На протяжении последних месяцев в Правительстве РФ шла активная дискуссия по вопросу снижения НДС и экономической политики в целом. Премьер М.Фрадков отстаивал идею резкого снижения НДС и активизации государственной инвестиционной политики. Его оппонентами выступили министры А.Кудрин и Г.Греф. На заседании бюджетной комиссии правительства 11 марта были приняты решения в пользу позиций министров, что некоторые СМИ расценили как поражение премьера. По информации А.Кудрина, премьер согласился не снижать НДС в течение трех лет и одобрил налоговые предложения, разработанные Минэкономразвития и Минфином.
В декабре 2004 г. аппарат Правительства РФ подготовил предложения по снижению налога на добавленную стоимость с 18% до 13% с 1 января 2006 г., автором которых по сообщениям СМИ является замруководитель аппарата Правительства Михаил Копейкин. По сообщениям СМИ эту идею активно поддерживает премьер Михаил Фрадков.
В материалах аппарата Правительства говорится, что сокращение НДС с 20% до 18% не привело к существенному увеличению инвестиций, поэтому необходимо более масштабное уменьшение налога. В аппарате считают, что сокращение НДС на 5 проц. пунктов приведет к росту ВВП на 1,5-2 дополнительных процентных пункта в год.
В то же время, снижение НДС приведет к существенным бюджетным потерям. При ставке 13% поступления от НДС снизились бы в этом году на 278 млрд. руб., в 2006 г. — на 322 млрд. руб., а в 2007г. — на 373 млрд. руб. По мнению авторов предложений, потери можно компенсировать за счет ужесточения налогового администрирования, средств стабилизационного фонда, а также в результате ускорения экономического роста (увеличение бюджетных поступления за счет ускорения экономического роста оценивается в 30 млрд. руб. в год). В аппарате правительства отмечают, что на сегодня собираемость НДС составляет 55% (в целом по налогам — 65%), поэтому потери можно было бы возместить, увеличив собираемость до 70-75%.
Кроме того, в аппарате Правительства предлагают за счет Стабилизационного фонда осуществить ряд стимулирующих мер: финансирование ипотеки, создания системы экспортных гарантий, инновационных проектов в промышленности. В целом предлагается потратить 400 млрд. руб. из 460 млрд. запланированного превышения базового уровня стабфонда на конец 2005 года (на 1 февраля 2005 г. в Стабилизационном фонде сконцентрировалось более 674 млрд. руб. — в 2,5 раза больше, чем планировалось на эту дату в момент принятия закона о Стабилизационном фонде).
Против предложений аппарата Правительства решительно высказались Минфин и Минэкономразвития. Минфин предупреждает о серьезных бюджетных потерях и возможном переходе к дефицитному бюджету. Крайне негативно министерство оценивает и возможность широкомасштабного использования средств стабфонда, противоречащему самой концепции фонда.
Минэкономразвития поддержало Минфин. Оба министерства допускают снижение НДС не более чем на 2 проц. пункта (до 16%) при условии отмены льготной 10%-ной ставки на социально значимые товары. По мнению Минэкономразвития, вместо снижения НДС целесообразно улучшить его администрирование, в частности, возмещать НДС сразу при капитальном инвестировании (а не после завершения строительства, как сейчас).
Кроме того, Минэкономразвития разработало ряд других альтернативных снижению НДС мер, снижающих платежи по налогу на прибыль: ускоренная амортизация, отнесение на себестоимость всех НИОКР, отмена 30%-ного ограничения списания из прибыли убытков прошлых лет. Эти предложения нашли поддержку и в Минфине.
Одновременно звучат и иные предложения по изменению системы налогов. Так, руководитель экспертного управления президента РФ А.Дворкович считает возможным отменить НДС с 2007 года и одновременно ввести налог с продаж. Федеральная налоговая служба предложила снизить НДС до 13% с 2007 г., но отменить при этом возмещение экспортного НДС непроизводителям.
По мнению ряда СМИ, а также директора департамента финансовой политики Минфина Алексея Саватюгина, в споре между министрами и премьер-министром речь идет не о тактических различиях, а «об идеологии и фундаментальных подходах». Премьер стремится к быстрому стимулированию экономического роста и поиску «точек роста» с целью их государственной поддержки
Мнения политиков и чиновников, предпринимательских объединений
Премьер Михаил Фрадков 14 марта доложил президенту о том, что правительство не пошло «на ряд резких решений, связанных с уменьшением ставок по ряду налогов». И добавил: «Хотя такие решения в принципе были бы правильными, и мы будем к ним возвращаться по ходу проведения необходимых детальных расчетов с тем, чтобы упростить систему администрирования налогов, унифицировать и постепенно снижать налогообложение с тем, чтобы дать импульс развитию экономики». (Коммерсантъ, 15.03.05 г.)
В декабре на совещании у премьера Михаила Фрадкова обсуждалось предложение снизить ставку НДС до 13% с нынешних 18%. На совещании премьер поддержал данную идею и поручил более детально проработать соответствующие предложения. (Ведомости, 14.01.04 г.)
Высокопоставленный источник в аппарате правительства прокомментировал «Независимой газете» предложения по снижению НДС: «Какое решение будет принято, зависит от того, какие задачи перед нами стоят. Если вспомнить о приоритетах, определенных президентом, это удвоение ВВП и повышение конкурентоспособности отечественной экономики, то НДС и для того, и для другого — крайне вредный налог. Также важно помнить, что собираемость НДС в лучшем случае составляет 50-55%. А если бы этот налог собирался на 90%, то и речи о его снижении не зашло бы. В конечном итоге должно произойти расширение налоговой базы, что возможно только при снижении НДС. Если не пойти на это, то у бизнеса не будет мотивации работать честно и платить налоги сполна». (Независимая газета, 02.03.05 г.)
Как сообщил «Ведомостям» высокопоставленный сотрудник аппарата правительства, необходимо изменить правила формирования стабилизационного фонда. Сегодня в фонд поступают доходы казны от экспортной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых при цене Urals выше $20/барр. «Надо изменять цену отсечения по нефти, — сказал чиновник аппарата. — Мы уверенно движемся к 1 трлн. руб. в стабфонде, хотя вполне разумно ограничиться 500 млрд. руб.». По его словам, новая планка может быть установлена на уровне $25-26 за баррель. Тратить деньги стабфонда на досрочное погашение долгов Парижскому клубу, как предлагает Минфин, бессмысленно, считает сотрудник аппарата. «Чем расплатиться с долгами и закрыть бизнес, лучше развить его, а уже потом заплатить по долгам», — сказал он. (Ведомости, 02.03.05 г.)
Согласованная позиция Минфина и Минэкономразвития РФ заключается в том, что ставку налога на добавленную стоимость снижать не следует, заявил 24 февраля министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. «Оптимально — это не снижать ставку (НДС) до 13%, а решать проблемы администрирования», — подчеркнул министр. По его словам, в частности, речь идет о возмещении НДС по капитальным вложениям в режиме реального времени, что может дать от 70 до 130 млрд. рублей, возмещать НДС при экспорте, что важно для сферы услуг и нетрадиционных экспортеров. «Мы предложили сосредоточить внимание на стимулировании инвестиций, что связано с операциями с налогом на прибыль, — сказал Г.Греф. — Речь идет об улучшении режима для инвесторов в этой части, а также о перенесении убытков на будущие периоды». «Если же говорить об унифицированной ставке НДС, то можно говорить о 16%», — заявил глава МЭРТ. (Интерфакс, 24.02.05 г.)
Министр экономического развития и торговли Герман Греф, выступая перед журналистами 1 марта, высказался против предложения снизить ставку НДС до 13%. По словам министра, Минэкономразвития выступает против снижения НДС с 2006 г., а предлагает улучшить его администрирование. По информации министра, только при снижении ставки НДС с 18% до 13% выпадет около 300 млрд. рублей доходов федерального бюджета, а, учитывая предлагаемые меры по совершенствованию администрирования НДС, в первую очередь возврат НДС по капитальным вложениям в режиме реального времени, потери бюджета составят 600 млрд. рублей. Поэтому, по словам Г.Грефа, Минэкономразвития и Минфин предлагают поэтапное реформирование НДС без снижения ставки в 2006 г.
