Расходы на безопасность и правоохранительную деятельность в проекте бюджета на 2005 год серьезно увеличены, сообщил министр финансов Алексей Кудрин 14 сентября. По его словам, расходы на МВД, ФСБ, пограничную службу и службу внешней разведки в 2005 году прирастут на сумму около 50 млрд. рублей, которые пойдут на техническое оснащение и подготовку специалистов. Он отметил, что необходимо усовершенствовать техническое оснащение силовых ведомств, в частности расходы на министерство обороны будут увеличены в 2005 году на 107 млрд. рублей. Эти деньги будут потрачены на техническое обеспечение и привлечение контрактников. В целом на национальную безопасность в 2005 г. будет выделено 927,5 млрд. руб. (для сравнения: на образование и культуру — 193 млрд. руб.)
Правительство РФ предложит внести поправки в федеральный бюджет на 2004 год, увеличивающие финансирование правоохранительной деятельности и безопасности, сообщил А.Кудрин 15 сентября. По его словам, соответствующие предложения рассматриваются антитеррористической комиссией под председательством премьер-министра РФ Михаила Фрадкова. «Соответствующие предложения мы подготовим и в октябре внесем в закон о бюджете на 2004 год», — сказал министр, не назвав конкретную сумму увеличения финансирования.
Алексей Кудрин заявил в телеинтервью 19 сентября, что в последние четыре года финансирование правоохранительных структур идет опережающими темпами. Например, у ФСБ финансирование выросло с 2000 года в 3 раза, МВД — в 2,5 раза.
Комментарии политиков
Комитет Госдумы по безопасности потребовал от правительства РФ существенно увеличить в проекте бюджета на 2005 год выделение средств на денежное довольствие работникам силовых структур. Такое решение, как сообщил член комитета по безопасности Геннадий Гудков, было принято 20 сентября на закрытом заседании комитета, где в предварительном порядке рассматривались статьи проекта бюджета-2005 по финансированию деятельности силовых структур. «В представленном правительством документе предлагается лишь на 20% увеличить ассигнования на зарплаты и денежное довольствие работников силовых структур, однако мы считаем, что ассигнования на эти цели должны быть увеличены на 70%», — сказал депутат. «Звучали предложения добавить от 100 до 200 млрд. рублей на зарплату работникам силовых структур и правоохранительных органов», — сказал Г.Гудков. (Интерфакс, 20.09.04 г.)
Член комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности, Михаил Задорнов заявил: «Проблема — не в объеме расходов, а в том, что деньги используются неэффективно. После Дубровки, которая случилась в 2002 году, в бюджетах и 2003 года, и 2004 года уже закладывались специальные деньги на антитеррористическую деятельность. Но результата это не дало. Потому что первоочередной задачей является структурная реформа правоохранительных органов и спецслужб, и лишь затем идет финансовое обеспечение. Деньги должны выделяться под конкретные цели и задачи, а не подменять собой структурные изменения в силовом блоке». (Новые известия, 16.09.04 г.)
По мнению Бориса Немцова, «Этот проект бюджета — полицейский: в нем отразился стремительный рост расходов на спецслужбы. Борьба с терроризмом — дело, бесспорно, правое, но в отсутствие гражданского контроля эти средства будут разворованы. В итоге мы снова получим бездействие спецслужб при захвате заложников. Поймите, я не против финансирования нашей оборонки, но ведь эти средства нужно держать под контролем! Этого же контроля у нас как раз и нет, потому что нет гражданского общества. Пострадает и система образования.»
«За годы правления Путина бюджет спецслужб был увеличен в пять раз. И где безопасность в нашей стране? За это же время бюджет Министерства обороны увеличили в четыре раза. И где боеспособные дивизии, где армия, которая должна нас защищать?», — заключил Б.Немцов. (Новая газета, 20.09.04 г.)
