Президент России Владимир Путин 23 августа подписал федеральный закон «О внесении изменения в статью 49 федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», принятый Государственной Думой 31 июля и одобренный Советом Федерации 8 августа 2004 года.
Теперь Сбербанк по степени гарантированности возврата вкладов приравнен к прочим российским банкам, включенным в систему страхования вкладов, что, в свою очередь, гарантирует возврат лишь 100 тысяч рублей. Ныне действующие для Сбербанка госгарантии на весь объем суммы не будут распространятся на вклады, открытые в Сбербанке после 1 октября 2004 г.
В первоначальной редакции закона госгарантии сохраняли свою силу для всех вкладчиков Сбербанка до 1 января 2007 года. После внесения в закон изменений и дополнений они сохранены только для существующих вкладчиков — для тех, кто разместит вклады в Сбербанке до 1 октября 2004 года.
Комментарии политиков и представителей госструктур
Доля Сбербанка России на рынке частных депозитов существенно не изменится из-за отмены с 1 октября 2004 года полной, 100-процентной государственной гарантии по вкладам физических лиц в этом банке. Такое мнение высказал директор департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин. По его словам, если коммерческие банки будут развивать розничный бизнес, доля Сбербанка будет сокращаться, как в последние годы, однако если остальные коммерческие банки будут демонстрировать неустойчивость, то «все равно вклады будут перетекать в Сбербанк» и другие госбанки вне зависимости от того, принят этот закон или нет. (Интерфакс, 11.08.04 г.)
Глава экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что Сбербанк «остается самым надежным банком РФ и ему ничего не грозит». По информации «Независимой газеты», А.Дворкович являлся одним из «идеологов» нового закона. (Независимая газета, 02.08.04 г.)
Зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев сообщил, что принятый законопроект не имеет смысла, поскольку госгарантии по вкладам в Сбере — это формальность, выполнить которую правительство все равно никогда не сможет. При этом «упасть Сбербанку оно никогда не даст». «Государство физически не в состоянии рассчитаться по вкладам в Сбербанке, так же, как это будет делать Агентство по страхованию вкладов в случае банкротства частных банков, — сказал Медведев, — Если что-то случится с таким банком, единственный способ спасти ситуацию — это поддержать банк ликвидностью». Поэтому депутат считает, что данный закон будет лишь нервировать вкладчиков и стимулировать их держать деньги дома. (Ведомости, 02.08.04 г.)
По мнению главы ЛДПР В.Жириновского, «это финансовая диверсия, и мы ее участники. Кому-то выгодно обрушить ситуацию в стране, и удивительно, что это делают не депутаты от оппозиции, а представители «Единой России».
Против принятия закона выступили также фракции КПРФ и «Родина». (Интерфакс, 02.08.04 г.)
Комментарии СМИ
По мнению газеты «Ведомости» (10.08.04 г., «Наступил август»), неформальная ответственность государства за Сбербанк сохранится еще очень долго, несмотря на отмену гарантий. Тем не менее, отмена преференций — это очень важный шаг в сторону построения рыночной банковской системы. После недавних обвинений в адрес денежных властей в их стремлении к огосударствлению банковской системы этот шаг отчетливо выглядит как реверанс в сторону частного капитала, что можно только приветствовать, считает газета.
Доля Сбербанка на рынке вкладов населения в последние годы медленно, но верно снижалась, пишут «Ведомости». Недавний банковский кризис, по крайней мере временно, прервал эту тенденцию. Процесс постепенного увеличения доли частных банков возобновится только через некоторое время. Если, конечно, существующая сейчас относительная стабильность не будет нарушена очередным выбросом негативной информации, считает газета. (Ведомости, 10.08.04 г.)
«Новые известия» (03.08.04 г., «Нежданное равенство»), комментируя принятие закона об отмене гарантий Сбербанку, пишут, что это будет нервировать вкладчиков и закон приведет к сокращению вкладов в банках. Совершенно не факт, считает газета, что снятие фиктивных государственных гарантий приведет к реальному росту конкуренции в банковском секторе. Слишком много еще преимуществ у Сбербанка и слишком много функций регулятора банковской сферы в руках государства. (Новые известия, 03.08.04 г.)
