Объем стабфонда РФ уже к концу 2004 г., первого года накопления, превысит уровень в 500 млрд. рублей, необходимый для начала его расходования, и составит свыше 560 млрд. рублей. На 1 ноября 2004 г. объем фонда составил 404,4 млрд. руб., с начала 2004 года стабфонд вырос на 298,4 млрд. рублей. В последнее время развернулась дискуссия, каким образом можно потратить средства стабфонда, превышающие 500 млрд. руб.
Минфин РФ предлагает в течение ближайших лет все средства свыше базового уровня стабфонда в 500 млрд. рублей направлять на досрочное погашение наиболее дорогой части внешнего долга России. Одновременно Минфин планирует несколько сократить поступление средств в фонд, высвобождая тем самым дополнительные деньги для бюджета. Эта позиция согласована с Минэкономразвития и Минпромэнерго, которые ранее выступали за инвестирование средств фонда в инфраструктурные проекты.
Минфин к концу 2004 года представит график досрочного погашения внешнего долга за счет средств стабилизационного фонда сверх базового уровня. Погашать планируется прежде всего долг перед Парижским клубом кредиторов. Объем внешнего долга России в случае его досрочного погашения к концу 2005 г. составит $93 млрд. (по оригинальному графику — $100 млрд.), 2006 г. — $72 млрд. ($91 млрд.) 2007 г. — $51 млрд. ($81 млрд.), 2008 г. — $42 млрд. ($72 млрд.), 2009 г. — $38 млрд. ($68 млрд.), 2010 г. — $34 млрд. ($64 млрд.). При досрочном погашении внешнего долга будут высвобождаться дополнительные средства благодаря экономии на процентных платежах, которые могут быть направлены на какие-либо расходы федерального бюджета. В 2006 г. эта экономия уже может составить $500 млн., а в 2008 г. достичь примерно $2 млрд.
Президент РФ В.Путин поддержал досрочное погашение долгов за счет средств стабилизационного фонда в заявлении 18 ноября.
Позиция Минфина РФ заключается в том, что средства стабилизационного фонда могут быть направлены на финансирование структурных реформ или инвестиционных проектов, но только в том случае, если их рентабельность составляет не менее 7% годовых, которые страна выплачивает по наиболее дорогой части своего внешнего долга. По информации директора департамента финансовой политики Минфина РФ А.Саватюгина, теоретически возможно тратить средства стабфонда свыше не снижаемого остатка на финансирование реформ (структурных, административной, военной) и инвестиционных проектов (строительство трубопроводов, транспортных узлов и т.д.), однако при этом должны соблюдаться жесткие ограничения. Помимо необходимого уровня рентабельности, эти расходы должны укладываться в денежную программу, чтобы не привести к инфляции. Кроме того, расходы на эти цели должны быть фиксированными, то есть должен быть бизнес-план с заданной величиной расходов. Представитель Минфина отметил, что в настоящее время в России отсутствуют институты, способные к сопровождению проектов, т.е. выполняющие функции отбора проектов и контроля за расходованием и возвратом средств.
Минфин РФ предложил не тратить средства стабилизационного фонда, а сократить отчисления в него, высвободив таким образом дополнительные средства для расходной части госбюджета. Как сообщил министр финансов А.Кудрин, эту позицию поддержали также министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов и глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.
Минфин предлагает с 2006 г. поднять «планку отсечения» по средствам, направляемым в стабфонд, с действующих $20 за баррель нефти до $21. Это уменьшит денежный поток, идущий в стабфонд, на 60 млрд. руб. в год. При этом базовый объем стабфонда до 2008 г. предлагается сохранить на уровне 500 млрд. руб. В то же время, Минфин предложил с 2008 г. привязать объем базовой («неприкосновенной») части стабфонда к ВВП в размере 3,1-4,5% ВВП. Представители Минфина аргументируют это тем, что если сохранить действующий объем фонда на уровне 500 млрд. рублей, без привязки к ВВП, то к 2010 году объем стабфонда сократится примерно с 3% ВВП до 1,5% ВВП, а к 2020 году — упадет до 0,5% ВВП. Минимальный уровень в 3,1% ВВП позволит обеспечивать расходы бюджета в течение двух лет при падении цены на нефть до $15 за баррель, а уровень 4,5% — в течение трех лет.
По информации директора департамента финансовой политики Минфина РФ А.Саватюгина, Минфин РФ начнет размещать средства стабилизационного фонда в ценные бумаги в конце 2004 года — начале 2005 года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. средства стабилизационного фонда могут инвестироваться в гособлигации десяти стран, номинированные в трех валютах. Принятие конкретных инвестиционных решений будет находиться в компетенции ЦБ РФ, поскольку у него есть опыт инвестирования золотовалютных резервов, отработанные технологии этих инвестиций. За Минфином останется функция контроля за инвестированием этих средств.
При этом Минфин считает нецелесообразным передачу средств стабилизационного фонда в управление российским инвестиционным банкам. Соответствующие предложения поступили в Минфин от инвестиционных банков и компаний.
Предложения Минфина поддержали международные финансовые организации, в частности, Всемирный банк.
Бизнес-сообщество подготовит руководству страны предложения по формированию и использованию стабилизационного фонда, заявил председатель Координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин. По его словам, тема формирования и использования стабфонда обсуждалась в ходе съезда РСПП. А.Шохин отметил, что, в частности, представителям бизнеса предстоит обдумать формы формирования стабилизационного фонда сверх порогового значения, а также механизмы неинфляционного использования этих средств.