Комментарии СМИ и аналитиков
По мнению газеты «Известия» (21.09.04 г., «Минфин защищает бюджет от «силовиков»), министр финансов А.Кудрин пытается предотвратить неконтролируемый рост расходов на силовые ведомства, которые и так запланированы на беспрецедентном уровне — 30,5% всех расходов в 2005 г. Газета привела мнение министра о том, что пересмотр «силовых» расходов возможен только за счет других статей бюджета, а никак не за счет общего увеличения расходов. Тем не менее, ограничить расходы на «силовиков» в бюджете 2005 года министру финансов будет очень непросто, считает газета. (Известия, 21.09.04 г.)
Как пишет газета «Время новостей» (15.09.04 г., «Усиление в рублях»), расходы на национальную безопасность в 2005 г. составят рекордную сумму — 927,5 млрд. руб. Газета считает, что после Беслана и эта сумма существенно увеличится. Газета приводит данные неназванных экспертов, согласно которым дополнительное финансирование «силовиков» может составить до 1% ВВП — примерно 180 млрд. руб. Эти деньги будут взяты за счет профицита бюджета и приведут к увеличению инфляции, считает газета. (Время новостей, 15.09.04 г.)
По мнению «Новой газеты» (20.09.04 г., «Бюджет приравняли к штыку»), чтобы увеличить «довольствие» силовых ведомств, пришлось отнять деньги у других бюджетников. Например, социальные расходы в 2004 г. составляют 6,1% всех расходов, а в 2005 г. — лишь 5,6%. Расходы на образование уменьшатся с 5,9% в 2004 г. до 5,1% в 2005 г. Хочется надеяться, пишет газета, что дополнительные средства хотя бы частично помогут нашим военным выбраться из хронической нищеты. Однако далеко не факт, что деньги будут потрачены «на дело»: практика расходования средств по закрытым, неподконтрольным статьям известна. (Новая газета, 20.09.04 г.)
Как считают «Новые известия» (16.09.04 г., «Деньги на «Вихрь»), после «Норд-Оста» и других терактов расходы на внутреннюю безопасность уже не раз увеличивали, но трагедию в Беслане это не предотвратило. Газета отмечает, что милиционеров и прокурорских работников в России уже вдвое больше, чем было во всем СССР, но эффекта это не дает. В статье приводится мнение начальника правового отдела правозащитного фонда «Общественный вердикт» Павла Чикова, который утверждает, что увеличивающиеся расходы на правоохранительную деятельность попросту съедает разросшийся аппарат МВД. В таких мегаполисах, как Токио, Лондон или Нью-Йорк, по его утверждению, полицейских меньше 40 тыс. Общая же численность московских милиционеров превышает 150 тыс. человек. Член Комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков также считает, что аппарат МВД чрезмерно раздут. «В России 1,5 млн. милиционеров — каждый сотый у нас в милиции». 400 тыс. из них заняты работой «по коммерческим договорам», а именно — охраной чьего-то имущества. По мнению депутата, правоохранительные органы можно без ущерба для эффективности сократить в 2-2,5 раза, увеличив зарплату остальным. На сегодняшний день зарплата милиционера должна находиться в диапазоне 500-1000 долларов, а не 150-250. (Новые известия, 16.09.04 г.)
Научный руководитель Института модернизации Михаил Делягин считает, что «наши силовые структуры напоминают ЖКХ, то есть что-то такое же бесконтрольное, непрозрачное и монополизированное. Сколько ни вкладывай деньги в ЖКХ, лучше оно работать не будет. То же самое и с силовыми структурами, потому что их проблемы заключаются не в нехватке денег, а в смене и во внутреннем оздоровлении. Насколько можно понять, такая задача увы не стоит». (Новые известия, 15.09.04 г.)
Торгово-промышленная палата РФ разработала концепцию проекта федерального закона «О государственной политике по развитию малого предпринимательства в РФ». Нынешний закон, принятый в 1995 г., устарел и правительство предлагало его отменить, однако против этого выступила ТПП.
