будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Хозяйство

Государственное регулирование экономики

Новая редакция Бюджетного кодекса : Монетизация льгот : Налоговая политика : Регулирование бизнеса : Отмена «принципа двух ключей» при разработке недр и закон «О недрах» : Реформа электроэнергетики

Новая редакция Бюджетного кодекса

Госдума приняла 2 августа во втором чтении и 5 августа в третьем чтении (Совфед одобрил 8 августа) законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».

Законопроект предусматривает:

  • Бюджеты будут разделяться на федеральный, региональные и два вида местных: бюджеты «муниципальных районов и городских округов», а также бюджеты «городских и сельских поселений».
  • С 2007 года в регионах, просроченные долги которых превышают 30% их доходов, решением Высшего арбитражного суда может вводиться временная финансовая администрация.
  • С 2006 г. все счета региональных и местных администраций должны быть переведены из региональных казначейств в федеральное. Регион сможет сохранить свое казначейство только по специальному договору с центром.
  • Расщепление (величина долей) ряда налогов между центром и регионами будет закреплено в Бюджетном кодексе (а не будет приниматься ежегодно при утверждении бюджета).
  • Доля федерального бюджета в поступлениях от налога на добычу нефти возрастет с 85,6% до 95% (5% остаются субъектам).
  • Поступления от водного налога перейдут от регионов к центру.
  • Безвозмездные ссуды регионам будут заменены на кредиты, выдаваемые на процентной основе. Это не относится к субсидиям и субвенциям.

Принятые поправки существенно меняют положение сложносоставных субъектов, так называемых «матрешек», включающих автономные округа. Все налоги теперь будут уходить в бюджет края или области, а округам останутся лишь те налоги, которые они сами установят. Подобные налоги, как правило, невелики и жестко ограничены «вилкой» нормативов.

Регионам остается 70% от налога на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, 100% налога на игорный бизнес, 100% акцизов на алкоголь и пиво, 60% акцизов на бензин и топливо, 5% НДПИ.

С момента первого чтения в ноябре 2003 г. в проект были внесены существенные изменения. В первом чтении поправки меняли лишь одну 215-ю статью Бюджетного кодекса, касающуюся межбюджетных отношений. Теперь они затрагивают 46 статей Бюджетного кодекса — вплоть до введения новой терминологии.

Комментарии чиновников и политиков

Президент России Владимир Путин заявил, что в августе будет завершена работа над Бюджетным кодексом. При этом президент подчеркнул, что принятие Налогового и Бюджетного кодексов — «это ключевой вопрос для решения всех проблем, связанных с разграничением полномочий» между центром и регионами». (Интерфакс, 09.07.04 г.)

Вице-премьер А.Жуков признал, что «есть ряд регионов, которые первоначально определенные суммы денег потеряют» в результате поправок в Бюджетный кодекс. Часть потерь будет компенсировано субвенциями, сообщил он. (Известия, 03.08.04 г.)

По мнению замминистра финансов Т.Голиковой, «ликвидация ссуд — принципиальная вещь». Таким образом, пояснила она, каждый регион будет самостоятельно отвечать за распоряжение своими финансами. (Газета, 29.07.04 г.)

Член бюджетного комитета Госдумы Н.Бурыкина заявила 2 августа, что «об эффективности нового распределения [бюджетьных доходов] пока говорить сложно». По ее мнению, «на первый взгляд достигнута более-менее разумная компоновка по распределению доходов между уровнями бюджетной системы». «Самое важное то, что все доходы закреплены в Бюджетном кодексе, а не в законе, который каждый год пересматривается. Не надо каждый раз ждать закон о бюджете и думать, что у тебя отнимут, что тебе дадут», — сказала депутат. (Известия, 03.08.04 г.)

Комментарии СМИ

По мнению газеты «Новые известия» (27.07.04 г., «В поисках совести») поправки к Бюджетному кодексу (БК), которые инициировало правительство, меняют букву и дух БК довольно радикально. Фактически идет речь о бюджетном унитаризме, считает газета. Издание пишет, что контролируя региональные счета в федеральном казначействе, центр сможет ограничить самостоятельность регионов в расходовании даже тех средств, которые останутся в их распоряжении. По мнению газеты, поправки, по сути дела, выводят за рамки исполнения бюджета вопрос о его кассовом обслуживании. На практике это означает, что так называемые финансовые органы, то есть подразделения субфедеральных и местных властей, ведающие финансами, наделяются крайне усеченными полномочиями — просто по организации исполнения бюджета. Иными словами, средства, собранные центром с регионов, далее отправляются даже не тамошним финансовым органам, которые могут оперативно реагировать на изменения локальных текущих финансовых нужд в рамках имеющихся ресурсов, считает газета. (Новые известия, 27.07.04 г.)

По мнению издания «Газета» (03.08.04 г., «Ни копейки мимо центра»), приняв поправки, Дума урезала самостоятельность регионов. Менее часа понадобилось Госдуме для того, чтобы закрепить в Бюджетном кодексе новый порядок взаимоотношений между центром и регионами, отметила «Газета». Теперь федеральная власть будет единолично управлять водным хозяйством и распоряжаться недрами, а регионы — отвечать за школы, больницы и ЖКХ. Одновременно центр забрал у регионов часть доходных источников, пишет издание. При этом федеральная власть намерена жестко контролировать исполнение местных бюджетов. А денег регионам может и не хватить: сегодня депутаты обсудят закрепление за регионами обязательств по выплате денежных компенсаций 20 млн. ветеранов труда и жертв репрессий, считает издание. (Газета, 03.08.04 г.)

наверх

Монетизация льгот

Госдума приняла 3 августа во втором чтении и 5 августа в третьем чтении закон о монетизации льгот. Совфед одобрил закон 8 августа. Закон вносит изменения в 155 законодательных актов РФ и признает утратившим силу 41 законодательный акт.

Согласно первоначальному правительственному варианту законопроекта предполагалось, что после разграничения полномочий с 2005 года за федеральным уровнем будет закреплено 14 млн. льготников, а за региональным — 19 млн. льготников. На федеральном уровне предлагалось закрепить финансирование льгот для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I-III групп, чернобыльцев и ряда других категорий граждан, на региональном уровне — финансирование льгот для ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий. Персонифицированный учет населения, имеющего право на льготы, предстоит провести до 1 января 2005 года.

Монетизация коснется четырех видов льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на год — до 2006 г.

Размер компенсаций зависит от категории льготников. Суммы денежных компенсаций, выплачиваемых льготным категориям населения с 1 января по 30 декабря 2005 года, составят для инвалидов войны — 1550 рублей; участников Великой Отечественной войны — 1050 рублей; для ветеранов боевых действий — 650 рублей; для людей, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» — 650 рублей; для инвалидов первой группы — 950 рублей; второй группы — 550 рублей, третьей группы — 350 рублей. Размеры денежной компенсации для детей-инвалидов предусмотрены в 550 рублей.

Помимо этого, льготникам представится возможность дополнительно воспользоваться так называемым «социальным пакетом», стоимость которого определена в 450 рублей. В такой пакет входит льготный проездной билет на пригородном железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом до его места. С 2006 года гражданам льготных категорий будет предоставлено право выбора — сохранение натуральных льгот или денежная компенсация, а в 2005 году соцпакет будет распространяться в обязательном порядке (в качестве дополнения к компенсациям, а не в счет них, т.е. платить за пакет будет не нужно, хотя формально он платный).

