Реформа РАО ЕЭС, остановленная премьером М.Фрадковым в начале года, получила продолжение.
24 декабря состоялось заседание Правительства РФ, на котором было решено, что реформа будет завершена в 2006 г. До конца 2006 года РАО «ЕЭС» будет ликвидировано, а в первом квартале 2005 года Минпромэнерго внесет в правительство предложения по схеме приватизации энергоактивов.
8 декабря Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ поддержал приватизацию генерирующих активов (после приостановки реформы сложилась неопределенность в этом вопросе). Перед этим рабочая группа, куда вошли, в частности, В.Христенко, А.Чубайс О.Дерипаска, представили премьеру доклад о ходе реформы, скрепленный их подписями. Премьер М.Фрадков заявил, что акции РАО «ЕЭС России» будут платежным средством при покупке оптовых генерирующих компаний (ОГК). В то же время, пока остаются неясными сроки и конкретные способы приватизации генерирующих активов. Более того, по информации газеты «Ведомости» (со ссылкой на пресс-секретаря премьера А.Жарова), фраза М.Фрадкова об акциях РАО как платежном средстве вовсе не означает продажу акций ОГК, а говорит лишь о применении «зеркальной схемы».
8 декабря состоялась встреча Президента В.Путина и главы РАО ЕЭС А.Чубайса, в ходе которой В.Путин согласился с тем, что реформа должна быть завершена в 2006 г.
Ранее глава РАО ЕЭС А.Чубайс предложил завершить реорганизацию энергохолдинга путем пропорционального распределения его акций среди акционеров в конце 2006 года («зеркальная схема»). Данное предложение, по его словам, уже обсуждалось и с Президентом РФ, и с премьер-министром, которые дали свое принципиальное согласие.
СМИ отмечают сближение позиций РАО ЕЭС и компании «Базовый элемент». Основой для компромисса стала разработка концепции долгосрочных договоров на поставку электроэнергии.
Правительство РФ 24 декабря дало положительную оценку совершенным преобразованиям в электроэнергетике, сообщил председатель правления РАО «ЕЭС России» А.Чубайс. По его словам, правительство определило ключевой задачей продолжение и завершение реформы к концу 2006 года. На заседании правительства был одобрен документ, в котором содержатся подробные поручения для всех министерств и ведомств. Основными исполнителями по этим поручениям будут выступать Минпромэнерго и Минэкономразвития. (Интерфакс, 24.12.04 г.)
Глава Минпромэнерго РФ В.Христенко заявил 24 декабря по итогам заседания Правительства РФ, что «2006 год может быть сроком, когда завершатся структурные преобразования в электроэнергетике, включая реорганизацию РАО «ЕЭС» за счет распределения долей между акционерами компании или, говоря простым языком, ликвидации РАО «ЕЭС» как юридического лица и начала функционирования самостоятельной Федеральной сетевой компании, самостоятельного Системного оператора, где будет доминирующее участие государства». После реорганизации в 2006 г. РАО ЕЭС будет ликвидировано, добавил министр.
По информации В.Христенко, доля государства в акциях федеральной сетевой компании и системного оператора будет составлять не менее 75% плюс 1 акция. «При этом доля государства в гидрогенерирующих компаниях будет доминирующей, в атомных компаниях — 100%, а в территориальных генерирующих компаниях участие будет от существующих 52% до, в перспективе, 0%», — сообщил Христенко. При этом, по его словам, подтверждается схема о пропорциональном распределении долей участия компании РАО «ЕЭС» между акционерами РАО. «Но это не означает, что никаких других изменений не существует», — добавил Христенко. (РИА «Новости», 24.12.04 г.)
Совет по конкурентоспособности при Правительстве РФ 8 декабря поддержал приватизацию генерирующих активов.
Акции РАО «ЕЭС России» будут платежным средством при покупке оптовых генерирующих компаний в ходе реформирования электроэнергетики. Об этом заявил 8 декабря премьер-министр РФ Михаил Фрадков в ходе заседания совета по предпринимательству и конкурентоспособности при правительстве РФ.
Премьер также сообщил, что при Совете по конкурентоспособности и предпринимательству может быть создана специальная рабочая группа по ОАО «Газпром». По словам М.Фрадкова, в случае создания такой группы возможна корректировка реформирования электроэнергетики, исходя из позиций будущего реформирования «Газпрома» и темпов этой реформы. (Интерфакс, 09.12.04 г.)
Совет по конкурентоспособности при Правительстве РФ поддержал приватизацию генерирующих активов в ходе реформирования электроэнергетики страны, заявил по итогам заседания глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко. «На мой взгляд, да, полная определенность есть во всем, что касается этого вопроса», — сказал он, отвечая на вопрос о том, было ли принято какое-либо решение по приватизации оптовых генерирующих компаний. Во-первых, пояснил он, совет подтвердил все уже принятые ранее структурные решения, во-вторых — «завершение реорганизации РАО «ЕЭС», собственно, и означает выход на частную собственность в генерации». Отвечая на вопрос о сроках, В.Христенко сказал: «В какие сроки премьер подпишет, в такие и будет». В.Христенко также сообщил, что совет дал ряд поручений министерствам, ведомствам и рабочей группе по реформе энергетики, связанных «с определением форм, условий и последствий сокращения участия государства в генерирующих активах». (Интерфакс, 08.12.04 г.)
По словам В.Христенко, выводы рабочей группы по реформированию энергетики говорят о том, что с 1 января 2006 года наверняка удастся запустить модернизированную модель оптового рынка электроэнергии. «Она будет основана на двусторонних договорах, позволит внести ясность в общее функционирование рынка», — сказал В.Христенко.
Он заметил, что необходимо решить проблему либерализации внешнего рынка. «Электроэнергетика — это один из немногих рынков, где либерализация и привлечение внешних средств могли бы закрыть собственные риски и создать нормальное ценовое давление, в том числе и в интересах потребителя», — подчеркнул министр. (Интерфакс, 08.12.04 г.)
Новая модель работы оптового рынка электроэнергии в РФ, включающая в себя систему двусторонних договоров, заработает не раньше 2006 года, заявил глава Минпромэнерго Виктор Христенко по итогам заседания рабочей группы по реформированию электроэнергетики при совете по конкурентоспособности и предпринимательству 29 ноября. По словам В.Христенко, потребуется весь 2005 год на разработку нормативной базы для трансформации уже существующей системы рынка, а также для формирования самой системы двусторонних договоров. Министр считает оптимальным ввести новую модель рынка с начала 2006 года, что является объективным с точки зрения работы отрасли. Между тем, В.Христенко признал наличие противоречий между участниками рабочей группы по вопросу двусторонних договоров. Эти противоречия, по его словам, связаны с перекрестным субсидированием в отрасли, разделением потребителей на категории. (Интерфакс, 29.11.04 г.)
Справочно. В середине 2004 года РАО «ЕЭС России» выступило с предложением изменить концепцию либерализации оптового рынка электроэнергии в РФ. В частности, энергохолдинг предложил дополнить существующую систему на регулируемом рынке двусторонними договорами, которые должны заключаться между производителями и потребителями электроэнергии. Для реализации этих изменений энергохолдинг предложил разделить всех потребителей электроэнергии в РФ на несколько категорий в зависимости от объемов потребления. Каждый потребитель, в соответствии с предложениями РАО, имел бы право выйти из двустороннего договора в конкурентный сектор электроэнергии. Введение подобной системы позволило бы избежать резких скачков цен на электроэнергию для населения и крупных промышленных потребителей при либерализации рынка.
В протоколе по итогам состоявшегося 8 декабря заседания Совета по конкурентоспособности при Правительстве РФ не зафиксировано ни одной конкретной даты принятия решений по принципиальным вопросам, которые необходимы для продолжения энергореформы в РФ. Документ дает поручения по реформе рынка электроэнергии: в частности, Минпромэнерго рекомендуется «обратить внимание» на совершенствование действующей модели оптового рынка электроэнергии, в том числе на возможность введения новой модели с 2006 года; подчеркивается необходимость поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике с учетом расширения системы адресной поддержки населения, а также важность ликвидации стоимостного небаланса в регулируемом секторе оптового рынка. Протокол предусматривает получение от Минпромэнерго обоснования «необходимости разработки механизма гарантирования инвестиций в электроэнергетику на переходный период; необходимость уточнения показателей, характеризующих этапы проведения реформирования в электроэнергетике и их результаты; повышение эффективности управления государственной собственности в отрасли». Отдельным пунктом в протоколе зафиксирована фраза о необходимости определения «механизмов и условий заключения долгосрочных договоров с поставщиками топлива, включая ОАО «Газпром».