Министр пояснил, что поэтапное реформирование подразумевает «три вещи»: во-первых, улучшение администрирования НДС, во-вторых, унификация ставки НДС и только в-третьих — снижение ставки НДС. При этом он отметил, что в 2006 г. министерство предлагает только совершенствовать порядок администрирования НДС, а вопрос о возможной унификации ставки и тем более ее снижении решать уже в дальнейшем. Г.Греф также заметил, что Минэкономразвития одновременно представило расчеты по дополнительным доходам федерального бюджета в результате снижения НДС. «Такие допдоходы есть, но они радикально ситуацию не меняют», — сказал он. Отвечая на вопрос, когда на его взгляд, можно снизить ставку НДС, министр заявил, что в любом случае первоначально нужно унифицировать ставку НДС и только потом рассматривать вопрос о ее снижении. По словам Г.Грефа, НДС по своей сути нейтрален для бизнеса, но в то же время очень чувствителен для бюджета.
Касаясь предложений, высказанных руководителем экспертного управления президента РФ Аркадием Дворковичем о возможности отмены с 2007 г. НДС и введении налога с продаж, Г.Греф отметил, что пока это только идея, которая заслуживает расчетов. До тех же пор, пока не будут сделаны детальные расчеты, по словам министра, говорить об этих предложениях еще рано. (Интерфакс, 01.03.05 г.)
Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф предполагает, что незаконные схемы будут использоваться при возврате НДС при любых ставках налога. «Будут воровать и при 13%, и при 6%, будут уклоняться, уходить, мошенничать на возврате и по внутренним, и по внешним операциям, причем на внутренних воруют больше», — подчеркнул Г.Греф в ходе заседания совета по конкурентоспособности и предпринимательству 3 марта. Поэтому первоочередной задачей он считает необходимость разобраться с администрированием этого налога, а не с его снижением. (Интерфакс, 03.03.05 г.)
Минфин и МЭРТ РФ настаивают на сохранении ставки НДС в 2006 году на уровне 18%, заявил глава Минэкономразвития РФ Герман Греф журналистам 10 марта. По его словам, 9 марта прошло совещание МЭРТ и Минфина. «Наши позиции согласованы. В отношении налоговой политики они не изменились», — сказал Греф. Министерства, по его словам, предлагают в 2006 году не снижать ставку налога с нынешних 18%. (РИА «Новости», 10.03.05 г.)
Возможное снижение ставки НДС с 18% до 13% приведет к дефициту федерального бюджета в 2006 году в размере 1-1,5% ВВП. Такие расчеты привел на брифинге 3 марта директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач. По его словам, предложение о снижении НДС с действующих 18% до 13% может привести «к большому выпаду доходов федерального бюджета — около 1 трлн. рублей за три года», в том числе в 2006 году — примерно 300 млрд. рублей. При условии, что непроцентные расходы бюджета не повысятся, а реально, по словам А.Клепача, они начинают расти, дефицит бюджета в следующем году может составить 1-1,5% ВВП. Экономический эффект от уменьшения ставки НДС до 13%, по расчетам Минэкономразвития, может составить 0,8-1% роста ВВП за три года при условии, что деньги, высвобожденные у предприятий от снижения ставки, пойдут на увеличение инвестиций и заработных плат, а не будут экспортироваться или направляться в качестве финансовых вложений.
Таким образом, по словам А.Клепача, «риски масштабного снижения НДС крайне велики и, на наш взгляд, неприемлемы». В то же время он отметил, что это не означает, что вопрос о снижении ставки НДС закрыт. По его мнению, в перспективе можно снизить НДС до 15-16%, одновременно отменив льготную ставку, но решение об этом необходимо принимать не в этом году. В 2006 же году, по словам А.Клепача, целесообразно идти не на снижение ставки НДС, а на улучшение администрирования этого налога. А.Клепач отметил, что, по различным экспертным оценкам, собираемость НДС составляет от 50% до 70%, поэтому необходимо направить усилие на улучшение этого показателя.
Кроме того, по его словам, Минэкономразвития и Минфин предлагают со следующего года перейти на общий порядок вычета НДС по капитальным вложениям, то есть производить вычет в реальном режиме времени. По расчетам МЭРТ, потери федерального бюджета от этой меры и соответственно дополнительные средства у предприятий в 2006 году составят 100-140 млрд. рублей. Также предлагается либерализовать порядок переноса убытков компаний на следующие годы, а именно — отменить действующее ограничение по переносу убытков на следующий год. По словам А.Клепача, предприятия от этой меры получат в 2006 году примерно 60 млрд. рублей. Также предлагается уменьшать налоговую базу на расходы на НИОКР, предусмотреть так называемые амортизационные премии и ускоренную амортизацию по некоторым категориям оборудования. Предприятия от этих мер в 2006 году могут получить дополнительно 40 млрд. рублей. Таким образом, по словам А.Клепача , «все перечисленные меры хоть и не носят радикального характера, весят достаточно много». Кроме того, А.Клепач отметил, что Минфин и Минэкономразвития рассматривают возможность введения уведомительного порядка возмещения НДС при экспорте с 2007 или с 2008 года. В то же время, по его словам, новых принципиальных предложений по улучшению администрирования возмещения НДС при экспорте пока нет.
А.Клепач отметил, что в 2006 году от предложенных мер по администрированию бюджет может потерять до 200 млрд. рублей, что составляет примерно 2\3 потерь при снижении ставки НДС до 13%, но меры по администрированию «заточены на инвестиционный процесс». «И потери бюджета меньше, и эффект с точки зрения инвестиционной активности выше», — подчеркнул директор департамента.
Снижение НДС чревато тем, что высвободившиеся средства будут потрачены бизнесом неэффективно для экономики — например, будут вывезены за рубеж или пойдут на увеличение зарплат, что подстегнет инфляцию, считает Клепач. «Наши предложения больше ориентированы на стимулирование капвложений и инноваций», — сказал он.
Касаясь налога на прибыль, А.Клепач отметил, что вопрос о снижении ставки этого налога с 24% до 20% также обсуждался. По его словам, потери бюджета в 2006 году от такого снижения могут составить 140 млрд. рублей. По его мнению, такое снижение налога в настоящий момент нецелесообразно. А.Клепач отметил, что более целесообразно идти на ускоренную амортизацию. «Если сделать цивилизованной систему амортизационных списаний для нового современного оборудования, это будет намного эффективнее для бизнеса, чем возврат к инвестиционной льготе или даже снижение ставки налога на прибыль», — сказал директор департамента.
Касаясь вопроса критериев отнесения предприятий к малому бизнесу, А.Клепач высказал мнение, что планку по годовому обороту нужно поднимать «как минимум до 30 млн. рублей». В настоящий момент эта планка равняется 15 млн. рублей. В то же время он отметил, что окончательного решения по этому вопросу еще не принято, и он будет обсуждаться в дальнейшем. (Интерфакс, 02.03.05 г.)
Глава Минфина Алексей Кудрин выступил против снижения НДС до 13%. Соответствующие выводы содержатся в письме министра финансов в аппарат правительства. Согласно выводам Минфина, при снижении в 2006 году ставки НДС до 13%, что предлагается аппаратом правительства, выпадающие доходы федерального бюджета могут составить 362,1 млрд. рублей (1,6% ВВП). В то же время по предварительным оценкам в следующем году для выполнения уже принятых обязательств и индексации отдельных статей расходов в соответствии с инфляцией недостаток средств федерального бюджета (с учетом финансирования дефицита бюджета ПФР) превысит 500 млрд. рублей (2,2% ВВП). Это потребует принятия мер по сбалансированности бюджета и не позволяет принимать решение о снижении ставок налогов, отмечается в письме министра финансов.