Комментарии чиновников и политиков
Президент России Владимир Путин считает, что идее использования средств Стабилизационного фонда надо подходить осмотрительно. Глава государства высказался за это, отвечая на съезде РСПП на предложения снизить до 15% Единый социальный налог и направить деньги Стабилизационного фонда на покрытие дефицита Пенсионного фонда и развитие экономики. «Не уверен, что авторы посчитали [что нужно сделать], чтобы покрыть дефицит и сохранить социальную стабильность, к чему может привести использование таким образом накопленных ресурсов», — сказал Путин, подчеркнув, что «мы можем использовать [лишь] столько денег, сколько зарабатываем». Президент России убежден, что при непродуманном использовании средств Стабилизационного фонда инфляция может подорвать российскую экономику. (ИТАР-ТАСС, 16.11.04 г.)
Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что предложение повысить порог отсечения средств в стабфонд с 20 до 21 долл. за баррель нефти — «это самая оптимальная конструкция, которая позволяет сохранить преимущества стабилизационного фонда и страховать риски для страны и ее социальной сферы и, с другой стороны — осуществлять вложения в интересах российской экономики». Глава Минфина считает, что стабилизационный фонд необходимо сохранить. «Те доходы, которые получает Россия от высоких цен на нефть, — это доходы, не заработанные российской экономикой — не увеличилось количество товаров. И эти деньги, если их потратить в России, просто вызовут инфляцию», — сказал А.Кудрин 5 ноября. Он добавил, что стабилизационный фонд как раз создан для снижения инфляции, и стабфонды есть во всех странах, экономики которых в большой степени зависят от цен на сырье, в частности, в Норвегии. Средства аккумулируются в стабфондах на случай снижения цен на нефть. «Думаю, 1998 год многому научил — страна, которая пришла к снижению цен на нефть, не подготовившись, не имея никакого резерва, не только допустила дефолт и резко снизила доверие к себе, но даже не смогла выплачивать заработную плату и пенсии», — отметил министр. А.Кудрин подчеркнул, что надежными инструментами для накопления средств стабфонда являются ценные бумаги, выпущенные наиболее развитыми государствами. (Интерфакс, 05.11.04 г.)
Директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин сообщил, что все предложения по инвестиционному использованию денег стабфонда непроработаны. «Да, Минздрав предлагает строить медицинские центры, Минпромэнерго — скупать электростанции по всему миру, поддерживать авиапром. Минкульту нужны 12 млрд. рублей на реестр национального достояния России. Но все предложения не проработаны, в лучшем случае названа сумма «для полного счастья». Это предложения на одной-двух страничках, не бизнес-планы», — сказал А.Саватюгин 10 ноября. (Газета, 11.11.04 г.)
Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф считает, что уже в 2005 году необходимо реализовывать проекты по модернизации и развитию инфраструктуры за счет средств стабилизационного фонда. Об этом он заявил 27 октября на конференции «Инвестиции в будущее России: новые рынки и возможности». По его словам, средства стабфонда могут направляться на такие инфраструктурные проекты как строительство дорог, взлетно-посадочных полос, портов, ряда социальных проектов, проектов по увеличению мощностей по передаче электроэнергии или газа. (Интерфакс, 27.10.04 г.)
Позднее сообщалось, что Г.Греф согласился с позицией Минфина, выступающего за направление средств фонда на погашение госдолга.
В Минэкономразвития РФ считают, что дополнительных средств стабфонда хватит только на финансирование венчурных проектов. Такое мнение 10 ноября высказал директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрей Клепач. Он отметил, что предложения Минфина об использовании средств стабфонда, а также о повышении цены отсечения с $20 до $21 с 2006 г. согласованы с Минэкономразвития и другими заинтересованными ведомствами. В результате повышения цены отсечения, по словам А.Клепача, выделяется примерно 60 млрд. рублей, которые, по его мнению, нужно направлять в специальный венчурный фонд. Он пояснил это тем, что этих средств хватит на финансирование только венчурных проектов и явно недостаточно для финансирования строительства трубопроводов или других затратных инфраструктурных проектов. А.Клепач подчеркнул, что в функции стабфонда не входит погашение дефицита Пенсионного фонда, а решение о направлении средств из стабфонда в Пенсионный фонд в 2005 г. было принято в качестве исключения. Ранее А.Клепач выступал за направление средств фонда на финансирование инфраструктурных проектов. (Интерфакс, 10.11.04 г.)
Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко выступил за то, чтобы выработать согласованную позицию по возможности использования средств Стабфонда на инфраструктурные проекты до конца текущего года. Об этом министр заявил 28 октября Вместе с тем, он подчеркнул, что «2005 год с точки зрения финансирования мы уже сбалансировали», потому использование средств Стабфонда на инфраструктурные проекты может начаться с 2006 г. По мнению В.Христенко, «речь может идти о крупных и крупнейших долгосрочных инфраструктурных проектах», которые не только будут привлекать ресурсы, но и реализовывать их. В качестве примера таких инфраструктурных проектов В. Христенко назвал строительство нефтепроводов, гидроэлектростанций как на территории России, так и за ее пределами. (Прайм-ТАСС, 28.10.04 г.)
Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин считает, что средства стабфонда следует тратить только на выплату внешнего долга. «В нашей стране рост зависит от нескольких крупных компаний, а не от стабфонда, — сказал он 10 ноября. — А у этих нескольких компаний как раз есть доступ к денежным ресурсам, им стабфонд не нужен. Они, например, на Западе могут занять». (Газета, 11.11.04 г.)
Государство планирует использовать дополнительные средства сверх норматива Стабилизационного фонда на инфраструктурные проекты. Об этом заявил журналистам помощник президента РФ Игорь Шувалов 28 октября. По его словам, в первую очередь речь идет о проектах строительства федеральных автодорог, взлетно-посадочных полос аэропортов, железных дорог и сетей РАО «ЕЭС», а также газо- и нефтепроводов. (Прайм-ТАСС, 28.10.04 г.)
