В нашей статье «Почему этот город едет» содержалось обещание опубликовать творческую биографию Жаиме Лернера [i], легендарного бразильского урбаниста, архитектора и градоначальника из провинциального бразильского города Куритиба.
Потом я подумал, что было бы полезнее предоставить читателю возможность знакомства с первоисточником — знаменитой лекцией Лернера, которую он называет «гимном устойчивому развитию [ii] городов». Эту лекцию (с небольшими вариациями) он много лет читает в университетских аудиториях, на международных форумах, а еще в скромном зальчике своего родного института IPPUC, адресуясь к очередной группе зарубежных гостей, желающих понять суть «куритибского чуда».
Предлагаемый вниманию читателя текст является переводом, который мой молодой коллега А.Сыромятников выполнил с видеофайла лекции Лернера, прочитанной весной 2007 года для студенческой аудитории в Монтерее (штат Калифорния, США).
См.:
www.ted.com/index.php/talks/jaime_lerner_sings_of_the_city.html
Видеофайл размещен на сайте TED.com, популярной междисциплинарной интернет-площадке, на которой под девизом «Идеи, которыми стоит поделиться» сходятся специалисты в сфере технологий, развлечений, проектирования (Technology, Entertainment, Design).
Мне довелось побывать в названном институте и послушать почти ту же самую лекцию. Первое впечатление — недоуменное. Почему этот человек разговаривает с приезжими профессионалами как со слушателями воскресной школы? Зачем он упрощает содержательные позиции из сферы урбанистики, транспорта, экологии до уровня детских считалочек? Впрочем, недоумение развеивает подробное знакомство с городом, задуманным и сформированным в своем нынешнем качестве Лернером и его командой.
Что же касается особенностей изложения, то об этом давно и хорошо сказано поэтом: «В родстве со всем, что есть, уверяясь // И знаясь с будущим в быту, // Нельзя не впасть к концу, как в ересь, // В неслыханную простоту».
Жаиме Лернер, безусловно, относится к числу людей, которые «знаются с будущим в быту»…
М. Блинкин
Слайд № 1.
Надеюсь, вам будет понятен мой английский язык: по утрам он ужасен, а вечером ещё хуже.
Слайд № 2.
Слайд № 3.
Много лет я выступаю с лекциями, которые начинаю с утверждения: «Город — это не проблема, город — это решение».
Я уверен в том, что города — это решение не только проблем той или иной страны, но и глобальных проблем изменения климата. С годами моя уверенность в этом только растет.
Мы относимся к своим городам очень пессимистично. Я работаю в урбанистке уже почти сорок лет. И каждый градоначальник говорит мне что-то вроде этого: «Ох, мой город очень велик», или «У нас не хватает финансовых ресурсов». А я знаю по собственному опыту, что любой город мира можно улучшить меньше, чем за три года. При этом совсем неважно, какого он размера и сколько у него денег.
Весь вопрос в способности города обеспечивать пассажирские корреспонденции и, соответственно, в качестве планировки города.
Слайд № 4.
Для начала, представлю вам несколько персонажей, которых я взял из своей книжки, которую написал для школьников старшего возраста. Лучший пример качества жизни — это ЧЕРЕПАХА, потому что она живёт в согласии своих частей друг с другом.
Слайд № 5.
Панцирь черепахи устроен наподобие текстуры города. Теперь мы разрежем панцирь черепахи — представьте, как ей будет нехорошо. А ведь именно это мы делаем с нашими городами. Живём тут, работаем там, отдыхаем ещё где-то. Много людей живёт в самом городе, а много живёт и за городом [iii].
Ещё один персонаж — автомобиль по кличке ОТТО.
Слайд № 6.
Его часто приглашают на дружеские вечеринки, но его редко удается вовремя выпроводить. Представьте себе, ваша вечеринка в самом разгаре, а гость уселся за стол и пьет без меры: очень он любит это дело. Да еще кашляет непрерывно — воздух портит. Возит этот эгоист всего двоих, или даже одного. И всё время ему нужно больше и больше инфраструктуры, мол, хайвэи ему подавай! В общем, ненасытный тип…
И ещё один образ: АККОРДЕОН — дружелюбный автобус.
