Обсуждение проекта «Сколково» уже почти по традиции протекает в формате «хорошо бы» и «планируется». Что свидетельствует о сильном кризисе проекта и его вероятной бесперспективности. Нет людей, нет идей, нет на деле и спроса на инновации российского производства.
Российские топы и приглашенные звезды обсудили будущее проекта «Сколково». Ключевое слово — будущее. По словам президента Медведева, технологическому университету «Сколково» «будут необходимы стратегические зарубежные партнёры». «Министерству экономического развития нужно определить людей, которые будут отвечать за координацию международного сотрудничества в рамках программы модернизации и инновационной деятельности», заявил также Медведев. «Юридически обязывающих документов о сотрудничестве, об участии наших партнёров в конкретных проектах по-прежнему нет. Эту работу необходимо активизировать», - настаивал президент. Создается из этих речей полное ощущение самой начальной стадии проекта. Меж тем проекту уже полтора года — впервые о нем было объявлено в ноябре 2009 года в президентском послании. Даже учитывая косность бюрократии, темпы реализации
Или вот Алексей Кудрин говорит о сути проекта. «Пока «Сколково» - это некий точечный проект, анклав, который отрабатывает новые инструменты. Возможно, мы их потом распространим более широко, но, может быть, не все», - заявил министр финансов.
Кудрин полагает, что российская экономика в целом должна быть инновационной, то есть должно быть не менее 25% продукции с инновационной «начинкой», совершенно не похожей на то, что делается в других странах. «Тогда мы будем претендовать на определенную нишу и продвижение в ряде отраслей как страна, которая предлагает новое, и тогда мы имеем шанс опережать по некоторым товарам», - сказал министр.
Все что делается в сфере всяких инноваций и тотальной модернизации сильно напоминает планы по переделке мироустройства от иных мечтателей. Ибо, как справедливо замечают критики проектов, говорится довольно много неконкретных вещей
Сам проект все больше обсуждается в сослагательном наклонении. Вот глава центра «ХимРар» говорит, что работают они над методиками предотвращения метастаз при раке и уже достигли серьезного прогресса. На что президент ему отвечает: «Если ваш проект удастся, это будет переворотом в истории, даже если со «Сколково» ничего не получится». Кудрин тоже говорит про возможности и преимущественно в будущем времени.
Иными словами: имеется смысловой провал.
Конкретика тоже появляется. По словам менеджеров фонда, уже получено 275 заявок от потенциальных участников. Лидирующую позицию по заявкам занимает направление IT (95 заявок), по направлению энергоэффективность подано 87 заявок, по биомедицинским технологиям - 73 заявки, по ядерным технологиям - 9 и космическим - 11 заявок. Однако же, насколько можно понять, заявки подают не венчурные капиталисты и не ученые-одиночки, а уже функционирующие предприятия разрабатывающие всяческие проекты по направлениям, которые хочет развивать государство.
С остальными обстоит сложнее. Пока нет никакой уверенности, что «Сколково» востребовано экономическими агентами и учеными, а без людей любой проект обречен. С Массачусетсом вроде бы достигли договоренностей, но все сорвалось. Нобелевский лауреат Андрей Гейм демонстративно и жестко работать в «Сколково» отказался. Велик риск оказаться в ситуации, когда серьезные ученые увидят за проектом профанацию. Воспользуются таким проектом карьеристы и мошенники разных мастей.
Президента заботит низкая популярность проекта у населения. Только 40 процентов россиян приблизительно представляют, чем будет заниматься «Сколково», привел президент данные соцопросов, сочтя такой показатель низким. «Наши граждане должны быть полностью в курсе того, что делается, а также в курсе того, каким образом финансируются эти программы. Информация должна быть абсолютно открытой и публичной: что сделано, что будет сделано в дальнейшем», - заявил Медведев.
Кажется, президенту принесли какие-то сильно оптимистичные опросы, на деле, представляется, доля имеющих некоторое понимание о проекте должна быть где-то на уровне статпогрешности. И проблема не в том, что инноград плохо рекламируют или о его деятельности плохо информируют. Просто большинство населения России к инновационным призывам власти относится с ленивой прохладцей.
Заботят население совсем другие проблемы: низкие доходы, количество мигрантов, отсутствие внятных перспектив. Именно это, а не недостаток инноваций привели к выступлениям на Манежной в прошлом декабре (см. Очень рассерженные молодые люди). Президенту стоило бы учитывать, скорее, эти настроения, если ему хочется нормально править и после 2012 года.