"Газпром" накануне совета директоров подвел предварительные итоги работы компании в 2004 году. Пресс-релиз компании начинается с оптимистического утверждения: "Газпром" является эффективной динамично развивающейся газовой компанией, имеющей стабильное финансовое положение и значительный потенциал роста".
Финансовые результаты "Газпрома" действительно внушают уважение: Экспортная выручка - а это для "Газпрома" главный показатель выросла до $19,2 млрд., что на 16,4% больше, чем в прошлом году. При этом добыча газа выросла лишь на 0,9%, транзит казахского и среднеазиатского газа - лишь на 6%. Соответственно, большая часть внушительного роста крупнейшей газовой компании мира достигнута за счет феноменального взлета мировых цен на энергоносители ( цены на газ привязана к ценам на нефть с некоторыми поправочными коэффициентами).
Вечная проблема "Газпрома" заключалась в том, что сбыт газа в России ( и до последнего времени в газопотребляющих государствах СНГ) был в экономическом смысле невыгоден для концерна. Проблема с Украиной и Белоруссией решалась за счет того, что эти республики были монопольными транзитными каналами для экспорта газа в Европу. Это свое монопольное положение они целиком использовали в своих интересах - навязывая российской стороне свои условия расчетов за транзит и за потребление газа. В итоге единая система газоснабжения и транзита становилась для "Газпрома" поглотителем его экспортной выручки. Внутренние тарифы на газ повышаются медленно - лишь к 2006 году они достигнут равновесной точки с издержками "Газпрома".
Попытки реформировать, изменить ситуацию привели к тому, что президент Путин взял "Газпром" под личное покровительство и защиту и заявил, что и месторождения "Газпрома" и его рынки сбыта и, конечно, сама система газоснабжения (ЕСГ) являются национальным достоянием и подлежат бережному отношению. Таким образом, финансирование ЕСГ происходит за счет экспортной выручки и эта ситуация будет продолжаться.
Между тем, монополистов в Европе не любят и ряд документов единой Европы о газовом рынке фактически, прямо направлен против "Газпрома". Это одна из важнейших проблем, с которой "Газпрому" предстоит работать в предстоящем году, помимо развивающихся без "Газпрома" газовых проектов, которые являются органическими конкурентами российского концерна .
Еще одной проблемой станет истощение старых газпромовских месторождений. Команде Алексея Миллера предстоит поднимать очень "тяжелые" ( по выражению газовщиков) месторождения Ямала и Штокмановское месторождение на шельфе. Даже привлечение иностранных капиталов не поможет - ведь с иностранными инвесторами надо расплачиваться, а это снизит эффективность месторождений. Выход, который виделся в освоениии технологии СПГ и поставках сжиженного газа на американский рынок пока видится в тумане - слишком много там неясностей, прежде всего с решениями самого руководства "Газпрома". Внедрение технологий СПГ означает, что концерн лишится внутри России своего монопольного права на доступ к трубе. Сжиженный газ ведь сможет поставлять кто угодно, и куда угодно. Вряд ли такая ситуация устроит "Газпром".
Кроме того, российским руководством на "Газпром" возлагается функция станового хребта либеральной империи. В какой-то степени Кремль считает "Газпром" (также, как и "Транснефть" своими главными инструментами во внешней политики в СНГ. Перефразируя Александра III у современной путинской России два верных союзника - "Газпром" и "Транснефть"
Такая сложная комбинация политических факторов, внутрикорпоративных интересов и геополитических задач создает совершенно особый фон вокруг любой новости из "Газпрома". Однако сегодняшний совет директоров должен показать: удалось ли Путину и его протеже Миллеру решить еще и вполне прагматическую задачу - вырвать "Роснефть" и "Юганск" из под опеки зам.главы президентской администрации Игоря Сечина, или нет.