Дискуссия блогера Навального с умными людьми —традиционный уже жанр, когда «представитель народа» не оперирует данными ислышать экспертов не хочет. Алексей Навальный всем признался в любви икапитализировал собственный медийный капитал. Убедить обозревателя «Полит.ру»он не смог.
Как говорить серьезным людям с гласом народа?Этот эксперимент уже не раз поставлен и неудачно для серьезных людей. Вочередной уже раз «глашатаю народной воли» (блогерской, но это у настоже теперь народ) пытались доказать, что он ничего не знает, и поговорить сним почти по душам. В данном случае интеллигентно.
Гласблогера
Речь идет о дискуссии, на которую блогераНавального позвали в Высшей школе экономики. После поста блогера о том, что новаяФедеральная контрактная система, выдуманная в рамках НИУ Высшая школа экономикии призванная прийти на смену 94-му Федеральному закону (закон о госзакупках),сиречь зло и виноваты в этом предательстве Родины лично министр экономразвитияРоссии Эльвира Набиуллина и ректор «Вышки» Ярослав Кузьминов. Навальный с этойнесправедливостью мириться не мог и написал «народный пост».
Что до публики Алексей Навальный пытался донести всемидоступными ему способами (как ему казалось, не переходя грань приличий) — онпрямо рассказал о «конфликте интересов» Минэкономразвития и ВШЭ, о том, что уВШЭ чуть ли не четверть контрактов на исследования заказываетсяМинэкономразвития, а сама «Вышка» плохо разместила заказ на рекламу на 2 млнрублей («на двух сайтах, которые читает меньше людей, чем мой ЖЖ»,аргументировал блогер). Неизменно признавался блогер в «уважении» к ректору ВШЭЯрославу Кузьминову и — как только зашла речь — министру экономразвитияНабиуллиной.
Пойнт Алексея Навального: 94-й ФЗ (чуть позже онем) — прекрасен, разве что нуждается в некоторых исправлениях. «Яживу обнимку с 94-м законом», защищал блогер предмет своей страсти. Азлые люди из ВШЭ и Минэкономразвития пытаются его упразднить. Меж тем имеетсяблистательная антимонопольная служба, стоящая на страже добра и справедливости.А Набиуллина - так и вовсе член совета директоров «Газпрома», где коррупция.
Навальныйвопрошал: «где ваши свободные экономические зоны?!» (де-факто провалившийсяпроект особых зон, где будут расти новые инновационные производства). «Где ваше Сколково?!» (проект в Одинцовском районе Подмосковья попостроению инновационного рая) «Я был в Зеленограде! Там только забор!» (районМосквы, никакого отношения к Сколково не имеющий, позднесоветский «городбудущего»).
Все доказано! Все произнесено уже! Но были, ксожалению, и пояснения от остальных участников дискуссии. Оказалось, что законо госзакупках — не такой простой и идеальный, да и отменять его никто несобирается.
Глас коррупции
Поясним— когда стало понятно, что разного рода воровство на госзакупках простозашкаливает (знали про это и раньше, но придумали бороться только в середине2000-х), был написан тот самый 94-й ФЗ. Федеральный закон, стало быть, - этозакон, старше которого только Конституция, кодексы, Конституционные законы и...все кажется. Смысл его, если просто, сводится к тому, что государственные тратына покупку хоть молока для служащих, хоть топлива для президентского самолета,хоть исследования о физике тяжелых металлов должны проводиться через аукционили конкурс. Аукцион — это когда много (минимум две) компании предлагают государствууслуги, торгуются и выигрывает та, что предлагает государству сделать лучше идешевле.
Дьявол, как всегда, в деталях. Лучше и дешевлеполучается далеко не всегда.