Законопроект ликвидирует некоторые льготы без компенсации. Так, он лишает инвалидов ВОВ права на бесплатную установку телефона, хотя она по-прежнему будет внеочередной. Всем категориям отменяются льготы по абонентской плате за телефон. Всем, кто имел право на бесплатное зубопротезирование, кроме военных, оно отменяется, как и право на бесплатное получение автомобиля. Госдума отменила бесплатный проезд для депутатов и сенаторов, а также для их помощников. Для малого бизнеса отменена ускоренная амортизация основных фондов, а также право списывать до 50% их стоимости на амортизационные отчисления.

В рамках замены натуральных льгот на денежные компенсации для федеральных льготников на эти цели в проекте федерального бюджета 2005 года предполагается выделить 171 млрд. рублей. Льготы по оплате услуг ЖКХ намечается сохранить в нынешнем виде до 2006 года. Регионам на финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для федеральных категорий льготников в виде субсидий из федерального фонда компенсаций в 2005 году будет перечислено 25 млрд. рублей. Кроме того, на замену денежной выплатой транспортных льгот для военнослужащих и приравненных к ним лиц в следующем году намечено выделить 31 млрд. рублей по сравнению с текущими расходами на эти цели на уровне 3 млрд. рублей.

Правительство в период после первого чтения, состоявшегося 2 июля, внесло в Госдуму три блока своих поправок. Кроме того, «Единая Россия» согласовала с правительством ряд своих поправок.

С правительством было согласовано сохранение «северных» льгот и другие государственные гарантии для жителей Крайнего Севера (ранее отмена льгот не предусматривала «северной надбавки»), урегулирован вопрос о введении механизма софинансирования льготных выплат жертвам политических репрессий как из федерального, так и из региональных бюджетов (ранее предполагалось переложить эти расходы на региональные бюджеты), выплата детских пособий передана на федеральный уровень.

Ряду категорий граждан льготы будут сохранены (ранее планировалось их монетизировать). Это Герои Советского Союза, Герои России, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой славы. В связи с этим предлагается правительству подготовить проект федерального закона об особом статусе героев и внести его на рассмотрение Госдумы в октябре этого года.

Поправки устанавливают, что с 1 января 2005 года уровень заработной платы, льгот и компенсаций не может быть ниже, чем установлено в действующем законодательстве, и в случае изменения мер социальной поддержки положение граждан не должно ухудшаться.

Инвалиды-чернобыльцы станут единственной категорией льготников, для которой выплаты будут проводиться по двум основаниям: как инвалидам-чернобыльцам и как инвалидам одной из групп. Кроме того, для этой категории льготников предусматривается выплата в рамках возмещения вреда в размере 5 тыс. рублей. (Интерфакс, 03.08.04 г.)

Эволюция законопроекта о монетизации льгот протекала следующим образом. Первоначально правительство предлагало заменить все льготы денежными компенсациями и называло крайне низкие суммы компенсаций. Президентская администрация решила увеличить суммы компенсаций, сохранить ряд льгот военнослужащим, отложить монетизацию льгот ЖКХ. Депутаты Госдумы еще больше смягчили закон: сохранили льготы донорам, Героям Советского Союза и кавалерам некоторых орденов, увеличили социальный пакет с 440 до 450 рублей, сохранили расчет с использованием минимального размера оплаты труда, увеличили адресную помощь студентам, оставили выплату детских пособий на федеральном уровне, сохранили военным пенсионерам льготу по земельному налогу и налогу на имущество. (Известия, 04.08.04 г.)

Комментарии политиков, чиновников, аналитиков

Глава правительства РФ Михаил Фрадков заявил 22 июля, что правительство берет на себя серьезные обязательства по доведению до граждан всех компенсаций после монетизации льгот. По словам М.Фрадкова, работа не должна ограничиваться только принятием законопроекта, а концентрироваться на выработке действенных мер по его реализации. «Нужно сделать все, чтобы люди поверили, что правительство в состоянии это сделать и что правительству можно и нужно доверять», — подытожил М.Фрадков. (РБК, 22.07.04 г.)

Минфин РФ допускает, что расходы на замену льгот денежными компенсациями для отдельных федеральных категорий льготников в 2005 году превысят запланированные 171 млрд. рублей, сообщила замминистра финансов РФ Татьяна Голикова 13 июля. «Это связано с пересечением и мигрированием категорий льготников в более высокооплачиваемые по перечню льгот», — добавила она. Т.Голикова отметила, что люди осознают, что сейчас идет процесс определения набора и стоимости льгот для каждой из категорий льготников. «Люди понимают, что процесс идет, они пытаются сделать выбор, и сделают его после второго чтения, и тогда определятся, кто они — инвалиды войны, труженики тыла и так далее, и нам предстоит пережить второй этап переучета этих граждан», — сказала она. По словам замминистра, в настоящее время Минфин РФ совместно с Минздравом и государственными внебюджетными фондами ведет пересчет категорий льготников. (Интерфакс, 13.07.04 г.)

ЦБ РФ придется в 2005 году ввести в обращение на 300 млрд. рублей больше в случае замены натуральных льгот денежными компенсациями, заявил первый зампред Банка России Арнольд Войлуков. По его словам, в настоящее время объем наличных денег в обращении составляет 1,45 трлн. рублей, в то время как на начало 1998 года этот показатель составлял всего 137 млрд. рублей. А.Войлуков отметил, что даже в случае принятия соответствующих законов, предполагающих замену натуральных льгот денежными компенсациями и, соответственно, увеличение объема наличных денег, это не приведет к росту инфляции, поскольку в любом случае предоставление льгот является бюджетными расходами. (Интерфакс, 21.07.04 г.)

Рабочая группа Совета Федерации, готовившая поправки к законопроекту о замене льгот на денежные компенсации, на заседании 13 июля предложила 7 изменений в документ, ключевыми из которых являются перевод с регионального на федеральный уровень финансирования льгот для репрессированных и тружеников тыла, а также повышение выплат детям-инвалидам с 1 тыс. до 1,1 тыс. рублей в месяц. (Интерфакс, 13.07.04 г.)

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает, что в связи с принимаемыми Госдумой РФ законами о льготных выплатах регионы должны будут самостоятельно решать вопросы, касающиеся выплат компенсаций ветеранам труда и тыла. Он считает совершенно очевидным то, что сегодня, в условиях становления рыночной экономики, дальнейшее существование системы натуральных льгот невозможно. И переход к денежным компенсациям, убежден глава республики, является шагом неизбежным, на который рано или поздно пришлось бы идти. По мнению М.Шаймиева, по тем категориям льготников, которые относится к федеральному уровню, переход на денежные компенсации большого неприятия не вызовет. Вместе с тем, регионы могут столкнуться с немалыми проблемами, связанными с выплатами в отношении ветеранов труда и тыла. Поэтому, как считает М.Шаймиев, доходы бюджетов регионов в 2005 году не должны быть ниже объемов текущего года. (Интерфакс, 02.08.04 г.)