После встречи с Президентом РФ В.Путиным 8 декабря глава РАО ЕЭС А.Чубайс заявил, что Президент поддержал предложение завершить реформу РАО ЕЭС к концу 2006 г. «Есть все возможности к концу 2006 года практически завершить все преобразования и принять решение о реорганизации РАО «ЕЭС» с пропорциональным разделением активов вновь созданных компании между акционерами компании», — сказал А.Чубайс. Он особо отметил, что все противоречия между РАО «ЕЭС» и правительством по реформе энергетики, сняты. «Я доложил президенту об итоговых позициях, на которые мы выходим с правительством в энергетике. Практически полностью все базовые вопросы согласованы», — подчеркнул глава РАО ЕЭС. А.Чубайс отметил, что теперь, когда планы дальнейших действий одобрены главой государства, свою позицию к планам завершения структурных преобразований в электроэнергетике должно сформулировать правительство.
Акции РАО «ЕЭС России» будут платежным средством при покупке оптовых генерирующих компаний в ходе реформирования электроэнергетики. Об этом заявил 8 декабря премьер-министр РФ Михаил Фрадков. «Можете считать мои слова гарантией правительства: это будет, это очевидно, это один из ключевых моментов реформы», — сказал М.Фрадков. (Интерфакс, 08.12.04 г.)
Государство пока не отказалось от идеи реализации государственных активов в оптовых генерирующих компаниях, в то же время не исключает возможности пропорционального разделения акций на «зеркальной» основе. Такую позицию высказали в пятницу глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко и председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, отвечая 3 декабря на вопросы журналистов в перерыве заседания рабочей группы по реформе электроэнергетики совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ. (Интерфакс, 03.12.04 г.)
Справочно. «Зеркальная схема» предполагает, что акционерная структура выделяемых компаний будет в точности повторять акционерную структуру исходных компаний. Более 10% акций РАО ЕЭС принадлежит «Газпрому», около 6% — СУЭК; «Евразхолдинг», «Комплексные энергетические системы», «Интеррос» и НРК владеют по 2-3%, группа «Энергетический стандарт» и «Базовый элемент» — по 1-2%. Государство владеет 52,68% РАО. По подсчетам РАО, после применения «зеркальной схемы» и перевода ТГК и ОГК на единую акцию доля государства в ОГК составит 40-49%, а в ТГК — 15-25%.
Оптовые генерирующие компании будут реализованы частным инвесторам, заявил журналистам 29 ноября глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко. «Могу сказать, что ОГК, кроме гидро-ОГК, не имеют никаких препятствий и будут представлены для реализации частным инвесторам», — сказал он. В свою очередь, «формы, методы и конкретные условия» продажи генерирующих активов будут определены и уточнены «тогда, когда, собственно, настанет момент этой продажи», добавил министр. По его оценкам, это произойдет не ранее 2006 года, что основано на понимании технических действий по формированию ОГК и условий их работы на рынке, которые предстоит совершить как РАО «ЕЭС», так и правительству РФ в части разработки и принятия соответствующих нормативных документов.
Министр считает, что передача генерирующих активов различным частным инвесторам позволяет надеяться на то, что на рынке генерации появятся «независимые, неаффилированные игроки», отдельные примеры существования которых есть уже и сейчас. Но даже продажа ОГК не может гарантировать от последующей концентрации этих активов и изменения их акционерной структуры, что может привести к возникновению сговора на рынке. В этой связи В.Христенко считает правильной такую последовательность действий: разработка четких правил работы ОГК на рынке, привлечение «новых частных инвесторов в генерацию», и «третье — достаточно внимательно следить, чтобы все механизмы слияния и поглощения не мешали развитию конкурентной среды». (Интерфакс, 29.11.04 г.)
В.Христенко заявил 22 декабря: «Что же касается приватизации, то в итоге реорганизации РАО государство получит свой пакет акций в каждом из создаваемых активов — в Федеральной сетевой компании, во всех оптовых и территориальных генерирующих компаниях (ОГК и ТГК), причем размер пакетов позволит государству контролировать ситуацию, а потом государство будет решать, приватизировать эти пакеты или нет». (Коммерсантъ, 23.12.04 г.)
Согласно сообщению центра общественных связей Минпромэнерго, 23 ноября состоялось заседание подгруппы «Структурные преобразования» рабочей группы по реформе электроэнергетики при правительственном совете по конкурентоспособности и предпринимательству. Его участники приняли решение о том, что представителям РАО «ЕЭС России», Минпромэнерго и Минэкономразвития необходимо начать комплексную подготовку стратегии продажи госдоли в генерирующих компаниях (ОГК и ТГК) на средне- и долгосрочный период. (Интерфакс, 23.11.04 г.)
Рабочая группа по реформированию электроэнергетического комплекса РФ создана при правительственном совете по конкурентоспособности и предпринимательству. Ее возглавляет министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, сопредседателями являются глава правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс и совладелец компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска.
Менеджмент РАО «ЕЭС России» рассчитывает, что совет директоров энергохолдинга в течение зимы 2004-2005 гг. одобрит создание почти всех оставшихся территориальных генерирующих компаний (ТГК), которые формируются на базе электростанций АО-энерго в рамках реформирования электроэнергетики. (Интерфакс, 09.12.04 г.)
Справочно. Всего в РФ планируется создать 7 ОГК, в том числе 6 на базе теплоэлектростанций и одну — на базе ГЭС. На первом этапе все ОГК учреждаются как 100%-ные дочерние компании РАО ЕЭС, в уставные капиталы которых энергохолдинг вносит принадлежащие ему пакеты акций и имущество электростанций. На втором этапе в уставные капиталы ОГК предполагается внести электростанции, которые сейчас входят в состав региональных АО-энерго. После этого планируется переход на единую акцию электростанций, которые будут входить в состав тепло-ОГК, а возможность перехода на единую акцию гидро-ОГК прорабатывается.
Председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс 29 ноября заявил, что все «базовые решения, которые необходимы для создания ОГК, будут приняты до конца 2004 года, либо в самом начале 2005 года». На формирование же этих компаний потребуется более длительный срок — весь 2005 год, полагает глава РАО. (Интерфакс, 29.11.04 г.)
РАО «ЕЭС России» намерено изучить возможные схемы ускорения начала операционной деятельности оптовых генерирующих компаний (ОГК), которые создаются в рамках реформы электроэнергетики на базе крупнейших электростанций холдинга. «Схема аренды позволила ускорить формирование операционной деятельности ТГК (территориальные генерирующие компании). Возможно, такого рода варианты нужно поискать и для ОГК», — заявил член правления РАО ЕЭС Василий Зубакин 9 декабря. В качестве примера подобных схем, которые позволили бы ускорить формирование ОГК, помимо схемы аренды, он назвал доверительное управление. В.Зубакин обратил внимание на то, что могут возникнуть некие задержки в завершении формирования ОГК в связи с реформированием АО-энерго, а также длительным процессом перехода на единую акцию, что может повлечь задержки в начале операционной деятельности оптовых генкомпаний. Во избежание этого РАО ЕЭС и предлагает поискать механизмы, которые бы ускорили начало деятельности ОГК в качестве единой компании, добавил В.Зубакин. (Интерфакс, 09.12.04 г.)
Совет директоров РАО «ЕЭС России» на заседании 24 декабря одобрил учреждение оставшихся четырех оптовых генерирующих компаний (ОГК), сообщил департамент энергохолдинга по работе со СМИ. Совет одобрил учреждение трех ОГК, формируемых на базе теплоэлектростанций — № 1, № 2 и № 6, а также единой гидро-ОГК. Все ОГК учреждаются как 100%-ные дочерние компании РАО «ЕЭС», в уставные капиталы которых энергохолдинг вносит принадлежащие ему напрямую пакеты акций и имущество электростанций. На втором этапе в уставные капиталы ОГК РАО намерено внести свои доли в электростанциях, выделенных из региональных АО-энерго в ходе реорганизации. Затем планируется переход на единую акцию электростанций из тепло-ОГК, а возможность перехода на единую акцию в гидро-ОГК — прорабатывается.
ОГК № 1 планируется учредить на базе Пермской и Верхнетагильской ГРЭС. На втором этапе в состав компании будут включены Нижневартовская, Уренгойской (в настоящее время обе входят в состав «Тюменьэнерго»), Ириклинской («Оренбургэнерго») и Каширской («Мосэнерго») ГРЭС. ОГК № 2 предполагается учредить на базе Псковской, Ставропольской и Троицкой ГРЭС, впоследствии в ее состав войдут Сургутская ГРЭС-1 («Тюменьэнерго») и Серовская ГРЭС («Свердловэнерго»); ОГК № 6 — на базе Рязанской, Киришской, Новочеркасской ГРЭС и Красноярской ГРЭС-2 с последующим включением в него Череповецкой ГРЭС («Вологдаэнерго»), ГРЭС-24 («Мосэнерго»). На первом этапе в гидро-ОГК будут включены доли РАО «ЕЭС» в Волжской, Жигулевской, Воткинской, Саяно-Шушенской, Зейской, Бурейской, Богучанской, Саратовской, Нижегородской, Камской, Зеленчукских и Зарамагских ГЭС, каскада Верхневолжских ГЭС (Рыбинская и Углическая ГЭС), КаббалкГЭС, ОАО «Сулакэнерго», а также акции управляющей компании «Волжский гидроэнергетический каскад». На втором этапе в состав гидро-ОГК войдут Новосибирская («Новосибирскэнерго»), Чебоксарская ГЭС («Чувашэнерго»), Загорской гидроаккумулирующей электростанции («Мосэнерго»), «Дагестанской региональной генерирующей компании», «Ставропольской электрической генерирующей компании», а также иное имущество. (Интерфакс, 24.12.04 г.)
