Космосом будет заниматься экс-замглавы министра обороны Владимир Поповкин. Одно из главных его достоинств — умение выбить деньги из Минфина. Деньги на космос тратятся приличные. Только в 2011 году предстоит освоить 120 млрд рублей. Вопрос только, даст ли это ожидаемый технологический прорыв.
Владимир Путин уволил главу Роскосмоса Анатолия Перминова, на это место назначен бывшей до сегодняшнего дня первым заместителем министра обороны Владимир Поповкин.
О будущем увольнении Перминова стало известно в начале апреля. Слухи об уходе Перминова из Роскосмоса возникли в конце 2010 года после потери трех спутников «Глонасс-М», упавших в Тихий океан спустя несколько часов после старта.
Перминов, помимо проблем с запусками аппаратов, являлся чиновником пенсионного возраста. Это существенно ослабляет аппаратные позиции. Но до юбилея полета Гагарина увольнять главу профильного агентства было моветоном: сигнал о том, что в российской космической отрасли что-то (а вернее — почти все) идет не так, подпортил бы праздник. Поэтому руководство страны выдержало рекордную паузу до конца апреля, когда решение все-таки было озвучено.
В качестве преемника Перминова назывались многие персоны — вплоть до помощника президента Сергея Приходько. Усиление ведомства и одновременное удаление топа делали этот вариант внешне вполне вероятным, хотя сам чиновник на слухи о его назначении реагировал язвительно. По иным соображениям на место главы Роскосмоса сватали начальника Главного управлений вооружений Минобороны генерал-лейтенанта Олега Фролова.
Именно он в конце февраля в беседе с журналистами сообщил, что спутник "Гео-ИК-2" «окончательно потерян для министерства обороны, он не будет использоваться в военных целях, но на нем можно будет проверять системы управления». Сам новоназначенный глава Федерального космического агентства выходец из структур Минобороны, связанных с космосом.
При назначении Поповкина первым заместителем министра обороны в июне 2010 года Дмитрий Медведев говорил, что Поповкин «будет координировать вопросы вооружений, военной техники, решать другие вопросы, связанные с гражданской составляющей министерства обороны».
По российским меркам у Роскосмоса приличный бюджет. Согласно федеральной космической программе на 2006-2015 годы на космос государство потратить более 300 млрд рублей, еще 180 планировалось привлечь из внебюджетных средств. На деле получается больше. За последние 10 лет космический бюджет вырос на порядок: с приблизительно 10 млрд рублей в 2002 году до до 100 млрд в 2010 году и примерно 120 млрд в текущем 2011 году. Во многом выбивание финансирования из бюджета, кстати, заслуга Анатолия Перминова. Прорыв в финансировании космоса пришелся на 2008 год, когда финансирование было увеличено почти вдвое — с 49 млрд до сразу 92. Бюджет не был срезан и по причине кризиса.
На федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система» из бюджета с 2002 по 2010 годы планировалось израсходовать 117 млрд рублей. Еще 23 млрд планировалось привлечь из внебюджетных источников. По факту — на 1 марта 2011 года — потратили 96 млрд.
В активе ведомства (и это опять-таки можно считать личной заслугой Анатолия Перминова) есть еще и проект по строительству космодрома «Восточный» в Амурской области. По плану беспилотные запуски с него должны начаться уже в 2015 году, а пилотируемые — в 2018.В Роскосмосе оценивали эту удовольствие в 400 млрд рублей. На деле выделить из госбюджета решили порядка 81 млрд рублей (24 млрд в 2011-13 годах для создания инфраструктуры). Правда, в 2010 году Роскосмос столкнулся с жесткой позицией Минфина, который попытался срезать финансирование программы минимум вдвое.
По представлению руководства России у космической отрасли есть функция — обеспечить технологический прорыв. По факту выходит не так гладко. Российский GPS под калькированным названием (Global Positioning System в России получила название «глобальной навигационной») был разработан еще в Советском Союзе и запускают его с проблемами.
Но по бюджету место крайне вкусное, хотя и не такое расходное, как предыдущее место работы Владимира Поповкина. К тому же новый «главный по тарелочкам» обладает очень ценным качеством:
На программу перевооружения армии военные просили 30 трлн рублей до 2020 года, а оценивали полноченное перевооружение и вовсе в 36 трлн. В апреле 2010 года Минфин дал 13 трлн рублей. В сентябре 2010 года Минобороны добилось увеличения финансирования до 19 трлн. А в марте 2011 года Поповкин заявил о расходах в 22 трлн рублей по программе. То есть за год Поповкин добился увеличения финансирования в 1,7 раза.
Дадут ли средства ожидаемый эффект — это вопрос уже менеджерских, а не аппаратных качеств руководства Роскосмоса. Проблем у отрасли хоть отбавляй — от старения кадров и производств до развала науки и мирового угасания интереса к космическим полетам. Переломить тренд вливанием средств будет крайне непросто.