По мнению газеты «Время новостей» (10.08.04 г., «Что «Альфе» мелкий кризис, мелкому банку — смерть»), финансовый рынок долго ждал этого решения, оно создает более благоприятные условия для развития конкуренции в банковской сфере — теперь коммерческие банки смогут на равных бороться со Сбербанком на финансовом рынке (основное преимущество Сбербанка составляли именно госгарантии и развитая региональная сеть), следовательно, повышается эффективность банковской системы в целом. (Время новостей, 10.08.04 г.)
«Ведомости» (04.08.04 г., «Первый среди равных») считают, что госгарантии обеспечивали «Сберу» огромное конкурентное преимущество, одним лишь фактом своего существования обеспечивая ему бесперебойный поток клиентов и оставляя частным банкам лишь самых смелых вкладчиков. По мнению газеты, Сбербанку государство в трудную минуту поможет и без формального обязательства в виде госгарантий. Так что отмена госгарантий сама по себе не создаст конкуренции. Она может появиться лишь после того, как из капитала Сбербанка выйдет Центробанк, но до этого еще далеко, пишет газета. Поэтому госгарантии нужно было отменить именно сейчас. Это не вызовет никаких негативных последствий ни для «Сбера», ни для остальных банков. Зато заставит всех постепенно, без шоковой терапии привыкать к тому, что Сбербанк уже не уникальное явление, а всего лишь первый среди равных.
Газета также отмечает, что Центробанк затягивает прием банков в систему страхования вкладов. Первые проверенные ЦБ банки (получившие разрешение на вступление в систему) появятся только в сентябре. Сначала будет опубликован первый список примерно из 50 — 150 банков, Потом каждую неделю он будет пополняться еще 10 — 15 кредитными учреждениями. Первые фигуранты списка ЦБ получат конкурентное преимущество перед остальными банками. Ведь чисто психологически вкладчику очень важно, что банк, которому он доверил деньги, хотя бы частично гарантирует сохранность его сбережений. Банкиры ждут списка, который назовет банки, где населению не страшно держать свои сбережения. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов еще несколько месяцев назад заявлял о том, что первые 10-15 банков уже проверены. Некоторые банки даже пытаются спекулировать тем, что их уже проверили. Быть первым банком в «белом списке» означает обзавестись конкурентным преимуществом по отношению к остальным кредитным учреждениям. С другой стороны, тянуть с опубликованием «белого списка» до осени 2005 года, когда должны быть проверены все банки, тоже неверно, считает газета. Однако если оглашать результаты не единовременно, а поэтапно, то первыми ласточками скорее всего станут мелкие и средние кредитные учреждения, т.к. все лидеры розничного рынка до последнего момента оттягивали подачу ходатайства в регулирующий орган, приводя в соответствие собственные показатели с нормативами, установленными ЦБ. Тем не менее, «белые списки» банков появятся уже в сентябре. (Ведомости, 19.08.04 г.)
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков в конце августа подписал распоряжение правительства о внесении в Госдуму проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год». Официальным представителем при рассмотрении палатами Федерального собрания проекта бюджета на 2005 год назначен министр финансов Алексей Кудрин. Первое чтение проекта федерального бюджета РФ на 2005 г. запланировано в Госдуме на 29 сентября.
Доходы федерального бюджета в 2005 г. (с учетом ЕСН) предусматриваются в сумме 3 трлн. 326 млрд. рублей (17,8% ВВП), из них налоговые доходы составляют 2 трлн. 232,7 млрд. рублей (11,9% ВВП). При этом по сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2004 г. прогнозируемые в 2005 году доходы увеличатся на 35,6 млрд. руб. (или на 1,1%). Расходы федерального бюджета должны составить около 3 трлн. 47,9 млрд. руб. (16,3% ВВП), профицит — 278,1 млрд. руб. или 1,5% ВВП.
Доходы расширенного бюджета (с учетом ЕСН) сократятся с 36,2% ВВП в 2004 году до 34,0% ВВП в 2005 году, консолидированного бюджета — с 31,9% ВВП до 29,3% ВВП, федерального бюджета — с 20,2% ВВП до 17,8% ВВП.