А.Кудрин отметил, что в случае компенсации за счет средств стабфонда выпадающих доходов федерального бюджета в результате снижения ставки НДС до 13% ежегодный дефицит федерального бюджета в 2006-2008 годах может составить 3-4% ВВП (в случае реализации прогноза Международного энергетического агентства, в соответствии с которым в 2006 году российская нефть Urals может подешеветь до 24-25 долларов за баррель). Кроме того, усилится зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры в результате снижения удельного веса налогов, не зависящих от цен на нефть. Так, в 2006 году доля НДПИ, вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета в условиях действующего законодательства составит 32,5%, при снижении ставки НДС до 13% — 36,8%. Эксперты Минфина также отмечают, что при снижении ставок налогов возрастет зависимость бюджета от внешних заимствований. Переход к дефицитной бюджетной политике снизит суверенный рейтинг России и, соответственно, увеличит стоимость обслуживания внешнего долга. Для рефинансирования внешнего госдолга потребуется ежегодно привлекать около $10 млрд., что приведет к резкому росту доходности вновь выпускаемых государственных ценных бумаг и, как результат, к снижению инвестиционного спроса и замедлению экономического роста. (Интерфакс, 01.03.05 г.)
Глава Минфина Алексей Кудрин выступил против расходования средств Стабилизационного фонда с целью компенсации выпадающих расходов в случае снижения НДС до 13%. По его мнению, это приведет к росту инфляции, укреплению эффективного курса рубля и снижению конкурентоспособности российских товаров. Эти выводы содержатся в письме министра финансов РФ, направленном в аппарат правительства. Согласно расчетам Минфина, использование средств стабфонда в сумме около 400 млрд. рублей в условиях 2005 года приведет к увеличению денежной массы (агрегат М2, при сохранении денежного мультипликатора на нынешнем уровне) дополнительно примерно на 8%. В результате вместо прогнозируемых в третьем варианте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год» 26-30% годовой рост М2 может составить 36%. В этом случае инфляция увеличится примерно на 1,5 процентного пункта. Реальный эффективный курс рубля при этом может увеличиться дополнительно на 1,5-2 процентных пункта, прогнозирует Минфин. Дополнительное укрепление рубля снизит конкурентоспособность российских товаров, будет наблюдаться увеличение спроса на импортные товары, которое, в свою очередь, приведет к уменьшению темпов роста в секторах с высокой добавленной стоимостью и, значит, к снижению темпов роста ВВП, прогнозируют в Минфине. (Интерфакс, 01.03.05 г.)
В ходе заседания совета по конкурентоспособности и предпринимательству 3 марта министр финансов РФ Алексей Кудрин выступил против снижения НДС. Он заявил, что премьер М.Фрадков поставил задачу в рамках созданной в правительстве бюджетной комиссии пойти на серьезное снижение налогов, компенсировав потери бюджета улучшением собираемости налогов. «За один год или за два это не сделать», — считает А.Кудрин. «Снижение (НДС) до 13% — это 360 млрд. мы теряем, что надо сделать, чтобы компенсировать?» — отметил глава Минфина. Однако при этом премьер-министр прервал А.Кудрина. «Алексей Константинович, не надо говорить, что это я ставил задачу, это не так», — отметил М.Фрадков, обращаясь к А.Кудрину. В ходе заседания А.Кудрин также заявил, что возможное решение о снижении налогов не означает, что это приведет к улучшению их собираемости. (Интерфакс, 03.03.05 г.)
Замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил 1 марта, что для создания благоприятного инвестиционного климата для бизнеса в настоящее время необходимо, прежде всего, совершенствовать налог на прибыль и снять «очевидные барьеры» при взимании НДС, при том, что его единая ставка может быть введена не ранее 2008 года. Он подчеркнул, что при этом не следует предпринимать нового снижения единого социального налога (ЕСН).
По словам С.Шаталова, у представителей бизнеса нет одинаковой точки зрения на вопросы налоговой реформы. В частности, предлагается снизить ЕСН, причем избирательно, для небольшого бизнеса, также есть предложения ввести инвестиционные льготы, снизить НДС. «Но большинство представителей бизнеса говорят однозначно о том, что НДС нейтрален, и если снять очевидные барьеры [ускорить возврат НДС экспортерам и по объектам капстроительства], он не столь чувствителен для бизнеса, и сосредоточить усилия на других направлениях, связанных с налогом на прибыль. Эти темы будут еще обсуждаться», — сказал замминистра. Что касается совершенствования налога на прибыль, то, по словами С.Шаталова, «ставка — не самое главное». Он напомнил, что предлагается уменьшать налоговую базу на расходы на НИОКР, усовершенствовать перенос убытков на будущий период, предусмотреть так называемые амортизационные премии и ускоренную амортизацию по некоторым категориям оборудования, пересмотреть таможенную политику в области импортного оборудования. Перечисленные механизмы представляют собой совокупность мер, которые для бизнеса более привлекательны, подчеркнул С.Шаталов. Что касается снижения ЕСН, то, по словам замминистра, Минфин РФ не готов к его новому снижению, поскольку не получена еще отдача от предыдущего снижения ЕСН.
Относительно совершенствования налога на добавленную стоимость С.Шаталов отметил, что «нам бы хотелось выйти на единую ставку НДС, это несомненный плюс и для государства, и налогоплательщиков, так как улучшается администрирование, снижаются затраты на соблюдение законодательства, а также риски конфликтов с налоговыми органами о правомерности применения той или иной ставки». Вместе с тем, по его словам, присутствуют и очевидные минусы, связанные с возможностью удорожания продукции, для которой сейчас применяется льготная ставка НДС в размере 10%. «Риски достаточно большие, особенно потому, что рост цен в первое время может быть больше, чем экономически обоснованный», — подчеркнул С.Шаталов.
Также, по словам С.Шаталова, при улучшении администрирования НДС Минфин РФ, скорее всего, пойдет по пути выделения уплаченных сумм этого налога в отдельную сумму в банковских платежках для целей контроля его уплаты. Вместе с тем, по словам замминистра, Минфин РФ еще не обращался официально в ЦБ для обсуждения предлагаемого механизма улучшения администрирования НДС. (Интерфакс, 01.03.05 г.)
Минфин РФ предлагает зафиксировать налоговые «правила игры», как минимум, на среднесрочную перспективу — 3-5 лет, заявил директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин 14 марта. По его словам, в последних налоговых дискуссиях между аппаратом правительства и министрами экономического блока Алексеем Кудриным и Германом Грефом речь идет не о цифрах, а об идеологии и фундаментальных подходах. По его словам, существует дилемма — с одной стороны, либеральный консерватизм, с другой — попытки найти точки роста, которые, не понятно, существуют или нет.
«Стабфонду нет еще и года, еще говорить не о чем, а его уже предлагают направлять на увеличение уставного капитала АИЖК, я уже не говорю о более фантастических предложениях, на что потратить несчастные $25 млрд. этого стабилизационного фонда. Душа плачет, когда читаешь такие предложения», — сказал А.Саватюгин. При этом он подверг критике идею «идеологов снижения НДС» о том, что налоги можно снижать в условиях сверхвысоких цен на нефть. «Наш ответ такой: налоговую политику нельзя превращать в инструмент краткосрочной экономической политики, нельзя менять налоги каждый год. Налоговая политика, которая меняется ежегодно, которая позволяет самый крупный по собираемости налог менять на 20-40%, — вредная», — подчеркнул он, отметив, что это сигнал предпринимателям, что в случае необходимости налоги будут увеличены с такой же легкостью. Поэтому, подчеркнул А.Саватюгин, «главное, чтобы правила игры были стабильные и предсказуемые». «И именно о стабильных и предсказуемых правилах игры мы говорим с нашими оппонентами», — подчеркнул он. (Интерфакс, 14.03.05 г.)
Начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович заявил 24 февраля, что вопрос о снижении налога на добавленную стоимость будет решен в ближайшие две-три недели. «Дискуссия внутри правительства по этому вопросу должна закончиться в ближайшие недели. Вопрос должен решиться в ближайшие две-три недели, иначе нельзя будет пройти нормальную законотворческую процедуру», — отметил он. По его словам, снижение НДС планировалось уже давно и оно необходимо. Вопрос состоит в том, каков должен быть уровень снижения налога. «С моей точки зрения, если говорить о расчетах, снижение НДС до 13 процентов с нынешних 18 процентов — это неизбежные высокие потери, при снижении до 15 процентов — потери небольшие», — сказал Дворкович. Он также сообщил, что рассматривается вопрос снижения единого социального налога, и нужно согласовать эти два вопроса. Что касается приоритетов, то, по его словам, «есть существенные плюсы у снижение ЕСН перед снижением НДС». Начальник экспертного управления Президента РФ подчеркнул, что он является сторонником снижения ЕСН, однако, прежде чем идти на такую меру, необходимо четко определить, как будет развиваться система медицинского страхования и пенсионная реформа. (ФК-Новости, 24.02.05 г.)