Совет директоров РАО «ЕЭС России» 24 декабря одобрил создание операционной компании ОАО «ТГК-5» по схеме аренды. Об этом говорится в пресс-релизе компании. ОАО «ТГК-5» создается на базе генерирующих активов ОАО «Мариэнерго», ОАО «Кировэнерго», ОАО «Удмуртэнерго» и ОАО «Чувашэнерго». Планируется, что ОАО «ТГК-5» начнет операционную деятельность во втором квартале 2005 года. Согласно предварительному графику, общие собрания акционеров всех АО-энерго (РГК) и ОАО «ТГК-5» по вопросу о реорганизации пройдут в августе 2005 года, а совместное общее собрание акционеров ОАО «ТГК-5» и РГК запланировано на февраль 2006 года. В случае, если общим собранием акционеров какой-либо из РГК не будет принято решение о присоединении к ОАО «ТГК-5», РАО «ЕЭС России» внесет свои акции такой РГК в оплату дополнительной эмиссии акций ОАО «ТГК-5», говорится в сообщении. (РИА «Новости», 24.12.04 г.)
РАО «ЕЭС России» 7 декабря в Чите зарегистрировало ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (ТГК-14), в которую планируется передать генерирующие активы ОАО «Бурятэнерго» и ОАО «Читаэнерго», говорится в пресс-релизе РАО. Генеральным директором ТГК назначен Владимир Алферов, который ранее был управляющим директором филиала «Читинская генерация» ОАО «Читаэнерго». Совет директоров РАО на заседании 3 сентября решил учредить ТГК-14 как 100%-ное дочернее общество. В течение месяца с момента регистрации компании ТГК-14 энергохолдинг оплатит денежными средствами не менее 50% + 1 голосующая акция уставного капитала этой компании. Остальные акции поступят в собственность ТГК-14 и в дальнейшем будут предложены к выкупу миноритарным акционерам «Бурятэнерго» и «Читаэнерго». (Интерфакс, 07.12.04 г.)
9 декабря завершилась госрегистрация ОАО «ТГК-9», которое создается на базе электростанций «Пермэнерго» и «Свердловэнерго». Гендиректором новой компании назначен Валерий Родин, в настоящее время возглавляющий ОАО «Свердловэнерго». Совет директоров РАО «ЕЭС» одобрил создание ОАО «ТГК-9» по схеме аренды на заседании 3 сентября. (Интерфакс, 09.12.04 г.)
Комитет РАО «ЕЭС России» по стратегии и реформированию рекомендовал правлению энергохолдинга включить в состав совета директоров создаваемой гидрогенерирующей оптовой компании (гидро-ОГК) трех представителей портфельных инвесторов. В качестве представителей миноритарных акционеров РАО в совет директоров гидро-ОГК члены комитета предлагают выдвинуть главу Halcyon Advisors Дэвида Херна, директора Prosperity Capital Management Александра Браниса и представителя стокгольмского фонда East Capital Asset Management Айвораса Абромавичуса.
Комитет также поручил правлению энергохолдинга проработать и в первом квартале 2005 года вынести на обсуждение совета директоров вопрос о возможности перехода гидро-ОГК на единую акцию. (Интерфакс, 20.12.04 г.)
Представители РАО «ЕЭС России» и ГМК «Норильский никель» в целом урегулировали вопросы, касающиеся реформирования ОАО «Красноярскэнерго» и, в частности, создания на базе его электростанций территориальной генерирующей компании (ТГК) № 13, сообщил член правления энергохолдинга Владимир Аветисян. «Думаю, что мы договорились абсолютно обо всем. У нас есть абсолютно идентичные взгляды на все существующие проблемы», — сказал он. (Интерфакс, 01.12.04 г.)
Единая гидрогенерирующая компания (гидро-ОГК), создаваемая в рамках реформы РАО «ЕЭС России», будет зарегистрирована в Красноярском крае, сообщил губернатор края Александр Хлопонин 21 декабря. (Интерфакс, 21.12.04 г.)
Холдинговая компания «Интеррос» обратилась к комитету РАО «ЕЭС России» по стратегии и реформированию с просьбой обсудить возможность включения представителей государства в советы директоров территориальных генерирующих компаний (ТГК) уже на этапе их учреждения. Компания также считает целесообразным включение в советы ТГК не менее одного представителя миноритарных акционеров РАО «ЕЭС». (Интерфакс, 15.12.04 г.)
Межведомственная комиссия по реформированию электроэнергетики рассмотрела 14 нормативных документов (11 проектов постановлений правительства РФ, 2 проекта федеральных законов и 1 проект концепции федерального закона), касающихся различных аспектов реформирования отрасли и входящих в «План мероприятий по реформированию электроэнергетики в 2004-2005 гг.». Об этом говорится в сообщении Минпромэнерго. Ранее сообщалось, что работу над данными документами предполагается завершить в декабре. Наибольшие затруднения вызывают документы о правилах работы розничного рынка электроэнергии и антимонопольного регулирования. Как говорится в сообщении, среди этих документов:
Большинство документов уже прошли процедуры межведомственных согласований и, либо внесены на рассмотрение правительства РФ, либо готовятся к внесению. Ряд вопросов требуют дальнейшей проработки. (Прайм-ТАСС, 25.11.04 г.)
Председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко высказались за введение временного моратория на изменение конфигурации генерирующих компаний с конца 2006 года — срока завершения структурных преобразований в электроэнергетике. А.Чубайс заявил, что считает эту идею полезной, разумной и способствующей повышению капитализации этих компаний. В.Христенко в свою очередь сказал, что поддерживает такую позицию А.Чубайса, и высказал мнение, что подобный мораторий может быть введен на 2-3 года. «Двух-трехлетнего периода абсолютно достаточно, чтобы и правила рынка отстоялись, и структура», — считает глава Минпромэнерго. Ранее в СМИ высказывались опасения, что новые собственники ОГК могут «обменяться» электростанциями с целью установления региональных монополий. (Интерфакс, 22.12.04 г.)
Комитет РАО «ЕЭС России» по стратегии и реформированию на заседании во вторник высказался за разработку индивидуальных схем реорганизации для каждой из изолированных энергосистем, а также энергосистем с ограниченной конкуренцией, сообщил председатель комитета, глава Halcyon Advisors Дэвид Херн. «РАО «ЕЭС» согласилось до марта предложить первые проекты», — добавил он. Базовый вариант реорганизации АО-энерго предполагает выделение из них компаний по видам бизнеса (генерация, сети, сбыт) и последующее объединение аналогичных активов соседних регионов. Однако в изолированных энергосистемах (отсутствуют перетоки электроэнергии с единой энергосистемой России) создание конкуренции между поставщиками электроэнергии невозможно, что делает бессмысленным их реорганизацию по базовому варианту. (Интерфакс, 22.12.04 г.)
Комментарии чиновников, политиков и предпринимателей
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков в ходе заседания 8 декабря совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ потребовал от руководства РАО ЕЭС обеспечить инвестиционную привлекательность электроэнергетики. «Это — реакция на ожидания, которые имелись у нас, когда правительство давало карт-бланш на эти реформы», — подчеркнул М.Фрадков. Обращаясь к главе РАО «ЕЭС России» Анатолию Чубайсу, М.Фрадков призвал руководство РАО «напрячься»: «Убедите нас, что вы получите планировавшийся результат, получите конкурентный рынок, приемлемые цены, будут созданы привлекательные условия для инвестиций», — сказал М.Фрадков. Он подчеркнул, что реформирование должно проходить без ущерба для регионов и граждан, без нарушения имеющихся технологических цепочек. Кроме того М.Фрадков заявил, что считает максимальными риски для государства при проведении реформы электроэнергетики. Он сказал, что правительству необходимо понимать, к чему приведет к 2006 или 2010 годам реформа электроэнергетики. «Государство это интересует, потому что риски для нас здесь максимальны, — сказал он. — Это сложная реформа, сложная сфера, надо продолжать реформировать, по ходу выявляя узкие места». (Интерфакс, 08.12.04 г.)