Самые большие статьи бюджета — национальная оборона (528,1 млрд. руб., или 17,3% всех расходов), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (398,4 млрд. руб.,13,1%) и общегосударственные вопросы (490 млрд. рублей, 16,1%). Эти же статьи являются лидерами по приросту по сравнению с предыдущим годом: общегосударственные расходы вырастут на 38%, расходы на оборону — на 28%, национальную безопасность — 26%.
На образование, здравоохранение, культуру и социальную политику будет выделено немногим более 15% от всего бюджета.
Объем поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет составит 259 млрд. руб., поступления налога на добавленную стоимость — 713,2 млрд. руб., поступления единого социального налога в федеральный бюджет составят 266,5 млрд. руб.
Общий объем Стабилизационного фонда, упитывая остатки средств федерального бюджета на начало 2005 г., превысит 500 млрд. руб. Впервые правительство намерено тратить часть средств стабилизационного фонда: около 90 млрд. руб. планируется направить на погашение внешнего долга, а 70 млрд. руб. — на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ, образовавшегося в результате снижения единого социального налога. Объем текущих поступлений в Стабилизационный фонд в 2005 г. оценивается в 387,8 млрд. руб., а по состоянию на 1 января 2006 г. — в 719,5 млрд. руб.
Основные параметры бюджета рассчитывались исходя из среднего уровня цен на нефть марки Urals 28 долл. за барр. в 2005 г.
Объем государственного долга сократится с 26,5% ВВП на конец 2004 года до 23,1% ВВП на конец 2005 года.
При разработке проекта федерального бюджета на 2005 год были учтены следующие изменения налогового законодательства:
Кроме того, в 2005 году должна быть завершена реформа системы имущественных налогов, усовершенствован механизм уплаты водного налога, внесены изменения в режим применения земельного налога, налога на наследование и дарение, режим применения госпошлины, приняты меры по совершенствованию механизма взимания НДС.
В рамках налоговой и бюджетной реформ изменится распределение налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы: ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в региональные бюджеты, снизится на 1,5 проц. пункта до 17,5%; 95% НДПИ по нефти и газовому конденсату, плата за пользование водными объектами, водный налог зачисляются в федеральный бюджет.
Результатом изменения законодательства в области межбюджетных отношений станет существенное расширение бюджетных расходных обязательств регионов и органов местного самоуправления, поскольку и объем, и порядок осуществления многих выплат будет определяться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. В следующем году предусматривается делегировать часть федеральных полномочий на региональный и местный уровни бюджетной системы. Прежде всего это касается передачи обязательства по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В 2005 году произойдут изменения, касающиеся форм и методов финансовой поддержки регионов из федерального бюджета. В соответствии с новым бюджетным законодательством средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) будут предоставляться только в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В 2005 году будет образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, который является правопреемником для действовавшего в 2002-2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов.
Комментарии представителей госструктур и политиков
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил 23 августа, что федеральный бюджет на 2005 г. должен быть нацелен на реализацию поставленных президентом РФ задач по удвоению ВВП и ускорению экономического роста. Кроме того, отметил премьер, бюджет должен быть направлен на борьбу с бедностью, реформирование армии, создание достаточной для развития экономики транспортной инфраструктуры и условий технологического и инновационного развития страны. М.Фрадков подчеркнул, что при составлении проекта были учтены проходящие в стране реформы, в том числе судебная и военная, а также налоговая. (Интерфакс, 23.08.04 г.)
Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев не поддерживает проект федерального бюджета на 2005 год. «Не могу поддержать ни в целом, ни в деталях», — сказал А.Гордеев в ходе обсуждения бюджета на заседании правительства 23 августа. Министр сельского хозяйства отметил, что в то время как расходная часть бюджета в 2005 году вырастет более чем на 14%, расходы на поддержку сельского хозяйства и рыболовства снизятся на 10%. Комментируя передачу полномочий по сельхоздотациям регионам, А.Гордеев отметил, что «не видит резервов в регионах, чтобы те могли взять нагрузку по поддержке сельского хозяйства». (Интерфакс, 23.08.04 г.)