Первый заместитель председателя Центробанка РФ Алексей Улюкаев выступил против направления средств стабфонда на инвестиционные цели. «На что расходовать стабфонд? Да ни на что! Непроцентные расходы бюджета не имеют отношения к стабфонду. Если нам важны дороги, аэропорты и больницы, надо поискать средства в бюджете. Если мы на это тратим стабфонд — возникают бюджетные риски. Я бы на всех зданиях ведомств, которые будут распоряжаться стабфондом, сделал бы надпись неоновыми буквами: «Нельзя!», — сказал А.Улюкаев 10 ноября. (Газета, 11.11.04 г.)
А.Улюкаев выразил несогласие с мнением о том, что накопление средств в стабилизационном фонде обескровливает банковскую систему страны. Объем свободной ликвидности в банковской системе России на начало ноября составил 650-700 млрд. рублей, заявил А.Улюкаев, поэтому, по его словам, ликвидность в банковской системе находится «на очень высоком уровне и проблем ликвидности сейчас нет». (Интерфакс, 10.11.04 г.)
По мнению советника Президента Андрея Илларионова, «подачка в $2 млрд.» (60 млрд. руб. средств стабфонда, которые могут быть использованы в инвестиционных целях) приведет только к тому, что экономическая активность будет наблюдаться лишь в отраслях, непосредственно зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры. «Все остальные отрасли будут находиться под прессом растущих издержек, отражаемых через реальный валютный курс», — сказал А.Илларионов.
Он также выступил против направления средств фонда в инвестиционные проекты и предложил «тратить их только за пределами национальных границ». Например, на строительство дип-представительств, проведение кампании улучшения имиджа России, и замещение военных баз. «Любая копейка, потраченная из Стабилизационного фонда внутри страны, — подчеркнул экономист, — не только противоречит самой сути и природе этого фонда, а и цели, ради которой он создан». Как полагает советник президента, «каждая потраченная из фонда копейка подтачивает, размывает макроэкономическую стабильность, повышает реальный курс рубля, уровень общенациональных издержек и, следовательно, останавливает экономический рост». (Коммерсантъ, 11.11.04 г.)
Председатель совета директоров «АФК-Система», член совета по предпринимательству при правительстве РФ Владимир Евтушенко считает, что средства стабфонда и планируемую экономию средств государственных расходов в 2005 г. целесообразно направить на поддержку инновационного сектора экономики. По словам В.Евтушенкова, целесообразно также позволить бизнесу участвовать в реализации федеральных целевых программ на этой основе. (Прайм-ТАСС, 12.11.04 г.)
Комментарии СМИ и аналитиков
По мнению газеты «Коммерсантъ» («Неприкосновенный стабилизационный фонд», 11.11.04 г.), предложения Минфина направлены на то, чтобы не допустить инвестиционного использования средств стабфонда. В частности, непонятно какие инфраструктурные проекты могут приносить 7% годовых дохода, как этого требует Минфин. Гарантированную доходность могут дать только проекты в сфере добычи и транспортировки сырья, т.е. средства стабфонда пойдут на сохранение сырьевой направленности экономики. По мнению издания, Минфин и Банк России собираются сохранить в неприкосновенности не только основную часть средств стабфонда, но и «компромиссную» его часть, которую Минфин вреде бы собирался отдать отраслевикам. (Коммерсантъ, 11.11.04 г.)
По мнению «Новых известий» («Полный афронт», 11.11.04 г.), позиция Минфина противоречит желанию премьер-министра Михаила Фрадкова насытить экономику деньгами через использование средств стабфонда. (Новые Известия, 11.11.04 г.)
По информации издания «Газета» («Поле чудес в стране …», 11.11.04 г.) со ссылкой на источник Минпромэнерго, за право инвестировать средства стабфонда в конкретные проекты в правительстве еще будет идти война. В частности, наиболее длинный список проектов подготовило Минпромэнерго. (Газета, 11.11.04 г.)
По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, «Пока стабилизационный фонд тратить нельзя. Его предназначение — сохранить средства от случайной удачи на случай неудачи. Все прекрасно помнят 1998 год и пропасть, над которой мы зависли. Именно тогда и придумали стабилизационный фонд. Сейчас на нас сыплются нефтедоллары, а что будет потом — никому не известно. Поэтому необходимо собрать в этот фонд порядка 500-900 млрд. руб. и сохранить эту сумму на черный день. А все, что сверх этой суммы, — можно тратить. Например, на инвестиции разового характера. Можно было бы приобрести научное оборудование для НИИ, тогда молодые ученые не бежали бы на Запад, а работали в России на современном оборудовании. Еще я инвестировал бы в программу поощрения инновационного бизнеса,» — считает Е.Ясин. (Коммерсантъ, 05.11.04 г.)
Научный руководитель НП «Экономическая экспертная группа» Евсей Гурвич считает, что «Прежде всего, стабфонд не нужно тратить на финансирование текущих обязательств. Нужно направить его на погашение внешнего долга. При некоторых ограничениях можно тратить на разовые расходы, на финансирование структурных реформ, которые могут стимулировать рост экономики. Тратить деньги нужно только тогда, когда это не угрожает инфляцией и не способствует укреплению рубля.» (Коммерсантъ, 05.11.04 г.)
Гендиректор Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев утверждает, что стабилизационный фонд не нужен. «Деньги, которые в него поступают, я бы направил на снижение налогов. Это оживило бы экономику, дало стимул развитию бизнеса. Если цены на нефть упадут, то стабфонд нас не спасет.», — сказал А.Нечаев. (Коммерсантъ, 05.11.04 г.)
По мнению ректора Академии народного хозяйства при правительстве России Владимира Мау, средства стабилизационного фонда нужно тратить на выплату госдолга и снижение налогов. (Коммерсантъ, 05.11.04 г.)