Слайд № 7.
Он вмещает триста человек. Шведский автобус. Там у них написано про 275 шведов, но он годится и для трехсот бразильцев.
Теперь поговорим о городском плане.
Слайд № 8.
У каждого города есть свой сложившийся план. Вместе с пригородами в Куритибе живёт три миллиона человек, в том числе — один миллион восемьсот тысяч в границах города.
Вот на картинке Куритиба и Рио-де-Жанейро: они как две соприкасающиеся птицы.
Слайд № 9.
План у Осаки и Сан-Франциско очень простой. Центральная рыночная улица идёт вдоль береговой линии.
У каждого города есть свой план.
Слайд № 10.
Но чтобы его реализовать, его надо придумать таким, чтобы подавляющее большинство людей участвовало бы в его реализации.
На этой картинке вы видите план Куритибы.
Слайд № 11.
Это пример того, как можно жить и работать в одном месте.
Слайд № 12.
Слайд № 13.
Там где большая плотность расселения, там и больше общественного транспорта.
Слайд № 14.
Слайд № 15.
Когда мы запускали систему в 1974 году, мы перевозили двадцать пять тысяч пассажиров в день, теперь мы перевозим два миллиона двести тысяч.
Понадобилось двадцать пять лет, чтобы наш пример перенял другой город — Богота; им удалось проделать отличную работу. Сегодня уже восемьдесят три города по всему миру имеют систему скоростных автобусных перевозок по куритибскому типу (Bus rapid transit, BRT).
Любой город в мире, не только тот, в котором вы живёте, кроме своих собственных проблем ещё должен думать о своей роли в мировом, общечеловеческом масштабе. Поэтому вопросы мобильности и устойчивости [iv] становятся важнейшими городскими задачами.
На этой картинке вы видите автобус с двойной гармошкой.
Слайд № 16.
Я, кстати, недалеко отсюда живу — можете зайти кофейку выпить, если будете в Куритибе.
На этой картинке показано, как система развивалась.
Слайд № 17.
Система отличается важной вещью: остановочными пунктами в виде цилиндров, которые дают автобусу возможность работать так же, как метрополитены.
Слайд № 18.
Получается нечто вроде «метрополитеноподобного» автобуса. Вот на этой картинках представлен его внешний вид.
Слайд № 19.
Слайд № 20.
Слайд № 21.
Можно платить до входа в автобус. Инвалиды могут легко им пользоваться. Слайд №22.
Слайд № 22.
Сейчас я хочу привлечь ваше внимание к тому факту, что автомобили выбрасывают больше всего углекислого газа в атмосферу, больше половины. Поэтому если мы будем ездить только на автомобилях, то впустую все наши разговоры об устойчивом развитии. Вопрос здесь не только в экологичности наших зданий, использования экологичных материалов, новых источников энергии. План города, его устройство — вот, что важно для устойчивого развития.
Также важно то, чему мы учим детей. Я к этому вернусь позже.
Мобильность обеспечивается сопряжением разных видов транспорта.
Слайд № 23.
Когда мы начинали в 1983 году в Рио-де-Жанейро, мы предложили способы сопряжения автобуса и метрополитена.
Слайд № 24.
Метрополитен, конечно, был против. Однако, через двадцать три года нас пригласили туда внедрять эту идею. Сопряжение требуется обеспечить при одноминутном интервале движения автобусов. Посмотрите, как город теперь будет выглядеть…
Слайд № 25.
Слайд № 26.
Слайд № 27.
Слайд № 28.
На картинке не Шанхай, цветная подсветка будет включаться только по ночам. Вот так это будет выглядеть.
Слайд № 29.
Нас сейчас упрекнут в плагиате идей Нормана Фостера, но эти проекты были сделаны еще в 1983-м.
Вот эскиз того, как система будет работать.
