Президент России Владимир Путин 30 мая направил очередное Бюджетное послание руководству правительства и парламента. В сфере бюджетной политики Президент, в частности, рекомендовал:
В сфере налоговой политики:
В сфере макроэкономики и регулирования бизнеса:
Комментарии представителей госструктур и политиков
Начальник экспертного управления администрации президента РФ Аркадий Дворкович высказал мнение, что переход на уплату налогов и таможенных платежей исключительно в рублях, предусмотренный Бюджетным посланием, не вызовет особых проблем у налогоплательщиков. Он пояснил, что когда платежи происходят в других валютах, возникают технические проблемы, связанные с курсовой разницей, со сроками перевода этих денег в федеральный бюджет и их расходованием. По словам А. Дворковича, доля платежей, которые в настоящее время собираются в иностранной валюте, составляет порядка 10% от общего объема. Вместе с тем, по его мнению, отказ от транзитных счетов при перечислении таможенных платежей является большей проблемой. «Таможня может чуть больше или чуть меньше перечислить, чтобы отрегулировать выполнение плана», — пояснил А. Дворкович. Именно с этим связано предложение президента перейти на уплату таможенных платежей непосредственно в федеральный бюджет. А. Дворкович отметил, что на новый порядок уплаты налогов и таможенных платежей можно будет перейти со следующего года. (Интерфакс, 30.05.06 г.)
Выступая в Совете федерации 2 июня, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что правительство не планирует пересматривать утвержденные им «Основные направления налоговой политики на 2007-2009 годы» в связи с Бюджетным посланием президента. По словам министра, принципиальных противоречий между документами нет, а несколько содержащихся в послании новаций будут оформлены Минфином в законопроекты и внесены в Госдуму. Член СФ Леонид Рокецкий обвинил А. Кудрина в том, что он не учел положения Бюджетного послания. Однако министр претензии отверг. «Если вы сравните два документа, то не найдете в них больших отличий», — сказал А. Кудрин. (Коммерсантъ, 03.06.06 г.)
Вице-премьер РФ Александр Жуков считает, что бюджетное послание Президента РФ и необходимость учесть его положения не повлияют на сроки рассмотрения правительством проекта федерального бюджета на будущий год и прогноза социально-экономического развития на ближайшие три года. Он также подчеркнул, что в бюджетном послании президента отмечена необходимость с 2008 года утверждать трехлетний бюджет федеральным законом. «Это важная вещь, связанная с бюджетной реформой. Бюджетная реформа ориентирована на три года, и мы должны повсеместно ввести механизмы эффективного использования бюджетных средств», — сказал вице-премьер. (Интерфакс, 30.05.06 г.)
Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил 30 мая, что «в течение ближайшего месяца парламенту предстоит принять ряд законов в рамках реализации предложений, поставленных Президентом страны». В первую очередь, подчеркнул он, речь идет о демографии и финансовом обеспечении тех задач, которые были поставлены главой государства. «Все вопросы, которые касаются финансовой составляющей, должны быть приняты срочно», — считает Б. Грызлов. В частности, сказал он, речь идет и о законодательном обеспечении суммы в размере 250 тыс. рублей, которая будет выплачиваться матерям при рождении второго ребенка. «Средства, которые будут выплачены, составляют фонд будущих поколений, и матери могут потратить эти деньги на образование ребенка, улучшение жилищных условий», — подчеркнул Б. Грызлов. По его словам, самое большое внимание парламентарии в рамках реализации положений Бюджетного послания будет уделено национальным проектам, которые, как подчеркнул спикер, нуждаются в законодательном обеспечении. (Интерфакс, 30.05.06 г.)
Вице-спикер Государственной думы от фракции «Единая Россия» Владимир Пехтин заявил 30 мая, что парламентарии готовы предпринять конкретные шаги для реализации задач, обозначенных в бюджетном послании президента Владимира Путина на 2007 год. Он отметил, что, учитывая опыт прошлых лет, нынче в Государственной думе, скорее всего, также будет создана парламентско-правительственная рабочая группа по формированию бюджета и его обсуждению в так называемом нулевом чтении, в которую войдут представители всех фракций палаты. «Наша фракция «Единая Россия» в этой работе, безусловно, в приоритетном порядке учтет все определенные президентом задачи», — сказал В. Пехтин. Касаясь вопроса о приоритетах бюджетных расходов, напомнил В. Пехтин, глава государства особо подчеркнул, что в будущем году необходимо предусмотреть средства по выполнению принятых решений по повышению заработной платы работников бюджетной сферы, а также денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, президент указал на необходимость решить задачу повышения жизненного уровня пенсионеров, и качественно улучшить систему поддержки материнства и детства для существенного повышения рождаемости. «Мы целиком и полностью поддерживаем в этих вопросах президента, и я хочу напомнить, что по инициативе фракции «Единая Россия» в бюджете прошлого года было перераспределено в сторону усиления социальной направленности более 380 млрд. рублей», — подчеркнул В. Пехтин. (Интерфакс, 30.05.06 г.)