Пассивное накапливание средств стабилизационного фонда является неблагоприятным для российской экономики, считают эксперты института комплексных и стратегических исследований (ИКСИ). «Пассивный вариант, при котором стабфонд не тратится, а продолжает накапливаться в качестве «стратегического запаса», является неблагоприятным», — отмечается в обзоре экономической политики, подготовленном экспертами ИКСИ. Аналитики считают, что при таком варианте возрастает альтернативная стоимость этих средств в виде упущенной выгоды. По их мнению, помимо снижения налоговой нагрузки на экономику, дополнительные средства стабфонда могут быть потрачены на текущие расходы бюджета, включая ускоренную выплату госдолга, или на капитальные вложения в крупные проекты, например, в области инфраструктуры. (Интерфакс, 04.11.04 г.)
Минфин в ноябре направил в кабинет министров проект поправок в Налоговый кодекс, предоставляющих право перехода на упрощенную систему налогообложения предприятиям с годовым доходом до 14 млн. руб., а не 11 млн. руб. Повышается и верхняя граница годового дохода, позволяющая не потерять упрощенный режим, если он уже предоставлен. Сейчас по закону малые предприятия теряют право на «упрощенку», если в течение года их доход превысил 15 млн. руб. Теперь предполагается увеличить эту сумму до 18,5 млн. рублей. Поправки подготовленны с участием специалистов ФНС.
Кроме того, поправки признают право на использование упрощенной системы налогообложения за предпринимателями-посредниками (агентами, распространяющими различные биодобавки, косметику, книги, бижутерию и тому подобное, а также риэлторами, турагентами, страховыми агентами). Ранее Минфин предложил лишить права на «упрощенку» все компании, работающие по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.
Объединение малого бизнеса «ОПОРА России» настаивает на повышении порога годового дохода для малого бизнеса в два-четыре раза.
Предполагалось, что поправки в Налоговый кодекс, касающиеся малого бизнеса, вступят в силу с 2005 года. Однако времени для прохождения законопроекта через правительство и Федеральное Собрание осталось совсем немного. Кроме того, в Думе находится еще несколько поправок по «упрощенке», которые пока не приняты. В частности, поправка, позволяющая в рамках упрощенной налоговой системы самостоятельно решать — платить НДС или нет. Такая возможность позволяет малым предприятиям на равных конкурировать с фирмами, которые находятся на общем режиме налогообложения.
Кроме того, Минэкономразвития готовит предложения, направленные на уменьшение налогооблагаемой базы для малых предприятий, пользующихся упрощенными схемами налогообложения. Например, для сокращения налогов предлагается включать в бухгалтерские балансы расходы малых предприятий на обязательную сертификацию, проведение обязательной оценки объектов недвижимости и т.п.
Госдума на заседании 29 октября приняла во втором и третьем чтениях проект закона, который дополняет Налоговый кодекс главой «Земельный налог» (вместо действующего с 1991 г. закона «О плате за землю»). Основное изменение в налогообложении земли согласно новому закону: ставка теперь будет зависеть не от категории участка, а от его кадастровой стоимости. В законе устанавливаются только предельные ставки налога, их конкретный размер будут определять местные власти. Размер налога на землю будет составлять до 0,3 процента от стоимости для сельхозземель, приусадебных участков и земель, занятых жилым фондом, и 1,5 процента для остальных участков. Налог полностью зачисляется в региональные бюджеты
10 ноября законопроект был отклонен Советом Федерации, после чего была создана согласительная комиссия. Сенаторов не устраивает предложение правительства рассчитывать размер налога, исходя только из кадастровой стоимости участков без каких-либо поправок на возможную погрешность этой методики. Во время обсуждения законопроекта в Совете Федерации отмечалось, что работа по кадастровой оценке земель до сих пор незавершена, тогда как именно она служит налоговой базой по этому налогу. По мнению парламентариев, отсутствие кадастровой оценки не позволяет оценить налоговые ставки и предлагаемые вычеты из налоговой базы. Кроме того, сенаторы высказались за увеличение предельной ставки налога в два раза: до 0,6 процента для сельхозземель, приусадебных участке в и земель, занятых жилым фондом, и до 3 процентов для всех остальных участков. Также предлагается дифференцировать налоговые ставки зависимости от категорий налогоплательщиков. Существенные возражения сенаторов вызвало и то, что налогом будут облагаться только земли, находящиеся в частной собственности и бессрочном пользовании (а не арендуемые).
Минфин РФ выступил против предложений Совета Федерации относительно новой главы Налогового кодекса о земельном налоге. «Мы по всем позициям против, и никакого здесь компромисса быть не может», — сообщил представитель Минфина РФ.
Минфин предложил взимать с нефтяных компаний дополнительный налог на сверхприбыль — налог на дополнительный доход (НДД). Как сообщил 13 октября директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин, необходимо реанимировать законопроект, с 2001 года находящийся в Госдуме. «В той версии он проходит как налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, — отметил Михаил Моторин, — и к этому проекту теперь следует вернуться». По мнению чиновника, НДД будет стимулировать инвестиции в освоение новых месторождений, т.к. он будет взиматься только после того, как начальные затраты на освоение месторождения будут покрыты полученными доходами. «Такая система налогообложения используется во многих странах, и мы в конце концов придем именно к ней», — отметил глава департамента.
Минфин предлагает налог на допдоходы как альтернативу разрабатываемым сейчас методикам дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По мнению министерства, НДД может стать еще одним механизмом изъятия природной ренты. По замыслу Минфина налогом на допдоход должна была облагаться накопленная за время разработки месторождения прибыль, понимаемая как разница между доходами и расходами за весь срок освоения участка. Ставка налога должна была увеличиваться по мере роста эффективности месторождения и снижаться при сокращении добычи. В редакции 2001 г. налог предлагалось рассчитывать по каждому отдельному лицензионному участку. Для этого нефтяникам пришлось бы вести раздельный учет доходов и расходов по каждому участку.