Слайд № 30.
Принцип одинаковый, подвижной состав разный.
Я сейчас не хочу сказать, что этот вид транспорта лучше, чем некий другой. У вас может быть и метрополитен, и обычные наземные виды транспорта, и еще какие другие. Я хочу сказать, что все виды транспорта должны быть хорошо сопряжены. И главное условие в том, что никакие виды транспорты никогда не должны конкурировать друг с другом в одном пространстве.
Теперь вернёмся к вопросу об автомобиле. Я всегда его сравниваю с тёщей. С ней надо ладить, но она не может диктовать вам, как жить. Если в вашей жизни тёща — это единственная женщина, то у вас определённо есть проблемы.
Идея обновления городской среды, обновления облика старых набережных, ботанических садов, открытых пространств — все эти вещи завязаны на образование детей. Слайды №31-34.
Слайд № 31.
Слайд № 32.
Слайд № 33.
Слайд № 34.
Вот мы их полгода учили, как надо раздельно выбрасывать мусор.
Слайд № 35.
Они научили своих родителей. За двадцать лет городу удалось таким образом достичь самого высокого уровня сортировки твердых бытовых отходов — 70 %. Семьдесят! Больше, чем где-либо в мире. Поэтому учить надо детей.
Я скажу ещё вот что. Для достижения целей устойчивого развития нам нужно помнить о детях и о городах, плюс к тому обо всех тех правильных вещах, о которых говорят обычно.
Я работаю вот в этом самом музее, представленном на картинке, то есть в городе, в котором городское пространство многофункционально.
Слайд № 36.
Нельзя себе позволить иметь площади, которые пустуют восемнадцать часов в день. Должен выполнять принцип совмещения рабочего и жизненного пространства.
Слайд № 37.
Надо попытаться выявить те городские пространства, которые могут функционировать круглосуточно.
Город — как семейная фотография.
Слайд № 38.
Мы её не рвём просто потому, что нам не нравится дядюшкин нос. Как бы то ни было, это ваша фотография, вы на ней тоже присутствуете.
Вот на картинках вы видите то, о чём я говорю. Вот торговый центр, который одновременно работает как пешеходная зона.
Слайд № 39.
Мы его соорудили за семьдесят два часа. Да-да, быстро надо работать.
А вот иллюстрации этнического разнообразия. Вот итальянские триумфальные ворота, вот украинский парк, польский парк, японская площадь, немецкий парк.
Слайд № 40.
Слайд № 41.
Слайд № 42.
Слайд № 43.
Когда, совершенно для меня неожиданно, Советский Союз распался, у нас появились все эти люди из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и прочих … «станов». Пришлось нашу программу этнического разнообразия прикрыть [v].
Не забывайте, что творческий подход к делу начинается тогда, когда вы уменьшаете бюджет на порядок. Лучше на два.
На этой картинке вы видите здание оперы, которое удалось сделать за два месяца.
Слайд № 44.
Парки с озёрами из бывших болот, набережные — всё, что сделала природа можно преобразить, из любой лягушки можно сделать принцессу.
Слайд № 45.
Всё это показывает, что с городом нужно работать быстро. Планирование занимает много времени, поэтому я предлагаю метод городской иглотерапии.
Слайд № 46.
Это значит, что нужно к естественному механизму планирования подключать местные придумки. Вот на картинке пример такого иглоукалывания: Нью-Йорк, самый маленький парк в тридцать два квадратных метра оказался самым красивым.
Слайд № 47.
В заключение я хочу донести до вас мысль, что всегда можно предлагать новые материалы, экологичные материалы, но следует помнить, что работать нужно быстро. Потому что у нас никогда не хватит времени для того, чтобы всё распланировать. Поэтому мне видится, что сегодня и сейчас — это самое подходящее время для творчества и инноваций.
Слайд № 48.
Ответов на все вопросы у нас нет, да и быть не может: мы не настолько умны. Старайтесь слушать людей, принимать их помощь — они помогут вам понять, в правильном ли направлении вы действуете.
