Сегодня стало известно, что генеральным директором государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» назначен генеральный директор инвестиционно-финансовой корпорации «Алемар» Леонид Меламед.
В июле этого года Владимир Путин подписал федеральный закон "О Российской корпорации нанотехнологий". Создание корпорации предусмотрено посланием президента Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года. В соответствии с федеральным законом, корпорация является государственной и действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. В систему органов корпорации входят наблюдательный совет, правление, генеральный директор, ревизионная комиссия и научно-технический совет как консультативный орган, состоящий из экспертов по нанотехнологиям.
Как сообщил первый заместитель председателя правительства Сергей Иванов, наблюдательный совет Корпорации будет состоять из 14 членов, пятнадцатым станет генеральный директор.
Состав наблюдательного совета примечателен с точки зрения того, как разводятся интересы «хозяйствующих субъектов». Бюджет на нанотехнологии составляет более 130 млрд рублей (обещали, что эти инвестиции – это только начало). Соответственно, в этот проект должны были захотеть встроиться очень многие. С Михаилом Ковальчуком все более-менее понятно – Курчатовский институт выбран в качестве центра реализации проектов в области нанотехнологий, да и сам запуск проектов давно связывают преимущественно с фигурой Михаила Ковальчука.
Председателем наблюдательного станет министр образования и науки Андрей Фурсенко. На его долю, по всей видимости, приходится роль «смотрящего от правительства». Профильное министерство, безусловно, не могло не поучаствовать в самом крупном проекте в сфере своих интересов. Другими «профильщиками» в наблюдательном совете стали глава комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров, глава Минпромэнерго Виктор Христенко. От Госдумы и Совфеда еще представлены Андрей Кокошин и Дмитрий Мезенцев.
Примечателен и «десант» РАО «ЕЭС» в госкорпорации. Членом наблюдательного совета стал глава энергетической монополии Анатолий Чубайс. Новоназначенный генеральный директор «Роснанотеха» Леонид Меламед также является выходцем из РАО «ЕЭС». Он пришел в компанию в 2000 году и сразу занял пост первого зампреда правления. Он курирует финансовый блок, входит в совет директоров и исполняет обязанности председателя правления в отсутствие Анатолия Чубайса. У РАО тогда были проблемы с должностью финдиректора, а Меламед к тому же был не чужд энергетики - до этого успел потрудиться в атомной отрасли. Меламед покинул РАО в 2004 году. В интервью «Ведомостям» он объяснял, что заключенный несколько лет назад негласный контракт с Чубайсом был выполнен и это хороший повод заняться чем-то другим. "С профессиональной точки зрения мне в РАО больше некуда расти, - заявлял Меламед. - Я чувствую, как меня подпирают талантливые люди, и лучше я уйду сам, пока, как говорят, не вынесли на руках. Все выполнено, и я могу уйти, никого не подводя". Похоже, что и назначение Меламеда в «Роснанотех» - инициатива РАО «ЕЭС».
Замсекретаря Совета безопасности Владимир Назаров (информагентства сначала окрестили его Валерием, что вызвало нездоровый ажиотаж, ибо Валерий Назаров - глава Росимущества и к Совбезу никакого отношения не имеет) – тоже фигура примечательная. Кадровый разведчик, выпускник академии КГБ, много лет проработал в структуре Службы внешней разведки. Почему именно он вошел в наблдательный совет госкорпорации - непонятно. Его назначение в Совбез после увольнения в запас выглядело синекурой, не предполагающей больших постов (пусть и в значительной части формальных) близ больших финансовых потоков. Есть идея, что Назаров будет представлять интересы "силовиков".
Что уж говорить про экс-гендиректора «Норникеля» Михаила Прохорова. После объявления о «разводе» с Владимиром Потаниным Прохоров анонсировал ряд инвестпроектов, среди которых значились и наукоемкие – скажем, водородная энергетика. Видимо, и на нанотехнологии он тоже посматривал.
Итого – назначенцы от самых разных бизнес и властных групп поучаствуют в проекте по развитию нанотехнологий. Интересна была бы еще история, как они смогли договориться. Памятно, например, несостоявшееся объединение «Газпрома» и «Роснефти», всерьез обсуждавшееся в 2005 году. Тогда развернулась нешуточная борьба вокруг объединения. Околосечинские структуры, по слухам, были крайне недовольны форматом объединения и приложили массу усилий, чтобы оно не состоялось. В случае же с нанотехнологиями баланс интересов, похоже, удалось соблюсти.
Возможно, «фишка» в самом формате госкорпорации – имущество отдаваемое ей на баланс и средства как бы и не являются государственными. Фактически придумана – де-юро -новая форма собственности – «госкорпоративная». И новая форма участия бизнес-групп в распределении финансовых потоков. Помогут ли госкорпорации обойтись без корпоративных войн? Окончательно - нет. Но пример «Роснанотеха» - пример настоящего государственно-частного компромисса.