В феврале прошлого года тогдашний премьер Михаил Касьянов вычеркнул пункт о НДД из окончательного варианта «Основных направлений налоговой реформы на 2003-2005 годы». Тогда возобладала точка зрения Минэкономразвития, считающего введение столь сложного в администрировании налога бессмысленным и чересчур «взяткоемким».
Представители Минэкономразвития, глава Экспертного управления Президента РФ А.Дворкович, а также представители нефтяных компаний заявили о том, что налогообложение нефтяной отрасли достигло «потолка» и дальнейшее увеличение фискальной нагрузки негативно скажется на нефтедобыче. В настоящее время нефтяные компании практически ничего не получают от роста цен на нефть.
Аналитики высказались против введения НДД, т.к. такой налог побуждает компании увеличивать издержки. «Ведь сейчас и так есть налог на сверхприбыль, — прокомментировала заявление Минфина аналитик Альфа-банка Анна Бутенко, — это прогрессивная шкала экспортных пошлин на нефть». Данный механизм позволяет государству забирать до 90% всей прибыли нефтяных компаний, если мировые цены на марку Urals превышают $25 за баррель. В итоге введение дополнительных налогов приведет к тому, что нефтяники будут просто завышать свои расходы, считает Анна Бутенко. «Дополнительные налоги редко стимулируют инвестиции, обычно этот эффект достигается за счет снижения налогов, а не наоборот», — скащал эксперт CERA Константин Коваленко. «Этот налог в первую очередь ударит по эффективным компаниям, — считает президент Института энергетической политики Владимир Милов. — Кто лучше администрирует издержки и снижает их — будет больше платить, а кто больше тратит — платит меньше».
Минфин РФ выступил с предложениями по совершенствованию налогового администрирования. Они сводятся к резкому ужесточению правил уплаты налогов: фискальным органам, в частности, предлагается дать право диктовать предпринимателям рыночную цену товара и без суда списывать суммы штрафов с их счетов. Предложения Минфина включают:
Правительство РФ 30 сентября в целом одобрило комплекс мер по улучшению налогового администрирования и поручило Минфину доработать этот документ.
Федеральная налоговая служба (ФНС) (входящая в Минфин) представила во второй половине октября свои предложения по улучшению налогового администрирования. Они оказались еще более жесткими, чем ранее выдвинутые инициативы Минфина:
Экспертное управление Президента РФ предложило освободить ФНС от обязанностей по сбору налогов, оставив налоговикам только контрольные функции. Об этом сообщил начальник Экспертного управления А.Дворкович. Ответственным за рутинный сбор налогов предполагается назначить казначейство. Минфин РФ выступил против этих предложений.
Комментарии чиновников, политиков, предпринимателей
Правительству РФ необходимо принять меры, чтобы разделить налогоплательщиков на тех, кто оптимизирует налоговые выплаты в рамках законов, и на тех, кто использует «лазейки» для ухода от налогообложения. Об этом заявил вице-премьер РФ Александр Жуков, открывая 30 сентября заседание правительства РФ. «Перед нами стоит задача сделать налоговое администрирование справедливым, удобным и прозрачным для налогоплательщика», — отметил вице-премьер. Он отметил также, что президент РФ Владимир Путин поставил правительству задачу добиться улучшения налогового администрирования, прежде всего, в отношении налога на добавленную стоимость. Речь, прежде всего, идет о таких вопросах, как налогообложение авансовых платежей, налоги при вложениях в капитальное строительство и возврат НДС при экспорте, пояснил вице-премьер. Решение этих вопросов, как считает вице-премьер, позволит «упростить налогообложение и создать благоприятный инвестиционный климат». А.Жуков заявил, что в результате преобразования налоговой системы за последние годы удалось сформировать такую налоговую систему, которая значительно лучше стимулирует предпринимателей, чем несколько лет назад. (Интерфакс, 30.09.04 г.)
А.Жуков не поддержал предложение Минфина об ужесточении уголовного законодательства за уголовные преступления. «Нам следует дополнительно обсудить, как предлагаемое ужесточение наказания согласуется с объявленным президентом курсом на гуманизацию уголовного законодательства», — заявил вице-премьер. (Коммерсантъ, 01.10.04 г.)
Министр финансов Алексей Кудрин заявил 27 сентября на встрече с Президентом РФ: «Перед нами сегодня стоит задача не только усовершенствовать принципы налогообложения, снизить ставки, но и сделать взаимодействие между государством и налогоплательщиками четким, комфортным, чтобы не создавалось барьеров для работы во всех сферах бизнеса».
Министр финансов сообщил, что план действий включает завершение формирования самих налоговых органов, в том числе создание отраслевых и межрегиональных инспекций, уточнение и совершенствование режима работы налоговых органов с налогоплательщиками, чтобы «не было субъективности и волокиты», а также совершенствование налогообложения в части трансфертного ценообразования. По последнему пункту — трансфертное ценообразование — А.Кудрин пояснил, что речь идет о цепочках по перепродаже товара, которые позволяют уходить от налогов. Глава Минфина посетовал на то, что соответствующие предложения правительства «лежат в Госдуме уже два года». В свою очередь
В.Путин попросил правительство завершить работу с Госдумой над указанными предложениями уже к концу текущего года. Со своей стороны А.Кудрин сообщил, что меры по совершенствованию налогового администрирования, не касающиеся изменения налогового бремени, могут быть введены в действие с 1 января 2005 года. (Интерфакс, 27.09.04 г.)
Правительство РФ в настоящее время прорабатывает вопрос об усилении мер налоговой ответственности с точки зрения правоохранительных органов, сообщил министр финансов РФ А.Кудрин 26 октября. «Мы не хотели бы обременять честных налогоплательщиков в связи с тем, что существует много лазеек, которые используются недобросовестными налогоплательщиками», — сказал министр. «Поэтому правильно приструнить нечестных налогоплательщиков, не обременяя добросовестных дополнительными мерами проверок, мерами дополнительной отчетности, учета», — добавил он. (Интерфакс, 26.10.04 г.)
По мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, применение нерыночных цен позволяет выводить крупные суммы из под налогообложения. «Даже если удастся определить, что сделка заключена между взаимосвязанными лицами по цене менее чем на 20% ниже рыночной, то налоговые органы не могут предъявить налоговые претензии», — сказал С.Шаталов. По его словам, «разница в 19,99% означает, что такая сделка совершенно законна с налоговой точки зрения». «При такой огромной «дырке» огромные суммы выводятся из налогообложения — такая ситуация является нетерпимой», — подчеркнул замминистра финансов. (Интерфакс, 30.09.04 г.)
С.Шаталов сообщил 20 октября, что Минфин РФ предлагает осуществить существенную модернизацию налоговых органов с учетом того, что по мере приближения налоговой реформы к завершению на первый план будут выходить вопросы налогового администрирования. По его словам, по мере завершения налоговой реформы на первое место выходит улучшение налогового администрирования и налоговый контроль. «Государство, снижая налоги, вправе требовать, чтобы налогоплательщики уплачивали налоги в полном объеме, этот вопрос сегодня ставит и бизнес», — сказал замминистра, отметив, что наведение порядка в области администрирования налогов и сокращение теневого сектора является не только фискальной задачей, но и задачей по созданию равных условий игры и конкуренции на российском рынке. Предполагается, что к налоговым органам будут применяться жесткие требования, чтобы были разработаны стандарты и должностные инструкции для всех инспекторов, повышалось качество их работы с точки зрения взаимодействия с налогоплательщиками. При этом С.Шаталов подчеркнул, что должно сокращаться число налоговых дел, которые на сегодняшний день решаются в судах. «Важен процесс досудебного урегулирования споров, который (сейчас) отсутствует в законодательстве», — подчеркнул замминистра. (Интерфакс, 20.10.04 г.)
Министерство финансов РФ считает преждевременным освобождение налоговых органов от функций по обеспечению доходов в бюджет, сообщил заместитель министра финансов РФ С.Шаталов 12 октября. Ранее с такой идеей выступил начальник экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович. «Наверное, это хорошая перспективная цель, это их главная задача — налоговое администрирование, контроль за соблюдением налогового законодательства. Но говорить о том, что они не должны следить за тем, чтобы обеспечить доходы бюджета, наверное, пока преждевременно», — сказал С.Шаталов. (Интерфакс, 12.10.04 г.)
Комментарии экспертов и СМИ
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что «налоговые посты нас не спасут». «За рубежом проблема эффективного администрирования решается другим способом: в случае неуплаты налогов компанию ждет серьезное наказание. Если бы правительство решилось на такую меру и заявило: гонения на бизнес прекращаем, перед «ЮКОСом» извиняемся, но в течение года вводим международные стандарты финансовой отчетности, тогда бы [ужесточение налогового администрирования было оправдано]. А сейчас дача моего друга, известного и уважаемого художника, смотрится очень скромно рядом с особняком местного сборщика налогов. Такими законопроектами налоговые органы всего лишь демонстрируют, что хамство, которое они учинили по отношению к «ЮКОСу», продолжается. Все должны платить. Стремление к такому всеобщему равенству приведет к прямо противоположным последствиям», считает Е.Ясин.
Глава Объединения корпоративных юристов России Д.Тихонов считает, что «Организовывать налоговые посты имеет смысл лишь на крупных предприятиях и при условии, что их полномочия будут четко прописаны. Иначе это превратится в перманентную внутреннюю налоговую проверку. С введением налоговых постов в штате предприятий необходим будет специалист или даже целый отдел, который бы занимался сотрудничеством с этим постом. Администрирование не должно быть очень дорогим. А в нашей стране затраты на взимание налога иногда превышают его размер. Несмотря на это, законопроект вполне может пройти. Рассматриваются и более абсурдные поправки: например, взимать налоги и с материнской, и с дочерней компаний. Эти новации могут стать инструментом давления и превратятся в дополнительную кормушку».
Партнер проекта «Налоговая помощь» С.Шаповалов считает, что «Если определение налогового поста не будет установлено законом, то эта инициатива в худшем случае приведет к произволу, в лучшем — превратится в нерабочее нововведение. Перспектив утверждения законопроекта в Думе я не вижу. Он призван, скорее всего, отвлечь внимание своей скандальностью, благодаря чему пройдет более серьезная и неприятная для налогоплательщиков поправка. Например, об увеличении срока проверок до пяти лет.» (Новая газета, 01.11.04 г.)
По мнению аналитика Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александры Смирновой, предложение Минфина о продаже 10% добываемой нефти на специальной бирже неэффективно. «Вряд ли это будет достаточным условием, чтобы не было махинаций с ценой. Маловероятно, что на рынке появятся игроки, способные покупать нефть на бирже и не связанные со структурами нефтяных компаний», — считает аналитик, — «крупных нефтяных компаний немного, сговор можно придумать в любом случае».
По поводу внедрения электронных счетов-фактур А.Смирнова считает, что невозможно обязать весь малый бизнес перейти на эту форму. «Это для них огромные затраты», — подчеркнула она. Эксперт также сомневается в том, что расширение возможностей налоговой службы добавит ей объективности. «Сейчас налоговые инспекции занимаются проверками, но при этом их работа оценивается по количеству дополнительно собранных налогов, и здесь есть явный стимул исказить качество налоговых проверок», считает А.Смирнова. (Интерфакс, 01.10.04 г.)
