Премьер Михаил Фрадков призвал увеличить собираемость налогов за счет активного привлечения к этой работе силовых ведомств.
Госдума не успеет в этом году принять законопроект, упорядочивающий процедуру проведения налоговых проверок. Налоговый подкомитет Госдумы распространил среди своих членов более 1 тыс. поправок к предложенному Минфином законопроекту, детальное рассмотрение которых может затянуться. Одна из поправок восстанавливает презумпцию невиновности налогоплательщика, которая отменяется законопроектом в его нынешнем виде. Поправки также ограничивают сроки проведения налоговых проверок и количества предоставляемых документов. Кроме того, впервые предлагается предусмотреть ответственность налоговых органов: за неисполнение обязанностей налоговому инспектору может грозить штраф 10-20 МРОТ (1-2 тыс. руб.), а за умышленно причиненный крупный ущерб (более 1 млн. руб.) сотрудник ФНС может быть посажен за решетку на десять лет. Свои поправки обещала прислать также президентская администрация, но пока этого не сделала.
Заявления представителей госструктур, политиков, предпринимателей
Председатель правительства Михаил Фрадков призвал руководителей субъектов федерации увеличивать собираемость налогов за счет активного привлечения к этой работе силовых ведомств. Об этом он заявил 7 ноября в ходе совещания по вопросам реализации федерального закона о развитии местного самоуправления. (Коммерсантъ, 08.11.05 г.)
Михаил Фрадков 30 ноября заявил, что от бизнеса зависит, «будут ли они спать спокойно, уплатив все налоги, либо у них есть возможности идти по пути наименьшего сопротивления, используя те или иные преференции». «И в такой постановке вопроса на второй план уходят темы налогового терроризма и коррупции в налоговых органах», — заметил он. «Они не уходят с повестки дня, но должны быть погружены в системную и ежедневную работу этих органов», — сказал премьер. Все вопросы налогового администрирования, борьба с налоговым терроризмом, должны в первую очередь «работать в интересах лишь добросовестного налогоплательщика». «Для этого, — пообещал Фрадков, — будут задействованы все имеющиеся в правительстве ресурсы — и информационные, и финансовые». М.Фрадков также отметил необходимость более тесного взаимодействия налоговых органов и правоохранительных структур. «К сожалению, в отдельных вопросах нам приходится бороться достаточно жестко, и зачастую врукопашную», — сказал М.Фрадков. (РИА «Новости», 30.11.05 г.)
Зампред комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков, комментируя призыв М.Фрадкова подключать силовые органы к сбору налогов, заявил газете «Коммерсантъ»: «Сигналы, которые руководство исполнительной власти посылает на места, очевидно, не останутся без внимания. Поэтому стоит ожидать репрессивных действий со стороны налоговых органов и силовых структур, если уж им дана такая отмашка». «Странно, что вместо того, чтобы бороться с реальными нарушителями налогового законодательства, власти пытаются перевести всех налогоплательщиков в категорию нарушителей и такими мерами стимулировать бюджетные поступления. При таком подходе нет никаких перспектив по развитию экономики и удвоению ВВП», — считает он. (Коммерсантъ, 08.11.05 г.)
Президент общероссийской общественной организации «Опора России» Сергей Борисов выразил «определенные опасения» по поводу привлечения силовых структур к сбору налогов. По его словам, «такая отмашка может по-разному восприниматься исполнителями на местах». «В том числе и не совсем добросовестными, которые могут воспринять это как сигнал к усилению налогового терроризма», — заявил он. И фраза Михаила Фрадкова о том, что в борьба за увеличение собираемости налогов для наполнения региональных и местных бюджетов должна вестись «без налогового терроризма, но разумно», вряд ли что-то изменит на практике, так как сигнал применять в отношении налогоплательщиков силовые методы уже дан. (Коммерсантъ, 08.11.05 г.)
Вице-премьер Александр Жуков негативно отозвался о депутатских поправках к законопроекту о налоговом администрировании. По его мнению, опасения предпринимателей вызваны «неправильной трактовкой принятого закона» (законопроекта, принятого в первом чтении). По его словам, существенно ничего не изменится, просто будет законодательно оформлена та практика, которая применяется налоговыми органами уже сейчас. А.Жуков также выступил против введения ответственности работников налоговых органов. «Получится, что налогоплательщик обернул дело в свою пользу, отсудил деньги, да еще налогового инспектора в тюрьму посадил? Только за последние два месяца налогоплательщики в среднем выигрывали в судах больше половины таких исков. При таком подходе через год в налоговых инспекциях некому будет работать.» (Ведомости, 01.12.05 г.)
Статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов 23 ноября высказался против депутатских поправок к законопроекту о налоговом администрировании. По его словам, для Минфина достаточно принципиально стоит вопрос о том, чтобы камеральные проверки не стали чисто формальной процедурой. По его мнению, камеральная проверка не должна сводиться к проверке правильности заполнения деклараций и правильности арифметических расчетов. В камеральной проверке должны быть элементы аналитики, то есть выяснения того, насколько данные декларации соответствуют ожиданиям налоговиков по начислению налогов организацией. «Эта позиция достаточно принципиальная», — подчеркнул замминистра.
