Какой Россия видится за рубежом? Этот вопрос периодически волнует и российских граждан и особенно российское руководство. В середине 2013 года, например, Владимир Путин поручил правительству «принять меры по обеспечению защиты интересов Российской Федерации в целях улучшения в странах, формирующих основные туристические потоки, имиджа России как страны, благоприятной для туризма». А в феврале 2012 года в статусе кандидата в президенты Путин обратил внимание на низкие позиции России в международном рейтинге Doing Business: «Мы ставим задачу войти в число стран с наиболее привлекательным инвестклиматом. Нужно сделать 100 шагов вперед, чтобы в рейтинге со 120-го места подняться на 20-е». И так далее — сетования на плохой имидж России за рубежом и радость от того, что этот имидж как-то и где-то улучшается, для российских чиновников далеко не являются редкостью.
И вот очередная публикация из серии «они о нас». Китайский таблоид The Global Times, специализирующийся на международной проблематике, рассказал своим читателям о том, что такое «Газпром». По мнению издания, компании удалось монополизировать все каналы экспорта природного газа, и она начала выступать в качестве посредника между Россией и остальным миром. Автор статьи уверяет, что «Газпром» играет роль «скипетра» Путина, и благодаря ему страна смогла создать свою «газовую ОПЕК». В годы президентства Владимира Путина «Газпром» успел сыграть существенную роль в укреплении режима, а также в укреплении дипломатических позиций России.
В целом публикация комплиментарна, но есть и негативные, по мысли автора, для «Газпрома» трудности. Как пишет автор, «Газпром» начали критиковать за неэффективность, а на смену пришли новые монополии - «Роснефть» и «Новатэк». Да и в мире началась «сланцевая революция». По мнению автора, теперь «Газпрому» необходима деполитизация и коммерциализация при одновременном проведении рыночных реформ в стране, или монополии не удастся сохранить конкурентоспособность.
Не то чтобы новости для России. «Газпрома так сильно боятся, Газпромом так громко восхищаются, что, кажется, и времени уже не остается на то, чтобы взглянуть, как он устроен и что у него внутри. Что это, механизм или организм? В каком состоянии сейчас это мощное русское оружие, которое ковали Берия и Хрущев, которым пользовались Брежнев и Косыгин и которое Черномырдин и Вяхирев передали в руки Путину? Не проржавело ли оно? Действительно ли опасно? Наконец, можно ли попытаться его разобрать, чтобы получить ответы на эти вопросы? Первые слова, которые сказал нам бывший ельцинский и.о. премьер-министра Егор Гайдар, когда мы попросили его дать нам интервью про газ, были: Зачем это вам? Вы понимаете, что вас убьют? Вы понимаете, куда вы лезете?» - писали в предисловии к книге «Газпром. Новое русское оружие» известные российские журналисты Михаил Зыгарь и Валерий Панюшкин.
А выдвижение Дмитрия Медведева, который возглавлял на протяжении нескольких лет совет директоров газовой компании, на президентский пост, они в книге описывали так: «Эта предполагаемая рокировка не объясняет, подмял ли Газпром под себя Россию или российское государство поглотило Газпром, но объясняет, почему книга про Газпром получилась у нас книгой про Россию. Компания и страна подобны сообщающимся сосудам. Потрет Газпрома естественно превращается в историю России». Как язвили над названием провластного блока «Наш дом — Россия» (была такая «партия власти» с премьером Черномырдиным во главе) - «Наш дом — Газпром».
«Газпром» и сам пафосно утверждает, что он — наше все. Его многолетний слоган, который можно увидеть в федеральном телеэфире каждый день на протяжении многих лет, звучит как «Газпром — национальное достояние». Но «Газпром» - это еще и своего рода «национальная мечта» на растущее благосостояние. Как в известной шуточной песне «Обращение к акционерам «Газпрома», исполненной, кстати, в эфире канала, входящего в «Газпром-медиа»:
«В общем, скажу вам открыто и прямо
Я видел по телевизору Вашу рекламу
И в ней убедительно сообщается,
Что вместе с Газпромом мечты сбываются!
Газпром выполняет свои обязательства,
Вы — тому яркое доказательство!
По выражению Ваших лиц
Сразу понятно, мечты сбылись!»
Так что имидж «Газпрома» и его проблемы — это и проблемы России и ее имидж. Недаром в 2008 году постоянный представитель России в Брюсселе Владимир Чижов сказал журналистам, что в странах Евросоюза сейчас «больше не наших танков боятся, боятся "Газпрома"». Сегодня боятся, пожалуй, чуть меньше — все-таки и разъяснительную работу вели, да и российская экспансия середины 2000-х с началом кризиса прекратилась.
Однако для внутренней политики «Газпром» остается для Владимира Путина и его команды одним из основных бизнес-активов. Во многом благодаря тому, что Черномырдин с Вяхиревым сдали путинским «Газпром» почти без боя, Владимир Путин и сумел выйти победителем в нелегкой схватке с медиа-олигархами — тогда слово Путина еще не воспринималось в качестве обязательного к исполнению, а Борис Березовский мог похваляться, что он-де захочет — и Путина в Кремле не будет через две недели. Но у Путина был «Газпром», и именно он выкинул из России владельца «Меди-Моста» Владимира Гусинского, отжав у него НТВ. И вообще предоставил массу возможностей новому молодому президенту.
Сегодня и президент уже не так молод, и компания «заматерела». И тут, вероятно, китайское издание право — конкурентоспособность, почивая на лаврах, сохранить сложно. Но «Газпром» отмахивается. Сланцевый газ? Ах, оставьте эти ваши байки! «Нам не известен ни один проект в настоящее время, где рентабельность на скважинах добычи сланцевого газа была бы примерно положительного значения, абсолютно все скважины имеют отрицательное значение. Есть такое мнение, что это вообще «мыльный пузырь», который в самое ближайшее время лопнет», — заявлял полгода назад председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. В общем, люди чувствуют себя хозяевами жизни. И могут себе позволить роскошь вроде неуплаты за газ на сумму в десятки миллиардов. Причем, без особых надежд деньги все-таки взыскать. Ведь «Газпром» - это Россия, а Россия, как гласила реклама другого некогда популярного бренда, - «щедрая душа».