будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
инвестиции технологии Amazon Microsoft
Июль 6, 2025
Хозяйство
Сакоян Анна

Гигантские техноинвесторы

Гигантские техноинвесторы
800-600_PCSLfDX
Робот раздает силос коровам. Источник: pixabay.com

The Economist обратился к теме изменения инвестиционного поведения у крупных технологических компаний. Если раньше они получали много прибыли, но мало тратили, то теперь они становятся крупными инвесторами в самых разных экономических областях. У этой ситуации, по мнению автора, есть как достоинства, так и риски.

Традиционно, пишет автор, история технологической отрасли описывается по производственным циклам. В 1990-е гг. была эпоха персональных компьютеров. Потом началась эпоха интернета и связанных с этим сервисов, которая эволюционировала в эпоху мобильных устройств. Теперь начинается эпоха искусственного интеллекта. Но возможен и другой подход к описанию, в котором акцент смещен с непосредственной прибыльности от производства тех или иных продуктов на реинвестирование.

Здесь показательным может быть сравнение физических параметров крупнейших по рыночной стоимости технологических компаний США. Лет десять назад они все вместе по площади заняли бы примерно полтора нью-йоркских Центральных парка (его площадь составляет 3 400 кв. м.). Теперь в общей сложности они занимают площадь порядка 55 млн. кв. м. Такое изменение габаритов неизбежно ведет к изменению практики распределения прибыли.

 
Здания с серверами компании Google / flickr.com

В конце 1990-х гг. компания «Амазон» хвасталась бизнес-моделью с очень небольшим капиталом. Долгое время после этого было модно демонстрировать инвесторам огромную прибыль на фоне очень скромных активов. Но экономисты на тот момент забеспокоились, потому что незначительность активов означала и незначительное по сравнению с прибылью инвестирование, а такой дисбаланс может оказать гнетущее воздействие на экономику.

Однако в последние пару лет стало ясно, что повод для опасений исчез, потому что схемы распределения прибыли стали стремительно меняться. Капитальные расходы «Амазона» в прошлом году составили $25 млрд., в результате чего он вышел в четверку компаний с самыми большими в мире капитальными расходами, обогнав на этом поприще российский «Газпром».

Если считать не только такие расходы, но также и вложения в исследования и производство информационных продуктов, то получится, что десять крупнейших американских и китайских технологических компаний потратили за последние пять лет около $160 млрд. А если добавить сюда еще и расходы на приобретение других бизнесов и акций, то сумма возрастет до $215 млрд. Из нее примерно две пятых части — это нематериальные активы, треть — материальное хозяйство, а остальное — сделки. Иными словами, их инвестирование перешло в традиционный для крупных компаний формат.

 
Торговля на бирже / pixabay.com

На самом деле эта схема характерна не только для техногигантов, но и для более мелких технологических компаний вроде китайского производителя смартфонов Xiaomi. У этого инвестиционного бума, по мнению автора, несколько причин. Во-первых, эти компании начали предоставлять специфические услуги. Сейчас нетехнологические компании, вместо того чтобы строить свои собственные дата-центры, арендуют сервера у «Амазона», «Майкрософта» и других технологических компаний. Это значит, что «Амазону» и подобным надо вкладываться в создание и обслуживание этих дата-центров.

Во-вторых, граница между цифровым и физическим миром становится всё более размытой. Это касается и покупок в онлайн-магазинах и физических магазинах: покупатели в равной мере пользуются и тем, и другим. Это значит, что технологическим компаниям, которые начинали с онлайн-торговли (тот же «Амазон» или китайский «Алибаба», которому принадлежит, в частности, Aliexpress), пришлось строить еще и физические помещения для магазинов.

 
Пункт выдачи заказов / pixabay.com

В-третьих, технологические компании конкурируют за технологии и данные, поэтому стараются скупать все, что дает им к этому доступ. «Майкрософт» в 2016 г. купил LinkedIn за $24 млрд. Китайские техногиганты откровенно охотятся на полезные им стартапы. В-четвертых, предполагает автор, возможен и тот фактор, что сама возможность потратить много денег располагает к тратам, в ряде случаев неоправданным. Например, Apple строит себе в Калифорнии новый штаб, который, по слухам, стоит $5 млрд.

С одной стороны, такая смена парадигмы — это повод экономистам успокоиться в плане перспективы дисбаланса прибыли и капитала. С другой стороны, отмечает автор, у такого лихорадочного инвестирования есть свои подводные камни. Прежде всего, это риск уничтожения конкуренции. Кроме того, такое интенсивное инвестирование может быть непродолжительным явлением, и когда оно так же внезапно прекратится, экономика может пострадать.

Сакоян Анна
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).