В ходе обсуждения проекта федерального бюджета на 2005 год в Госдуме в него могут быть внесены существенные изменения. Об этом заявил вице-премьер РФ Александр Жуков в начале сентября. «Бюджет-2005 сейчас находится в стадии обсуждения, он внесен в Госдуму и может претерпеть существенные изменения», — отметил А.Жуков. В свою очередь, сказал он, это не может не повлиять на бюджетные программы, заложенные в проект основного финансового документа страны на следующий год. (Интерфакс, 08.09.04 г.)
Глава оргкомитета партии «Свободная Россия» Ирина Хакамада заявила в конце августа, что «нынешний полицейский бюджет не отвечает задачам развития страны: увеличиваются расходы на силовые статьи, в то время как финансы не идут в инновационные и высокотехнологичные отрасли. И происходит это в условиях, когда необходима серьезная поддержка науки, а образование фактически неконкурентоспособно. Да, в бюджете выделены серьезные средства на госзаказ и военный НИОКР, но, я думаю, все равно эти деньги будут коррумпированы. Ведь вся оборонная отрасль у нас абсолютно закрыта». (Интерфакс, 27.08.04 г.)
Комментарии СМИ и аналитиков
По мнению журнала «Эксперт» (30.08.04 г., «Бюджет без развития»), бюджет-2005 определяют не обозначенные президентом приоритеты развития страны, а интересы наиболее влиятельных правительственных группировок. Традиционное первое место по приросту выделенных в федеральном бюджете средств (40%) приходится на так называемые общегосударственные вопросы, то есть на финансирование армии чиновников, отмечает журнал. Если говорить об отдельных категориях чиновничества, то уже четвертый год явно лидируют силовики, считает издание. Прирост расходов на оборону и безопасность составит 28% и 26% соответственно. Общая доля этих сфер в общегосударственных расходах увеличивается с 27,5 до 30,4%.
Журнал приводит мнение начальника аналитического управления банка «Зенит» Сергея Суверова, который отметил, что «многие эксперты не считают бюджет-2005 бюджетом развития и недовольны перераспределением расходов в пользу силовых ведомств за счет образования и медицины». «Конечно, нужно финансировать модернизацию вооружений, — считает аналитик, — но при этом можно оптимизировать издержки в военном секторе по примеру оптимизации издержек в корпорациях». (Эксперт, 30.08.04 г.)
По мнению директора института модернизации М.Делягина, «воюющая страна должна иметь серьезный военный бюджет, однако в бюджете 2005 года допущен уж очень серьезный перехлест по всем военным статьям». «Нынешний бюджет — это в чистом виде удовлетворение ведомственных амбиций за счет всех остальных. И это естественно, когда власть в стране у людей из силовых структур», — считает экономист.
Эксперт центра развития Н.Аниндинова отметила, что «Рост расходов на силовые статьи мы наблюдаем давно. Официально приоритетами ставились другие цели, а эти статьи повышались молча. У меня не вызывает вопросов финансирование, направленное, например, на инвестиции в высокотехнологичную часть оборонного комплекса и на инновации. Однако нынешние механизмы финансирования даже для этих отраслей не годятся, поскольку ресурсы распыляются и не позволяют достичь прорыва ни в одной из отраслей оборонки».
По мнению директор института стратегических оценок и анализа, генерал-майора В.Гусейнова, «с приходом к власти в стране новой администрации президента Путина, которая гораздо в большей степени озабочена возрождением международного престижа России и повышением ее обороноспособности, появилась надежда, что теперь контроль над расходованием оборонных финансов будет гораздо более жестким». «Однако я считаю, что нельзя сосредоточивать внимание только лишь на обороне, забыв о других областях, требующих серьезной помощи со стороны государства, — социальной сфере, науке, искусстве, чтобы не повторить трагический опыт Советского Союза», — отметил генерал. (Новые известия, 24.08.04 г.)
Правительство РФ завышает прогноз роста ВВП, лежащий в основе проекта федерального бюджета на 2005 год, что повышает риски в случае падения цен на нефть в следующем году, считает заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Дробышевский. Он напомнил, что проект федерального бюджета на 2005 год исходит из прогноза роста ВВП на 6,3% и уровня инфляции в 8-9%. Вместе с тем, по мнению экспертов ИЭПП, ожидаемый рост ВВП в следующем году составит 5,5%, что связано, с одной стороны, с сокращением инвестиционной активности и, с другой стороны, с существенным ростом реального эффективного курса рубля по сравнению с прогнозами правительства. (Интерфакс, 09.09.04 г.)