Как пишет «Коммерсантъ» («Вся власть — налогу», 01.10.04 г.), с полки снят четырехлетней давности законопроект о борьбе с трансфертным ценообразованием. Чтобы предприниматели не торговали по заниженным ценам и не утаивали тем самым налоги, в НК предлагается внести механизм определения справочных «рыночных» цен, исходя из которых налоговики будут доначислять «утаенные» от госказны налоги. В нынешних условиях усиления командно-административного регулирования экономики установление чиновником «справедливой» рыночной цены товара приведет к фактическому восстановлению Государственного комитета по ценам, существовавшего в советские времена, считает газета. Кроме того, газета критикует намерение Минфина взимать с налогоплательщиков штрафы в несудебном порядке. «Коммерсантъ» также выражает сомнение в способности ФНС решить столь сложную техническую задачу, как учет всех счетов-фактур в электронном виде. (Коммерсантъ, 01.10.04 г.)
«Коммерсантъ» считает («Проверенные методы, 25.10.04 г.), что предложение ФНС проводить проверки у «третьих лиц» дает налоговому ведомству неограниченные права. Если поправки в Налоговый кодекс будут приняты, особые проверки коммерческих структур и госорганов могут длиться до двух месяцев и начинаться без предупреждения. Кроме того, отмечает газета, в Налоговый кодекс предлагается ввести также понятие «оперативной» налоговой проверки. Она могла бы проводиться в местах деятельности, связанной с приемом наличных денег от покупателей, производством продукции, хранением товарно-материальных ценностей, а также в других местах, «связанных с извлечением доходов». То есть практически везде, пишет издание.
Предложение увеличить срок проверки деятельности фирм с трех до пяти лет расширит возможности налоговых органов по поиску предлога для санкций. По мнению «Коммерсанта», причиной того, что именно сейчас на свет выносятся соответствующие предложения налоговиков, стали проверки крупнейших плательщиков (например ЮКОСа), ограниченные законом тремя годами. (Коммерсантъ, 25.10.04 г.)
По мнению «Новой газеты» («Идея фиск», 01.11.04 г.), предложение ФНС устанавливать налоговые посты у налогоплательщиков ущемляет их права. Издание считает, что ФНС никак не мотивировала применение этой меры, полностью расходящейся с призывами Минфина не ухудшать положение налогоплательщиков. (Новая газета, 01.11.04 г.)
Издание «Газета» («Налоговой службе развяжут руки», 13.10.04 г.) поддержала предложение начальника Экспертного управления Президента РФ А.Дворковича оставить ФНС только контрольную функцию. Разделение контрольных и исполнительных функций по сбору налогов — это мировая практика, говорится в статье. Совмещение этих функций побуждает налоговые органы при проверках выбивать из налогоплательщика больше денег, а не анализировать его деятельность на соответствие законодательству. (Газета, 13.10.04 г.)
Новая редакция Градостроительного кодекса — один из основных документов в пакете законопроектов, способствующих формированию рынка доступного жилья в России. Во втором чтении разработанный Минэкономразвития законопроект планируется принять в конце ноября. Комитет Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям высказался за его принятие.
Идеология законопроекта заключается в минимизации административных барьеров в строительстве и сокращения полномочий чиновников. Документ впервые прописывает четкие процедуры выделения земли под строительство и регламентацию строительной деятельности.
В соответствии с законопроектом, все муниципалитеты в течение 7 лет должны разработать и принять правила землепользования и застройки на своих территориях — своего рода генпланы для каждого города или муниципального образования. В этих нормативных документах будет определено целевое назначение всех земельных участков (жилищное строительство, промзона, парковый комплекс, коммуникации, земля под автотрассу и т.д.). Правила землепользования и застройки могут регулировать, в частности, такие вопросы как этажность, размеры возводимых строений, вид фасадов, нагрузка на коммуникации, экологические требования и т.д.
Выделять участки под строительство муниципалитет будет на основе открытых торгов (в настоящее время участки выделяются, как правило, на основе индивидуальных решений). Требования к возводимым объектам будут прописаны исключительно в публичных правилах землепользования и застройки, чиновники лишаются права выдвигать новые требования. Тем самым исключается «индивидуальный подход» к каждому объекту с целью минимизировать коррупцию.
Количество подписей, которые необходимо собрать для начала строительства, сокращается со 150 до 25. В частности, предлагается отменить госэкспертизу градостроительной деятельности, экологические экспертизы и многочисленные согласования надзорных органов (за исключением особо опасных объектов). Эти процедуры будут заменены разрешением со стороны местного самоуправления, а также обязательным страхованием строительной ответственности. Таким образом, в безопасности строительства будут финансово заинтересованы уполномоченные страховые компании, которым придется возмещать все убытки и потери, вызванные некачественным строительством.
При принятии правил землепользования и застройки муниципалитеты будут обязаны проводить публичные слушания. В проекте Градостроительного кодекса имеется специальная статья «Участие общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования».
Законопроект передает часть полномочий в градостроительной сфере с регионального на муниципальный уровень и с федерального — на региональный.
Комментарии чиновников и политиков
Мэр Москвы Юрий Лужков подверг резкой критике проект Градостроительного кодекса. «Если Градостроительный кодекс будет принят, то это будет катастрофа для России», — заявил мэр. По мнению Ю.Лужкова, разработанный Градостроительный кодекс предусматривает «полную коммерциализацию всех проблем, в том числе земельных и имущественных». «Градостроительному кодексу наплевать на проблемы архитектурно-инженерного обеспечения, в нем все подчинено примитивно-рыночным отношениям. Мы возражаем против Градостроительного кодекса, это катастрофа, которая посетит и Москву, где существуют особенности градостроительства», — заключил Ю.Лужков. (Интерфакс, 12.10.04 г.)