Под конец у меня к вам просьба. Давайте споём песню об устойчивом развитии.
Согласны? Тогда, дайте мне, пожалуйста, пару минут. Вы будете музыкантами, вы будете задавать ритм.
[Далее Лернер речитативом исполняет композицию в стиле рэп. Смех в зале, аплодисменты.]
Всё возможно, всё возможно!
Ты сможешь это сделать, ты сможешь это сделать!
Меньше используй свой автомобиль.
Выбирай комбинированные поездки.
Меньше углекислого газа в атмосферу!
Всё возможно, всё возможно!
Ты сможешь это сделать, ты сможешь это сделать!
Живи ближе к работе, работай рядом с домом.
Экономь энергию, экономь сам!
Всё возможно, всё возможно!
Ты сможешь это сделать, ты сможешь это сделать!
Сортируй мусор. Отдельно органика — отдельно неорганика!
Больше сберегай, меньше выбрасывай!
Всё возможно! Ты сможешь это сделать!
Ради всего святого сделай это с-е-й-ч-а-с!
Примечания редактора
[i] Жайме Лернер родился в 1937 году в городе Куритиба (штат Парана, Бразилия) в семье польских евреев-эмигрантов. В 1964 году окончил Школу архитектуры в местном университете, в 1965 году стал одним из организаторов Куритибского института планировки и исследования городов (Institute of Urban Planning and Research of Curitiba, IPPUC), получившего впоследствии мировую известность; был ведущим разработчиком мастер-плана Куритибы. С 1971 по 1975 год — мэр Куритибы, назначенный правящей военной хунтой. В 1979-1984 и 1989-1992 гг. — мэр Куритибы, избранный на свободных выборах. В 1994-1998 и 1998-2002 гг. — губернатор штата Парана, В настоящее время — руководитель IPPUC, общественный деятель.
[ii] Лернер часто пользуется понятием «sustainable development». К сожалению, в переводах официальных англоязычных документов утвердился весьма неточный по смыслу русский эквивалент — «устойчивое развитие». Напомню, что исходный англоязычный термин происходит от корня «sustain» (сохранять, поддерживать, выдерживать, выносить…). Так что, и по этимологии, и по своему реальному содержанию термин «sustainable development» связан с моделью развития мира, страны, города, совместимого с сохранением окружающей среды, проще говоря — с таким развитием, которое природа может хоть как-то вытерпеть (выдержать, вынести…). Лернер относится к числу экспертов, которые справедливо считают, что «устойчивое» воспроизводство нынешней модели обращения человека с природой является прямым путем к ее полной деградации.
[iii] Сообщение о традиционной московской модели «двух домов» (городская квартира + дача в пригороде) вызвали у Лернера искренне недоумение, если не оторопь.
[iv] Здесь те же трудности перевода: Лернер говорит, что важнейшими, глобальными задачами любого города являются “mobility” и ”sustainability”. “Mobility” — это обеспечение мобильности горожан как залог экономического благополучия города. Обеспечение мобильности рассматривается в увязке с ”sustainability”, то есть с поддержанием «устойчивости» города в обозначенном выше смысле. Для Лернера это всегда означает поиск вариантов планировки территории и формирования транспортных систем, наиболее приемлемых с гуманитарных и экологических позиций. Во всяком, случае — с отказом от экстенсивного наращивания мощностей улично-дорожной сети и, одновременно, созданием дружественной к обывателю системы общественного транспорта. Эти идеи перекликаются с новой европейской парадигмой развития транспортных систем городов, изложенной в лекции Ф.Гудвина.
[v] В этом суждении нет никакой ксенофобии; бразильцам в принципе не свойственны разговоры типа «понаехали тут всякие». Дело только в том, что программа сооружения этнических парков осуществлялась с самым активным участием тех этнических общин, которые прочно укоренились в городе и приняли правила проживания в нем, прежде всего — экологические. Иммигрантам из бывшего Советского Союза это свойственно, увы, далеко не всегда.