Правительство РФ увеличило секретность расходов на национальную оборону в проекте федерального бюджета на 2005 год, считает заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Виталий Цымбал. «Военные расходы закрыты, в этом году стало еще хуже», — сказал он. По его словам, в целом расходы раздела «национальная оборона» по целевым статьям и видам расходов закрыты на 43%, из них расходы на содержание вооруженных сил закрыты на 34%, на военно-техническое сотрудничество — на 45%, на прикладные и научные исследования — практически на 100%. Эксперт подчеркнул, что к военной тайне могут относиться расходы на разведывательную и контрразведывательную деятельность, а также на операционно-розыскные мероприятия. «Все остальное, в смысле расходов, должно быть открыто, это положение, к сожалению, не выполняется», — подчеркнул эксперт, отметив, что с закрытостью военного бюджета депутаты предпринимают попытки бороться из года в год. По словам В.Цымбала, в такой обстановке секретности практически нет возможности делать вывод об эффективности военных расходов. «Никакой увязки расходов с результатами нет, разъяснения военного руководства тоже нет», — сказал он. «Мне кажется, что дело сейчас не в величине военных расходов, а в их рациональном использовании», — добавил В.Цымбал, отметив вместе с тем, что ни в проекте бюджета-2005, ни в сопровождающих его открытых документах «никаких намеков» на указание направления расходования дополнительных средств нет. Эксперт также выразил мнение, что закрытость военных расходов во многом связана с тем, что чиновники, получающие надбавки за секретность, потеряли бы их в случае раскрытия информации. (Интерфакс, 08.09.04 г.)
Минпромэнерго в августе предложило правительству РФ отказаться от привязки ставок НДПИ к мировым ценам на нефть. Письмо с предложениями министерства для совершенствования государственного регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов и его стабилизации направлено на имя председателя правительства РФ Михаила Фрадкова. Министерство, в частности, предлагает убрать из формулы, по которой рассчитывается НДПИ с нефти, коэффициент, учитывающий мировые цены. Сейчас, по данным Минпромэнерго, НДПИ достигает 50% себестоимости нефти (кроме того, с 2005 г. повышается базовая ставка НДПИ с 347 до 400 руб. за тонну нефти). Кроме того, министерство рекомендует введение дифференцированных таможенных пошлин на нефтепродукты и ограничение экспортных направлений путем установления пунктов таможенного оформления нефтепродуктов только в местах их производства (на НПЗ).
Фактически министерство предлагает снизить НДПИ, а также акцизы на нефть при одновременном увеличении экспортных пошлин. Нефтяные компании, таким образом, получат стимул для переориентации с экспорта на внутренние поставки. Это, по мнению Минпромэнерго, позволит приостановить рост цен на бензин и другое топливо, что, в свою очередь, положительно скажется на производстве и инфляции. «Идеология предложений в том, что конечный потребитель не должен страдать от роста мировых нефтяных цен», — сообщили в министерстве.
Эксперты согласны с тем, что предложенные Минпромэнерго меры могут помочь, сообщило издание «Газета» (25.08.04 г., «Отвлечься от экспорта»). «При комбинации пониженных акцизов и более высоких пошлин общая налоговая нагрузка на нефтепродукты останется прежней, но при этом компаниям будет выгоднее продавать нефтепродукты на внутреннем рынке», — считает старший аналитик компании «Совлинк Секьюритиз» Лев Сныков. А по мнению начальника аналитического отдела ИК «Белее Капитал» Михаила Зака, «если сделать послабления в акцизах, то нефтяные компании должны согласиться хотя бы какое-то время не повышать цены на нефтепродукты». Зак напоминает, что «контроль государства над нефтяными компаниями сейчас достаточно велик и нефтяники охотно идут на диалог с властью, а точнее, даже выполняют предписание госорганов, потому что в противном случае к ним могут быть применены санкции».