Сергей Шаталов считает, что конкретная ответственность налоговых органов за проведение налоговых проверок не может быть прописана в рамках Налогового кодекса. Он напомнил, что в Налоговом кодексе предусмотрена ответственность налоговых органов, однако не указано какая это должна быть ответственность. В этой связи он отметил, что эта ответственность может быть предусмотрена в других законопроектах. (Интерфакс, Прайм-ТАСС, 23.11.05 г.)
Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Михаил Моторин выступил против депутатских поправок к законопроекту о налоговом администрировании. По его словам, «правительство введение ответственности налоговых органов в таком виде поддерживать не будет». На вопрос о том, в каком виде ответственность все-таки может появиться, Михаил Моторин заявил: «В том, в котором она уже существует». (Коммерсантъ, 23.11.05 г.)
Комментарии СМИ и аналитиков
По мнению газеты «Коммерсантъ» (статья «Михаил Фрадков предложил силовое решение налогового вопроса»), правительство намерено увеличить собираемость налогов силовыми методами. Так что налогоплательщикам вместо обещанной либерализации налогового администрирования следует готовиться к очередным налоговым репрессиям, пишет газета. В последнее время налогоплательщики находятся в недоумении. С одной стороны, власти наперебой обещают им избавление от «налогового терроризма» и упорядочение налоговых проверок, с другой — вводят внесудебный порядок взыскания налоговых штрафов (соответствующий закон президент Владимир Путин подписал на днях), отменяют презумпцию невиновности налогоплательщиков, предлагают узаконить практику привлечения налогоплательщиков к ответственности по результатам камеральных налоговых проверок, а сами проверки фактически приравнять к выездным (подобные новации содержатся в правительственном законопроекте о совершенствовании налогового администрирования, который сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме). Судя по тому, что до реализации благих обещаний дело не доходит, налогоплательщикам стоит готовиться к худшему. Что и подтвердил Михаил Фрадков, призвав глав регионов повышать собираемость налогов с помощью силовиков, говорится в статье.
По словам премьера, в деле борьбы за повышение собираемости налогов нельзя полагаться только на рост численности налоговиков, хотя «численность мы добавляем». Напомним, в августе Минфин внес в правительство предложение об увеличении численности сотрудников ФНС в 2006 году почти на 10%, или на 14,6 тыс. человек. И это несмотря на то, что еще в конце 2004 года министр финансов Алексей Кудрин обещал обратное — постепенное сокращение численности налоговиков по мере «автоматизации расчетов» и сокращения количества налогов с 50-60 до 15. Но правительство изменило свое мнение. И не только в отношении количества налоговых работников, необходимого для пополнения казны. «Подключайте УБЭП», — заявил премьер. И подчеркнул, что подобного рода меры «уже дают положительные результаты». (Коммерсантъ, 08.11.05 г.)
Как считает издание «Бизнес» (статья «Десять лет тюрьмы для налогового инспектора»), обсуждение законопроекта о налоговом администрировании обещает быть бурным. При подготовке к первому чтению законопроекта о совершенствовании налогового администрирования предпринимателям и Минфину так и не удалось прийти к компромиссу по главным вопросам. Остались нерешенными вопросы о сроках проведения выездных проверок и о порядке назначения повторных проверок, а также о списке документов, которые фискалы вправе истребовать во время камеральной проверки. Поступивший в Госдуму законопроект полностью устраивал только Минфин. Тем не менее он был одобрен в первом чтении, но депутаты налогового комитета обязались полностью его переработать ко второму чтению и свое обещание сдержали, подготовив более 1 тыс. поправок. «Представленные депутатами Андреем Макаровым и Натальей Бурыкиной поправки настолько серьезно ограничивают полномочия налоговых органов, что никто сейчас не берется предсказывать, будут ли они приняты. Думаю, их судьба будет решаться не в здании на Охотном Ряду, а в Белом доме и Кремле, — сообщил «Бизнесу» знакомый с процессом обсуждения поправок эксперт, попросивший не раскрывать его имени. — Я уверен, Минфин сделает все, чтобы не допустить принятия депутатских поправок».
Ключевым предложением все опрошенные «Бизнесом» эксперты считают поправку, которая фактически восстанавливает презумпцию невиновности налогоплательщика. Она предусматривает, что налоговики не могут списать штраф со счета предприятия без согласил на то бизнесмена. «В президентском законопроекте четко не указана процедура внесудебного взыскания штрафа. Предполагалось, что это будет сделано в поправках в НК, — рассказал председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы, эксперт «ОПОРЫ России» Михаил Орлов. — Но президентский законопроект начнет действовать с 1 января 2006 года, а изменения по администрированию с начала 2006 года действовать не начнут». Таким образом, несколько месяцев налоговики смогут списывать штрафы, как им заблагорассудится, заключает эксперт. «Впрочем, мы не думаем, что налоговые органы станут очень уж активно этим пользоваться», — надеется Михаил Орлов.
