Еще совсем недавно - летом 2004 года - глава «Газпрома» Алексей Миллер категорически опровергал как ложные измышления предположения журналистов о том, что «Газпром» собирается покупать нефтяные активы ЮКОСа. И вот ноябрь 2004 года принципиально изменил баланс сил в российской экономике. Нет больше многоголосья лоббистов разнообразных интересов российских нефтяников. Есть единый державный голос крупнейшей корпорации российского ТЭКа. Есть один концерн, отвечающий за нефтегазовый сектор России. Это «Газпром»
Первые шаги в этом качестве оказались соответственными – продолжается сколачивание консорциума для освоения Штокмановского месторождения. Здесь все предельно ясно – поиздержавшемуся на покупке «Юганскнефтегаза» «Газпрому» нужны деньги для инвестиций и нужны западные технологии для строительства завода СПГ (сжиженного газа).
Западным компаниям нужен «Газпром» в качестве поставщика сырья, причем желательно не в Европу, а в США, что совпадает, в общем-то, с экономическими интересами концерна. Норвежские конкуренты российского концерна готовы даже допустить его к разработке месторождений в Норвежском море, при условии, что приоритетными для «Газпрома» должны стать поставки газа в США, а не в Европу.
Но вот в связи с приобретением нефтяных активов у «Газпрома» добавились новые геополитические проекты, теперь уже нефтяные. «Газпром» уже давно играет в геополитические игры – правда с переменным успехом. Появление в этой связи проекта Бургас – Александропулис весьма симптоматично. Это проект геополитический, т.е. такой, в котором принято изначально закладывать издержки на будущие политические выгоды. Именно так проект и подавался российским МИДом – обойти Турцию по территории ее православных соседей – Болгарии и Греции.
Беда «Газпрома» и российской внешней политики заключается в том, что на Балканах не существует такой реалии, как противостояние братских народов Турции. Эта реальность ушла в прошлое почти век назад.
Если рассматривать проект трубопровода в обход проливов как экономический, то нужно браться за более дешевый проект «Транснефти» Кыигкей – Ибригхаба по турецкой территории. Но если проблема с прохождением проливов российскими танкерами является логистической, ее нужно было решать дипломатическими методами, не обязательно строя трубопровод в обход проливов.
Зато существует другая реальность - противостояние всех кому не лень российской углеводородной экспансии и особенно ее проводнику - российской газовой монополии. Есть политика Турции и стоящих за ней США – ограничить экспорт российской нефти в Европу. Есть европейская Газовая директива с жесткими требованиями по либерализации газового рынка. Когда речь идет о том, чтобы ограничить влияние «Газпрома» на европейский газовый баланс, старая, да и нынешняя вражда отходит на задний план – вечные противники Греция и Турция объединяются и строят газопровод, чтобы поставлять иранский газ в центр Европы, и к этому же альянсу присоединяются давние европейские партнеры «Газпрома».
И в этой связи попытки связать в единый антитурецкий альянс Грецию и Болгарию, использовав в качестве аргумента поставки в эти страны газа, обречены на неудачу. Александропулис - мелководный порт, и крупнотоннажным танкерам там делать нечего. С точки зрения экологии, а именно это - самый важный аргумент Турции, нефтяной терминал в Эгейском море столь же уязвим, как и российский нефтяной транзит через Босфор.
Из собственно «газпромовских» проектов таким был «Голубой поток», когда, для того, чтобы обойти территорию Украины и вырваться на международный рынок газа, был построен трубопровод по дну Черного моря, который в течение 2 лет фактически был незагружен: Турция в полной мере использовала все плюсы из создавшейся ситуации - тупика, в который уткнулся дорогой газопровод и выторговала себе максимально выгодные условия.
«Газпром» пытается опробовать себя в новом качестве модератора геополитических нефтяных проектов. Геополитический проект нефтепровода достался «Газпрому» от ЛУКойла, который снял с проекта сливки - получил контроль над НПЗ в Варне. Возможно, конечно, что теперь «Газпром» решил, что ему пора получить свои бонусы с геополитического нефтяного проекта. Но, скорее всего, газовый концерн снова получил политические указания от руководства страны - разобраться в головоломке взаимоисключающих интересов нефтяников и сделать проект так, как надо.