В то же время, отмечает газета, реализация этого плана может иметь негативные последствия, т.к. акцизы служат источником доходов региональных бюджетов, а НДПИ пополняет стабилизационный фонд. Кроме того, ограничение оборота нефтепродуктов может привести к росту контрабанды и коррупции. (Газета, 25.08.04 г.)
Газета «Коммерсантъ» (25.08.04 г., «Минпромэнерго пытается снизить рост цен на бензин») привела мнение неназванного участника топливного рынка: «Не уверен, что вышеперечисленные меры приведут к замедлению роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо. Ведь в конечную цену на нефтепродукты заложены в том числе и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, а они растут быстрее темпов инфляции». (Коммерсантъ, 25.08.04 г.)
Газета «Ведомости» приводит мнения экспертов, согласно которым, соотношение «экспортной» нефти и нефти, идущей на НПЗ, определяется главным образом пропускной способностью экспортных трубопроводов. Если же увеличить экспортные пошлины до такого уровня, когда сравнительно малорентабельные поставки на внутренний рынок станут выгоднее экспортных, то это подорвет финансовую базу нефтяных компаний и уничтожит стимулы наращивать производство (в силу узости внутреннего рынка). (Ведомости, 25.08.04 г.)
Минпромэнерго выступило за введение дифференцированной шкалы НДПИ вместо сегодняшней плоской. Об этом представители министерства заявили в ходе заседания рабочей группы по совершенствованию нормативно-правовой базы ТЭКа 7 сентября. Новая методика расчета, разработанная министерством, должна стимулировать компании осваивать не только благоприятные, но и труднодоступные месторождения. «Действующая шкала НДПИ приводит к тому, что нефтяники не хотят осваивать месторождения с затрудненными условиями добычи сырья, — рассказали в Центре общественных связей Минпромэнерго. — И мы теряем запасы нефти, которые могли бы быть вовлечены в разработку».
По предварительной версии новой методики налог будет рассчитываться как произведение действующей средней ставки НДПИ на некий коэффициент, установленный для каждого месторождения. При определении коэффициента будут учитываться: степень истощенности месторождения, стадия его разработки, продуктивность, горно-геологические условия, географическое положение и природно-климатические условия, транспортная инфраструктура и пр. При этом месторождения с высокой степенью истощенности могут быть вообще освобождены от уплаты налога либо платить символическую сумму. И, наоборот, для владельцев запасов с высоким потенциалом НДПИ увеличится на 30%.
При этом в министерстве исключают рост коррупции в связи с дифференциацией налога. «Возможные изменения в системе налогообложения добычи полезных ископаемых не должны привести к возникновению условий для коррупции. Безусловно, понятны аргументы тех, кто говорит, что надо учитывать сложность разработки тех или иных месторождений, но механизм определения дифференциации должен быть максимально чистым и прозрачным», — отметили в Минпромэнерго. Для того, чтобы избежать возможных недостатков в будущем механизме дифференциации, министерство предлагает проанализировать способы дифференциации и провести переговоры на эту тему с представителями компаний-недропользователей.
«Новые известия» считают (08.09.04 г., «Вот новый поворот»), что новая методика расчета НДПИ приведет к росту коррупции. «Слишком многие факторы оценки субъективны, поэтому большое количество параметров даст волю коррупции в нефтяном секторе, — приводит газета слова эксперта Центра развития Валерия Миронова. — Для оптимальной оценки нужно не более двух-трех параметров». При этом вовсе не факт, пишет газета, что введение дифференцированной шкалы приведет к ажиотажному спросу на разработку сложных месторождений. Издание также отмечает, что от новой методики больше всего пострадают «ЮКОС» и «Сибнефть», а выиграют «Сургутнефтегаз» и государственная «Роснефть». (Новые известия, 08.09.04 г.)
Газета «Коммерсантъ» (08.09.04 г., «Налог разделил нефтяников») считает, что Минфин настроен категорически против дифференциации НДПИ, т.к. это приведет к непрозрачности налогообложения и росту коррупции. В то же время, пишет газета, Минфин не выступает против предложений Минпромэнерго открыто, т.к. президент В.Путин высказался за дифференциацию. Газета также отмечает, что «Роснефть» активно поддержала идею дифференциации НДПИ. (Коммерсантъ, 08.09.04 г.)