Кроме того, депутаты требуют установить процедуру налогового производства. Иначе говоря, любой процесс взыскания налоговых санкций будет разделен на четыре этапа: фиксация нарушения, составление акта по результатам камеральной или выездной проверки, публичное рассмотрение претензий с участием налогоплательщика и процесс обжалования. На каждой стадии бизнесмен сможет обжаловать действия налоговых органов. «И в этом случае взыскание штрафа может быть приостановлено», — поясняет Орлов.
Вместе с этим депутаты собираются серьезно ограничить права налоговых органов при проведении выездных и камеральных налоговых проверок. По замыслу разработчиков поправок, выездная инспекция должна длиться не более шести месяцев, а повторная проверка может быть назначена только в двух случаях: при реорганизации или ликвидации предприятия или же при возбуждении уголовного дела в отношении сотрудника Федеральной налоговой службы (ФНС). «Это вполне справедливо, — считает зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. — Мы же говорим о том, что проверка будет назначаться только в случае установления факта вины налогового инспектора». Депутаты также попытались ограничить список документов, которые вправе затребовать налоговики при проведении камеральной проверки. «Если налоговому инспектору во время камеральной проверки будет что-то непонятно, он может потребовать от налогоплательщика представить ему поясняющие документы, — говорит Орлов, — но какие именно документы предоставить инспектору, бизнесмен будет решать сам». (Бизнес, 23.11.05 г.)
По мнению газеты «Коммерсантъ» (статья «Налоговикам грозят добросовестностью налогоплательщиков»), правительство готовится дать отпор депутатским поправкам к законопроекту о налогов администрировании. В варианте, принятом в первом чтении, законопроект предусматривает широчайшие права налоговых органов — и никакой ответственности. При этом администрация президента, хотя и обещала, до сих пор так и не представила собственных поправок, правительство также молчит (Минфин вполне устраивает редакция законопроекта в первом чтении), и депутаты, по сути, решили самостоятельно переписать законопроект, существенно либерализовав его по сравнению с первоначальным текстом. Большая часть поправок была подготовлена в недрах налогового подкомитета Госдумы. Их подписали председатель подкомитета Наталья Бурыкина и зампред бюджетного комитета Андрей Макаров, говорится в статье.
Взять, к примеру, порядок и сроки проведения налоговых проверок. Во-первых, депутаты выступили против предложенного правительством порядка, при котором камеральные проверки, которые сейчас по закону должны быть проверками правильности заполнения налоговых деклараций, фактически превращаются в выездные. В принятом в первом чтении варианте налоговиков решили наделить правом истребовать в рамках таких проверок у налогоплательщиков любые документы (их перечень в законопроекте открыт), а также налагать штрафы — как при проверках выездных. То есть узаконить практику, к которой налоговики часто прибегают и сейчас. Депутаты предложили все-таки определить в Налоговом кодексе цели проведения каждой из проверок. Так, «целью камеральной проверки» должна быть «проверка правильности заполнения налоговых деклараций и соблюдения порядка расчета налогов», а выездной — «соблюдение налогоплательщиком или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах».
Кроме того, вместо максимальных 15 месяцев (как сейчас в тексте законопроекта) на одну выездную проверку депутаты предлагают 7 месяцев. А повторные выездные проверки хотят разрешить проводить только в случаях реорганизации или ликвидации налогоплательщиков (это предлагает и правительство), а также, если «возбуждено уголовное дело по факту преступных действий проверяющих инспекторов и эти действия могли повлиять на объективность выводов, содержащихся в материалах проверки». (Правительство предлагает сохранить действующий порядок, разрешив налоговикам проводить повторные проверки просто «в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку».) При этом, как заявил «Коммерсанту» Андрей Макаров, даже если по итогам повторной проверки, проводимой в рамках уголовного дела, окажется, что налогоплательщик недоплатил налоги, оштрафовать его налоговики не будут иметь права. «Это же проверка не налогоплательщика, а налогового органа», — пояснил депутат.
Большой блок поправок предусматривает введение уголовной ответственности для сотрудников налоговых органов, ущемляющих права налогоплательщиков. Как не раз заявлял Андрей Макаров, сейчас привлечь к ответственности можно разве что налоговика «в прямом смысле изнасиловавшего или убившего налогоплательщика». А для того чтобы, по словам Андрея Макарова, налоговые органы «просто так не бегали в суды», предлагается обязать их уплачивать госпошлину в случае проигрыша дела в суде.
Еще одна инициатива парламентариев — ввести в кодекс понятие «презумпции добросовестности налогоплательщика». «Налоговики сейчас активно манипулируют понятием недобросовестности. Его ввел в практику Конституционный суд. Чтобы уменьшить ущерб для налоговой системы от этого нововведения КС, мы и предлагаем ввести презумпцию добросовестности», — пояснил Андрей Макаров.
