будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
налоги экономика
Май 24, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Главный налог страны

Главный налог страны
nalogi
Налоговый кодекс РФ. Источник: Фото: nalog.ru

В федеральном правительстве все еще не приняли окончательного решения относительно повышения налогов в ближайшем будущем. Впрочем, как свидетельствуют источники газеты «Ведомости», дискуссия идет не вокруг повышения налогов как таковых, обсуждается лишь то, какие именно налоги следует повышать.

Как стало известно в начале июля, Министерство финансов настаивало на том, чтобы ввести налог с продаж и одновременно увеличить налог на добавленную стоимость. Налог с продаж — новый для России, он идет в региональные бюджеты, а это важно, поскольку именно на регионы легла основная нагрузка за исполнение «майских указов» Владимира Путина.

Также обсуждался вопрос о повышении подоходного налога, а об увеличении отчислений в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования чиновники говорили уже открыто.

Теперь, по информации «Ведомостей», сторонников у введения налога с продаж уже не осталось. Все-таки новый налог требует администрирования, значительного изменения в законодательстве и других нововведений, которые представляются достаточно сложными даже для федеральных ведомств.

Сейчас уже обсуждается только повышение НДС на 2 процентных пункта, до 20%, зато не в отдаленном 2018 году, а уже с 2015 года. Повышать налоги в середине электорального цикла, конечно, не самая приятная работа, но, уверенны в правительстве, оно того стоит — иначе сбалансировать бюджетную систему просто не удастся.

Общая черта всех налогов, повышение или введение которых обсуждается — и НДС, и НДФЛ, и налога НсП — в том, что основное бремя по их выплате ложится не на сырьевых гигантов, а на потребителей и компании, основная масса расходов которых заключается в выплате зарплаты работникам.

 

Налог на добавленную стоимость — очень сложный для администрирования и появился только во второй половине 1950-х годов. Для конечного покупателя он мало отличается от налога с продаж — в чеке всегда можно увидеть, что из 100 рублей, заплаченных за товар или услугу, государству в виде НДС уходит 15 рублей 25 копеек.

Кардинально НДС отличается от НсП для покупателя, который сам является плательщиком НДС, то есть что-то производит. Тогда компания имеет право при расчете своих налоговых обязательств вычесть из суммы налога, полученной от покупателя произведенного им товара, сумму налога, который он уплатил своему поставщику. Таким образом каждое звено в производственной цепочке уплачивает лишь небольшую часть НДС, а основное бремя ложится на конечных потребителей.

Одно из свойств НДС, ради которого его и ввели практически все развитые государства, - освобождение от национальных косвенных налогов экспортеров, что делает вывозимый из страны товар более привлекательным на рынках и позволяет лучше развиваться промышленности, ориентированной на экспорт.

В условиях России эта особенность НДС означает, что им в меньшей степени облагается сырьевой сектор — ведь именно сырье вывозится из страны. В тоже время компании, ориентированные на внутренний рынок, облагаются НДС по полной — это и услуги, и ритейл, и коммунальная сфера, и прочие направления, где значительна доля труда среди затрат предприятий.

Вообще, НДС можно считать «главным» налогом. В 2014 году он должен принести в федеральный бюджет 3,7 трлн рублей, а общий объем доходов — 14,2 трлн. Иными словами, каждый четвертый полученный казной рубль оказывается в ней именно благодаря НДС.

 

НДФЛ — это подоходный налог, низкой ставкой которого, всего 13%, так гордились либеральные реформаторы в начале 2000-х годов. Этот налог платят все, кто получает хоть какой-то официальный доход — не важно, зарплата это, разовая подработка, рента от сдачи квартиры или что-то еще. Казалось бы, налог этот должен волновать только граждан — но российской законодательство устроено таким образом, что налоговым агентом работника является работодатель, и сумму, которую налогоплательщик должен отдать государству в качестве НДФЛ, он даже не получает на руки.

Такая ситуация, с одной стороны, очень удобна — гражданам не заморачивают голову хождением по лишним инстанциям, обычный россиянин, который работает в одном месте (в отличие от американца или немца) не должен вообще связываться с налоговой инспекцией. С другой стороны, повышение налога отразится в конечном счете именно на работодателях — потому что зарплатные ожидания от изменений в Налоговом кодексе не изменятся, а какая часть дохода компании тратится на уплату НДФЛ, сотрудников волнует мало. Так как в сырьевых компаниях доля расхода на сотрудников заметно ниже, чем в несырьевых, удар, в первую очередь, почувствует именно сектор услуг.

Аналогичная ситуация с ростом взносов на медицинское страхование — сейчас их выплачивает работодатель, так что рост отчислений также в первую очередь отразится именно на несырьевом секторе экономики.

Несмотря на то, что идея повышения налогов не нравится никому — избежать этого вряд ли удастся. Региональные бюджеты залезли в долги из-за необходимости повышения зарплат учителям, врачам и работникам культуры. В результате в России все больше регионов, основная часть расходов которых идет на зарплаты — повышать уровень жизни бюджетников, конечно, стоит, но необходимость отказываться из-за этого от вложений в инфраструктуру пока еще не обоснована.

Рост НДС на 2 процентных пункта, по расчетам правительства, принесет казне дополнительно около 500 млрд рублей в год. Предполагается, что по крайней мере половину от этой суммы получат регионы в качестве запоздалой компенсации за выполнение «майских указов» президента.

Поддержка регионам потребуется еще и в результате «налогового маневра», который должен перенести тяжесть налогообложения на сырьевые компании с акцизов и пошлин на НДПИ. В результате сокращений акцизов на бензин просядут доходы региональных дорожных фондов, им может понадобиться дополнительно около 90 млрд рублей.

После повышения налогов, которое должно принести в бюджет столь необходимые средства, главное — уследить за тем, чтобы бизнес на начал переходить в тень. Серые зарплаты, черный нал, уход от налогов — это все реальная и вполне хорошая альтернатива закрытию предприятий из-за невозможности выплачивать налоги.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).