Главное нововведение — изменение критериев, по которым предприятие признается малым. Эти критерии будут зависеть только от числа работников предприятия, но не от годового оборота. Малыми предложено считать предприятия с численностью не больше 100 человек (для торговли — 50 человек), а средними — со штатом до 250 работников. Концепцией также вводится понятие микропредприятия с численностью работников до 10 человек. Кроме того, ТПП предлагает создать на федеральном уровне государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства в России. На нее авторы законопроекта планируют возложить, в частности, функции оказания малым предприятиям «всесторонней помощи» и предоставление консультационных услуг.
В ТПП считают, что малым предприятиям «требуется государственный протекционизм»: упрощение процедур регистрации, упрощенная налоговая и бухгалтерская отчетность, облегченная выдача кредитов, преференции при участии в конкурсах по госзакупкам. Всем этим, по мнению председателя комитета по развитию частного предпринимательства ТПП Виктора Ермакова, должны заниматься региональные власти.
Концепция закона отправлена в МЭРТ, которому предложено на ее основе написать соответствующий закон.
Газета «Коммерсантъ» выразила сомнение, что законопроект ТПП будет поддержан правительством. (Коммерсантъ, 14.09.04 г.)
Минфин подготовил проект поправок к главе Налогового кодекса, посвященной малым предприятиям. Минфин повысил сумму годового оборота, дающего право перейти на упрощенную систему налогообложения. Максимальная годовая выручка увеличится с 15 млн. руб. до 18,5 млн. руб., но от идеи ежегодно индексировать эту сумму с учетом инфляции авторы поправок отказались.
Кроме того, поправки устраняют последствия ошибки, допущенной ранее. Торговым предприятиям запрещалось включать в расходы затраты на приобретение товаров. Поэтому малые предприятия предпочитали платить 6%-ный налог с выручки, а не 15%-ный — с разницы между доходами и расходами. А поскольку выбирать метод платежей можно только один раз, то после устранения ошибки многие предприятия продолжают платить по невыгодной для себя ставке. Теперь Минфин разрешит изменить метод платежей еще раз.
В то же время, в поправках не учитывается пожелание малых предприятий (работающих по упрощенной системе) добровольно выплачивать НДС. Поскольку НДС отсутствует в составе платежей в пользу малых предприятий, их клиентам приходится платить дополнительный НДС (фактически и за себя и за малое предприятие).
Кроме того, поправки в полтора раза повышают налог на вмененный доход.
По мнению газеты «Ведомости», поправки, в целом, не улучшат положение малых предприятий. Газета приводит мнение руководителя налогового комитета организации малых предпринимателей «ОПОРа России» Александр Паперно, который считает, что порог годового оборота необходимо увеличить до 80-100 млн. руб. Меньший порог не позволяет воспользоваться льготой производственным предприятиям, у которых прибыль небольшая, но обороты высокие. (Ведомости, 13.09.04 г.)
Комитет Совета Федерации по промышленной политике подготовил поправки в закон «О связи», сообщил председатель комитета Валентин Завадников. По его словам, в августе при комитете была создана рабочая группа по совершенствованию законодательного обеспечения отрасли связи, которая и подготовила данные поправки.
Главное нововведение — отмена специального сбора на операторов связи для развития телекоммуникаций в отдаленных регионах. Этот сбор по сути представляет собой дополнительный налог (размер еще не установлен, предположительно — 1,5% от выручки), идущий в специальный фонд, из которого Мининформсвязи намерено финансировать телефонизацию отдаленных регионов. Поправки предписывают финансировать фонд непосредственно из федерального и региональных бюджетов.
Согласно поправкам, члены комиссии считают необходимым упразднить государственную комиссию по радиочастотам, существующую в подчинении Мининформсвязи, закрепив основные полномочия по регулированию радиочастотного спектра за Государственной радиочастотной службой (ГРС). «ГРС будет входить в структуру федеральных органов исполнительной власти, что обеспечит достаточную степень ее прозрачности», — отметил В.Завадников. «Необходимо уходить от избыточного регулирования, устранив специальные режимы лицензирования в отрасли. Лицензирование должно осуществляться так же, как и в других отраслях», — считает сенатор. Подобные поправки уже вносились при принятии закона, однако были тогда отвергнуты.