Готовы депутаты исправить и ситуацию, сложившуюся в связи с принятием президентского закона о внесудебном порядке взыскания налоговых штрафов. Сейчас законом налоговикам разрешается списывать с налогоплательщиков штрафы (до 50 тыс. руб. с предприятия и до 5 тыс. руб. с индивидуального предпринимателя) в произвольном порядке, так как никакие процедуры, способные защитить штрафуемых от возможного произвола, законом не предусмотрены. Депутаты поправки по процедурным вопросам внесли, не дожидаясь пока это сделает президентская администрация.
Однако тот факт, что рассматривать свои поправки парламентарии все-таки не торопятся, говорит о том, что позиция Кремля им небезразлична. Так что от того, какие поправки в итоге поддержит администрация президента, во многом зависит, какое налоговое администрирование получат в итоге налогоплательщики, считает «Коммерсантъ». Пока же, по словам зампреда комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергея Белякова, подготовленные депутатами поправки учитывают практически все требования предпринимателей. «Однако нет никаких гарантий того, что даже если мы получим очень хороший закон, ситуация с налоговым администрированием коренным образом изменится. Налоговики ведь просто могут продолжать нарушать закон, как они это делают и сейчас», — уверен Сергей Беляков. (Коммерсантъ, 23.11.05 г.)
Как пишет издание «Газета» (статья «Думцы бьются о стену»), подготовленный Минфином законопроект свелся к усилению контроля проверяющих органов. Хотя правительство писало законопроект, зная о требовании президента, который в апрельском послании Федеральному собранию призвал покончить с «налоговым терроризмом», но в нем не было учтено ни одно из положений, ранее согласованных с бизнесом. Депутаты пытаются исправить положение, пишет газета. Однако они уже отступают: например, уже не настаивают на закрытом перечне документов, необходимых при камеральной проверке, говорится в статье. (Газета, 23.11.05 г.)
По мнению газеты «Ведомости» (статья «Дума вспомнила пожелание Путина»), депутаты Госдумы стеной встали на пути налогового террора. Большинство депутатских инициатив наверняка порадуют предпринимателей, измученных произволом налоговиков, пишет газета. Чиновник Минфина отказался комментировать предложения парламентариев, сославшись на то, что не успел с ними ознакомиться. В Администрации президента дать комментарии также отказались. (Ведомости, 22.11.05 г.)
Издание «Газета» (статья «К чему прикладывается административный ресурс») скептически оценивает возможности депутатов и предпринимателей реально изменить законопроект о налоговом администрировании. Странно, что кто-то, а среди этих «кто-то» были многоопытные и авторитетные предприниматели, верил в то, что исход мог быть иным. Да, президент Путин громко заявил о «фискальном терроризме», о недопустимости разрушения налоговиками бизнеса налогоплательщиков, но кто, как не предприниматели, знали, чего можно ждать от налоговиков. А ведь отказались от требований снижения налогов, заменив их надеждами на «либерализацию» налогового администрирования. И зря, пишет газета. Что такое администрирование? Это организация любого процесса командирским методом приказов при контроле за их исполнением, но не ради самого процесса, а для достижения определенной цели. Иную, бессмысленную по определению ситуацию блестяще описал Марк Твен: «Когда цель скрылась из наших глаз, мы удвоили усилия». Из того, какова цель совершенствования (а не либерализации) налогового администрирования, никто никогда тайны не делал — увеличение собираемости налогов. Ну и как, спрашивается, прирастить собираемость — чайными церемониями с налогоплательщиками или проверками с пристрастием и с изъятием документов вместе с компьютерами и серверами, спрашивает газета. (Газета, 23.11.05 г.)
Как считает управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев, судебная система стала одним из наиболее серьезных факторов, влияющих на налоговый климат. Об этом он пишет в статье «Незаконно, но для общего блага», опубликованной в газете «Ведомости» 22 ноября. Все чаще суды руководствуются необходимостью защиты публичных интересов, понимая их по-своему. Суды не только снисходительно относятся к недостаткам в работе налоговых органов, но и сами готовы отказать налогоплательщикам в любых ситуациях, показавшихся сомнительными. Зафиксирован, например, случай, когда суд по собственной инициативе вынес решение о взыскании с налогоплательщика (пришедшего в суд за защитой от действий налоговых органов) и его контрагента (привлеченного судом в качестве третьего лица) в доход государства всего полученного по сделке, показавшейся суду странной, причем «все полученное по сделке» превышало сумму недоимки в 10 раз.
При этом действия налоговых органов способствуют перегруженности судов. В частности, несмотря на очевидную юридическую бесперспективность дела, налоговые органы подают жалобы в вышестоящие инстанции, что приводит к перегрузке судов, отвлечению налогоплательщиков, да и самих налоговых органов от своих основных задач. Например, практически во всех судебных округах вынесены решения, согласно которым налогоплательщики не должны уплачивать НДС с суммы пеней, штрафов, процентов и иных санкций, полученных от неисполнительных покупателей. Тем не менее, налоговые органы продолжают в ходе проверок начислять недоимки в подобных ситуациях. Имели место и случаи, когда в отношении юристов налоговых органов возбуждались уголовные дела за то, что они не направили апелляционную или кассационную жалобу.