Руководитель экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович считает возможным отменить НДС с 2007 года и одновременно ввести налог с продаж. Такую точку зрения он высказал в беседе с журналистами 1 марта. По его словам, экспертное управление в настоящее время рассчитывает возможность полной отмены НДС. «С 2006 года, очевидно, что это невозможно, в принципе можно было бы отменить с 2007 года», — высказал свою точку зрения А.Дворкович, добавив, что одновременно с отменой НДС необходимо вернуть налог с продаж, который, по его словам, мог бы составить от 10% до 15%. «Если налог с продаж установить в размере 10%, то никакого повышения цен не будет», — заметил он. По его мнению, тем самым будет решена проблема возврата НДС.
Отвечая на вопрос о его отношении к предложениям снизить НДС с нынешних 18% до 13%, А.Дворкович заявил: «Снижать надо обязательно, но для какого уровня, должны показать расчеты». При этом, по его мнению, ставка НДС должна быть унифицирована. Унификация ставки упрощает систему администрирования НДС, отметил он, «и дает возможность в дальнейшем не обращать внимания на потери, возникающие из-за разных ставок, так как объем ухода через 10-процентную ставку — масштабный». (Интерфакс, 01.03.05 г.)
Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ по поручению Минфина подготовила свои предложения по усовершенствованию администрирования НДС, в которых поддержала снижение налога до 13%, но только в 2007 году. В документе предлагается в 2006 году снизить основную ставку НДС до 16%, а в 2007 году — до 13%. При этом предлагается сохранить 10-процентную ставку налога для социально значимых товаров. Снижение поступлений оценивается при этом в размере 138,5 млрд. рублей в 2006 году и 106,9 млрд. рублей — в 2007 году. По мнению ФНС, снижение ставок может повлечь за собой снижение налоговой нагрузки на экономику за счет увеличения размера оборотных средств предприятий и сокращение случаев мошенничества с использованием разницы в ставках НДС. ФНС также предлагает с 2006 года не облагать НДС авансовые платежи по операциям, облагаемых по нулевой ставке НДС, а с 2007 года — по всем операциям. Выпадающие доходы при этом оцениваются в размере 31,6 млрд. рублей. Для повышения эффективности налогового контроля предлагается предоставлять право на применение «нулевой» ставки НДС по экспорту только производителям, а экспортные операции перепродавцов освободить от налогообложения и не возмещать им «входной» НДС. (Интерфакс, 05.03.05 г.)
Снижение НДС является одним из основных вопросов развития отечественного автопрома, говорится в сообщении Минпромэнерго, опубликованном на официальном сайте министерства 10 февраля. «Инструментом поддержки автомобильной промышленности могут стать налоговые преференции — снижение НДС является принципиальным вопросом», — говорится в документе. (РИА «Новости», 10.02.05 г.)
Вице-спикер Госдумы Георгий Боос предложил снизить НДС в течение 2-3 лет до 12-13%, а ЕСН — до 14-15%. По его словам, при снижении НДС до 13% уменьшение доходов федерального бюджета составит 250-300 млрд. руб. «Нужно оставить эти деньги предприятиям», — отметил вице-спикер. По его словам, «снижение налогов должно быть таким, чтобы предприятия инвестировали деньги в свое производство». «Мы могли бы иметь 10-11% экономического роста в год с изменением структуры нашей экономики», — подчеркнул вице-спикер. (Прайм-ТАСС, 01.03.05 г.)
Бюджетный комитет Госдумы считает целесообразным снижение ставки НДС до 15%, сообщил председатель комитета Юрий Васильев 25 февраля. По его словам, необходимо вести речь не только о переходе к единой налоговой ставке, но и о значительном снижении размера ставки. Глава думского комитета полагает, что при обсуждении вопроса о переходе к единой ставке следует осторожно относиться к отмене пониженных тарифов, которые сегодня действуют в отношении лекарств, продовольственных товаров и товаров для детей, несущих в себе чрезвычайную социальную значимость. Кроме того, он отметил, что в отношении возмещения НДС по экспортным операциям возможно рассмотрение предложения об упразднении возврата соответствующих сумм и предоставлении возмещения исключительно путем зачета, как одного из способов пресечения злоупотреблений в данной сфере. (РБК, 25.02.05 г.)
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов назвал снижение ставки НДС до 13% «чрезвычайно опасным шагом». По его словам, снижение НДС в сочетании с заметными дополнительными расходами в текущем году, которые оцениваются минимум в 1% ВВП, будут означать бюджетное ослабление в 2,5% ВВП. Снижение НДС приведет к потерям федерального бюджета в размере более 360 млрд. рублей. «В данной ситуации, когда существует высокая неконтролируемая инфляция, снижать НДС чрезвычайно опасно», — отметил депутат. По его мнению, единственно правильным шагом для правительства является облегчение администрирования по НДС для компаний. «Правительству надо сосредоточить усилия на облегчении администрирования по НДС для компаний, то есть не затягивать возмещения экспортерам и возмещения по капстроительству. Кроме того, есть ряд предложений по налогу на прибыль», — сказал М.Задорнов. Депутат отметил, что правительство должно обеспечить условия, исключающие налоговое преследование для бизнеса. По его словам, это направление может быть планом правительства на 2006 год. (Интерфакс, 01.03.05 г.)
По мнению заместителя председателя комитета по бюджету Госдумы Сергея Штогрина, лучше всего в течение 2-3 лет осуществить замену НДС на налог с продаж, но снижать НДС нельзя ни в коем случае. «Дело в том, что дальнейшее снижение НДС связывается Минфином с отменой льготной 10%-ной ставки, а это означает резкий скачок цен на товары первой необходимости, которыми пользуется большинство населения», — говорит депутат, подчеркивая, что после социального стресса в связи с монетизацией льгот, который переживает страна, этого делать нельзя. (Интерфакс, 02.03.05 г.)
Общественная организация «Деловая Россия», представляющая интересы среднего бизнеса, предлагает правительству снизить единый социальный налог (ЕСН) с 26% до 15%, заявили представители организации журналистам 28 февраля. «Малый бизнес уже почти вышел из тени, а средний еще находится в тени, и единственный способ изменить ситуацию налоговыми мерами — это снизить ЕСН», — отметил член генерального совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. По его словам, снижение максимальной ставки ЕСН с нынешних 26% до 15% для среднего бизнеса с оборотом не выше 1,5 млрд. рублей в год приведет к потерям бюджета максимум в 25-60 млрд. рублей. Эксперт отметил, что эта оценка основана на опросе бизнес-сообщества. При этом размер выпадающих доходов зависит от того, как быстро компании будут выводить зарплаты работников из тени. Снижение доходов на 60 млрд. рублей произойдет в том случае, если из тени не выйдет никто. «Однако по нашим опросам — выходить будут», — добавил он.
А.Данилов-Данильян также сообщил, что согласованная с Минфином позиция деловых сообществ по вопросу снижения налогов делает акцент прежде всего на налоговом администрировании и снижении НДС. Вместе с тем, как отметил он, совершенствование системы налогового администрирования волнует больше крупный, чем средний бизнес, а снижение НДС не решит проблем среднего бизнеса. «Если речь будет идти только о налоговом администрировании и снижении НДС, то говорить о развитии малого и среднего бизнеса не приходится», — подчеркнул он. А.Данилов-Данильян пояснил, что НДС для среднего бизнеса является «косвенным налогом, непрямого действия» По его оценке, высвобождаемые в результате снижения НДС средства пойдут на увеличение базы для взимания налога на прибыль, ЕСН и подоходного налога.
В свою очередь председатель «Деловой России» Борис Титов высказал мнение, что «налоги должны стимулировать развитие, а не только выполнять фискальные функции». Однако в настоящее время, по его мнению, «налоговая система загоняет средний бизнес с тень». Среди других предложений организации он назвал введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль в размере 50% и отмену пошлин на ввоз в страну импортного промышленного оборудования и запасных частей к нему. А.Данилов-Данильян также сообщил, что рассматриваются и другие предложения, в числе которых схема «15-15-15», которая означает снижение НДС и ЕСН до 15% и введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль в размере 15%. (Интерфакс, 28.02.05 г.)
