будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Государственная ограниченность

Государственная ограниченность
gric_big

Существование государственных корпораций в капиталистической экономике всегда вызывало массу споров. Одна часть спорящих утверждала, что государственная собственность чужда капиталистическому строю, так как снижает предприимчивость граждан, понижает эффективность экономики и вообще является коммунистической идеологической диверсией. Другие, заявляли, что госкорпорации для того и возникли, чтобы исправить «провалы рынка», то есть компенсировать неудачную деятельность частных фирм. Поэтому эффективность государственных компаний, наоборот, очень высока; что же касается диверсий, то для капиталистического строя как раз более опасна постоянная массовая безработица, которую порождает механизм свободного рынка, и ликвидировать которую и были призваны госкорпорации.

Этот спор возник еще лет эдак 60 тому назад, но тогда для нас он был не очень актуален, потому что в СССР к тому времени все уже было национализировано, и проблема соотношения частного и государственного хозяйства исчезла сама по себе. Но после краха коммунизма, как водится, мы качнулись в другую крайность, и стали приватизировать все подряд, считая, что только частная собственность на средства производства может принести высокий уровень благосостояния. Тем более, что на Западе как раз была в моде либеральная модель экономического развития, а она подразумевала необходимость приватизации максимума государственного имущества.

Так это или нет – тема отдельного разговора, но по факту процесс приватизации начался, и большая часть государственной собственности получила частных владельцев. Большая, но не вся, так как за годы строительства социализма этой самой собственности было построено очень много, и передать ее в частные руки за несколько лет было трудно. Кроме того, многие объекты оказались таким барахлом, что найти покупателя для них было практически невозможно: проще ликвидировать, чем приватизировать. Но процесс ликвидации был не менее сложным, чем процесс приватизации, потому что в одних случаях закрытие предприятия грозило массовой безработицей, в других – приводило к финансовой несостоятельности целых городов, а в третьих – к потере отдельных военных технологий. Поэтому приватизация так и не была доведена до конца, и на руках у государства остался большой кусок собственности, с которым было не ясно, что делать.

Бесхозная государственная собственность еще долго могла бы находиться в подвешенном состоянии, если бы ветер не поменялся, и вместо идеи о тотальной приватизации не появилась идея об огосударствлении части хозяйственных объектов. В этом смысле мы как раз находимся в русле мировых тенденций, потому что на Западе, как уже было отмечено выше, побеждает то одна, то другая точка зрения на собственность на средства производства. В нашем случае провести в жизнь эту идею было гораздо легче, так как память о том, что еще совсем недавно все имущество было государственным, жива в народном сознании. Также в народном сознании существует устойчивое представление, будто приватизация была грабительской и ее итоги надо пересмотреть.

Поэтому идея об огосударствлении не могла не овладеть массами, тем более, что материальная база для этого, в виде недоприватизированной собственности, была налицо. И когда нашлись исполнители, идея стала воплощаться в жизнь.

И вот начиная примерно с 2005 года, на базе нескольких военных предприятий, находящихся в государственной собственности, стал создаваться холдинг, включающий в себя производство вооружений практически по всем его видам. В этом, правда, не было бы ничего страшного, так как во многих странах производство вооружений является исключительно делом государства. Но, кроме общего правила, существуют еще и исключения, и как раз российская оборонная промышленность представляла и представляет собой одно большое исключение из правила.

Дело в том, что изначально, еще со времен форсированной индустриализации 30-х годов, советские промышленные предприятия проектировались и строились как предприятия двойного назначения: они могли выпускать и гражданскую, и военную продукцию. В некоторых случаях это объяснялось единством технологии – например, в судостроении и авиастроении, а иногда – особенностями транспортировки военной продукции. Так, поскольку для перевозки танков требуются специальные железнодорожные платформы, то одновременно с танковым производством создавалось и производство специализированного подвижного состава. Когда шла война, производство платформ полностью обслуживало потребности фронта, а когда война заканчивалась, могло переключиться на обслуживание потребностей гражданских перевозок. В области электроники и средств связи гражданские и военные технологии вообще мало чем различались, и на одном и том же оборудовании, из одних и тех же материалов и руками тех же рабочих можно было изготовлять управляющие блоки как для ракет, так и для станков. Или просто делать электронные игрушки.

В общем, совпадение военного и гражданского производства в российской промышленности было почти полным, что, однако, и породило ряд проблем в начале процесса огосударствления военных предприятий. Получалось, что наряду с чисто военным производством государство брало под свое крыло и гражданские производства, что очень плохо сочеталось и с политикой приватизации, и с политикой привлечения частного, особенно иностранного, капитала, да и с условиями конкурентного хозяйства.

Конечно, объединение гражданского и военного производства в рамках одной государственной структуры могло объясняться, в частности, тем, что гражданские производства будут зарабатывать деньги для оплаты расходов военного производства. Это было хорошо понятно, так как именно на таком принципе организованы многие крупные иностранные корпорации. Используя доходы от гражданских производств, они финансируют военные разработки, которые потом предлагают государству. И если государство принимает эти разработки для своих нужд, то оплачивает их стоимость из бюджета. В нашем же случае можно было пойти дальше, и продекларировать, что госкорпорации будут сами оплачивать военные разработки за свой счет и, тем самым, не будут брать у государства ни копейки на военно-промышленные нужды.

Эта мысль казалась очень верной, особенно когда в состав государственной компании, объединяющей государственные пакеты акций, был включен Волжский автомобильный завод, выпускающий только продукцию гражданского назначения. Его доходов точно бы хватило на оплату всех военных исследований. Но, к сожалению, оценить эту мысль по достоинству так и не удалось. Пока шло формирование структуры и борьба с собственниками за активы, разразился мировой экономический кризис, и производство на всех предприятиях – и на военных, и на гражданских – резко упало. А отток капиталов и резко подскочившие процентные ставки сделали кредитование большинства предприятий государственной корпорации очень затруднительным. Поэтому, едва успев начать работать, некоторые структуры, управляющие государственной собственностью, фактически прекратили свою деятельность.

Что будет с этими структурами дальше, пока не известно, мы будем ждать результатов проверки, устроенной по решению Президента. Но вне зависимости от ее выводов, мы можем сами поставить кое-какие вопросы, важные для определения концепции промышленной политики, так как ситуации, аналогичные нынешней, наверняка будут возникать и в будущем. Во-первых, допустимо ли нахождение «под одной крышей» и военных, и гражданских производств, с учетом того обстоятельства, что собственником является государство, которое может предоставить преференции своему гражданскому производству в ущерб частным конкурентам. Во-вторых, где находится допустимый предел вовлечения в состав государственных корпораций (или других аналогичных структур) предприятий-поставщиков. Этот вопрос важен потому, что, с одной стороны, для обеспечения режима секретности количество поставщиков, входящих в госструктуру, должно быть максимальным, а с другой стороны, большое количество хозяйственных единиц, входящих в корпорацию, делает ее малоуправляемой, и снижает ее экономическую эффективность.

Если ответы на эти вопросы будут получены, то процесс создания новых государственных корпораций, если, конечно, в этом будет признана реальная потребность, станет более содержательным, а результат этого будет сильно отличаться от теперешних госкорпораций, принцип формирования части из которых сильно напоминает принцип формирования мусорного контейнера.

См. также:

  • Григорий Гриценко. Госкомимущество без приватизации
  • Интервью с Яковом Паппэ. «Крупный бизнес в 1990-е гг. сыграл роль каркаса, который не дал провиснуть всей экономике»
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).