Налоговые органы, заранее понимая, что действуют в определенных случаях незаконно, тем не менее выставляют налогоплательщикам претензии, рассчитывая, что некоторые налогоплательщики не будут спорить и часть начисленных сумм осядет в бюджете. Налицо подход: даже если незаконно, но для «общего блага», то допустимо. Такая ситуация возникла в условиях отсутствия персональной ответственности должностных лиц за намеренное незаконное изъятие (с фактической и юридической точки зрения — хищение) имущества налогоплательщика под видом взыскания налога. Существующих уголовно-правовых и административных запретов явно недостаточно, поэтому необходимо ввести специальную ответственность для должностных лиц государственных органов за преднамеренное изъятие чужого имущества, в том числе в рамках налоговых или иных публичных отношений.
В связи с большим количеством отказов (74% дел по заявлениям налогоплательщиков) налоговые органы пошли не по пути повышения качества своей работы, а по пути запугивания налогоплательщиков и судей. Налогоплательщиков вынуждают отказываться от защиты своих прав в суде, возбуждая уголовные дела или угрожая их возбуждением. Имеет место необоснованное направление представлений должностными лицами исполнительных органов власти в квалификационные коллегии судей. ККС, также находясь в обстановке страха, принимают решение о дисквалификации судей по совершенно надуманным обстоятельствам. За примерами далеко ходить не надо — они всем известны, считает С.Пепеляев.
Большинство налоговых споров сопровождается навешиванием ярлыков «недобросовестный налогоплательщик», «схема», «однодневка», «лжеэкспорт», «нарушение основ нравственности и правопорядка» и т.п. Налоговые органы считают, что эти термины освобождают их от доказывания фактических нарушений. Все эти категории имеют оценочный характер, т.е. оставляют слишком широкое поле для служебного и судебного усмотрения. Практически любой налогоплательщик сегодня может быть объявлен недобросовестным, поскольку общепризнанных критериев не существует.
Под разными формальными предлогами налоговые органы открыто не исполняют судебные решения или же скрыто препятствуют их исполнению.
Происходит и реализация незаконных решений силовыми методами. По статистике МВД, за первое полугодие 2005 г. количество возбужденных уголовных дел по налоговым составам УК РФ возросло на 47%, и это при том что все чаще налогоплательщики заявляют о принуждении их к уплате налогов. Такие заявления имеют под собой основу, так как большинство спорных ситуаций связано не с намеренным сокрытием объектов налогообложения, а с неуплатой налогов в условиях противоречивого законодательства. Другой инструмент для выкручивания рук — статья 76 НК РФ, которая позволяет заморозить все расходные операции по банковским счетам даже при наличии недоимки в один рубль или по причине почтового пробега в несколько дней, когда налоговая декларация направляется по почте. (Ведомости, 22.11.05 г.)
Министерство финансов подготовило законопроект об амнистии капиталов и передало его в администрацию президента на согласование. Согласно документу, любое физическое лицо может задекларировать любые средства, заплатить с них 13%-ный налог и в результате избежать уголовного преследования. Срок действия амнистии — 6 месяцев. Для того, чтобы впоследствии у налоговых органов не возникло желания перепроверить покаявшегося и все-таки привлечь его к ответственности, предлагается внести поправки в статью 45 Налогового кодекса «Исполнение обязанности по уплате налога и сбора», предусмотрев, что уплата налога будет считаться исполненной, если налогоплательщик действовал в порядке, установленном законом об амнистии. Однако от уголовной ответственности за нарушения таможенного и валютного законодательства налогоплательщиков по-прежнему никто освобождать не собирается, что делает эффективность законопроекта сомнительной.
Законопроект был разработан по поручению президента. 25 апреля Владимир Путин заявил в своем послании: «Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы».
Комментарии
Статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов полагает, что если согласование законопроекта об упрощенном декларировании доходов граждан затянется, этот закон может вступить в силу не с 1 января 2006 года, а с 1 июля. Об этом он заявил 23 ноября. Минфин надеется, что этот процесс завершится достаточно быстро. «Мы очень рассчитываем, что в следующем году этот механизм будет запущен», — подчеркнул С.Шаталов. В то же время он отметил, что 1 января это не критический срок для вступления в силу законопроекта о налоговой амнистии, и, возможно, что он будет запущен с 1 июля. При этом замминистра подчеркнул, что законопроект будет касаться только физических лиц.