Мнения СМИ и аналитиков
По мнению издания «Газета» («НДС не снизят», 14.03.05 г.), «премьер Михаил Фрадков отказался от своей любимой идеи: снизить НДС до 13% уже в 2006 году». В Белом доме считают, что снизить НДС не позволила слабая работа самих МЭРТ и Минфина — они не справляются с поставленными задачами: повышением собираемости налогов и развитием рыночных институтов, пишет «Газета». (Газета, 14.03.05 г.)
Как считает газета «Ведомости» («Нечего скрывать», 25.02.05 г.), спор министров финансово-экономического блока с премьером носит принципиальный характер. По мнению издания, премьер пытается использовать быстродействующие стимулирующие экономический рост меры (в т.ч. снижение налогов), в то время как глава Минэкономразвития настаивает на проведении институциональных реформ и улучшении инвестиционного климата. (Ведомости, 25.02.05 г.)
В статье «Судьбу правительства выставили на комиссию» газета «Коммерсантъ» пишет, что премьер М.Фрадков путем снижения НДС пытается выполнить задачу, поставленную Президентом, — удвоение ВВП. Других простых и краткосрочных инструментов стимулирования экономической активности нет. В статье говорится, что министры А.Кудрин и Г.Греф не раз выступали против рискованных предложений по «удвоения ВВП любой ценой». Газета отмечает, что конфликт между Минфином и премьером подогревается борьбой за право руководить бюджетным процессом. (Коммерсантъ, 21.02.05 г.)
По мнению газеты «Коммерсантъ» («Герман Греф выставил счет Михаилу Фрадкову», 03.03.05 г.), Минэкономразвития, поддержав Минфин в споре с премьером, не высказало собственных соображений, механически повторив аргументы Минфина. Как пишет газета, «повторение МЭРТом аргументов Минфина может оказать медвежью услугу защитникам бюджета и стабфонда». «Мнение Минфина для премьера очевидно, отсутствие же собственной позиции МЭРТа может привести к тому, что Михаил Фрадков при принятии решения по ставке НДС может положиться на расчеты оппонентов господ Кудрина и Грефа», говорится в статье. (Коммерсантъ, 03.03.05 г.)
«Коммерсантъ» («Герман Греф выступил против самого себя», 04.02.05 г.) напомнил, что в 2003 г. Г.Греф выступал за снижение НДС до 13%. Таким образом, с тех пор позиция министра изменилась, отмечает газета. (Коммерсантъ, 04.02.05 г.)
Как считает «Независимая газета» («МЭРТ и Минфин раскритиковали предложения по снижению НДС», 02.03.05 г.), «кризисные» расчеты Г.Грефа и А.Кудрина (о возможном появлении дефицита бюджета в случае снижения НДС) «ничуть не более реальны, чем предложения по снижению НДС». «Слишком велики поступления от продажи нефти и газа, а ее цена не имеет тенденции к снижению и намного превышает заложенный в бюджет уровень», считает газета. В прошлом году профицит бюджета был свыше 4% ВВП, в этом году он тоже, как ожидается, превысит плановые показатели. Кроме того, все дополнительные расходы, в частности, Пенсионного фонда будут покрыты за счет средств Стабилизационного фонда. МЭРТ и Минфин также не учитывают выход налогов из тени и рост экономики, говорится в статье. (Независимая газета, 02.03.05 г.)
По мнению «Независимой газеты» («Мы пока не можем разродиться...», 25.02.05 г.), позиция А.Дворковича о неизбежности снижения НДС свидетельствует о том, что премьер М.Фрадков получает бОльшую поддержку со стороны президента В.Путина по сравнению с министрами финансово-экономического блока. (Независимая газета, 25.02.05 г.)
Как считает издание «Газета» («Одинокий Фрадков», 03.03.05 г.), «У премьера Михаила Фрадкова остается все меньше шансов осуществить свою идею о снижении с 2006 года НДС до 13%». По сведениям «Газеты», вице-премьер Александр Жуков склоняется в пользу позиции Минфина, который против резкого снижения НДС.
По мнению «Новых известий» («НДС будет снижен», 02.03.05 г.), премьеру М.Фрадкову удалось настоять на снижении НДС до 13% и сопротивление Минфина и Минэкономразвития будет преодолено. (Новые известия, 02.03.05 г.)
По мнению газеты «Московский комсомолец» («У рубля страны столпились враги», 03.03.05 г.), предложение М.Фрадкова резко снизить НДС вызвало противодействие Минэкономразвития и Минфина потому, что именно этим ведомствам пришлось бы отвечать за возможные негативные последствия этого решения. (Московский комсомолец, 03.03.05 г.)
Бывший глава экономического управления администрации президента, член РАН Антон Данилов-Данильян скептически высказался об инициативе премьера. «Для чиновников проще всего снизить налог, который более-менее понятен, последствия которого очевидны, и соответственно можно примерно угадать, что его снижение приведет к выпадению бюджетных доходов в определенном размере. И поэтому нет ничего удивительного, что основной правительственной линией является снижение налога на добавленную стоимость. В то же время для экономики это мало что дает. НДС — это косвенный налог равномерного действия, и его снижение не дает какого-то целенаправленного воздействия», — пояснил он. По его мнению, вместо снижения НДС лучше снизить единый социальный налог. (Независимая газета, 01.03.05 г.)
В то же время, А.Данилов-Данильян не разделяет жесткой позиции Минфина. «Я прекрасно понимаю, что они боятся падения цен на нефть и падения доходов бюджета, — сказазл он. — С другой стороны, я не понимаю, почему не предпринимается практически никаких усилий для того, чтобы хотя бы ослабить зависимость бюджета от экспорта нефти. Я не понимаю, почему либеральные на словах меры подчас, и достаточно часто, оборачиваются совершенно нелиберальными действиями».(Независимая газета, 03.03.05 г.)
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов считает, что снижение НДС более эффективно, чем альтернативные варианты снижения других налогов. «Так, дальнейшее снижение ЕСН приведет к увеличению дефицита Пенсионного фонда. Уменьшение налога на прибыль будет иметь негативный структурный эффект: этот налог собирается в значительной мере с высокорентабельных компаний топливно-сырьевого сектора и организаций торговли. Соответственно его отмена принесет выгоды главным образом топливно-сырьевым компаниям, а не предприятиям обрабатывающей промышленности», — сказал эксперт. (Независимая газета, 03.03.05 г.)
По словам старшего аналитика Института финансовых исследований Евгения Ковалишина, все действия властей, предпринимаемые до настоящего времени под эгидой снижения налогов, идут с оглядкой в первую очередь на фискальные задачи, но такой подход не является дальновидным. «Надо определиться, чего мы добиваемся — стимулируем экономический рост или пытаемся довести объем профицита и стабилизационного фонда до триллионов», — подчеркнул экономист. По его мнению, российские власти, пользуясь текущей благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, как раз могли бы заняться совершенствованием налоговой системы страны без оглядки на краткосрочные фискальные цели. «Нельзя постоянно оглядываться на то, что будет, если у нас цена на нефть вдруг упадет, а у нас не будет ресурсов. Если цена на нефть действительно упадет, и если у нас не будет развитой экономики, то нас никакой стабилизационный фонд ни в один, ни два триллиона не спасет, это будет только отсрочка на полгода. Богатство народа, как известно, определяется тем, какой добавочный продукт он создает, а не тем, сколько есть в «заначке» денег», — подчеркнул Е.Ковалишин.
В то же время, по мнению Е.Ковалишина, при нынешнем уровне администрирования НДС изменение его ставок ничего не даст, и можно было бы его вообще отменить, заменив, по предложению руководителя экспертного управления президента РФ Аркадия Дворковича, на налог с продаж. Е.Ковалишин считает, что снижение НДС — менее эффективная мера по сравнению со снижением налога на прибыль и ЕСН. «НДС можно оставить, на данном этапе это не первоочередная задача. В будущем его можно, из соображений администрирования, перевести в форму налога с продаж. Но, повторюсь, это не основная проблема, которая мешает росту и развитию экономики», — сказал эксперт. (Интерфакс, 02.03.05 г.)
