговариваться и вводиться только в том случае, если будут обеспечены соответствующие договоренности американцев со своими союзниками. То есть – с европейскими странами, которых может непосредственно затрагивать эта ограничительная мера.

Как сказано непосредственно в принятом законе, санкции могут накладываться на любые инвестиции (например, в техническое сопровождение, ремонт и так далее), которые будут затрагивать российские экспортные газопроводы на территории Российской Федерации. Никто не говорит о том, что могут возникнуть проблемы с газопроводами, которые формируют поставки российского газа на территорию Евросоюза. Эти газопроводы находятся в ведении Евросоюза.

 
Укладка труб газопровода

Да, очевидно, что в условиях новых санкций под риски попадают новые газотранспортные проекты Российской Федерации «Северный поток-2» и «Турецкий поток». В этой ситуации решить проблему можно, полностью загружая «Северный поток-1» и связанный с ним газопровод OPAL – что, в принципе, с юридической точки зрения теперь возможно. Поскольку, как вы знаете, Европейский суд снял все ограничительные меры по иску Польши к «Газпрому» относительно загрузки газопровода OPAL. И, конечно же, ее следует решать, сохраняя значительные объемы поставок газа по так называемому украинскому транзиту.

В этой ситуации, я полагаю, аналитики S&P видят риски в первую очередь по украинскому транзиту. Мы знаем, что договор по нему заканчивается в 2019 году и что до сих пор никаких практических переговоров между «Газпромом», «Нафтогазом» и европейской стороной еще не проводилось. Неизвестно, какими будут новые условия, какими – ставки по транзиту. Понятно, что на фоне такой неопределенности потенциальный риск, связанный с украинским транзитом, существует. Думаю, именно его в первую очередь и имели в виду аналитики S&P.

Что касается вопроса об увеличении иска «Нафтогаза» на 5 млрд долларов, то мы знаем, что Арбитражный суд уже рассматривал встречные иски «Нафтогаза» и «Газпрома» с суммами, кратно превышающими 5 млрд долларов: я помню, что был иск «Газпрома» к «Нафтогазу» на сумму порядка 31 млдр долларов и был похожий иск от «Нафтогаза». И было вынесено промежуточное решение, которое не удовлетворило большие финансовые претензии ни одной из сторон. Думаю, что и в нынешней ситуации ждать того, что Арбитражный суд примет сторону «Нафтогаза», не приходится. Тем более, что речь идет о серьезных документам – таких, как долгосрочные контракты. Так что, полагаю, здесь нам пока беспокоиться не о чем.

Если же говорить об итогах заседания Совета безопасности, отмечу следующее. Полного текста решения у нас нет, поскольку документ носит закрытый характер. Но надо понимать, что вопрос постепенного ухода от экспертной монополии «Газпрома» в принципе назрел. За последние несколько лет кардинально изменились условия работы «Газпрома» на европейском рынке. Если раньше он работал с такими же компаниями-монополистами, как он сам, то теперь этих компаний нет – в соответствии с Третьим энергетическим пакетом эти компании на европейском рынке исчезли.

Кроме того, мы понимаем, что изменились и сами правила игры на европейском рынке: Европа уже не планирует (и надо это признать) заключать новых долгосрочных контрактов на поставки газа – то есть меняются уже и контрактные условия поставок. При этом все больше газа торгуется на спотовых площадках, на биржах. И в этой ситуации держаться за монополию «Газпрома» как за единственную возможность для России на безальтернативной основе (имеется в виду – при отсутствии конкуренции со стороны других поставщиков из России) поставлять газ в Европейский союз, наверно, уже поздно. Это выглядит анахронизмом.

А то, что в Совете безопасности сформулировали решение по этому вопросу таким образом, что необходимо проработать этот вопрос, – это, наверное, правильный подход. Потому что на самом деле мы, начиная уже со следующего года, вступаем в период высокой конкуренции на европейском и других газовых рынках. Почему? Потому что очень много проектов как раз начиная с 208 года будут запущены в первую очередь в сфере сжиженного природного газа. Это касается и американских сланцевых проектов, и австралийских проектов, и канадских – и российских проектов в том числе. Поэтому нам нужно быть конкурентоспособными, гибкими и, наверное, самим уже адаптироваться к изменившимся рыночным условиям.

Так что думаю, что вопрос об экспортной монополии назрел, но необходимо взвешенное и аккуратное его решение. Такое, чтобы государство ничего не потеряло оттого, что на европейском рынке в перспективе будет продаваться газ нескольких российских производителей», – сказал Алексей Громов.

Громов Алексей
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).