С.Шаталов напомнил, что в результате работы над законопроектом была существенно изменена его концепция, и теперь предполагается, что гражданам не нужно будет вносить средства на счета в российские банки, нужно будет только задекларировать средства и уплатить 13%-ный налог. При этом, по его словам, не будет возникать оснований для проверки налогоплательщиков, задекларировавших свои доходы, со стороны российской финансовой разведки. Что касается возможных преследований по другим основаниям, в частности, в рамках валютного, таможенного или какого-либо другого законодательства, то, как отметил замминистра, в законопроекте не предусматривается специального решения таких вопросов. Он также напомнил, что фактически это будет индульгенция на задекларированную сумму. Если налогоплательщик задекларирует 1 млн. рублей, а налоговые органы обнаружат 2 млн. рублей, то претензии будут уменьшены на 1 млн. рублей. По оставшейся сумме налогоплательщик должен будет уплатить и пени, и штрафы. (Интерфакс, 23.11.05 г.)
Руководитель экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович поддерживает последнюю версию проекта закона о налоговой амнистии для физических лиц. «Этот законопроект находится сейчас на согласовании в администрации президента. Предложения разумны», — сказал он 22 ноября. По его словам, положительное заключение к законопроекту может быть вынесено в ближайшее время. А.Дворкович также поддержал предложение, что ставка при амнистии капитала должна составлять 13%. «Знаем, что есть разные точки зрения, но считаем, что ставка должна быть на уровне 13%», — сказал он. По словам главы экспертного управления, уменьшение этой ставки было бы «несправедливо по отношению к тем, кто добросовестно платил налоги». (Интерфакс, 22.11.05 г.)
Председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс заявил в середине ноября: «Налоговая амнистия — абсолютно бессмысленная для России вещь». По его словам, это «абсолютно неработоспособная схема». «Она работоспособна тогда, когда есть смена власти, и такая смена, которая по-настоящему надолго. А когда внутри существующего режима вдруг власть объявляет об амнистии, это не может вызвать настоящего доверия», — добавил глава РАО ЕЭС. (Коммерсантъ, 22.11.05 г.)
По мнению газеты «Коммерсантъ» (статья «Предложенная Минфином амнистия по-прежнему остается малопривлекательной»), предложенная Минфином амнистия, хотя и кажется куда либеральнее первоначальной, все равно остается малопривлекательным мероприятием для большинства потенциальных амнистируемых. Весной президент РФ выдвинул два условия для амнистии капиталов: она должна сопровождаться «уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки». Первоначально Минфин выполнил поручение президента буквально и подготовил законопроект, удовлетворяющий обоим требованиям. Однако в ходе его обсуждения выяснилось, что такая амнистия никому не нужна. Во-первых, речь шла о легализации исключительно денежных средств (деньги, вложенные в недвижимость или ценные бумаги, под амнистию не попадали). Во-вторых, в случае легализации крупных денежных сумм эта информация автоматически попадала в руки финансовых разведчиков (банки обязаны передавать в Росфинмониторинг информацию о любых сделках, превышающих 600 тыс. руб.), что также не прибавляло оптимизма тем, кто желает быть амнистирован. И, наконец, собственно прощение, то есть освобождение от уголовной ответственности, могли получить только те, кто недоплатил подоходный налог. Покаявшимся же нарушителям валютного и таможенного законодательства, а также получателям зарплат в конвертах (как соучастникам схем по уходу от единого социального налога) грозило уголовное преследование.
В новом варианте Минфина требование вносить деньги в банки снимается. Достаточно просто задекларировать любые средства (даже если они уже не являются «живыми» деньгами) и заплатить с них 13-процентный сбор. Таким образом, информацию об амнистируемых будут получать исключительно налоговики. Однако авторы не учли несколько моментов. Во-первых, получается, что от уголовного преследования будут освобождены только те, кто недоплатил налоги уже после вступления в силу закона об амнистии. Ведь чтобы распространить освобождение от уголовной ответственности и на ранее проштрафившихся налогоплательщиков, необходимо придать поправкам к 45-й статье НК обратную силу, чего пока законопроект не предусматривает. Во-вторых, от ответственности за нарушения таможенного и валютного законодательства налогоплательщиков по-прежнему никто освобождать не собирается. (Коммерсантъ, 22.11.05 г.)
Как считает газета «Ведомости» (статья «Нравственный шаг государства»), российская налоговая система такова, что выполнять все налоговые требования было невозможно. В результате бизнес ушел в тень, и не найти сейчас предпринимателя, у которого бы не было грехов перед фискальным ведомством. На условиях уплаты 13% уже сейчас можно легализовать любые суммы — есть масса способов задекларировать доход, заплатив с него сейчас даже меньше 13%. Мировой опыт проведения амнистии капиталов свидетельствует о том, что ключевым фактором успеха является пониженная ставка: в Бельгии при возвращении капиталов из-за границы в 2004 г. брался налог в 6%, в Италии в 2001 г. — 2,5%, а в Казахстане — 0%. По мнению газеты, амнистия — это обязательный нравственный шаг со стороны государства. Оно должно показать, что не считает преступниками своих родных детей, граждан, которые случайно оказались нарушителями в силу бестолковости законов. (Ведомости, 16.11.05 г.)