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич высказался категорически против замены НДС на НСП. «Поступления НДС в прошлом году составили 6,5% ВВП, а поступления от НСП на конец 2003 года — 0,4% ВВП. С учетом повышения ставок НСП до 10% они могут составить 1% ВВП. Следовательно, мы получаем потери бюджета примерно 5,5% ВВП. А это уже может привести к дефицитному бюджету. Как бы не повторился 1998 год», — опасается Гурвич. (Газета, 02.03.05 г.)
По мнению профессора нижегородского филиала Высшей школы экономики Ирины Ромашовой, снижение ставки НДС приведет к снижению себестоимости производства, конечной стоимости продукта и в итоге к повышению конкурентоспособности. Это позволит не только увеличить ВВП, но и повысить инвестиционную привлекательность российских предприятий, поскольку будет выгоднее производить у нас. От снижения НДС выиграют местные бюджеты — увеличение регионального валового продукта приведет к росту налоговых отчислений в местные бюджеты, считает эксперт. (Ведомости, 17.01.05 г.)
Старший консультант Центра фискальной политики Владимир Редькин считает, что фискальное давление на экономику сохраняется на высоком уровне. «Формально ставки налогов снижаются, но если посмотреть, каковы отчисления в бюджет, то снижение налоговой нагрузки не столь кардинальное, как, например, снижение ставки налога на прибыль в 1,5 раза. Если на пике налоговой нагрузки она составляла 38% ВВП, то сейчас 33% ВВП, то есть изъятия из экономики сохраняются на большом уровне», — говорит В.Редькин. В то же время, по его словам, если правительство действительно ставит перед собой задачу достичь высоких темпов экономического роста путем снижения налоговой нагрузки, то необходимо в первую очередь снижать не НДС, а прямые налоги на доходы — налог на прибыль и ЕСН, в то время как подоходный налог, установленный с 2001 года на уровне 13%, является вполне адекватным. (Ведомости, 03.03.05 г.)
По мнению председателя правления петербургской торговой сети «Лента» Олега Жеребцова, «Отмена НДС, безусловно, благо и для бизнеса, и для экономики в целом и вряд ли серьезно отразится на бюджете страны. Однако сомневаюсь, что вариант отмены возможен. Альтернатива — заменить НДС налогом с продаж. Однако это нанесет колоссальный вред предпринимателям в сфере торговли и услуг, поскольку вызовет соразмерное ставке повышение цен. Вообще говоря, основным вопросом является не ставка НДС, а его качественное администрирование, так как в 50% случаев средства не поступают в государственную казну.»
Как считает исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев, «В принципе, НДС вполне можно было бы снизить до 10-12% при ужесточении администрирования этого налога. Сейчас он собирается процентов на 60. Из 1 трлн. руб. НДС, собранных в 2004 г., около трети вернули по экспортным контрактам.»
Как считает зам. главного редактора журнала «Двойная запись» Артем Родионов, «Уберем НДС — неизбежно чиновники продавят увеличение налога с продаж. В итоге пострадают потребители и все, кто работает с населением: компании сектора розницы, услуг населению, мелкий опт. НДС надо снижать, но 13% — излишне резкое предложение. У нас проводится практика плавного снижения налогов — ее надо продолжать, опуская планку на 1-2%.»
По словам руководителя УФНС по Самарской области Александра Бахмурова, «НДС отменять не стоит. Я бы снизил размер НДС и при этом отменил бы возврат НДС на экспорт или сделал так, чтобы его получали непосредственно производители.» (Ведомости, 03.03.05 г.)
В последние недели Президент В.Путин и ряд высших правительственных чиновников высказались за совершенствование налогового администрирования с целью улучшить положение бизнеса и ограничить действия налоговиков.
Вице-премьер А.Жуков от имени Правительства РФ на совещании с участием с Президента 8 февраля предложил следующее:
Минфин РФ доработал эти инициативы и 9 марта внес следующие предложения:
Таким образом, предложение А.Жукова проводить повторные проверки только в случае наличия подозрений в сговоре между налогоплательщиком и проверяющими, было отвергнуто Минфином, предложившем более мягкие основания проведения повторных проверок.
Администрация Президента РФ разработала поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие фактическую отмену презумпции невиновности налогоплательщика. В настоящее время взыскать с налогоплательщика штраф можно только по решению суда, причем в суд обращается налоговый орган. В соответствии с поправками штраф, может быть взыскан в бесспорном порядке, если налогоплательщик в 30-дневный срок не обратится в суд. Таким образом, в суд должен будет обращаться не налоговый орган, а налогоплательщик. В результате уже не налоговые органы будут доказывать виновность налогоплательщика, а налогоплательщик должен будет доказывать свою невиновность, т.е. презумпция невиновности, предусмотренная Налоговым кодексом, фактически отменяется.
Минфин в своих предложениях по совершенствованию налогового законодательства поддержал это новшество. По словам А.Кудрина, данные изменения нужны в связи с тем, что в настоящее время уплата штрафов требует судебного решения даже в тех случаях, когда налогоплательщик не оспаривает этого. В то же время, он указал, что законопроект, разработанный администрацией Президента, требует доработки.
В конце февраля Федеральная налоговая служба (ФНС) выступила с предложением увеличить срок давности для проведения выездных налоговых проверок с трех до пяти лет. В результате доначисления налогов по результатам проверок могут оказаться более ощутимыми, чем сейчас. Кроме того, налоговики могут воспользоваться изменением практики налогового администрирования и начать наказывать за те нарушения 5-летней давности, которые 5 лет назад нарушениями не считались.
В Кремле были также разработаны поправки к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам, вводящие общую конфискацию имущества. В настоящее время конфискация предусматривает безвозмездное изъятие лишь того имущества, которое использовалось для совершения преступления или было получено преступным путем. В соответствии с поправками, можно будет конфисковывать не только деньги, ценности и другое имущество, полученное в результате преступления, как это происходит сейчас, но также доходы и прибыль от этого имущества. Еще одно новшество — позволить на основании решения суда конфисковывать любое имущество, «предназначенное для финансирования преступлений». По мнению экспертов, этим правом правоохранительные органы легко смогут злоупотреблять. К примеру, по итогам налоговой проверки устанавливается, что компания уклонялась от уплаты налогов в крупном размере. Заводится уголовное дело. И по решению суда сначала арестуется, а затем конфискуется любое имущество проштрафившейся организации как «предназначенное для финансирования преступления», в данном случае — ухода от налогов.
Высказывания чиновников и политиков, представителей бизнеса
Президент России Владимир Путин на совещании 8 февраля высказался за упрощение налоговых проверок. Выслушав доклад вице-премьера А.Жукова, предложившего ограничить возможности налоговых органов по проведению проверок, В.Путин заявил, что он согласен с тем, что процедура налоговых проверок должна быть упрощена, а «сама проверяющая деятельность должна быть упорядочена». В то же время, Президент отметил, что «Федеральная налоговая служба функционирует достаточно эффективно, особенно в последнее время». (Интерфакс, 08.02.05 г.)
Президент РФ Владимир Путин 14 марта подверг критике существующий в России порядок регистрации предприятий малого и среднего бизнеса. Всем, кто открывает свое дело, «нужно давать медаль за личное мужество, потому что пока и правительству, и регионам не удается создать условия для свободного развития малого и среднего бизнеса», — сказал глава государства. В.Путин предложил правительству вместе с Советом Федерации и регионами «выйти на общие рамочные регламенты». Иначе, подчеркнул он, «эта вакханалия будет продолжаться и дальше». (Интерфакс, 14.03.05 г.)
Правительство не собирается вводить какие-либо репрессивные меры в отношении бизнеса для улучшения собираемости налогов, заявил премьер-министр РФ Михаил Фрадков на заседании совета по предпринимательству и конкурентоспособности 3 марта. Он также сказал, что надо форсировать создание системы информационного обеспечения уплаты налогов, в частности, чтобы отслеживать движение НДС и быстро выявлять те фирмы, в которых НДС пропадает. (Интерфакс, 03.03.05 г.)