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков на заседании Совета по конкурентоспособности 8 декабря заявил, что выступает за синхронное проведение реформ электроэнергетики и «Газпрома». «Без синхронных реформ «Газпрома» с электроэнергетикой мы уткнемся либо в одном месте, либо в другом», — сказал он. М.Фрадков заметил, что последствия, если реформы не будут проводиться синхронно, будут значительно большие, нежели последствия, которые можно «пока как бы отцифровать». В то же время премьер-министр подчеркнул, что РАО «ЕЭС России» за время проведения реформы в значительной степени взяло на себя административные функции. «И это правильно, потому что мы не так сильно рванули с этими реформами», — сказал М.Фрадков. (Интерфакс, 08.12.04 г.)
Глава Минэкономразвития Герман Греф, выступая 8 декабря на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, принес свои извинения бизнес-сообществу «за эксперименты над рынком», имевшие место в последнее время. «Однако сегодня был сформулирован на заседании абсолютно однозначный сигнал, о чем сказал и премьер-министр: модель [реформирования электроэнергетики] поддерживается, а значит, все элементы модели будут имплементированы», — добавил Г.Греф. (Интерфакс, 08.12.04 г., Газета, 09.12.04 г.)
Слухи о том, что реформа электроэнергетики в России остановилась и не идет, сильно преувеличены, заявил 8 декабря министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко. При этом существуют определенные организационные сбои и задержки в 3-5 месяцев, признал В.Христенко. Он подчеркнул, что работа свободного сегмента рынка электроэнергии «5 — 15» показала себя очень эффективно. «Это позволило отработать все механизмы, указать препятствия и ограничения, снятие которых позволит развивать этот сегмент и дальше», — сказал министр. Эффективной назвал он и работу «Федеральной сетевой компании» и «Системного оператора».(Интерфакс, 08.12.04 г.)
Председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс считает, что правительство РФ и профильные ведомства должны определить, вписывается ли в стратегию ОАО «Газпром» приобретение активов в электроэнергетике. Об этом он заявил по итогам рассмотрения хода реформирования электроэнергетики на заседании правительства РФ, отвечая на вопрос о его отношении к «захвату Газпромом активов РАО «ЕЭС»». В то же время, А.Чубайс отметил, что как менеджер он «занимает лояльную позицию по отношению ко всем акционерам». «У нас нет противостояний и никаких противоречий», — подчеркнул он, комментируя взаимоотношения менеджмента РАО «ЕЭС» и «Газпрома», который аккумулировал уже более 10% акций энергохолдинга, а также блокирующий пакет акций «Мосэнерго», крупнейшего АО-энерго РАО. (Интерфакс, 24.12.04 г.)
Президент ОАО «Транснефть» Семен Вайншток предлагает передавать оптовые генерирующие компании (ОГК) в аренду или управление частным инвесторам с тем, чтобы минимизировать их риски при реформировании электроэнергетики. С таким предложением он выступил на заседании Совета по конкурентоспособности 8 декабря. «Для создания реальной конкуренции на рынке электроэнергии целесообразно сдать (ОГК) в аренду или управление существующим независимым инвесторам. Только так появится шанс снизить риски», — сказал он. С.Вайншток считает, что передача должна происходить на конкурсной основе. Он также высказался за скорейшее введение новой модели рынка электроэнергии, предполагающей заключение двухсторонних договоров между потребителем и производителем электроэнергии. В этой связи он отметил, что перенос решения о способах приватизации ОГК не должен повлиять на сроки введения этой модели рынка.
С.Вайншток также высказал ряд претензий к существующей системе работы оптового рынка электроэнергии, в том числе сектора свободной торговли. Он обратил внимание на наличие препятствий со стороны АО-энерго выходу предприятий на оптовый рынок. Он выразил надежду на то, что эти препятствия временные, и предложил упростить процедуру выхода на рынок, иначе, по его мнению, конкуренции в таких условиях не появится. С.Вайншток также обратил внимание на происходящий в последнее время существенный рост сетевого тарифа, то есть тарифа на передачу электроэнергии. В этой связи он предложил Федеральной службе по тарифам устанавливать предельный минимальный уровень сетевого тарифа. (Интерфакс, 09.12.04 г.)
Основной владелец компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска предлагает правительству и совету директоров РАО «ЕЭС России» заключить соглашение, в котором были бы обозначены цели реформирования электроэнергетики, его сроки и определенные условия. С таким предложением он выступил на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству 8 декабря. О.Дерипаска считает, что государству необходимо уже сейчас начать создание структур, которые после завершения реорганизации РАО «ЕЭС России» будут выполнять часть его функций в регулировании взаимоотношений между субъектами рынка электроэнергии. (Интерфакс, 08.12.04 г.)
Комментарии СМИ и аналитиков
Как пишет газета «Ведомости» (09.12.04 г., «Реформа по приказу»), «Кремль велел форсировать реструктуризацию РАО ЕЭС». Газета подчеркивает, что премьер М.Фрадков заявил о том, что государство будет «выходить» из электрогенерации, однако ни разу не произнес слово «приватизация». Газета приводит слова пресс-секретаря премьера А.Жарова о том, что, говоря об использовании акций РАО ЕЭС как платежном средстве при покупке акций ОГК, М.Фрадков вовсе не имел ввиду конкретный способ продажи ОГК. «Слова Фрадкова [лишь] означают, что владельцы РАО получат во всех компаниях, выделяемых из энергохолдинга, долю, пропорциональную их пакету в РАО», — сказал А.Жаров. Со ссылкой на участника заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ газета сообщает, что «аукционов за акции РАО не будет и приватизироваться будут госпакеты акций генерирующих компаний».
Заявления о приватизации не случайны и санкционированы Кремлем, сообщил «Ведомостям» источник в Белом доме. «Чубайс встречался с Владимиром Путиным, а потом у президента был и премьер, — сказал источник. — [Фрадкову] было категорично сказано, что тормозить энергореформу нельзя». Но даже «импульс» из Кремля вряд ли позволит начать приватизацию энергоактивов раньше 2007 г., считает газета со ссылкой на одного стратегических акционеров РАО. (Ведомости, 09.12.04 г.)
По мнению газеты «Коммерсантъ» (09.12.04 г., «Михаил Фрадков согласен продавать электростанции»), А.Чубайс старательно обходит вопрос о том, будут ли продаваться ОГК. Можно лишь утверждать, что РАО ЕЭС скорее всего в конце 2006 года будет реорганизовано в форме пропорционального («зеркального») разделения акций между всеми акционерами, пишет газета. В результате тепловых ОГК доля государства не превысит 48-49%, а в территориальных генерирующих компаниях будет колебаться в пределах 15-25%. В то же время, газета привела слова премьера, где он говорит именно о продаже ОГК.
«Коммерсантъ» также отмечает, что А.Чубайс заручился поддержкой Президента РФ В.Путина. По мнению газеты, об этом говорит, в частности, отмена слушаний в Госдуме и Совете Федерации, посвященных приватизации 90-х годов. Вряд ли такие решения приняли, не заручившись согласием президента, считает газета. По мнению газеты, приостановка реформы была выгодна «Газпрому», который успел скупить значительное количество акций РАО ЕЭС. Дальнейшее движение реформы стало возможным потому, что у «Газпрома» не хватило ресурсов для одновременной покупки акций РАО и «Юганскнефтегаза», пишет газета. О тактическом поржаении «Газпрома» также говорит тот факт, что М.Фрадков заявил о реформе газового монополиста, а такие заявления премьер без согласия президента не делает, считает «Коммерсантъ». (Коммерсантъ, 09.12.04 г.)
По мнению газеты «Известия» (10.12.04 г., «Реформу Газпрома связали с энергетикой»), предложение синхронизировать реформы РАО ЕЭС и «Газпрома» может говорить о желании «Газпрома» замкнуть на себя газовую энергетику. «Газпрому» интересна не вся энергетика, а только станции, работающие на газе, — приводят «Известия» слова главы департамента Института финансовых исследований Олеаг Ордина. — Сейчас в структуре топлива РАО «ЕЭС» газ составляет 70%, его в основном используют станции, расположенные в центральных областях России. Самое большее, к чему это приведет, — Россия не получит конкурентного рынка электроэнергии. На нем останутся только два крупных игрока: газовый концерн и «Росэнергоатом». (Известия, 10.12.04 г.)
По мнению журнала «Власть» (20.12.04 г., «Газпром среди ясного неба»), «Газпром» является тормозом структурных реформ в России, в частности, реформы электроэнергетики. Реформа электроэнергетики простаивает, в частности, потому, что «Газпрому» нужно было время для скупки акций РАО ЕЭС. Именно поэтому почти весь 2004 год откладывалось решение правительством вопроса о создании в рамках РАО ЕЭС оптово-генерирующих и территориальных генерирующих компаний, считает журнал. В статье говорится, что «малопрозрачный» и «неэффективный» «Газпром» может расширить свой контроль на электроэнергетическом рынке. (Власть, 20.12.04 г.)