По мнению «Независимой газеты» (статья «Из налоговой амнистии выпустили дух»), серьезную реформу по легализации находящихся в тени капиталов чиновники свели к популистскому законопроекту, учитывающему интересы лишь узкой группы госслужащих. Надежда бизнесменов на то, что амнистия коснется юридических лиц, не оправдалась. Таким образом, документ не дает бизнесменам практически никаких поблажек, фактически исключая их из числа лиц, которые могли бы воспользоваться этой мерой. Кроме того, налоговая амнистия не дает никаких поблажек при нарушениях валютного и таможенного законодательств. В результате неясно, для чего вообще разрабатывался этот проект. Воспользоваться им может ограниченное количество лиц, преимущественно чиновники, считает газета. (Независимая газета, 24.11.05 г.)
Минэкономразвития и Минфин согласились с необходимостью дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти. Министерства разработали собственные предложения по этому поводу.
Минэкономразвития РФ в конце ноября направило на согласования в профильные ведомства проекты нормативных актов по дифференциации НДПИ при добыче нефти. Минэкономразвития предлагает дифференцировать НДПИ по критерию «выработанность», и ввести льготы при разработке новых месторождений. Для новых месторождений предлагается установить нулевую ставку НДПИ, а для месторождений с выработанностью более 80% — шкалу ставок с понижающими коэффициентами (максимальная скидка при этом составит 30%). Одновременно министерство подготовило перечень месторождений в Восточной Сибири и Тимано-Печерского региона, для которых может быть применена льготная ставка НДПИ. При этом Минэкономразвития считает, что все месторождения должны рассматриваться в правительстве в общем порядке (а не принимать особых решений по Восточной Сибири).
Министерство финансов весной будущего года планирует внести в правительство РФ проект поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для месторождений в Восточной Сибири. Налоговые каникулы предполагается предоставлять либо по объемам добычи нефти, либо на определенный срок. При этом Минфин предполагает предоставлять налоговые каникулы не для конкретных месторождений, а по географическому принципу.
Заявления и комментарии
Президент России Владимир Путин заявил 21 ноября, что Россия будет снижать налоговую нагрузку на добычу природных ресурсов, дифференцировать ставку налогов на добычу полезных ископаемых.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин в целом поддерживает дифференциацию НДПИ, но озабочен его администрированием. Об этом глава Минфина заявил 22 ноября на совещании по проблемам развития золотодобывающей отрасли с участием президента РФ Владимира Путина. «В свое время, отказавшись от дифференциации НДПИ, мы в значительной степени убрали коррупционный, субъективный фактор при сборе налогов», — напомнил он. «Возвращаясь к этой идее, надо будет усилить соответствующий контроль, иначе это может привести к тому, что собираемость намного упадет», — сказал министр. «Это, конечно, не должно нас останавливать, но это нельзя оставить без внимания», — подчеркнул А.Кудрин. (Прайм-ТАСС, 22.11.05 г.)
Алексей Кудрин считает возможным применение дифференцированной ставки НДПИ по золотодобыче. «Минфин в целом поддерживает это предложение», — сказал А.Кудрин. (РИА «Новости», 22.11.05 г.)
Замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил 2 декабря что, Минфин рассматривает несколько вариантов предоставления налоговых каникул по НДПИ для нефтяных компаний, которые будут осваивать месторождения в Восточной Сибири. Он сказал, что налоговые каникулы предполагается предоставлять либо по объемам добычи нефти, либо исходя из временных параметров, однако в последнем случае предстоит определить, «что будет точкой отсчета». (Интерфакс, 02.12.05 г.)
Сергей Шаталов считает, что налоговые каникулы для новых нефтяных месторождений могут заработать в следующем году. «Я уверен, что это может заработать в следующем году», — сказал он 24 ноября. Он отметил, что по этому вопросу есть полное согласие всех министерств и участников дискуссии по дифференциации НДПИ. По его словам, налоговые каникулы могут предоставляться по географическому принципу. Прежде всего, речь идет о месторождениях Восточной Сибири и Арктического шельфа. С.Шаталов также отметил, что пока еще есть вопросы, которые требуют дополнительного исследования: на какой срок должны предоставляться налоговые каникулы и каковы должны быть условия их предоставления. В частности, замминистра сообщил, что это может быть объем месторождения, выход на определенный объем добычи нефти или какие-то другие параметры. При этом, по его словам, намного сложнее стоит вопрос с дифференциацией НДПИ тех месторождений, где уже идет разработка. Предлагается много факторов дифференциации, и чем больше идет обсуждение, тем сложнее принять решение. «Я не уверен, что в ближайшее время нам удастся прийти к единому пониманию, тем более, что нефтяные компании имеют абсолютно разные точки зрения», — заключил замминистра. (Интерфакс, 24.11.05 г.)