Депутаты Мосгордумы 27 октября приняли во втором чтении закон города «О градостроительном кадастре города Москвы», цель которого зарезервировать большую часть земельных участков в столице под конкретные цели и тем самым вывести их из-под контроля Градостроительного кодекса. Представляя этот законопроект депутатам Мосгордумы, глава Москомархитектуры Александр Кузьмин больше говорил о планах Минэкономразвития. По его словам, федеральный кодекс не был согласован ни с архитекторами, ни со строителями, ни с пожарными и рассматривает городскую инфраструктуру исключительно как набор имущественных комплексов. «Это ублюдочный документ», — заявил А.Кузьмин. Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов обвинил Минэкономразвития в том, что проект Градостроительного кодекса разработан на «деньги Конгресса США». По его мнению, с помощью московского кадастра город фактически «застолбит» большую часть земельных участков под конкретные цели. По его словам, «это только один из форпостов в борьбе против Градостроительного кодекса». (Время новостей, 28.10.04 г.)
При подготовке проекта Градостроительного кодекса РФ ко второму чтению из него необходимо исключить нормы, регулирующие земельные отношения, считает председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский. «Необходимо четко разделить компетенцию Земельного и Градостроительного кодексов. Это позволит убрать все неопределенности законодательства из Градостроительного кодекса», — сказал В.Плескачевский. Кроме того, депутат уверен, что законопроект поможет бороться с «нечистыми на руку чиновниками», которые, «пользуясь непрописанностью норм» в старом кодексе, занимались вымогательством при выделении земли под застройку. (Интерфакс, 26.10.04 г.)
По мнению вице-спикеры Госдумы Георгия Бооса, «кодекс содержит положения, которые позволят бороться с монополизмом на строительном рынке». «Проект закона содержит четкое описание процедур строительства и реконструкции, вводит открытые торги по продаже земельных участков», — сказал Г.Боос. Кроме того, по его словам, проект закона содержит нормы, которые четко описывают процедуры строительства и реконструкции, а также вводит публичные процедуры регулирования землепользования. (Газета, 27.10.04 г.)
Леонид Чернышев, помощник главы Минпромэнерго по вопросам строительства, архитектуры и ЖКХ заявил, что «Градостроительный кодекс направлен на упрощение всех согласительных процедур. Сейчас получение десятков подписей влияет на стоимость строительства. Чтобы уменьшить или стабилизировать цены на жилье, следует наращивать объемы жилищного строительства, а для этого необходимо переходить от точечной застройки к комплексному развитию территорий. Сегодня же это сделать достаточно трудно, так как Москва, к примеру, испытывает дефицит площадок под земельную застройку, особенно оснащенных всей необходимой инфраструктурой. Благодаря Градостроительному кодексу вместо советских генеральных планов развития городов будет введено территориальное планирование и правовое зонирование, что позволит застройщикам и инвесторам приходить на площадки, уже точно понимая, что и в каких объемах они могут там строить». (Ведомости, 27.10.04 г.)
В новом Градостроительном кодексе планируется расширить полномочия региональных органов власти в правовом регулировании градостроительной деятельности, сообщил председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. «В Градостроительном кодексе предлагается расширить полномочия органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления по правовому регулированию градостроительной деятельности с целью обеспечения возможности учета национальных, географических, исторических и природно-климатических особенностей тех или иных регионов», — сказал Шаккум. По его словам, для устойчивого развития территории в кодексе планируется усилить комплексный характер территориального планирования. Он отметил, что нормы проекта нового Градостроительного кодекса приведены в соответствие с Земельным кодексом в части устранения нарушений прав граждан.
Директор департамента строительства и ЖКХ министерства промышленности и энергетики Сергей Круглик отметил, что новый Градостроительный кодекс должен подтолкнуть от пассивного к активному землепользованию. Он считает, что кодекс призван снизить «административные барьеры для застройщиков». (РИА «Новости», 26.10.04 г.)
Представители ОАО «Газпром» объявили о намерении газового концерна приобрести активы в электроэнергетике. «Газпром», в частности, скупает акции «Мосэнерго» и уже приобрел блокпакет. «Газпрому» принадлежит более 10% акций РАО «ЕЭС». Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов сообщил 16 ноября, что в рамках «Газпрома», возможно, будет создана специальная компания, занимающаяся производством электроэнергии.
Глава Минэкономразвития Г.Греф считает неудачной идею Газпрома о диверсификации бизнеса. «Я пока не знаком с деталями плана Газпрома по расширению монопольной деятельности, но мне кажется, что это не самая удачная идея», — сказал министр 8 октября, отметив при этом, что «без конкуренции потребители не получат низких цен и качественных услуг». (РБК, 08.10.04 г.)
По информации издания «Газета» со ссылкой на источник в совете директоров РАО «ЕЭС», решение о вхождении «Газпрома» в энергетику было принято в прошлом году в Кремле, когда стало ясно, что многие отечественные ФПГ собираются претендовать на электроэнергетические активы в ходе реформы отрасли. (Газета, 17.11.04 г.)
По мнению газеты «Ведомости», выход «Газпрома» на энергетический рынок противоречит главным целям грядущей реформы РАО, если считать таковыми создание конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в модернизацию отрасли. «Газпром», безусловно, получит колоссальные преимущества перед остальными участниками будущего рынка хотя бы потому, что является монопольным поставщиком газа на тепловые электростанции. Это может ударить по создаваемому механизму частных инвестиций в энергосектор, считает газета. (Ведомости, 12.10.04 г.)
Глава Минэконмразвития Герман Греф выступает за выделение сети трубопроводов в ходе реформы газовой отрасли. «Сеть трубопроводов должна быть выделена. Гарантией для независимых производителей должны стать ясные тарифы. В настоящий момент независимые производители добывают от 11% до 12% газа, а могли бы до 50%», — заявил он в интервью германскому еженедельнику Die Zeit. Г.Греф также отметил, что «в случае с Газпромом речь идет об абсолютно непрозрачной структуре фирмы». По его словам, государство, имея примерно 38% акций, не имеет юридического контроля над компанией. «Я надеюсь, что Газпром станет прозрачнее и последует реформа, которая сделает компанию более эффективной». (Интерфакс, 14.10.04 г.)