Как пишет журнал «Профиль» (13.12.04 г., «Предпродажная подготовка Чубайса»), дальнейшее развитие реформы РАО ЕЭС и возможная продажа генерирующих компаний стали неожиданностью. Журнал считает, что за исключением Г.Грефа в правительстве нет людей, которые добровольно произнесли бы слова «частная генерация». (Профиль, 13.12.04 г.)
По мнению издания «Газета» (09.12.04 г., «Я хочу извиниться за эксперименты над рынком») слова М.Фрадкова об использовании акций РАО ЕЭС как платежного средства при приватизации ОГК «страна ожидала почти год». По мнению газеты, данное заявление М.Фрадков, остановивший реформу сразу после прихода на пост премьера, сделал с санкции Президента РФ В.Путина, который перед этим встретился с А.Чубайсом. По информации «Газеты», после А.Чубайса аудиенцию у Президента получил и премьер. При этом, как рассказал «Газете» источник, знакомый с ситуацией, и приостановка реформы была инициирована не правительством М.Фрадкова. По словам собеседника «Газеты», причиной тому явилось нежелание ряда высокопоставленных сотрудников администрации Президента «дробить» РАО «ЕЭС». По словам источника, против этого выступают те же люди в администрации, что поддерживают превращение «Газпрома» в гигантскую корпорацию, объединяющую газовые, нефтяные и энергетические активы. «Газета» приводит слова политилога А.Макарина, по мнению которого В.Путин принял решение в пользу А.Чубайса «поскольку Президент вряд ли заинтересован в том, чтобы в его окружении главенствовала одна группировка». (Газета, 09.12.04 г.)
По мнению газеты «Время новостей» (09.12.04 г., «Чтобы никому не было больно... И спасибо!»), премьер М.Фрадков выступает против тех темпов реформы, которые бы позволили идти им по графику. В том, что противоречий по реформе в принципе нет, говорить нельзя, считает газета. Неопределенность сохраняется и даже А.Чубайс сейчас не говорит о самом главном — как электрогенерация станет частной, пишет газета. (Время новостей, 09.12.04 г.)
Журнал «Эксперт» в обширной статье («Батарейки в проект не входят», 20.12.04 г.) выражает сомнение в эффективности реформы электроэнергетики после многочисленных изменений первоначальной концепции. По мнению журнала, генерирующие мощности могут быть скуплены крупнейшими потребителями электроэнергии (такими как «Базовый элемент», «Газпром», МДМ и др.), а не иностранными инвесторами, как предполагало руководство РАО ЕЭС. А это значит, что вместо свободного конкурентного рынка электроэнергии мы с большой вероятностью получим энергетику, в которой крупнейшие компании будут сами себе продавать энергию по демпинговым ценам, а «электрические» убытки компенсировать за счет повышения тарифов для населения, пишет «Эксперт». Журнал также отмечает, что на смену концепции свободного рынка электроэнергии РАО ЕЭС выдвигает модель энергорынка, основанную на двусторонних договорах двух типов, один из которых предполагает государственное регулирование цен. Журнал прогнозирует острую борьбу вокруг вопросов, касающихся сроков и цен регулируемых договоров. Но основные конфликты неизбежно разгорятся вокруг вопроса о закреплении поставщиков за потребителями, говорится в статье. «Страшно даже представить, сколько взяток получат чиновники Федеральной тарифной службы (именно это ведомство будет распределять электростанции за потребителями). И уж совсем невозможно прогнозировать, какую конфигурацию энергетики мы в конце концов получим в результате честного чиновничьего распределения», заключает журнал. (Эксперт, 20.12.04 г.)
Переход от тотальной обязательной стандартизации и сертификации продукции к техническим регламентам, касающихся только вопросов безопасности, идет достаточно сложно.
6 ноября Правительством РФ была принята программа разработки технических регламентов за счет средств федерального бюджета на 2004-2006 годы. В этой программе представлены 74 позиции, которые будут готовиться в ближайшие два года за счет государственных средств. Бизнес одновременно имеет возможность разрабатывать и свои стандарты.
Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго), представившее на заседании правительства РФ 24 декабря доклад о мерах по реализации федерального закона «О техническом регулировании», считает необходимым продолжить работы по сокращению перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. Как отмечается в докладе, эта работа требует составления полного перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, поскольку ряд существующих систем обязательной сертификации в настоящее время не обеспечен нормативной базой высокого юридического уровня. Минпромэнерго предлагает развивать и дополнять правовую базу для применения федерального закона «О техническом регулировании», включая создание правовой и организационной основы для применения технических регламентов, разработку инфраструктурной основы системы технического регулирования. (Прайм-ТАСС, 24.12.04 г.)
Как заявил заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус в ходе заседания Правительства РФ 24 декабря, при правительстве необходимо создать комиссию по техническому регулированию. По его словам, соответствующие предложения Минпромэнерго подготовлены. Как сообщил А.Реус, в данной части от бизнес-ассоциаций уже поступили предложения по более чем 50 стандартам. Еще одним уровнем является система стандартов, которые регулируют конкретные преимущества той или иной продукции, причем необходимые стандарты в этой части выбираются самими производителями. «Нужно подготовить концепцию развития национальной системы стандартизации, а затем делать следующие шаги — в частности, законодательные», — сказал замминистра.
Кроме того, необходимо упорядочить и сократить сферу обязательной сертификации. Как заметил А.Реус, ранее ей подлежали 70-90% продукции, а в предлагаемой модели этот показатель предлагается снизить до 40%. Также необходимо создать единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. «Сегодня в России есть 19 систем обязательной сертификации, в каждой из которой существует свой перечень», — подчеркнул А.Реус. Важно также введение единой национальной системы аккредитации. «Аккредитации должен быть дан статус самостоятельного инструмента по отношению к сертификации», — подчеркнул он. (Интерфакс, 24.12.04 г.)
Минпромэнерго в первом квартале 2005 года разработает программу создания национальной системы стандартизации, сообщил замглавы Минпромэнерго Андрей Реус 24 декабря. Одновременно с созданием национальной системы стандартизации министерство предлагает создать единую национальную систему аккредитации в сфере технического регулирования. (РИА «Новости», 24.12.04 г.)
Госдума РФ 17 ноября приняла постановление, в котором выражается обеспокоенность по вопросу технического регулирования в РФ. В постановлении говорится, что развитие законодательства о техническом регулировании осуществляется в сроки, не обеспечивающие исполнения требований закона «О техническом регулировании» по переходу к системе технических регламентов. По мнению Госдумы, представляется неприемлемой позиция ряда общественных объединений предпринимателей относительно опережающей разработки специальных технических регламентов. В соответствии с законом к 2009 г. должны быть приняты технические регламенты, что может быть обеспечено только своевременной разработкой общих технических регламентов. В постановлении также говорится, что правительственной программой по разработке регламентов не устанавливается приоритет разработки общих технических регламентов перед специальными техническими регламентами. Госдума призывает правительство ускорить разработку общих технических регламентов. (Парламентская газета, 24.11.04 г.)
Справочно. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
По мнению председателя правления Национального института технического регулирования, заместителя руководителя экономической рабочей группы при администрации президента РФ Александра Рубцова, реформа технического регулирования «явно перезрела». В интервью «Российской газете» он сказал: «Страна вошла в рынок, но система технического регулирования осталась по инструментарию советской, а по смыслу — «заточенной» на окологосударственную коммерцию. С такой системой мы обречены на вечное отставание, на провалы в мировой конкуренции, на инвестиционный голод и потерянные проценты ВВП. Цена вопроса — темпы роста и место России на мировом рынке. Я уж не говорю об отвратительном морально-психологическом климате в российском бизнесе, о проблемах правового сознания, о бедах потребителя, который, сам того не зная, оплачивает из своего кармана гигантскую административную ренту, проще говоря, содержит огромную кормушку». По словам А.Рубцова, лишь поддержка администрации президента позволила сформулировать реформу технического регулирования в ее нынешнем виде. «Наша «методичка» по написанию технических регламентов выдержала три издания, на выходе — четвертое. На редактирование в Думу передан «Типовой шаблон специального технического регламента», позволяющий максимально унифицировать форму и стандартные фрагменты регламентов. Но главное, эти методики «обкатаны» на проектах, прошедших Рабочую группу администрации президента, проработанных с экспертами Государственной Думы, Совета Федерации, федерального органа по техническому регулированию», — сказал А.Рубцов. По его мнению, разработка технических регламентов намеренно тормозится. «После вступления закона в силу мы год основательно буксовали. Проектов немало, но их было бы больше, если бы не мешали», — добавил А.Рубцов.