Комментируя прошедшие акции протеста против замены льгот, губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов отметил, что «в целом подход руководства страны к этой проблеме правильный. Большое количество населения просто физически не могут воспользоваться льготами». «Однако все регионы в стране разные. Говорить, что переход на денежные компенсации решит все проблемы, нельзя. У нас большое количество целинников, которые сейчас являются ветеранами труда, много участников Великой Отечественной войны. Все льготники — заслуженные люди. У них должно быть право выбора: пользоваться льготами либо получать денежные компенсации. Поэтому меня особенно беспокоит скоротечность введения закона. Его необходимо опробовать на практике и вводить в действие в течение 1-2 лет», — подчеркнул Евдокимов. (ИТАР-ТАСС, 30.07.04 г.)

Пресс-служба президента Бурятии Леонида Потапова заявила, что для дотационной казны Бурятии монетизация льгот является серьезной проблемой, так как придется изыскивать дополнительные доходы в объеме более 3,5 млрд. руб. В то же время, 28 июля Л.Потапов отозвал свою подпись под обращением Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», содержащим несогласие с монетизацией льгот. Об отзыве подписи под обращением заявил также губернатор Читинской области Равиль Гениатулин. (Интерфакс, 30.07.04 г.)

Заместитель гендиректора компании «Русский алюминий», бывший вице-премьер, министр финансов Александр Лившиц считает, что льготы — «это результат популистских законов 90-х годов». «Ведь их делали так, чтобы Ельцин наложил вето и можно было заявить, что он антинародный президент. И тогда я говорил, что это мина под экономику. Отмена льгот — правильное решение, но не все понятно с его реализацией. Мне, например, непонятно, как будет действовать соцпакет и что мы будем делать, когда не хватит денег на лекарства», — сказал Лившиц.

По мнению депутата Оксаны Дмитриевой, «теперь наступлению подвергнется бесплатное образование и здравоохранение. Это сделать легче, чем отказаться, к примеру, от призыва. Хотя переход на контрактную армию заставил бы государство отказаться от выплат военным, и бюджет получил бы больше денег, чем от монетизиции льгот». (Коммерсантъ, 06.08.04 г.)

Как считает глава комитета Думы по труду и соцполитике Андрей Исаев, «если не принять государственных мер по льготным выплатам, сохранив таким образом часть льгот в денежном выражении, то через несколько месяцев вся социальная система умрет естественной смертью». По его словам, с юридической точки зрения правительство должно либо предоставлять декларированные льготы, либо выплатить компенсацию по суду. И подобные прецеденты уже имели место. (Известия, 31.07.04 г.)

ОАО «Российские коммунальные системы», крупнейший частный бизнес-оператор в российском коммунальном секторе, недовольно решением государства сохранить существующую систему предоставления льгот на услуги ЖКХ по крайней мере до 1 января 2006 года, считая, что оно поставит отрасль на грань банкротства. Об этом говорится в пресс-релизе РКС. По существующей схеме государство, предоставляя льготы, субсидии и дотации, не компенсирует в полном объеме соответствующие расходы предприятиям, которые доводят их до потребителей, отмечает РКС. В результате, по данным компании, на 1 июня 2004 года задолженность бюджетов всех уровней по льготам, дотациям и субсидиям перед предприятиями РКС составила 202,8 млн. рублей. По прогнозам РКС, в 2005 году ситуация с платежами бюджетов будет ухудшаться, что приведет отрасль ЖКХ, и без того являющуюся планово- убыточной при действующей системе тарифного регулирования, на грань банкротства. «Это может привести к коммунальной катастрофе в ряде регионов», — предупреждает компания. «Льготы должны быть приведены в денежную форму и доводиться адресно (через систему персонифицированных счетов). При этом государство само будет отвечать по взятым на себя обязательствам непосредственно перед гражданами», — считает РКС. (Интерфакс, 04.08.04 г.)

По мнению эксперта Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Игоря Полякова, «момент для проведения реформы выбран очень удачно. Сейчас этот процесс пройдет менее болезненно, чем если бы правительство сделало эту замену, например, три года назад. Приступать надо сейчас, потому что такой запутанности с социальными льготами, как в России, нигде нет. Это анахронизм». По мнению эксперта, сейчас в России сложилась слишком сильная дифференциация по доходам, поэтому система замены льгот компенсациями — это «своеобразная помощь правительства малообеспеченным слоям населения».

По оценкам специалистов Центра макроэкономического анализа и прогнозирования, существующая система льгот помогает бедным в очень небольшой степени. Основная часть льгот приходится на среднеобеспеченные слои населения. С этой точкой зрения согласны и эксперты аудиторской компании ФБК. По их оценкам, только 20% льгот реально попадают людям, нуждающимся в этом. Оставшиеся 80% достаются вполне обеспеченным гражданам.

По мнению эксперта Центра развития Натальи Акиндиновой, замена льгот выплатами приведет к большей прозрачности бюджета и уменьшит возможность злоупотребления. «Другой вопрос, что с социальной точки зрения механизм выбран не самый удачный. Я бы даже сказала дискриминационный. Льготников поделили не по принципу уровня достатка людей, а по принципу категорий», — заметила Н.Акиндинова. Вызвала у нее сомнения и система распределения источников финансирования льготников, т.к. часть обеспечения льгот денежными компенсациями ляжет на плечи региональных бюджетов. Регионы будут отвечать за 20 млн. ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных. По некоторым оценкам, полностью профинансировать замену льгот на денежные компенсации не смогут 49 из 89 регионов, «У части регионов просто не будет средств для того, чтобы сохранить обязательства по льготам. В итоге льготники поделятся на черных и белых», — заключила Наталья Акиндинова. (Новые известия, 04.08.04 г.)

наверх

Налоговая политика

Налоговая оптимизация

Министерство финансов РФ планирует во второй половине 2004 года внести в Госдуму поправки, ограничивающие налоговую оптимизацию, сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов 14 июля. «Здесь есть серьезные проблемы с определением взаимозависимых лиц, использованием трансфертного (внутрикорпоративного) ценообразования для снижения налогообложения», — подчеркнул замминистра финансов. С.Шаталов подчеркнул, что правительство РФ намерено реализовать в России правила в отношении налоговой оптимизации, которые действуют в мире. «Мы привержены тому, чтобы в России ввести аналогичные правила, которые действуют в Европе и США», — сказал замминистра. Он также отметил, что Минфин РФ не меняет своего подхода к вопросам налоговой оптимизации. «Я не думаю, что подход меняется, он становится более артикулированным», — подчеркнул С.Шаталов.

Он отметил, что, так как речь идет «об очень больших суммах», то этим вопросам и ранее придавалась большая значимость. В 2002 и в 2003 годах были приняты решения судов в отношении ряда схем, в том числе применяемых нефтяными компаниями. В частности, были проблемы у компании «ЛУКОЙЛ», которая использовала Байконур для уменьшения суммы налогов. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» также применял схему с использованием Башкирского НПЗ. «Эти схемы были оспорены налоговыми органами, суд принял решение в пользу МНС, «ЛУКОЙЛ» с ними согласился, выплатил суммы, которые были предъявлены, и сказал, что полностью отказывается от использования этих схем», — подчеркнул С.Шаталов. Он также добавил, что недавно были аналогичные заявления «ЮКОСа» о том, что он отказывается от использования подобных схем. Вместе с тем С.Шаталов отметил, что он не может сказать, насколько схемы оптимизации налогов, которые применялись «ЮКОСом», отличаются от схем, которые применяются другими нефтяными и металлургическими компаниями. (Интерфакс, 14.07.04 г.)