Ранее некоторые СМИ обвиняли Л.Реймана в покровительстве одним операторам связи в ущерб другим (при распределении радиочастот и номерной емкости) и в установлении чрезмерной зарегулированности отрасли.
По мнению газеты «Известия» (21.09.04 г., «Интрига против Реймана»), поправки существенно ограничивают полномочия регулирующего органа — Мининформсвязи во главе с Леонидом Рейманом. Газета приводит слова аналитика исследовательской компании IkS-Consulting Т.Толмачевой: «тот процесс [распределение радиочастот] в нашей стране является закрытым, нет единых и открытых правил для всех, что оставляет место для недобросовестной конкуренции». Газета также считает, что сбор с операторов связи — это своего рода оброк, являющийся перекрестным субсидированием, от которого необходимо уходить. (Известия, 21.09.04 г.)
Газета «Ведомости» (23.09.04 г., «1,5% на борьбу с бедностью») приводит мнения работников отрасли связи, согласно которым Мининформсвязи намерено неэффективно распоряжаться деньгами телекоммуникационных компаний. В частности, министерство планирует затратить на подключение одного абонента в несколько раз больше средств, чем на это тратят частные компании при работе в отдаленных регионах. Министерство намерено развивать в отдаленных регионах дорогую стационарную связь, вместо дешевой сотовой, что по мнению гендиректора поволжского сотового оператора «СМАРТС» Г.Кирюшина «в 3-4 раза дороже и в 10 раз дольше». Фактически речь идет о развитии «старых» компаний, входящих в «Связьинвест», за счет сотовых операторов связи. (Ведомости, 23.09.04 г.)
Председатель Ассоциации операторов телефонной связи Владимир Зайцев считает финансирование фонда универсального обслуживания за счет бюджетов справедливым: «Телефонизация сел и деревень — это такая же социальная нагрузка, как прокладка дорог». Подчинение ГРС правительству, а не Мининформсвязи он тоже считает оправданным: «Регулирующий орган должен быть независимым». Поддерживает эту позицию и вице-президент Golden Telecom Олег Малис. Он считает, что если операторы будут делать отчисления в фонд универсальной услуги, то таким образом они будут финансировать своих конкурентов. «Мы платим налоги, вот пусть за счет них этот фонд и существует», — говорит он. (Ведомости, 20.09.04 г.)
Альтернативный оператор дальней связи в РФ может появиться в начале 2005 г., сообщил министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман в сентябре. По его словам, либерализация рынка услуг дальней связи обсуждается уже давно — с 2001 года. Л.Рейман отметил, что проблемой была нерыночная непрозрачная модель перекрестного субсидирования, которое осуществлял «Ростелеком», но благодаря балансировке тарифов и взаиморасчетов за эти годы удалось существенно сократить эту функцию «Ростелекома». «Мы считаем, что до конца года сведем ее к разумному минимуму, после этого можно будет, не опасаясь, выдавать лицензию другим компаниям», — отметил министр.
В настоящее время «Ростелеком» является монополистом в оказании услуг дальней связи, хотя ряд других операторов имеет техническую возможность их предоставления. Стоимость этих услуг является одной из самых высоких в мире. Ранее Л.Рейман выступал против ликвидации монополии «Ростелекома».
Чистый отток капитала из России по итогам 2004 года может превысить $12 млрд., заявил директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрей Клепач в беседе с журналистами 15 сентября. А.Клепач сообщил, что прогноз МЭРТ по оттоку капитала остается в интервале «$8-12 млрд., но этот показатель может быть несколько и выше». А.Клепач также сообщил, что в 2005 году также прогнозируется «большой отток капитала». В то же время он заявил, что уже в 2006-2007 годах «есть шанс стать чистым импортером капитала, в основном за счет корпоративного сектора».