Вице-премьер Александр Жуков на совещании с участием Президента РФ 8 февраля сообщил, что правительство подготовило ряд предложений по упорядочению налоговых проверок и рассказал о изменениях, которые предлагает внести правительство. По словам вице-премьера, этот план позволит «не допускать необоснованного давления на добропорядочных налогоплательщиков», а также «улучшить инвестиционный климат в России и укрепить доверие во взаимоотношениях бизнеса и власти». По его словам, в последнее время «все большее количество налогоплательщиков уплачивает налоги добросовестно».
Как сообщил вице-премьер, правительство предлагает проводить повторные проверки только «при наличии особых оснований полагать, что был возможен сговор налоговика с проверяемым». Как отметил А.Жуков, необходимость упорядочения налоговых проверок объясняется тем, что остаются «еще нормы в законодательстве, которые допускают двойные трактовки, что приводит к огромным количествам споров между налоговиками и плательщиками». «Надо внести поправки, которые бы однозначно трактовали нормы Налогового кодекса. Кроме того, необходимо четко регламентировать сроки проведения проверок и объем документов, который требуется для проверок», — подчеркнул вице-премьер. Он также сказал, что «жалобы должны рассматриваться в специальных подразделениях в налоговых инспекциях разных уровней, а не теми, кто проводит проверку». «Это позволит более объективно рассматривать жалобы и споры до вынесения актов судебного разбирательства, которые возникли по причинам различных трактовок законов и не по вине налогоплательщика», — отметил А.Жуков. А по «особо крупным претензиям» к налогоплательщикам вице-премьер предложил предусмотреть процедуру рассмотрения этих претензий вышестоящими налоговыми инстанциями. «История с «Вымпелкомом» показала, что нужно защитить компании от ошибок рядовых инспекторов», — сказал А.Жуков. Он сообщил также, что предлагается «четко определить перечень документов для камеральных проверок». «Сегодня, — сказал он, — в налоговом законодательстве этой четкости нет, что приводит к тому, что органы требуют неограниченного перечня документов у налогоплательщиков, которые, может быть, и вовсе не требуются. В связи с этим налогоплательщики тоннами возят эти ненужные документы». Правительство предлагает также, продолжал он, «строго ограничить и сроки выездных проверок». «Они могут быть продлены только в случае, когда требуется углубленная проверка по строго мотивированным заключениям проверяющих и когда проверяемые организации имеют большое количество филиалов», — отметил вице-премьер. «Предлагается установить, — продолжал А.Жуков, — что повторные проверки могут быть только при наличии особых оснований полагать, что при первичной проверке был возможен сговор налоговика с проверяемым». (Интерфакс, 08.02.05 г.)
Государство не должно использовать налоговую систему как карательный механизм в отношениях с бизнесом, заявил А.Жуков 14 февраля. «Нужны взаимные шаги навстречу друг другу государства и налогоплательщиков», — добавил вице-премьер. (Интерфакс, 14.02.05 г.)
А.Жуков заявил 16 марта, что административный гнет воздействия на бизнес в РФ является избыточным. В этой связи он сообщил, что в настоящее время правительством РФ готовится комплекс мер по восстановлению доверия бизнеса к власти и улучшению инвестиционного климата, создания для него комфортных и прозрачных условий. Это касается ряда мер в налоговом администрировании, в частности, законодательное ограничение налоговых проверок. Правительство также намерено активизировать использование механизма частно-государственного партнерства, в частности, в области транспорта и других проектов, сообщил вице-премьер. (Прайм-ТАСС, 16.03.05 г.)
Министр финансов А.Кудрин заявил 9 февраля, что предложения по упорядочению деятельности налоговых органов были 8 ферваля одобрены Президентом. «С сегодняшнего дня мы работаем над их воплощением», — сказал А.Кудрин. По его словам, планируется существенно ужесточить сроки проведения налоговых проверок, чтобы они не могли быть продлены или приостановлены. Также предполагается определить основания, при которых результаты налоговых проверок могут пересматриваться. Кроме того, А.Кудрин отметил, что будет определен исчерпывающий список документов, которые налогоплательщик предъявляет при камеральной проверке. При этом министр финансов подчеркнул, что это только часть мер, которые сейчас разрабатываются. Пакет предложений по улучшению налогового администрирования планируется разработать в течение месяца, добавил министр. (Интерфакс, 09.02.05 г.)
Министр финансов РФ А.Кудрин заявил в начале февраля, что законопроект, предусматривающий выплату налоговых штрафов без судебных решений, требует доработки. «Сам законопроект требует доработки. Сейчас штраф взимается по суду, и несмотря на то, что 90% налогоплательщиков согласны с санкциями, эти санкции требуют решения суда», — заявил он. А.Кудрин сообщил, что Минфин работает над внесением корректив в законопроект. «Мы работаем над этим. Это все, что я могу сказать по этому вопросу. Не хотел бы комментировать публикации в СМИ на эту тему, которые часто не верно интерпретируют некоторые аспекты законопроекта», — сказал министр. (РИА «Новости», 01.02.05 г.)
Минфин РФ считает, что необходимо повысить защищенность налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов, о снятии определенного напряжения, возникшего в последнее время в их отношениях. Об этом говорится в материалах Минфина c предложениями по реформированию налогового администрирования. Важно, чтобы осуществляемые Федеральной налоговой службой России меры по укреплению налогового администрирования не препятствовали безусловному соблюдению прав и законных интересов налогоплательщиков, обеспечивали самостоятельное и добросовестное выполнение налогоплательщиками своих обязанностей, отмечают в Минфине. Это может быть реализовано как путем внесения изменений в законодательство и, прежде всего, в часть первую Налогового кодекса, так и посредством осуществления мер по улучшению организации работы налоговых органов. (Прайм-ТАСС, 09.03.05 г.)
Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенников выступил против законопроектов, разработанных администрацией Президента РФ. « Речь идет о возвращении к социалистической системе конфискации, что абсолютно неправильно и лишено здравого смысла», — сказал П.Крашенинников. Что касается досудебной конфискации, то она, по мнению депутата, «противоречит Конституции и презумпции невиновности». Это касается и штрафов без суда, которые по существу являются изъятием собственности в виде финансовых средств. (Интерфакс, 01.02.05 г.)
Как сообщил 3 марта управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев, правила проведения налоговых проверок будут серьезно изменены в соответствии с предложениями, которые в начале февраля были одобрены президентом РФ Владимиром Путиным на встрече с вице-премьером Александром Жуковым. Сергей Пепеляев входит в состав одной из рабочих групп, разрабатывающих соответствующий законопроект. Говоря об основаниях для повторной выездной проверки, С.Пепеляев подтвердил, что их планируется проводить, только если судом будет установлено, что налогоплательщик вступил в незаконные отношения с проверяющими и это повлияло на результаты первоначальной проверки. Проверки будут строго ограничены по времени. Их конкретный срок пока обсуждается и он будет измеряться не в рабочих, а в календарных днях. Продлеваться же проверки будут только в исключительных случаях. К примеру, при необходимости проверить очень крупного налогоплательщика решение о продлении проверки будет приниматься вышестоящим налоговым органом, но также в установленных законом пределах. В исключительных же случаях проверка будет и приостанавливаться, в частности, при необходимости проведения каких-либо экспертиз либо встречной проверки (сейчас приостановка используется налоговиками с целью продления проверки). В сумме проверка может быть приостановлена не более чем на 20 дней. Работа налоговиков в аппеляционных комиссиях будет оцениваться по количеству отмененных судами (то есть уже после обращения налогоплательщика с жалобой в комиссию) решений, вынесенных по результатам налоговых проверок. «Число обиженных налогоплательщиков растет, впрочем, как и непрофессионализм налоговых органов. В такой ситуации можно смело говорить о кризисе системы налогового администрирования, который углубляется год от года. В этой связи необходимо срочно принимать меры», — заключил С. Пепеляев. (Интерфакс, 03.03.05 г.)