Законодательные поправки должны внести изменения в судебную практику. В настоящее время «суды не имеют четких ориентиров», сказал Шаталов.

«Если это [снижение налоговых выплат] осуществляется в целях бизнеса, а не экономии на налогах — это законно, легально и не подвергается сомнению. В противном случае государство должно препятствовать такому поведению», — сказал он. «Если у сделки нет иного экономического содержания, кроме как уменьшить налоги, то такая сделка признается не то чтобы незаконной, а «неправильной». И в этом случае государство требует уплатить все налоги сполна», — сказал Шаталов. (Интерфакс, 08.07.04 г.; Ведомости, 09.07.04 г.)

Глава департамента налогообложения прибыли ФНС Карен Оганян ранее заявлял, что его ведомство планирует не только обнародовать преступные схемы, но и прописать методы борьбы с ними для налоговиков. «Если сделка изначально носит цель ухода от налогов, то, даже будучи формально законной, она содержит в себе состав преступления», — разъяснил К.Оганян. «Например, организация А заключает с организацией Б договор на консультационные и маркетинговые исследования на миллионы долларов, а результатом таких исследований могут быть две-три страницы, которые объективно никакой новой информации не содержат. Единственная цель такого договора — завышение расходов и занижение налоговой базы», — убежден чиновник. (Ведомости, 09.07.04 г.)

Однако сейчас ФНС отказалась от создания списка преступных схем, проинформировало издание «Газета». Теперь там планируют прописать признаки использования компанией схем в своих документах для внутреннего пользования, регламентирующих порядок проведения проверки. Сейчас они уже готовы для тех, кто будет проверять нефтяные и строительные компании. Таким образом, налогоплательщик опять поставлен в ситуацию, когда его «добросовестность» определяется документами для внутреннего пользования, произвольно принимаемыми налоговым ведомством. (Газета, 07.07.04 г.)

Комментарии СМИ и аналитиков

По мнению издания «Газета», законность используемой фирмой схемы для снижения налогового бремени может определить только суд. Газета приводит мнение начальника департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуарда Кучерова о том, что в налоговом праве нет даже понятия «уклонение от уплаты налогов», суды рассматривают «добросовестность» налогоплательщика. «Пока налоговики лишь в нескольких процентах споров могут доказать недобросовестность плательщика, то есть притворность или мнимость сделки», — сказал он. Прорыв в пользу налоговых органов произошел в «деле ЮКОСа».

Издание отмечает, что в Европе и США есть практика регистрации государством законных схем. «Компания обращается к налоговому консультанту, тот определяет законность схемы и нет ли опасности, что налоговые органы признают ее уклонением от налогов, — объяснил «Газете» член бюро правления РСПП Александр Шохин. — При этом ответственность за свое решение несет консультант». Если потом суд признает схему незаконной, то и счет будет предъявлен консультанту, который рекомендовал ее компании. «Сейчас российские компании, которые хотят оптимизировать налоги, обращаются за разъяснениями в ФНС, в Центробанк, чтобы подстраховаться, — рассказал Шохин. — Но если схема будет оспорена, то в суде письмо с разъяснением, например, замглавы департамента ЦБ не является доказательством». Хотя, по словам эксперта, каждый россиянин должен иметь возможность прийти в ФНС или ЦБ и получить ответ на вопрос: «Если я сделаю так, то это не будет уклонением от уплаты налогов?» (Газета, 07.07.04 г.)

Газета «Ведомости» обращает внимание на то, что добросовестность налогоплательщика будет определяться не формальной законностью сделок, а их целями. Если цель сделки — только снижение налогов, то она будет признана незаконной. Газета описывает схему, применявшуюся «Сибнефтью» и вызвашую неудовольствие С.Шаталова, — продажа нефти по низкой цене посреднической фирме, где числились инвалиды, и аккумуляция необлагаемой прибыли в этой фирме. Однако налоговых претензий компании пока не предъявляли, отмечает газета.

С этим не согласен бывший коллега Шаталова Дмитрий Черник, который девять лет возглавлял Главную московскую налоговую инспекцию, а теперь возглавляет «МЦФЭР-консалтинг». «Граница законной и незаконной налоговой оптимизации — это Налоговый кодекс. Все, что законно, там перечислено. И разумный руководитель должен этим пользоваться, иначе что он за предприниматель?» — считает он. А если в законодательстве есть дыры, допускающие сделки ради ухода от налогов, то претензии надо предъявлять законодателям и самой налоговой службе — она должна сразу выявлять налоговые дыры и перекрывать их через изменения закона, считает бывший чиновник. (Ведомости, 09.07.04 г.)

По мнению члена бюро РСПП А.Шохина, решение суда в отношении нефтяной компании «ЮКОС» о взыскании с нее налогов на сумму $3,4 млрд. дает государству базу для урегулирования отношений с другими налогоплательщиками, использовавшими схемы оптимизации налогов. «Сейчас идет первый судебный эксперимент…, никто не мешает его объявлять новой базой для урегулирования отношений с налогоплательщиками», — заявил А.Шохин. «Все понимают, что у всех российских компаний, даже самых благополучных, были оптимизационные схемы по налогам, то есть государство по примеру «ЮКОСа» может оспорить эти сделки, и этим компаниям придется платить большие деньги в бюджет в погашение своих налоговых обязательств», — добавил он.

Он подчеркнул, что изменилось отношение государства к оптимизационным налоговым схемам, которые «еще вчера считались не очень моральным, но законным способом использования щелей и дыр в законодательстве, а сейчас это аморальное использование многочисленных щелей в законодательстве считается незаконным». Он пояснил, что хотя в России не действует прецедентное право, решение суда по «ЮКОСу» имеет значение в смысле толкования закона. Законодательство противоречиво, отметил Шохин, оно одновременно позволяет как оптимизировать налоги, так и считать действия по оптимизации налогов неправомерными.

Вместе с тем, по мнению А.Шохина, эта «новация» правоприменения создает не только дискомфорт для налогоплательщиков. По его словам, «это новелла, которая делает неустойчивой и нестабильной законодательную базу в целом» и может привести к ухудшению предпринимательского климата и оттоку капитала.

Хотя государство, создавая благоприятный налоговый климат для бизнеса, вправе требовать от бизнеса полного выполнения налоговых обязательств, оно должно обеспечить определенность новых правил, считает А.Шохин. «Сейчас главное — это определенность. Если новые правила, которые в инструктивных письмах налоговой службы рассылаются на места налоговым инспекторам, будут обнародованы как законодательная база, тогда все налогоплательщики оказываются в одинаковом положении», — считает А.Шохин. (Интерфакс, 06.07.04 г.)

Снижение НДС и налоговая реформа

Окончательное решение о дальнейшем снижении НДС (с 18 до 16%) может быть принято к середине 2005 года, считают в Кремле. «Если к маю-июню 2005 года в бюджете не образуется дефицит, а экономика будет расти заданными темпами, то к концу весенней сессии можно будет принять решение о снижении НДС», — заявил ряду СМИ 12 июля источник в Кремле, комментируя послание президента Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2005 году». При этом он подчеркнул, что снижение НДС должно проводиться «при одновременном переходе на единую ставку данного налога и отмене льготной ставки НДС». Как отметил источник, главными условиями снижения НДС будут «сохранение положительной динамики в экономике и бездефицитный бюджет». В настоящее время базовая ставка НДС составляет 18%, также действует льготная ставка в 10%. (Интерфакс, 12.07.04 г.)

