В некоторых регионах 2021 год начался с роста цен на топливо: в Свердловской области на 9-18 копеек, в Кемеровской — на 7-13 копеек, Челябинской — на 2-6 копейки. При этом в первые рабочие дни на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) оптовая цена на Аи-92 выросла почти на 8%, а на Аи-95 — на 6%. Получается, что розничный рынок находится под давлением оптового, однако в целом роста цен на бензин пока удается избежать — если, конечно, не считать подорожания топлива на несколько копеек на Урале и в Кузбассе.
Причин для роста оптовых цен несколько, эксперты обращают внимание, в первую очередь, на три фактора: рост налоговой нагрузки, демпфер и рост тарифов на транспорт.
Старший аналитик консалтинговой компании Валерий Андрианов, говоря о налоговой политике правительства в эфире РБК-ТВ, отметил: «у нас постоянно повышаются акцизы, в том числе с начала этого года они на 4% повысились, а в целом за последние пять лет они выросли практически в два раза». В целом сегодня около 70% стоимости топлива составляют различные акцизы и налоги, которые выплачивают государству нефтяники, но итоговая нагрузка в любом случае перекладывается на потребителей. Еще около 10% в стоимости бензина — расходы на логистику. Только с 2019 года правительство ограничило ежегодный рост уровнем инфляции, но проблемы все равно есть, особенно в регионах Дальнего Востока, где работает всего два НПЗ.
Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев уверен: проблема с ценами лежит в плоскости переработки и реализации топлива. «Та налоговая система, которая на сегодня сложилась, те механизмы демпфера, которые выравнивают цены для потребителя никоим образом не способствуют росту инвестиционной привлекательности нефтедобывающей, нефтереализующей, нефтеперерабатывающей отраслей. Соответственно, исходя из того, что Минфин категорическим образом не хочет увеличивать привлекательность отрасли, не хочет привлекать денежные средства для развития отрасли, мы находимся в постоянной ситуации выплаты в той или иной степени налогов, то ли через демпфер, то ли через акциз, то ли через налог с продаж - как угодно, но постоянно нефтяники платят. Поэтому все проблемы роста, которые существуют, вызваны действующей налоговой политикой», — сказал он. А главная проблема демпфера, считает он, в том, что в кризисный момент, когда цены на нефть падают и потребители тоже нуждаются в дешевом топливе, производители начинают доплачивать государству «за якобы компенсированную им продажу топлива по социальным ценам».
В результате демпферного ценообразования проявляется и такая проблема, как недоинвестирование. «Та же "Роснефть" уже нескольких лет никак не может решить вопрос с Министерством финансов об инвестировании в создание нового нефтеперерабатывающего завода. Вопрос, который был поддержан Минэнерго, завис в Минфине, потому что не выделяются деньги на компенсацию четырех тысяч рублей для перевозки топлива по железной дороге. И в той ситуации, когда мы постоянно забираем у отрасли деньги, вопрос: как восполнить недостаток перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке и за чей счет это сделать?» — указал Гусев.
Для российского рынка также характерна его ориентированность на экспорт, даже в те моменты, когда топливо необходимо внутри страны. Гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев отметил, что сейчас внешний рынок и бензина, и дизельного топлива, и нефти стал привлекательнее внутреннего. «Соответственно, компании многие увеличивают объем поставок на внешний рынок, и таким образом оголяют внутренний рынок. Значительно увеличили свои поставки такие компании, как "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Газпром-нефть". И только компенсация, которую постоянно на рынке обеспечивает компания "Роснефть" позволяет рынку как-то балансировать на грани нормального существования. Надо сказать, что доля "Роснефти" на внутреннем рынке очень сильно выросла, и она продолжает расти. В настоящий момент "Роснефть" обеспечивает треть внутреннего рынка Российской Федерации», — отметил он.