В 2004 году по сравнению с предыдущими годами, снова увеличился отток капитала из России, он достигнет $17 млрд. Об этом заявила секретарь «Российского национального комитета Международной торговой палаты» Татьяна Монэгэн 15 сентября. «За первое полугодие этого года из России, по различным оценкам, вывезено капитала от 9 до 10 млрд. долларов. Это всего лишь чуть меньше, чем за весь прошлый год», — сказала Т.Монэгэн. «По оценкам специалистов, вывоз капитала к концу года из России достигнет 17 млрд. долларов», — считает Т.Монэгэн. «Это меньше, чем вывозилось в середине 90-х годов, но по сравнению с последними годами снова наметилась тенденция увеличения оттока капитала», — отметила Т.Монэгэн. Она также заявила, что не оправдывается прогноз министерства финансов РФ об увеличении инвестиций в Россию. Говоря о причинах, почему в Россию приходит меньше инвестиций, чем предполагалось, Т.Монэгэн сказала: «Безусловно, осложнила обстановку ситуация с «ЮКОСом».
Министр финансов Алексей Кудрин заявил в интервью газете Financial Times, что «дело ЮКОСа» не оказало решающего воздействия на ситуацию с оттоком капитала. По мнению министра, главной причиной перетока средств стало изменение процентных ставок в мире и перемены на валютном рынке.
Ранее в марте нынешнего года А.Кудрин прогнозировал чистый приток капитала в размере 3-4 млрд. долл. за 2004 г., а в августе его прогноз составлял $9 млрд.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов сообщил, что «замедление инвестиций происходит в самых капиталоемких отраслях — ТЭК, цветная металлургия, строительство. То есть бизнес в текущем году вкладывает меньше средств в развитие экономики, чем в прошлом». По его мнению, отток капитала свидетельствует, что по мере ужесточения политического режима, концентрации и централизации власти, экономика будет становиться более монополизированной и менее конкурентоспособной. (Интерфакс, 21.09.04 г.)
Начальник экспертного управления администрации Президента РФ А.Дворкович заявил, что рост оттока капитала объясняется высокими ценами на нефть и увеличением экспорта. По его мнению, такие показатели как объем внешней торговли и сумма вывоза капитала высоко коррелируют друг с другом. (Коммерсантъ, 23.09.04 г.)
Некоторые эксперты видят причину оттока капитала в неоправдавшихся надеждах инвесторов на экономическое возрождение страны. «В начале этого года все ожидали, что правительство наконец вплотную займется экономикой», — заявил Крис Уифер, стратег Альфа-банка. По его мнению, эти ожидания не оправдались. Уифер считает, что деньги выводят «рациональные инвесторы», которые не верят в перспективы экономического развития страны «за пределами нефтяного бума», а «правительство не смогло убедить их в обратном». По мнению Евгения Гавриленкова, главного экономиста компании «Тройка Диалог», многие российские предприниматели просто решили повременить с возвратом валютной выручки в страну. По мнению руководителя ЦМЭИ «Юникон» Елены Матросовой, за ними последовали и простые российские граждане, которые деньги не вывозили, но перевели в наличную валюту. Бороться с подобным кризисом доверия правительству будет гораздо сложнее, чем с отдельными компаниями и бандформированиями, считает газета «Известия». (Известия, 16.09.04 г.)
По мнению газеты «Время новостей» (16.09.04 г., «Текущий момент»), утечка капитала из России не прекратится до тех пор, пока собственность не станет «священной коровой». Его бегство из страны продолжается, и причин, которые позволили бы изменить ситуацию, пока не просматривается, пишет газета. Газета приводит мнение заведующего кафедрой уголовного права Высшей школы экономики Альфреда Жалинского: уголовное законодательство у нас написано таким образом, что проигравшей стороной может быть только хозяйствующий субъект. А надо, считает Жалинский, чтобы ответственность несла и власть, например, чтобы правоохранительные органы отвечали за необоснованно возбужденное уголовное дело. (Время новостей, 16.09.04.)
По мнению газеты «Труд» (17.09.04 г., «Куда поедет наш Тяни-Толкай?»), рост оттока капитала может быть вызван большим поступлением нефтедолларов, которые экономика страны не в состоянии переварить. (Труд, 17.09.04 г.)