Минфин РФ предлагает с 2006 года снизить ставку налога на добавленную стоимость с одновременным введением мер по улучшению его администрирования, сообщил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов 8 июля. «У нас до сих пор есть проблемы с администрированием НДС. Мы хотели бы связать улучшение администрирования и улучшение налогового климата, что минимизирует риски правительства», — подчеркнул он. С.Шаталов напомнил, что правительство отказалось от планов введения с 2005 года жесткой конструкции НДС-счетов, которые предполагали отвлечение средств налогоплательщиков из оборота. «Сейчас мы ищем другие, менее обременительные для налогоплательщиков варианты, думаю, что предложения здесь будут сформулированы», — подчеркнул замминистра финансов.

Он добавил, что одновременно с 2006 года предполагается решить проблему ускоренного возврата НДС при капитальном строительстве, а также решить проблему упрощения возмещения НДС экспортерам. Говоря об упрощении возврата НДС экспортерам, С.Шаталов отметил, что ранее предлагалось параллельно с введением НДС — счетов перейти от разрешительного порядка возмещения НДС экспортерам к заявительному, чтобы они подавали не две декларации по внутренним и внешним операциям, а одну консолидированную декларацию. «Это возможно, я пока ставлю как предполагаемый срок — 2006 год», — сказал замминистра. (Интерфакс, 08.07.04 г.)

Ряд СМИ обратили внимание, что в Бюджетном послании президента В.Путина не названы ни сроки, ни величина снижения НДС, а имеется расплывчатая формулировка «целесообразно снизить». По информации газеты «Коммерсантъ», ссылающейся на источники в Кремле, НДС будет снижен лишь в том, случае, если «социальные фонды в 2005 году обойдутся и без дефицита, и без помощи стабфонда». (Коммерсантъ, 13.07.04 г.)

По мнению газеты «Ведомости» (01.07.04 г., «Снижение НДС в обмен на честность») Кремль увязывает снижение НДС с повышением «налоговой добросовестности» бизнесменов. По словам кремлевского источника, приводимого газетой, исполнительная власть прошла свою часть пути, последовательно снижая подоходный налог, налог на прибыль, ЕСН, и теперь настала очередь бизнеса честно платить сниженный до 26% ЕСН и другие налоги, не прибегая к минимизации, серым схемам и скрытым пробелам в законодательстве. Источник в администрации президента сказал, что власть не вправе сейчас давать обязательство снизить НДС с 2006 г., вписав это в бюджетное послание президента на следующий год. Это решение, по его словам, может быть увязано исключительно с налоговой дисциплиной бизнеса. «Мы должны посмотреть, как первые четыре месяца 2005 г. наполняются бюджеты пенсионного и других социальных фондов, какова общая динамика поступления налогов в бюджет», — сказал он. По его мнению, надо исключить такое понятие, как «выпадающие доходы бюджета [вследствие снижения фискальной нагрузки], так как бизнесу создаются благоприятные условия, чтобы выйти полностью из тени». Если ожидание властей оправдается, тогда, по словам кремлевского чиновника, законопроект о снижении НДС с 2006 г. будет внесен в Думу.

Эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин сомневается в корректности предложения власти снижать налоги в обмен на их уплату. «Если вы установите целевые показатели по сбору налогов, то зачем вам ставки НДС, ЕСН, налога на прибыль». По его мнению, в распоряжении властей есть фискальные органы и правоохранительные органы, чтобы добиваться налоговой дисциплины, а также законодатели, которые обязаны перекрывать налоговые лазейки. (Ведомости, 01.07.04 г.)

Президент России Владимир Путин в своем бюджетном послании ставит задачу завершить в 2004-2005 годах налоговую реформу. «В 2004-2005 годах предстоит в основном завершить налоговую реформу. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности», — говорится в послании. (Интерфакс, 12.07.04 г.)

Налоговая реформа в целом будет завершена в течение ближайших 2 лет. Об этом заявил 8 июля заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. Касаясь дальнейшего совершенствования налогового законодательства С.Шаталов отметил, что в начале 2005 г. ряд проблем, в том числе трансфертное ценообразование, будут темой самого серьезного обсуждения в Госдуме. В результате появятся назревшие поправки, которые уточняют существующие в настоящее время позиции, которые являются достаточно размытыми. В 2005 г. будет изменено налогообложение дивидендов, выплачиваемых юридическим и физическим лицам. 7 июля Госдума приняла решение об увеличении ставки налога с 6 до 9 проц. При этом сохраняются существующие механизмы избежания каскадного налогообложения. С.Шаталов также отметил, что в Госдуму также внесен законопроект по внесению поправок в 25 главу Налогового кодекса, касающуюся налога на прибыль. Эти поправки, по его словам, в основном работают в пользу налогоплательщика и во много закрывают неясные вопросы, имеющиеся в настоящее время.

В целом С.Шаталов отметил, что если в начале проведения налоговой реформы в России действовало 52 налога, то к ее завершению к 2006 г. останется 15 налогов. (Прайм-ТАСС, 08.07.04 г.)

Как стало известно газете «Время новостей» (22.07.04 г., «Налоговый дозор») от высокопоставленного кремлевского источника, администрация президента может взять под более жесткий контроль ход реформы налоговой системы. Не исключено, что этим займется группа помощника президента Игоря Шувалова, сообщила газета. О налоговой реформе стали говорить как о почти завершенной и потому уже не слишком актуальной. Между тем, реальность далека от этих утверждений, считает газета. Только начинается реформа имущественных налогов, которая будет иметь стратегическое значение для страны, если ее экономика мыслится как рыночная, а ее граждане — как зажиточные. Остаются вопросы по поводу того, какой должна быть эффективная налоговая система для малого бизнеса и вообще — нужна ли ему как-то особая система. Не решен вопрос об инвестиционных льготах. Проблема с лжеэкспортерами, наживающимимся на НДС, до сих пор не решена. При этом бизнес уже устал от непрерывного изменения ставок налогов, пишет газета.

Последней каплей, которая может заставить Кремль принимать активизировать участие в проведении налоговой реформы, стала ее нестыковка с реформой пенсионной. Когда под предлогом нехватки средств в Пенсионном фонде из-за снижения ЕСН из формирования личных накопительных пенсий задним числом были исключены все граждане старше 37 лет, разразился настоящий скандал, отмечает газета. В пользу более активного участия кремлевских разработчиков в проведении реформы говорит и то, что в нынешнем ее состоянии бизнес-сообщество оказывается в этом вопросе как бы не у дел. В то время как у чиновников администрации вроде бы есть козыри, позволяющие привлечь бизнес-сообщество на свою сторону. Администрация, например, решила принять сторону предпринимателей и отказаться от введения НДС-счетов. (Время новостей, 22.07.04 г.)

Налог на недвижимость, земельный налог, плата за землю

Новый налог на имущество физических лиц и земельный налог будут введены в действие с 2006 года, сообщил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов 8 июля. Он пояснил, что трансформация налога на имущество физлиц предполагает, что его налоговая база будет строиться на основе, связанной с рыночными ценами на жилье и другое имущество. В этой связи, подчеркнул замминистра, должна быть разработана и внедрена система массовой оценки жилья и другого имущества для целей налогообложения. «Эта работа будет завершена в ноябре этого года, и с 2006 года этот налог в новой конструкции сможет заработать», — отметил замминистра. А земельный налог будет основываться на кадастровой стоимости земли, сообщил замминистра. (Интерфакс, 08.07.04 г.)