Источник в Минфине сообщил 16 ноября, что профильные министерства в рамках дифференциации НДПИ рассматривают возможность повышения ставки налога для месторождений с существенными балансовыми запасами нефти. «Было заявлено: если хотите сниженную ставку для выработанных месторождений, то для месторождений с хорошими балансовыми запасами эта ставка будет поднята», — сказал источник. По его словам, данная инициатива не вызвала энтузиазма у сторонников дифференциации по критерию «выработанность». «Окончательного решения принято не было», — сказал собеседник агентства. (Интерфакс, 16.11.05 г.)
Замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов сообщил, что Минэкономразвития предлагает дифференцировать НДПИ по критерию «выработанность», и ввести льготы при разработке новых месторождений. При этом он отметил, что количество лет, в течение которых будет действовать нулевая ставка налога на новых месторождениях, еще будет согласовываться. Замминистра выразил надежду, что дифференцированная ставка НДПИ будет введена в действие с 1 января 2007 года. «Возможность предоставления льгот по НДПИ по пяти месторождениям нефти в Восточной Сибири и Тимано-Печоре рассматривалась, но принята не была. Будет общий порядок для всех месторождений», — сказал также он. Также не получила своего развития идея уже с 2006 года изменить шкалу взимания НДПИ при цене нефти Urals свыше $40. (Интерфакс, 28.11.05 г.)
Кирилл Андросов сообщил 16 ноября, что предлагается стимулирование разработки новых месторождений — Талаканского, Ванкорского и Тимано-Печорского. Перечень направлен на согласование в министерства и ведомства. Замминистра отметил, что при существующей ставке НДПИ их разработка неэффективна. Андросов отметил, что даже при возможности ввода с 2007 года адвалорной ставки и установления семилетних налоговых каникул их разработка все равно останется невыгодной из-за высоких транспортных издержек. По мнению Андросова, важно рассмотреть возможное государственное участие в предоставлении гарантий по кредитам на строительство трубопроводов. Говоря о льготах по НДПИ по новым месторождениям, Андросов сообщил, что министерством подготовлен список тех месторождений, по которым эта льгота должна предоставляться. (РИА «Новости», 16.11.05 г.)
Как сообщил 30 ноября замглавы департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Александр Гладков, максимальная скидка по НДПИ по выработанности месторождений может составить 30%. По его словам, это предложение содержится в направленном на согласование в ведомства и нефтяные компании РФ пакете документов по изменениям в налогообложении нефтяного сектора. По его словам, скидка будет даваться при выработанности месторождений от 80 и более процентов.
А.Гладков также сообщил, что в пакете содержатся предложения о введении налоговых каникул для новых месторождений на 7-летний срок от момента подачи нефти на узел учета или до выхода на 20-процентную мощность. Представитель Минэкономразвития заметил, что обсуждался и вопрос изменения формулы и шкалы НДПИ в сторону понижения. Но пока вызывает озабоченность то, что полученные нефтяными компаниями средства в размере 1,5 млрд. долл. от снижения НДПИ пойдут именно на инвестиции в отрасль. (Прайм-ТАСС, 30.11.05 г.)
Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко заявил в интервью газете «Аргументы и Факты», опубликованном 23 ноября, что дифференциация налога на добычу полезных ископаемых произойдет не ранее 2007 года. «Мы предлагаем сделать исчисление этого налога простым и некоррупционным, «отвязать» НДПИ от мировых цен. И предусмотреть налоговые каникулы для тех компаний, которые занимаются поиском новых месторождений и извлечением остатков из уже выработанных скважин. Разработка новых месторождений — это высокие издержки и риски. В последние 10 лет мы разведываем в 2 раза меньше, чем добываем. Если бы дифференциация НДПИ начала действовать прямо со следующего года — это было бы, конечно, неплохо. Однако реально это случится не раньше 2007 года», — сказал В.Христенко. (Интерфакс, 23.11.05 г.)
Глава Федерального агентства по энергетике РФ Сергей Оганесян заявил 29 ноября, что сейчас, по словам главы Росэнерго, налогообложение нефтяных компаний является слишком большим. В этой ситуации нефтяные компании не тратят деньги на геологоразведочные работы и не компенсируют запасы даже на 50%. В этой связи он считает, что необходимы изменения в системе обложения НДПИ, то есть дифференциация ставки в зависимости от трудноизвлекаемости запасов, а также льгот для новых месторождений. С.Оганесян также считает, что необходимо ввести поощрительные меры в виде налоговых каникул для компаний, которые развивают нефтеперерабатывающее производство, в частности, высокооктановых бензинов. (Интерфакс, 29.11.05 г.)
Как пишет издание «Газета» (статья «Налоговые каникулы придется отработать»), небольшие нефтяные компании вряд ли смогут выжить, если не дифференцировать НДПИ по степени выработанности месторождений. Однако выработать прозрачный механизм определения степени истощенности конкретного месторождения невозможно. Чиновники нашли выход: критерии состояния запасов каждого месторождения должны утверждаться специальным постановлением правительства. Видимо, считается, что это гарантия от коррупции, пишет газета. (Газета, 17.11.05 г.)