По мнению А.Рубцова, бывший Госстандарт пытался «выдавить инициативные разработки [бизнеса], все загнав под бюджетную программу». В настоящее время, по его словам, приемлемый вариант бюджетной программы, разработанный Минпромэнерго, уже принят правительством. А.Рубцов считает, что опасения по поводу слишком большого объема технических регламентов (которые будут приняты в качестве законов прямого действия) беспочвенны. Это не повод для введения отсылочных норм на ведомственные нормативные акты. «Пишут регламенты так, как это предписано законом, как это удобно честному производителю. То есть с нормами прямого действия, закрытым списком требований, без каких-либо внешних ссылок и перечней», — сказал А.Рубцов, — «Все, кто как бы в упор не видит возможности писать регламенты как нормы прямого действия, кучкуются на руинах бывшего Госстандарта». Все остальные специалисты стремятся к оформлению «отношений через закон — без посредников, разруливающих требования по понятиям», — добавил А.Рубцов. Некоторые проекты регламентов уже отклонены, т.к. в них были отсылочные нормы. (Российская газета, 12.11.04 г.)
Совет директоров ЦБ РФ 26 ноября принял решение снизить норматив обязательной продажи экспортной валютной выручки с 25% до 10%. Это решение вступило в силу 26 декабря. Согласно законодательству, норматив продажи экспортной валютной выручки не может превышать 30%. В пределах этого уровня ЦБ РФ может самостоятельно менять норматив.
До вступления в силу в июле 2003 года указания ЦБ
РФ о снижении норматива обязательной продажи валютной выручки до 25% он составлял 50%. В январе 1999 года он был повышен с 50% до 75%, а в августе 2001 года вновь снижен до уровня 50%.
Зампред Центробанка Константин Корищенко заявил 26 ноября, что решение о снижении уровня обязательной продажи экспортной валютной выручки до 10%, а не до нуля, было принято на основании того факта, что «механизм обязательной продажи валютной выручки существует и, видимо, будет существовать до установленного законом срока». В случае же, если бы уровень обязательной продажи был снижен до нуля, то, по словам замглавы ЦБ, власти «демонтировали бы ту схему, которая существует», а «это преждевременно». Согласно закону «О валютном регулировании и валютном контроле», его положения, регламентирующие обязательную продажу валютной выручки, действуют до 1 января 2007 года.
Комментарии СМИ и аналитиков
По мнению журнала «Деньги» («Доллару указали на место», 20.12.04 г.), снижение норматива продажи валютной выручки не повлияет на тенденцию укрепления курса рубля. По оценке участников рынка, в настоящее время экспортеры для своих нужд уже продают 60-70% выручки, поэтому снижение норматива при существующих тенденциях на валютном рынке вряд ли изменит ситуацию, считает журнал. (Деньги, 20.12.04 г.)
По мнению издания «Газета» («Ценой накоплений граждан», 29.11.04 г.), решение о снижении норматива валютной выручки вызвано необходимостью борьбы с инфляцией. Сдерживая укрепление рубля и покупая валюту у экспортеров, ЦБ выбрасывает на рынок огромное количество рублей, тем самым провоцируя инфляцию. Но отказаться от покупки он тоже не может: это приведет к обвальному падению курса доллара, что вызовет негативную реакцию со стороны населения, привыкшего хранить сбережения именно в американской валюте, считает газета. Снизив норматив обязательной продажи экспортной валютной выручки, ЦБ рассчитывает выйти из замкнутого круга: регулятор полагает, что предложение валюты на рынке уменьшится, а значит, уже не нужно будет покупать 1-2 млрд. долларов ежедневно. Однако газета считает, что эти надежды оправдаются лишь в малой степени. (Газета, 29.11.04 г.)
По мнению газеты «Время новостей» («Символическая мера», 29.11.04 г.), сейчас, когда рынки захлебываются в потоках выручки нефтегазовых компаний и внешних заимствованиях резидентов, регулятор заинтересован в сокращении предложения валюты. Теоретически это могло бы помочь вернуть контроль над инфляцией, пишет издание, однако в реальность даже минимального эффекта от снижения норматива поверить трудно. В то же время, полностью отменять механизм продажи раньше 2007 г. в ЦБ, видимо, не считают нужным исходя из принципа «жить с правом ограничения спокойнее, чем без него», считает газета (Время новостей, 29.11.04 г.)
По мнению газеты «Ведомости» («ЦБ насытился долларом», 29.11.04 г.), валютный рынок практически не почувствует последствий решения ЦБ. Чтобы финансировать свои расходы, экспортеры и раньше добровольно продавали гораздо больше, чем 25% валютной выручки. (Ведомости, 29.11.04 г.)
Президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов считает, что «снижение до 10% не просто неадекватный ответ, а полное пренебрежение интересами участников рынка и издевательство над здравым смыслом. Кому нужны эти 10%, когда предприятия продают от 60% до 100%? Чем меньше норматив, тем очевиднее его бессмысленность. Изменять его имеет смысл только до нуля. Это хотя бы отчасти решит проблему освобождения банков и их клиентов от лишних операций по транзитным счетам, ненужного документооборота, непроизводительных затрат».
Экс-председатель Нацбанка Казахстана Григорий Марченко прокомментировал решение ЦБ: «Нам никогда не была понятна подоплека таких решений. Видимо, они вызваны какими-то чисто российскими внутренними эмоциональными причинами. Логических и рациональных объяснений, для чего нужно сохранять обязательную продажу при таких золотовалютных резервах, нет. Разве что «на всякий случай». Нацбанк Казахстана отменил этот норматив в 1999 г. Когда говорят об обязательной продаже, мне вспоминаются строки Игоря Иртеньева: «Есть преимущество у однопартийной системы, но в чем оно состоит, смертному знать не дано». (Ведомости, 30.11.04 г.)
Эксперт ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин считает, что предпринятая ЦБ мера позволит лишь немного выиграть время. Приток валютной выручки в страну, а значит, и ее предложение на рынке в перспективе меньше не станет. В этих условиях долго сдерживать укрепление реального курса рубля, а значит, и снижение доллара ЦБ вряд ли удастся, считает эксперт. (Газета, 29.11.04 г.)
По словам руководителя казначейства Росбанка Николая Ермолаева, Банку России приходится использовать любые способы для ограничения притока валюты на внутренний рынок. «Эта мера давно ожидаемая. Центробанк стимулирует экспортеров к меньшим продажам валюты, но я думаю, что уже 25% было не самым большим ограничением», — считает он. «Я вообще думаю, что в этой ситуации экспортеры просто не заметят решения Банка России. За последнее время они продавали валютной выручки значительно больше 25%.», — сказал банкир.
Экономист инвесткомпании «Тройка Диалог» Антон Струченевский заявил, что снижение норматива обязательной продажи валюты не окажет никакого влияния на валютный рынок и темпы роста золотовалютных резервов. «Ни малейшего эффекта на валютный рынок это не окажет, потому что компании не станут из-за этого продавать меньше валюты. Необходимость в рублях у них не изменится вслед за решением Центробанка. Поэтому предоставленная ЦБ возможность «экономить» на обязательной продаже вряд ли будет реализована», — считает он. По мнению А.Струченевского, даже если бы Центробанк совсем отметил обязательную продажу валюты, в поведении экспортеров все равно ничего бы не изменилось. В то же время он отмечает, что на процесс укрепления рубля может оказать влияние рост оттока капитала. (Интерфакс, 26.11.04 г.)
Генеральный директор Московской межбанковской валютной биржи Александр Потемкин заявил: «С моей точки зрения, мера Центробанка по уменьшению обязательной продажи валютной выручки до 10% — абсолютно оправданная. В будущем от нее можно будет вообще отказаться.»
По мнению президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, решение Центробанка не следует переоценивать. «Это нормальное, хотя и неожиданное решение. Любой экспортер будет только приветствовать снижение обязательной продажи валютной выручки до 10%. А просто отменить продажу валютной выручки государство сейчас не может: время неподходящее», — сказал Г.Тосунян.
Президент Союза экспортеров металлопродукции Серафим Афонин считает, что «решение Центробанка России при сегодняшнем состоянии рынка — дополнительная либерализация. Для экспортеров это отрадное событие, но логичнее было бы обязательную продажу просто вообще отменить. У нас солидный стабилизационный фонд, валюта доступна всем, и я не вижу особой необходимости в нормах обязательной продажи валютной выручки.» (Коммерсантъ, 29.11.04 г.)
Совет Федерации 24 декабря одобрил законопроект «О кредитных историях», определяющий порядок формирования, хранения и использования кредитных историй и функционирования кредитных бюро.
Законопроект регулирует деятельность организаций, аккумулирующих сведения о частных заемщиках, — кредитных бюро. Предполагается, что банки будут сообщать сведения о заемщиках кредитным бюро с целью создания соответствующей базы данных и кредитных историй. Частные бюро будут хранить кредитные истории, однако «титульные части» историй будут пересылаться в ЦБ, который будет выполнять связующие функции. Кредиторы смогут получать из бюро интересующие их кредитные истории только с согласия самого заемщика, а госорганы — без согласия. Документ обязывает банки предоставлять информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших на это согласие, хотя бы в одно бюро кредитных историй из включенных в госреестр.