10 июня Госдума приняла в первом чтении закон о введении местного налога на недвижимость физических лиц. Местные власти смогут по своему усмотрению устанавливать налог на жилье в размере от 0,1% до 1% рыночной стоимости недвижимости. Ранее Минэкономразвития выступало за установление верхней границы этого налога в размере 0,2%, т.к. 1% от рыночной стоимости может стать разорительным для многих владельцев недвижимости.

Госдума 9 июля приняла в первом чтении проект новой главы Налогового кодекса РФ «Земельный налог». Главой 32 Налогового кодекса «Земельный налог», как предусматривают поправки во вторую часть Налогового кодекса РФ и в ряд законодательных актов, будет заменен закон «О плате за землю».

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Следует заметить, что пока что кадастр земель не составлен. Сейчас ставку земельного налога устанавливают региональные власти в рублях, а не в процентах от номинальной стоимости.

Проект главы определяет максимальный размер налоговой ставки, которая не может превышать 0,3% кадастровой стоимости для земель, используемых для сельскохозяйственного производства и занятых жилым фондом, и 1,5% — для других категорий земель. Ниже границы этих ставок представительные органы местного самоуправления смогут сами определять конкретную величину налоговой ставки. (Интерфакс, 09.07.04 г.)

Глава аграрного комитета Думы Геннадий Кулик поддержал законопроект, однако пообещал, что при втором чтении будет настаивать на уменьшении ставки налога для сельхозземель до 0,2%. Законопроектом установлен ограниченный перечень льгот: земналог не будет уплачиваться с участков, используемых учреждениями уголовно-исполнительной системы Минюста, религиозными организациями, а также занятых объектами мобилизационного назначения. Местные власти по своему усмотрению смогут расширять список льготников. (Коммерсантъ, 10.07.04 г.)

Госдума 10 июля приняла во втором чтении пакет законопроектов, направленных на формирование рынка доступного жилья (за исключением Жилищного и Градостроительного кодексов). В их числе — поправки к закону о плате за землю, стимулирующие рост предложений на рынке жилья. Теперь застройщик многоквартирного дома, имеющий земельный участок в собственности, будет платить с начала строительства двукратную ставку налога, а растянув его больше чем на три года — четырехкратную. Если же застройщик поторопился и ранее трех лет, то половина налога будет возвращена (т.е. траты застройщика составят однократную ставку налога). Что касается тех, кто возводит дом для себя, то с них двукратная ставка налога будет браться только в том случае, если они не уложатся в десять лет.

В первоначальном варианте поправок к закону о плате за землю, одобренных в первом чтении, срок строительства определялся в два года, т.е. второе чтение увеличило его в полтора раза. Новые нормы будут распространяться и на тех физлиц, которые начали индивидуальную застройку еще в 2000 году. Впрочем, отмечают эксперты, принятие этих поправок может и не оправдать ожиданий, связанных с ростом предложений на рынке жилья. Дело в том, что самым затратным по времени является проектирование и сбор документов, необходимых для начала строительства. Зачастую на это требуется не менее полутора лет и около 140 подписей чиновников. (Газета, 12.07.04 г.)

Коллегия Верховного суда 14 июля отменила собственное решение, вынесенное 19 мая этого года, о законности взимания 100-процентного земельного налога с владельцев недостроенных объектов. Теперь они уравнены в правах с владельцами готовых домов и будут платить за участок по льготной схеме: 3% от ставки земельного налога. Федеральная налоговая служба (ФНС) должна с 1 января 2005 года провести перерасчет и отдать собственникам недостроя переплаченную за пять лет сумму налогов — в среднем по 25 тысяч рублей с сотки. Однако эти деньги не будут выдаваться на руки. Переплаченная сумма будет учитываться при дальнейших платежах, то есть их потомкам не придется платить за землю до 2165 года. Впрочем, 100%-ную стоимость мало кто платил, а у налоговиков не хватало сил судиться со всеми неплательщиками. (Газета, 19.07.04 г.)

наверх

Регулирование бизнеса

Правительство РФ 30 июля направило в Госдуму поправки к закону о лицензировании, сообщил глава Минэкономразвития Герман Греф. Он напомнил, что на первом этапе количество лицензированных видов деятельности было сокращено с 1000 до 120. «Теперь они еще сокращены до 70. Это конкретная работа по дебюрократизации», — сказал министр. (Интерфакс, 06.08.04 г.)

По мнению заместителя министра Минэкономразвития Андрея Шаронова, лицензирование как наиболее жесткая форма государственного регулирования, ограничивающая вход предпринимателей на рынок, должно применяться в исключительных случаях, когда при осуществлении деятельности по объективным причинам невозможно предотвратить нанесение ущерба иными методами регулирования предпринимательской деятельности.

Для упрощения порядка лицензирования предлагается предоставлять полномочия исполнительной власти субъектов Федерации исключительно решением Правительства РФ. Срок выдачи лицензии должен быть сокращен с 60 до 45 дней, при этом нужно будет представлять гораздо меньше документов. Из перечня исключаются, например, документы о государственной регистрации и свидетельство о постановке соискателя на учет в налоговом органе. По мнению министерства, не должна лицензироваться также деятельность, где достаточно сильны механизмы саморегулирования, например предлагается отменить лицензирование аудиторской и оценочной деятельности. (Парламентская газета, 28.07.04 г.)

Бывший первый заместитель министра экономического развития, а ныне научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев сообщил в начале июля, что подготовлен пакет законопроектов, сокращающий число лицензируемых видов деятельности с 126 до 57. «Кроме того, предполагается создать открытый реестр лицензирующих органов и компаний, прошедших лицензирование. Сейчас единого источника информации на эту тему не существует. Предложено также сократить максимальный срок предоставления лицензии с 60 до 45 дней и ужесточить ответственность для чиновников, нарушающих порядок лицензирования» — сказал М.Дмитриев. По его мнению, в международной практике лицензирование не рассматривается как безусловно эффективный и действенный метод контроля, более эффективны другие методы, которые применяются и в России. Помимо лицензирования имеются государственный контроль и надзор, сертификации, различные аккредитации. М.Дмитриев сказал, что основные разногласия по поводу лицензирования у Минэкономразвития имеются с Минпромэнерго. (Русский фокус, 05.07.04 г.)

Малых предпринимателей лишили возможности применять ускоренную амортизацию основных фондов, а также списывать до 50% их стоимости на амортизационные отчисления. Такое положение содержится в законопроекте о монетизации льгот. Какой-либо компенсации в пользу предпринимателей не предусмотрено. (Известия, 05.08.04 г.)

Государственная Дума на заседании 3 августа при рассмотрении во втором чтении законопроекта о льготных выплатах проголосовала за сохранение действия большей части статей закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», сообщила заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Елена Панина. По ее словам, первоначально предлагалось полностью прекратить действие этого закона с 1 января 2005 года, однако «закон удалось отстоять».

Е.Панина отметила, что удалось сохранить 16 статей закона о малом бизнесе, однако 6 статей будут отменены. В частности, аннулируется статья 10 закона, которая позволяла субъектам малого бизнеса применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов. Также предприниматели не смогут списывать на амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет, пояснила депутат.