РСПП выдвинул собственные предложения, направленные на реформирование налогового администрирования. РСПП предлагает отнять у налоговиков право требовать у компаний первичные документы в ходе камеральных проверок, обязать чиновников составлять заключения по итогам проверок и увеличить сроки предоставления документов, затребованных в ходе выездных проверок. Бизнесмены также выступают против того, чтобы проверка вышестоящим налоговым органом нижестоящего превращалась в проверку налогоплательщика той же самой налоговой инспекцией, работа которой якобы проверяется. Предприниматели также хотели бы заранее согласовывать с налоговиками последствия планируемых сделок. А если чиновники списали средства со счета компании, а потом она доказала, что недоплаты не было, то государство должно заплатить пени за пользование деньгами. (Ведомости, 01.02.05 г.)
Комментарии СМИ и аналитиков
По мнению газеты «Коммерсантъ» («Проверяй, но отмеряй», 09.02.05 г.), Президент В.Путин достаточно осторожно отнесся к предложениям вице-премьера А.Жукова по либерализации налогового администрирования. Одновременно администрация Президента РФ подготовила поправки к Уголовному кодексу, восстанавливающие институт конфискации, а также к Налоговому кодексу, предусматривающие внесудебное взыскание штрафов. Таким образом, лишившись одних прав, налоговики всегда могут рассчитывать на получение новых, куда более мощных механизмов воздействия на налогоплательщиков, заключает газета. (Коммерсантъ, 09.02.05 г.)
Как считает издание «Газета» («Налоговиков призовут к порядку», 09.02.05 г.), в деле либерализации налогового администрирования «легкий успех правительственным либералам не грозит». Как сообщил газете один из чиновников Белого дома, «пока идет затяжная позиционная борьба». (Газета, 09.02.05 г.)
По мнению газеты «Время новостей» («Пиар-министр», 10.02.05 г.), министр финансов А.Кудрин поддерживает предложения по либерализации налогового администрирования. В то же время, пока не понятно, как эти предложения согласуются с инициативами другого крыла во власти, настаивающего, в частности, на взимании налоговых штрафов без решения суда и возврате процедуры конфискации имущества, отметила газета. (Время новостей, 10.02.05.г.)
Как считает газета «Новые Известия» («К регистрации вопросов нет», 16.03.05 г.), Президенту РФ докладывают о несуществующих проблемах малого и среднего бизнеса, в частности, трудностях при регистрации новых предприятий. Так газета прокомментировала слова Президента о том, что всем, кто открывает новое дело, нужно давать медаль за мужество. У отечественного малого бизнеса множество проблем — тяжелое налоговое бремя, давление со стороны крупных конкурентов и коррумпированных чиновников — однако регистрацию предприятия никак нельзя отнести к серьезным проблемам, считает газета. (Новые Известия, 16.03.05 г.)
Журнал «Эксперт» отмечает, что презумпция невиновности налогоплательщика уже давно «превратилась в пустой звук» и без предложений администрации Президента. Дело в том, что согласно действующему законодательству мытари имеют гораздо больше времени для взыскания в судебном порядке налоговых санкций, чем налогоплательщик, вознамерившийся оспорить в суде решение налоговых органов. Поэтому если налогоплательщик будет дожидаться, пока налоговый орган подаст на него в суд, то вне зависимости от исхода дела он лишится возможности признать недействительным решение налогового органа в части доначисления налогов и пеней. Поэтому уже сейчас инициатором судебного разбирательства в случае несогласия налогоплательщика с решением налогового органа о привлечении его к ответственности является сам налогоплательщик. (Эксперт, 07.02.05 г.)
По мнению газеты «Ведомости» («Налоговая загадка», 02.02.05 г.), предложение проводить повторные проверки лишь в случае подозрений сговора проверяющего и налогоплательщика способно изменить практику налогового администрирования. Если бы подобные правила действовали раньше, многомиллиардные претензии налоговиков к «ЮКОСу», выставленные как раз в ходе повторной проверки, возникли бы только в том случае, если бы все последние годы компания подкупала налоговых инспекторов. Газета также отмечает, что в Кремле одновременно одобряются противоположные предложения, направленные как на облегчение, так и на ухудшение положения налогоплательщика. «Как предложения, ограничивающие и усиливающие произвол налоговиков, уживаются в одной и той же государственной голове, понять невозможно», заключает газета. (Ведомости, 02.02.05 г.)
Правительство РФ 17 марта одобрило новую редакцию закона «О недрах», разработанную Министерством природных ресурсов (МПР). Кабинет министров поручил до 17 апреля 2005 года добработать проект закона «О недрах» для внесения его в Государственную Думу РФ. Минприроды РФ с участием Минэкономразвития и Минпромэнерго поручено доработать законопроект, включив в него такие вопросы как создание федерального фонда резервных месторождений и уточнение системы платежей за пользование недрами по договорам пользования участком недр. Кроме того, правительство поручило министерствам уточнить процедуры предоставления права пользования недрами без проведения аукциона.
В законопроекте недра признаются исключительно федеральной собственностью, что по мнению ряда СМИ противоречит принципу разделения полномочий между центром и регионами. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов высказался за то, чтобы делегировать регионам право распоряжаться природными ресурсами регионального и местного значения. Он также высказал мнение, что те факторы, которые привели к отмене принципа «двух ключей», в настоящее время утратили свое значение. Участники прошедших в Совете Федерации парламентских слушаний, посвященных законопроекту, отметили, что документ предусматривает дальнейшее сокращение прав органов государственной власти субъектов Федерации и исключение из отношений недропользования органов местного самоуправления.
Одним из основных новшеств законопроекта является переход к исключительно аукционному принципу предоставления права пользования недрами. Допускается и прямой договор между государством и инвестором, если кроме него на месторождение никто не претендует. В настоящее время законодательство предусматривает, что помимо аукционов лицензии могут выдаваться также на конкурсах, предусматривающих выполнение недропользователем различных дополнительных условий и не гарантирующих получение лицензии тем, кто предложил за нее больше денег. Конкурсная система неоднократно подвергалась критике за непрозрачность и высокую «коррупционную емкость». Ранее Президент В.Путин требовал, что закон «О недрах» должен быть «прямого действия, чтобы чиновник как можно меньше был включен в процесс лицензирования».
Законопроект предусматривает, что права на пользование недрами будут впредь предоставляться не на основе лицензионных соглашений, а на основе договоров (однако это не касается действующих лицензий).
Отзыв лицензии на право разработки участков недр у недропользователей будет применяться только в случае, если компания не ввела участок недр в эксплуатацию в срок, установленный лицензионным соглашением. В иных случаях будут применяться экономические санкции, сопоставимые с размером ущерба, нанесенного государству.
В проекте закона «О недрах» отражены принципы стимулирования вложений в геологоразведку. Пользователь недр, открывший месторождение в результате геологического изучения, получает автоматическое право на его разработку.
Возможности оборота прав пользования недрами в законопроекте пока не прописаны. Заместитель министра природных ресурсов РФ Анатолий Темкин сообщил: «По этому вопросу продолжаются дискуссии. Рассматриваются возможности перехода права пользования недрами от одного лица к другому как по разрешению компетентных государственных органов, так и с помощью более либеральных механизмов, например по уведомительной процедуре».
Согласно новому законопроекту, пользователем недр в стране могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в РФ. Таким образом, иностранные компании не смогут участвовать в аукционах, пока не зарегистрируют в России свою дочернюю компанию.
По некоторым сообщениям, законопроект запрещает передачу прав пользования стратегическими месторождениями «дочкам» иностранных компаний. По сообщениям СМИ, против этого положения выступил министр финансов А.Кудрин.
Законопроект был поддержан главой Минэкономразвития Г.Грефом, который отметил, что закон должен резко снизить уровень коррупции. Г.Греф также опроверг информацию о том, что в законопроекте предлагается ограничить участие иностранцев 51%-ми в добывающих предприятиях.
В то же время, некоторые компании, в частности «Газпром», выступили против исключительно аукционного принципа предоставления прав на пользование недрами. Против аукционного принципа выступил также председатель Высшего горного совета России Юрий Шафраник.
Президент Владимир Путин поручил правительству РФ предусмотреть инструменты защиты интересов людей и экологии от экономической деятельности при реализации нового закона о недрах. «Эти вопросы должны быть проработаны и внедрены в практику. Все обращают на это внимание. Никто не возражает, что общенациональные ресурсы должны находиться под контролем государства и федеральных властей, но должны быть разработаны механизмы защиты людей», — сказал президент РФ на совещании с членами правительства 14 марта.