Почему вынужденные: естьгосударственная структура, приобретающая нечто уникальное (то же исследованиепо физике тяжелых металлов или, скажем, проект атомной станции). Сделать этоможет одна (!) компания в стране и точка. Но закон требует ценовой и прочейконкуренции. Прочей — это по качеству. Только в принятии решения госконторадолжна исходить из того, что цена — это 80 процентов решения, а качество —остальные 20 (для науки — планка поднимается до 45, против 55 на остальное).
Кчему привел закон в его практическом применении? К тому, что в первый годдействия закона государственные подрядчики (данные привел на дискуссии ЯрославКузьминов) на аукционах по госконтрактам — с участием более одного игрока —было распределено целых 77 процентов заказа. Это был 2006-й год. В 2007-м годутаких энтузиастов обнаружилось 55 процентов, годом спустя 52, в 2009 — ужевсего 44 процента. А в минувшем 2010 году их осталось 42 процента(конкретнее - 41,7 процента госконтрактов распределялось на аукционах сучастием более, чем одного участника).
Это говорит о том, чтоучастники рынка госзакупок научились обходить условия закона. Говорилось ометодах много — кратко перечислим.
1) устраивается аукцион,подогнанный под одного поставщика. «Мебель, красного дерева, выкрашенная в цветкрови христианских младенцев, с оригиналом Рубенса на изголовье» (понятно, чтооригинал Рубенса имеется у одной компании).
2) аукцион под того жепоставщика, но зауженный по срокам контракта. «Программа по управлениюкосмическим спутником. Срок исполнения — три дня».
Наконец,имеется просто жулики, пользующиеся законом — они демпингуют по цене, ничего неделают, но даже получают деньги.
3) Контора говорит, что сделаетгосударству спутник за два дня и сто рублей и выигрывает конкурс. Формальныхпричин отказать нет. По закону, сделать это невозможно.
Гласвласти
Заместитель министра экономразвития АлексейЛихачев открыл страшную тайну — отменять закон до принятия нового никто несобирается. Федеральная контрактная система предполагает всего лишь взятьлучшее из нынешнего закона и дополнить новыми условиями. А новые поправкипредполагают, что для разных видов госзаказа будут разные процедуры.
Конфликтаинтересов между «Вышкой» и МЭР (читай, между Кузьминовым и Набиуллиной) нет,ибо доля исследований ВШЭ, заказанная МЭР, более чем наполовинусостоит из заказа аппарата правительства по административной реформе. То есть кМинэкономразвития вообще не относится, кроме того, что «исторически эта статьярасходов проходит через Минэкономразвития».
Гласэкспертов
Алексею Навальному разбирающиеся люди(ради честности — не он устраивал мероприятие, но не побоялся прийти)
Язвили(предлагали Навальному использовать супер-сложный набор документов в егоантикоррупционном проекте, на который собраны деньги сети). Такого родавысказывания — действительно вдумчивые — срывалиаплодисменты.
Инициатор проекта «Росгосзатраты» и «Гослюди» Иван Бегтин ивовсе сказал крамольную вещь: механизм обсуждать нет смысла. Ибо, по егоутверждению, поправки в закон о госзакупках проходили через парламентспецифически. А именно: был законопроект «О саммите АТЭС». К нему имелисьдополнения — «требует внесения поправок в следующиезаконодательные акты». Только вот поправки вносились исключительно в закон «Огосзакупках». И новые правила может постичь схожая участь.
Подробнеео том, как работают механизмы госзакупок в науке много писали ученые: ЕвгенийОнищенко в статье «Борьбаради борьбы»,Михаил Гельфанд и Алексей Крушельницкий - в расследовании«Прозрачныйомут Академинторга», Сергей Кривовичев - в рассказе из собственногоопыта «Какмы покупали CCD-дифрактометр».
О том, как долженбыть устроен полноценный, систематический, а не политтехнологически-выборочный общественный контроль за госрасходами рассказывал специалист поизвлечению и анализу данных Иван Бегтин в серии материалов «О проблемахгражданского контроля за государственными расходами» (часть 1, часть 2).