В то же время, подчеркнула она, Госдума сохранила статьи закона, определяющие понятие «субъекты малого предпринимательства», сохранила заявительный порядок их регистрации и упрощенный порядок статистической и бухгалтерской отчетности. По словам Е.Паниной, в ближайшее время будет разработан новый федеральный закон «О малом предпринимательстве». «Уже создана рабочая группа думского комитета по экономической политике и Минэкономразвития по разработке данного законопроекта — с тем, чтобы принять новый закон до конца 2004 года», — сообщила она. (Интерфакс, 03.08.04 г.)

наверх

Отмена «принципа двух ключей» при разработке недр и закон «О недрах»

Депутаты Госдумы РФ 3 августа приняли во втором чтении, а 5 августа в третьем чтении (Совфед одобрил 8 августа) законопроект о внесении изменений в ряд законодательных актов РФ, предусматривающий, в частности, внесение изменений в закон «О недрах». Поправки приняты в рамках законопроекта о разграничении бюджетных полномочий и отмене льгот. Поправки, в частности, отменяют «принцип двух ключей» при разработке полезных ископаемых («два ключа» — обязательное согласие центра и региона). Согласно законопроекту, распоряжение участками недр будет основываться на решении комиссии, формируемой на федеральном уровне, в состав которой будут включены представители федерального органа и администрации соответствующего субъекта РФ. Конкретный механизм формирования комиссии в законопроекте не прописан, по-видимому, такие комиссии будет формировать Минприроды.

Принятые поправки также устанавливают, что право распоряжаться участками недр внутренних морских вод территориального моря и континентального шельфа РФ должно относиться исключительно к компетенции федеральных органов исполнительной власти, а участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых и участками недр местного значения — к полномочиям власти субъекта РФ. Кроме того, произойдет сокращение срока рассмотрения заявок на участие в аукционе на предоставление прав пользования недрами — до 45 дней с даты объявления о его проведении. В настоящее время срок от рассмотрения заявки на лицензию до проведения аукциона составляет от 3 до 6 месяцев.

Кроме того, законопроект предполагает осуществление лицензирования на основе перечня участков недр, утверждаемого федеральным органом, что означает переход от заявительной системы предоставления участков недр в пользование к программной. Согласно законопроекту, власти субъектов РФ имеют право представлять предложения по формированию программы лицензирования пользования участками недр, по условиям проведения аукционов, а также по условиям лицензий. (Интерфакс, 03.08.04 г.)

Министерство природных ресурсов РФ планирует проводить открытые аукционы на право пользования недрами, сообщил 30 июля министр природных ресурсов Юрий Трутнев. В то же время, по его словам, в новой редакции закона будет содержаться положение и о проведении закрытых аукционов. Министр отметил, что это будет касаться стратегически важных месторождений, а также месторождений, разработка которых будет связана с планами развития трубопроводной системы АК «Транснефть».

Ю.Трутнев также сообщил, что закон «О недрах» вскоре подвергнется дальнейшим изменениям и министерство работает над его новой редакцией. В новом законе «О недрах» будут унифицированы условия аукционов, то есть требования, предъявляемые к участникам аукциона, будут стандартизированы. Цель данного нововведения — избежать субъективности при проведении аукциона.

Кроме того, в новой редакции закона будет прописано приоритетное право компании, проводившей геологоразведку, на получение добычной лицензии («сквозная лицензия»), сказал министр. Также будут унифицированы требования лицензионных соглашений. В этой связи Ю.Трутнев подчеркнул, что министерство пока не определилось с формой лицензирования. «Тема гражданско-правовой или административно-правовой системы пока не решена. И там, и там есть свои недостатки», — сказал Ю.Трутнев.

В новой редакции закона «О недрах» будут прописаны санкции за невыполнение лицензионных соглашений. Это будут как экономические санкции, так и административные (приостановление прав пользования недрами до устранения нарушений). Новый закон будет содержать положение об обороте прав пользования месторождениями. При этом глава МПР отметил, что оборот прав должен быть свободным. «Государство не будет вмешиваться в оборот прав, исключая вопросы налогообложения», — сказал Ю.Трутнев. Передача прав пользования будет осуществляться вместе с передачей лицензионных требований, уточнил он. Министр сообщил, что первая редакция проекта нового закона «О недрах» будет подготовлена до конца сентября. (Интерфакс, 30.07.04 г.) (Интерфакс, 30.07.04 г.)

Впрочем, детали законопроекта еще будут уточняться. Например, Минприроды предлагает прямо в законе оговорить порядок публикации объявлений об аукционах, чтобы у местных властей не было соблазна разместить объявление в такой газете, которую никто не читает, а потом объявить победителем нужную компанию.

Влияние губернаторов и чиновников на процесс недропользования, обещают в Минприроды, будет сведено к минимуму — все, и особенно порядок приостановления, прекращения действия либо отзыва лицензии, будет строго регламентировано.

Зарегламентируют и все стадии разработки месторождений. Сроки их ввода в эксплуатацию будут записаны в лицензии или соглашении, заключенном с победителем аукциона. При невыполнении этих условий лицензию можно будет отозвать без судебного разбирательства. Единственное, на чем настояли представители компаний, так это на том, чтобы горное имущество (оборудование скважин и т.п.) фирмы, которую лишат права на разработку месторождения, было оценено независимым оценщиком, а преемник был обязан выкупить его.

Кстати, форма передачи прав на разработку недр (лицензия либо гражданско-правовой договор) еще не выбрана. В пользу чего будет сделан выбор, станет ясно к концу сентября, когда появится полноценный проект нового закона. А пока Минюст должен зарегистрировать новый внутренний документ Минприроды — регламент работы с недропользователями. «В нем будут указаны сроки рассмотрения заявок, и если недропользователь и получит отказ, то он будет официально аргументирован и может быть оспорен в суде», — рассказал господин Трутнев. (Коммерсантъ, 06.08.04 г.)

Министерство природных ресурсов РФ планирует отказаться от государственного регулирования вторичного рынка лицензий на права пользования недрами. Об этом 8 июля сообщил на пресс-конференции в Москве министр природных ресурсов Юрий Трутнев. По его словам, Минприроды рассчитывает дать по большинству видов лицензируемых объектов «свободный оборот». При этом министр отметил, что регулирование будет, но по каждому виду отдельно, по некоторым видам лицензирования Минприроды хочет отказаться от регулирования. В настоящее время переход лицензии даже к дочернему предприятию недропользователя, получившего лицензию в ходе аукциона или конкурса, не может быть осуществлен без санкции министерства природных ресурсов. По словам Ю.Трутнева, «мы считаем, что это неправильно, и планируем уйти от этого». То есть, пояснил он, недропользователь сможет самостоятельно распоряжаться полученной им лицензией без контроля со стороны государства. (Интерфакс, 08.07.04 г.)

Комментарии политиков и чиновников

Министр природных ресурсов А.Трутнев заявил 30 июля, что регионы относятся к отмене данного принципа с «существенным неодобрением». Однако, по словам министра, губернаторы в личной беседе с ним не смогли привести веских аргументов в пользу существующего права регионов на запрет проведения аукциона. В то же время, недропользователи, по его словам, одобряют отмену «двух ключей». (Интерфакс, 30.07.04 г.)