Ожесточенные споры вызвал вопрос об ограничении участия субъектов в капитале кредитных бюро. Ранее законопроект предусматривал, что никакая организация не может владеть более 10% капитала кредитной организации, однако, переголосовав законопроект во втором чтении во второй раз, Госдума повысила эту планку до 50%. Увеличение данного показателя облегчит работу крупных иностранных кредитных бюро через дочерние структуры в России.
В первом варианте закон благоприятствовал Национальному бюро кредитных историй (НБКИ), создаваемому под эгидой Ассоциации российских банков (АРБ). В его капитале уже участвуют 19 банков, и 10%-ному требованию это бюро соответствует. Однако данное требование могло воспрепятствовать созданию кредитного бюро, организуемого компаний Experian и агентством «Интерфакс».
Нынешний законопроект, регламентирующий деятельность кредитных бюро, — третий и является результатом компромисса. Первый был достаточно либеральным, предполагавшим создание и функционирование бюро исключительно на рыночной основе, без контроля со стороны государства и не нашел поддержки у законодателей. Второй, напротив, разрешал аккумуляцию сведений о заемщиках только в одном государственном кредитном бюро.
Комментарии политиков и чиновников
По мнению председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника, сохранение принятой в первом чтении редакции закона, где ограничение для любых участников кредитных бюро было установлено в размере 10%, привело бы к тому, что иностранные компании не стали бы работать на российском рынке. По мнению В.Резника, принятие законопроекта в первоначальной редакции повышает риск монополизации на рынке услуг, поскольку могут образоваться крайне ограниченное количество «карманных» кредитных бюро, образованных несколькими коммерческими банками. (Интерфакс, 17.11.04 г.)
Как считает председатель подкомитета по денежно-кредитной политике Михаил Задорнов, поправка о доступе госорганов к кредитным историям нарушает не только банковскую тайну, но и тайну коммерческую, а также право неприкосновенности частной жизни. (Время новостей, 03.12.04 г.)
Заместитель председателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев считает, что кредитные бюро нужны в первую очередь мелким заемщикам, так как крупные предприятия должны сообщать о себе информацию в любом случае. В то же время, в первые годы деятельность бюро будет убыточной, т.к. в них еще не будет накоплено достаточно информации. По мнению П.Медведева, для того чтобы кредитное бюро стало окупаемым коммерческим предприятием, нужно как минимум 5-7 лет. Кроме того, депутат высказал опасение, что соответствующие базы данных будут украдены и продаваться на рынках, как это случилось с налоговыми и телефонными базами данных. (Известия, 01.12.04 г.)
Комментарии СМИ и аналитиков
По информации газеты «Ведомости» («Общее и частное», 06.12.04 г.), законопроект «О кредитных историях» позволяет государственным органам получать любую информацию из кредитных бюро в порядке, определяемом правительством (а не по решению суда). Соответствующая поправка была внесена в качестве «технической», не обсуждалась на профильном комитете и не согласовывалась с банковским сообществом. По мнению газеты, база данных кредитных бюро «наверняка заинтересует налоговые органы». А в худшем любой желающий сможет купить ее на «Горбушке», как случилось, например, с базой по доходам москвичей за 1999-2002 гг., считает газета. Базы данных утекают и из коммерческих компаний, но они дорожат репутацией, стараются найти виновных, охотно сдают их правоохранительным органам и проводят по этому случаю специальные пресс-конференции. Но государство склонно хранить только собственную тайну, так что новая база данных утечет наверняка, считает газета. (Ведомости, 06.12.04 г.)
По мнению газеты «Время новостей» («Удаленный доступ», 03.12.04 г.), к кредитным историям граждан смогут беспрепятственно подключиться госорганы, а значит, мало кто захочет по доброй воле включаться в эту систему. Фактически все те, кто добровольно откроет в банке кредитную историю, стараясь доказать кредиторам свою добропорядочность и рассчитывая на снижение ставок по кредитам, на самом деле раз в месяц будут вынуждены показывать кошелек всем контрольным органам, пишет газета.
Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин считает: «Закон о бюро кредитных историй изначально создавался для того, чтобы стимулировать людей заводить кредитные истории, информацию из которых мог бы получать только кредитор, и никто другой. Система кредитных бюро не предназначена для обслуживания интересов власти, и внесенная поправка лишь говорит о недопонимании правительством природы кредитных бюро». Внедрение в этот механизм властных структур приведет к тому, что недобросовестные чиновники легко воспользуются возможностью получать деньги за предоставление заинтересованным лицам этой информации, считает аналитик. «Странно и то, что в поправках предусмотрено жестокое наказание для пользователей этих баз за разглашение сведений, а чиновники полностью выпадают из сферы ответственности», сказал А.Емелин. (Время новостей, 03.12.04 г.)
Коммерческий директор компании Experian, мирового лидера на рынке кредитных бюро, Джон Хэдлоу считает, что проект закона соответствует нормам европейского законодательства и является «работоспособным». (Интерфакс, 16.11.04 г.)
Отток капитала из России свидетельствует о том, что принимаются негативные инвестиционные решения, заявил замглавы МЭРТ Андрей Шаронов. «Это звонок правительству. Это звонок всей власти о том, что бизнес негативно оценивает инвестиционную ситуацию и экономический климат в России на сегодняшний день», — сказал А.Шаронов, выступая в прямом эфире радиостанции «Маяк». По мнению замминистра, сейчас правительству важно принять такие решения, чтобы подтвердить, что Россия создает хорошие условия для инвестиций. (РИА «Новости», 04.12.04 г.)
Министр финансов РФ Алексей Кудрин прогнозирует, что в четвертом квартале 2004 года сложится чистый приток частного капитала в Россию в размере до $2 млрд. после того, как с начала года наблюдался чистый отток капитала, и в целом по итогам года отток капитала из страны составит $9 млрд. Об этом министр заявил 29 ноября.
По его словам, изменению тенденции оттока капитала на приток капитала в четвертом квартале способствовало присвоение России инвестиционного рейтинга со стороны агентства Fitch в ноябре этого года. Таким образом, теперь Россия имеет рейтинги инвестиционного уровня от двух мировых рейтинговых агентств. «Это повлияет на ключевые макропоказатели», — подчеркнул А.Кудрин, отметив, что, прежде всего, сегодня все аналитики сходятся на том, что это увеличит инвестиции в Россию, в модернизацию российской экономики, что будет способствовать увеличению числа рабочих мест и росту заработных плат. (Интерфакс, 29.11.04 г.)
Отток капитала из России за 10 месяцев составил $9 млрд., сообщил первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев. По его словам, по итогам 9 месяцев текущего года отток капитала составлял $15 млрд., однако уже в октябре был отмечен высокий приток — на уровне $6 млрд. Таким образом, по итогам 10 месяцев отток капитала составляет $9 млрд. при том, что, согласно прогнозам, за весь 2004 год отток должен составить $9,8 млрд. Ранее ЦБ сообщал, что в I квартале чистый вывоз капитала частным сектором составил $4,1 млрд, во II — $3,9 млрд, а в III — $2,9 млрд.
По прогнозу ЦБ, в 2005г. отток капитала составит $9 млрд. (Интерфакс, 29.11.04 г.)
Всемирный банк ожидает, что IV квартале текущего года в России будет приток капитала. Как отметил ведущий экономист ВБ по России Джон Литвак, за первое полугодие 2004 г. отток капитала из России составил более 6 млрд. долл. В этой связи Д.Литвак выразил мнение, что проблемы банковского сектора могли быть связаны именно с этим явлением. (Интерфакс, 22.11.04 г.)
По мнению экономиста инвесткомпании «Тройка Диалог» Антона Струченевского, отток капитала в последнее время заметно вырос. «Валютные резервы Центробанка на протяжении последних недель растут гораздо медленнее, чем должны были бы, если учесть, что положительное сальдо торгового баланса составляет порядка $8 млрд. ежемесячно», — сказал эксперт. (Интерфакс, 26.11.04 г.)
Депутат Государственной Думы Владимир Рыжков считает, что «дело «ЮКОСа» вызвало кризис доверия бизнеса к государству и отток капитала, который в 2004 году увеличился более чем вдвое. «Идет фактическая монополизация экономики, реформирование естественных монополий остановилось. Вместо либерализации экономики можно говорить о ее огосударствлении. Что делать? Надо дать новый импульс развитию экономики, надо прекратить изъятия из топливно-энергетического комплекса. Уже столько изъяли из нефтяного сектора, что добыча нефти упала. И нужна сильная антимонопольная политика. Пять лет назад нам намекали, что рецепт «русского чуда» — это авторитарная власть плюс либеральная экономика. Авторитарную власть мы получили, а экономика становится все менее эффективной. И вместо русского чуда мы получили русскую трясину», — сказал депутат. (Новая газета, 02.12.04 г.)
Директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ А.Клепач сообщил, что в октябре рост инвестиций в основной капитал составил 7,8% по сравнению с октябрем прошлого года. При этом по сравнению с сентябрем текущего года увеличение инвестиций с учетом сезонного и календарного факторов составило 0,2%. За январь-октябрь 2004 года инвестиции в основной капитал выросли на 11,2%. Существующий официальный прогноз по росту инвестиций в 2004 году составляет 11,5%. А.Клепач отметил, что этот прогноз, видимо, будет пересмотрен в сторону понижения.
Одной из причин снижения темпов роста инвестиций в основной капитал А.Клепач назвал достаточно низкие капиталовложения в последнее время в нефтедобычу. По его словам, «вопрос налоговой нагрузки на нефтяные компании и выгодность инвестирования при существующей нагрузке требует серьезного увеличения и возможной корректировки». (Интерфакс, 01.12.04 г.)
ЦБ РФ до конца года снизит требования по созданию резервов по капитальным операциям, сообщил первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев 15 декабря. «Мы готовимся до конца года снизить и отменить создание резервов по операциям, связанным с оттоком капитала», — сказал он. По словам А.Улюкаева, ЦБ РФ готов снижать объем тех требований, которые были установлены после вступления в силу в июне текущего года нового закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
После вступления России в ВТО пошлины на ввоз новых легковых иномарок останутся практически неизменными в течение четырех лет, сообщил заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Андрей Кушниренко. По словам А.Кушниренко, за минувший год достигнута договоренность практически со всеми автопроизводящими странами об условиях, на которых автомобили и автокомпоненты будут поставляться в Россию после вступления в ВТО. Говоря о результатах этих договоренностей, он сообщил, что пошлины на ввоз легковых автомобилей, грузовиков, автобусов старше 7 лет, которые в настоящее время фактически запретительные, после вступления в ВТО останутся неизменными. Как ожидается, Россия присоединится к ВТО в 2006 году, сказал А.Кушниренко.
В то же время, по истечении 4-летнего срока, начиная с 2010 г. в течение 3 лет адвалорная компонента пошлин на новые машины будет снижена с 25% до 15%. Специфическая компонента будет также снижаться пропорционально адвалорной. Говоря о пошлинах на ввоз легковых машин в возрасте от 3 до 7 лет, А.Кушниренко сказал, что, согласно договоренности, будет очень небольшое снижение пошлин в течение 7 лет, и достигнута договоренность, что пошлины на подержанные легковые автомобили будут больше в течение семилетнего срока, чем пошлины на новые, и разница будет не менее 5 процентных пунктов. (Интерфакс, 09.12.04 г.)
Минпромэнерго России предлагает снизить таможенные пошлины на ввоз непроизводимых в РФ и предназначенных для промышленной сборки автомобилей автокомпонентов до нуля процентов. «Для товаров (автокомпонентов для промышленной сборки), не имеющих аналогов на российском рынке, или же для товаров, которые нецелесообразно производить внутри страны, мы предлагаем снизить таможенную пошлину на ввоз до 0%, а для компонентов, которые имеют аналоги в России, таможенная пошлина на ввоз должна составить порядка 5%», — сообщил Станислав Наумов, пресс-секретарь главы Минпромэнерго Виктора Христенко. По данным пресс-секретаря, автокомпоненты, которые будут ввозиться по нулевой таможенной пошлине, в себестоимости автомобиля занимают «очень небольшую долю».
Сейчас средневзвешенная ставка таможенных пошлин на автокомпоненты составляет 12-13%.
В целом же, отметил С.Наумов, позиция Минпромэнерго относительно таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов, которые предназначены для промышленной сборки автомобилей, определена двумя критериями. При этом первый и основной критерий, которым руководствуется Минпромэнерго, это разделение таможенных пошлин для автокомпонентов, которые идут на промышленную сборку, и для автокомпонентов, предназначенных для продажи на вторичном рынке. «Соответственно пошлины на компоненты для промышленной сборки будут ниже», — сказал С.Наумов. Он прокомментировал позицию Минпромэнерго по этому вопросу в связи с тем, что сейчас активно обсуждается вопрос изменения таможенного законодательства относительно ввоза автокомпонентов на российский рынок. (Интерфакс, 22.11.04 г.)
Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле 28 декабря приняла решение о снижении до нуля импортных пошлин на технологическое оборудование, применяемое в автомобильной промышленности. Речь идет о сварочных и окрасочных линиях и конвейерах, а также о промышленных роботах. При этом вопрос о снижении импортных пошлин на автомобильные компоненты отложен и будет рассмотрен, скорее всего, в январе. (Интерфакс, 28.12.04 г.)
По мнению газеты «Ведомости», снижение пошлин на автокомпоненты выгодно не только иностранным, но и российским производителям, т.к. благодаря снижению стоимости зарубежных комплектующих они надеются запустить новые инвестиционные проекты.
В соответствии с позицией Минпромэнерго, доступ к пониженным ставкам на ввоз автокомпонентов по этим позициям получат только компании, которые реализуют на территории России полноценное автопроизводство по полному циклу — сварка, окраска, сборка, сообщили «Ведомости». При этом министерство намерено контролировать соответствие количества ввезенных комплектующих и произведенных автомобилей. Если обнаружатся расхождения, импортера оштрафуют, а все не использованные в сборке детали обложат пошлинами по обычному тарифу.
По словам представителя Volkswagen Андрея Гордасевича, обнуление пошлин «может повлиять на решение концерна об открытии производства в России»: беспошлинный импорт позволит сборщику автомобилей в России «существенно снизить стоимость производимой здесь продукции». Volkswagen собирается открыть сборочное производство автомобилей Bora в подмосковном Ступине. Руководство Toyota, по словам представителя концерна в России Анастасии Кокоревой, сейчас также «изучает вопрос об открытии сборочного производства в России». «Безусловно, такой пункт, как снижение пошлин, будет воспринят положительно», — сказала Кокорева. (Ведомости, 23.11.04 г.)
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков и премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен подчеркнули первостепенную важность партнерства, установившегося между предприятиями «Рено» и «Автофрамос» в итоговом документе 10-го заседания российско-французской межправкомиссии. Как отмечается в документе, премьер-министры сошлись во мнении, что важным условием успеха данного проекта является снижение таможенных пошлин на импорт автомобильных компонентов, ввозимых для промышленной сборки. (РИА «Новости», 10.12.04 г.)
По информации журнала «Профиль», уже к Новому году правительство может принять решение о снижении или полной отмене пошлин на импортные комплектующие для автомобилей. Журнал считает, что если это случится, АвтоВАЗ рискует потерять значительную часть рынка в результате появления новых автозаводов, производящих иномарки. Проект снижения импортных пошлин на комплектующие разрабатывается уже более года рабочей группой в составе представителей Минэкономразвития, Минфина, Минпромэнерго, а также ФТС и ФАС. По информации журнала, МЭРТ и Минфин выступают за радикальную отмену импортных пошлин на все комплектующие (с нынешних 12-15% до 0%), желая создать в России благоприятные условия для промышленной сборки иномарок (то есть для сборки полного цикла). Противником этой идеи выступает Минпромэнерго, которое готово пойти лишь на частичное снижение таможенных барьеров — и только на автокомпоненты второго уровня (скажем, на какой-нибудь элемент механизма закрывания дверей). Так в Минпромэнерго хотят стимулировать производство основных узлов и агрегатов (генераторов, коробок передач, амортизаторов) внутри России.
Прогресс в вопросе снижения пошлин многие связывают со стараниями председателя Союза производителей России (объединяет АвтоВАЗ, «Северсталь-Авто», КамАЗ и «Руспромавто») Вадима Швецова, который также возглавляет «Северсталь-Авто» (управляет УАЗом), сообщил «Профиль». Летом этого года Союз автопроизводителей направил в адрес правительства письмо, в котором поднимался вопрос снижения импортных пошлин на западные комплектующие. По неофициальной информации, инициатором письма выступил сам Вадим Швецов, и, как утверждают противники этой идеи, он сделал это, исходя из интересов руководимой им «Северсталь-Авто». По информации «Профиля», не все члены Союза автопроизводителей остались довольны письмом Вадима Швецова, в частности, АвтоВАЗ выступил против. Теоретически кроме АвтоВАЗа от снижения пошлин мог бы пострадать Ford, который в 2002 году наладил сборку Ford Focus во Всеволожске. Компания пользуется таможенными льготами на основании режима свободного таможенного склада, но при этом у нее есть жесткие обязательства по локализации производства комплектующих (в противном случае Ford будет оштрафован). (Профиль, 22.11.04 г.)