Первый заместитель председателя думского комитета по природным ресурсам Александр Беляков заявил: «С помощью этих поправок центр хотел сделать управление природными ресурсами более эффективным, повысить их отдачу. Однако, скорее всего, результат будет противоположным. Может произойти еще худший коллапс: без участия региона невозможно оформить земельный отвод, так что процесс выделения земли под разработку месторождений может быть просто свернут». Отсутствие заинтересованности регионов в недропользовании, по его словам, легко объяснимо: большинство налогов от пользования недрами идет в федеральный бюджет, губернатор лишается права принуждать компании-недропользователи, пришедшие работать в регион, выполнять социальные обязательства (строить больницы, прокладывать дороги). При этом ответственность за экологию региона целиком ложится на губернатора. «Регионы гораздо ближе к недрам, нежели центр, поэтому нужно не забирать «второй ключ», а делегировать губернаторам полномочия по управлению недрами, заключить с ними контракт от лица правительства и в случае злоупотреблений расторгать его», — предложил депутат. (Коммерсантъ, 06.08.04 г.)

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает необходимым применение дифференцированного подхода к выдаче лицензий на освоение недр. «В случае выдачи лицензий на освоение стратегических нефтегазовых месторождений, месторождений урановых и алмазных руд, должен быть «один ключ», это вопросы компетенции федерального центра», — заявил он журналистам. По его словам, если речь идет о других минеральных ресурсах, то необходим дифференцированный подход в зависимости от объемов запасов сырья. Принцип «второго ключа» необходимо применять в случаях, где нет необходимости вмешательства федерального центра, сказал он, отметив, что существуют месторождения с небольшим объемом минерально-сырьевых запасов местного значения, и вопрос выдачи лицензии на освоение таких месторождений могут решить власти на местном уровне. (Интерфакс, 16.07.04 г.)

Глава администрации Hенецкого автономного округа (НАО) Владимир Бутов считает, что попытки лишить регионы так называемого права «второго ключа» противоречат Конституции РФ. По его мнению, данное решение депутатов является «грубым нарушением статьи 72 Основного закона, определяющей, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Центра и субъектов РФ». В.Бутов отметил, что отмена действующего принципа «двух ключей» при выдаче лицензий на освоение недр «лишает субъекты Федерации права отстаивать интересы жителей регионов». «Hикогда управление только из Москвы в этом вопросе не будет эффективно. Я считаю, что в случае отмены «двух ключей» интересы региона, а, соответственно, и его жителей, не будут защищены от неправомерных действий недропользователей, нарушающих условия лицензионного соглашения», — подчеркнул губернатор.

Он также уверен, что во многом позиция региональных властей за прошлые годы помогла государству сохранить месторождения от «практически бесплатной раздачи». «Можно привести из прошлого ряд примеров, когда нарушения при распределении недр шли из Центра, а не из регионов. Сегодня государство может на новых условиях выдавать лицензии на освоение месторождений, получая от этого максимальную выгоду как для бюджета, так и населения», — сказал глава HАО. В.Бутов добавил, что тезис о неэффективности системы «двух ключей в недропользовании сегодня держится на мифах, активно навязываемых общественному мнению. Миф первый: интересы России в области недропользования защищает только федеральный центр в лице Минприроды, а регионы находятся вне этого процесса. Миф второй: регионы препятствуют эффективной политике России в области лицензирования и вставляют «палки в колеса Центру». «Hевнятная политика, проводимая Минприроды в области лицензирования, привела к практическому замораживанию на три года процесса проведения конкурсов и аукционов. Одно это привело к значительным потерям бюджетов всех уровней», — считает губернатор. (Интерфакс, 06.08.04 г.)

Комментарии СМИ и аналитиков

По мнению газеты «Коммерсантъ» (06.08.04 г., «Дума поправила Конституцию»), принцип «двух ключей», отмену которого инициировало Минприроды, записан в 72-й статье Конституции: она относит недропользование к предметам совместного ведения. По мнению Минприроды, пишет газета, многие губернаторы с помощью «второго ключа» шантажировали недропользователей. Поэтому Минприроды настояло на радикальных переменах: оно оставило всего один «ключ» — в руках федерального центра, а за регионами закрепило право совещательного голоса в аукционных комиссиях. (Коммерсантъ, 06.08.04 г.)

По мнению аналитика ФК «Уралсиб» (БК «НИКойл») Льва Сныкова, отмена принципа «двух ключей», централизация выдачи лицензий и ускорение данного процесса, безусловно, являются плюсом для недропользователей. Хотя и раньше у компаний в большинстве случаев не было проблем с получением интересующих их лицензий, принятые поправки должны повысить прозрачность данного механизма, отметил эксперт.

Похожего мнения придерживается начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. По его словам, в случае принятия поправки механизм выдачи лицензий станет более публичным. Однако, по мнению М.Шеина, государству следует сосредоточить свои усилия и на других проблемах в области недропользования. В частности, эксперт отмечает необходимость стимулирования вторичного рынка лицензий на право добычи и введения дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). (РБК, 04.08.04 г.)

наверх

Реформа электроэнергетики

Премьер-министр Михаил Фрадков подписал новый план мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004-2005 годы. По мнению некоторых СМИ, противникам реформы «по Чубайсу» не удалось ее остановить, хотя они и добились переноса ряда мероприятий на полгода.

Это уже вторая редакция плана реформирования с момента запуска реформы в 2001 году. По большинству мероприятий новый план повторяет положения предыдущей версии документа: изменились только сроки их осуществления. Новостью стало появление в плане сроков по созданию механизма гарантирования возврата инвестиций, чего не было в предыдущей редакции документа. Еще в начале прошлого года глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс выдвинул идею гарантирования возврата инвестору средств, вложенных в строительство энергообъектов, если они не окупятся из-за низкого тарифа. Идею РАО поддержало Минэкономразвития, которое предложило компенсировать инвестору эту разницу между тарифами за счет средств, которые «Администратор торговой системы» (энергобиржа) собирал бы со всех покупателей, действующих на оптовом рынке электроэнергии. (Газета, 21.07.04 г.)

Ранее план мероприятий по реформированию электроэнергетики на период до конца 2005 г., утвержденный правительством летом 2003 г., предполагал, что в 2003-2004 гг. должна произойти передача магистральных сетей АО-энерго межрегиональным магистральным сетевым компаниям. На этот же период была запланирована реорганизация акционерных обществ энергетики и электрификации. В 2004-2005 гг. планировалось формирование межрегиональных распределительных сетевых компаний, создание территориальных генерирующих компаний. Во II квартале 2005 г. предполагалось разработать основные положения функционирования розничных и оптовых рынков электрической энергии. Правила оптового рынка электрической энергии, согласно плану мероприятий по реформированию электроэнергетики, должны быть разработаны к III кварталу 2005 г., а запуск рынка — с 2006 г.

В то же время, в июне правительство по инициативе М.Фрадкова отложило утверждение директивы по созданию оптовых генерирующих компаний на конец 2004 г., в связи с чем потребовалась корректировка указанного документа. В связи с этим СМИ высказывали предположение, что реформа РАО ЕЭС отложена.

Правительство РФ не планирует менять основные принципы реформы электроэнергетики, заявил 7 июля замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов. По его словам, план мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004-2005 гг. внесен в правительство и премьер-министр Михаил Фрадков подпишет его «в ближайшие дни». (Интерфакс, 12.07.04 г.)

наверх
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).