Как заявил заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Игошин, все поставленные Президентом задачи являются приоритетными. Касаясь антиинфляционных мер, обозначенных в документе, депутат считает, что президент оставляет кабинету министров «широкое поле для маневра». «На мой взгляд, главная антиинфляционная мера — улучшение инвестиционного климата. Именно здесь должны быть сосредоточены основные усилия исполнительной власти», — сказал И. Игошин. Кроме того, он подчеркнул важность принятия мер, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами и прозрачности бюджетного процесса.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева заявила, что в Бюджетном послании закреплены принципы бюджетной политики, которая в настоящее время реализуется правительством РФ. При этом главными акцентами являются борьба с инфляцией и формирование стабилизационного фонда. Депутат считает, что в послании отмечен целый ряд мер, с которыми можно согласиться. В частности, это касается предложений по реализации акцизной политики, дифференцированному применению налога на добычу полезных ископаемых, а также по стимулированию инновационной активности. Кроме того, положительным моментом является необходимость обозначения в проекте федерального бюджета на 2007 года расходов на реализацию комплекса мер, связанных с решением демографических проблем. В то же время О. Дмитриева полагает, что формирование стабилизационного фонда является стратегической ошибкой. «Изъятие средств не позволяет решать социально-экономические проблемы, и здесь не имеет принципиального значения, на какие цели планируется расходование средств фонда, так как это все равно не предполагает использование средств внутри страны», — считает депутат. (Интерфакс, 30.05.06 г.)
Депутат Госдумы Сергей Глазьев (фракция «Родина») считает, что Бюджетное послание президента Федеральному собранию свидетельствует о нарастании тенденции устранения государства от решения социальных задач. «Бюджетное послание президента вызвало разочарование у меня и у тех, кто ожидал действительно серьезных изменений в политике государства в направлении решения тех задач, о которых сам президент говорил в своем послании Федеральному собранию РФ», — сказал С. Глазьев. В частности, по мнению парламентария, из бюджетного послания президента можно сделать вывод, что государство, судя по всему, уже в будущем году откажется от традиционного сметного финансирования государственных учреждений, то есть поликлиники, больницы, школы должны будут перейти к нормативно-подушевому принципу оказываемых ими услуг. По мнению С. Глазьева, это означает то, что большинство таких учреждений и, прежде всего, находящихся в сельской местности, окажутся в состоянии финансовой катастрофы. Как сказал С. Глазьев, для того, чтобы реально переориентировать государство на решение задач социально-экономического развития, исходя из общемировой практики, необходимо повысить ассигнования на образование и здравоохранение в два раза, на науку — в три раза, на жилищное строительство — на порядок, используя для этого не только Федеральный бюджет, но и государственные инвестиционные структуры. (Интерфакс, 30.05.06 г.)
Комментарии СМИ и аналитиков
По мнению газеты «Коммерсантъ» (статья «Бюджет пошел на третий срок»), в Бюджетном послании Президент РФ разрешил тратить Стабфонд с 2009 года. Президент рекомендовал разделить безудержно растущий стабфонд на две почти равные части — резервный фонд, деньги из которого по-прежнему не будут тратиться и «фонд будущих поколений», расходовать который будет разрешено начиная с 2009 года. Главный идеологический пункт послания — замена всего одного слова, считает газета. В бюджетном послании-2006 президент, как пояснил советник президента Аркадий Дворкович, требовал «ограничить рост» непроцентных расходов бюджета уровнем роста экономики. В тексте послания-2007 указывается лишь на то, что госрасходы должны «расти адекватно» росту ВВП, то есть, как пояснили «Коммерсанту» вчера в администрации президента, могут в случае необходимости его превышать. Таким образом, сняты последние идеологические ограничения на рост госрасходов, считает газета. При этом Владимир Путин пошел навстречу Минфину, перенеся все дискуссии о судьбе Стбафонда на период после президентских выборов. (Коммерсантъ, 31.05.06 г.)
По мнению газеты «Ведомости» (статья «Президент отпустил расходы»), Владимир Путин фактически разрешил правительству смелее расходовать бюджетные деньги. Если год назад Президент говорил, что «темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпов роста экономики», то теперь формулировка изменилась: «прирост непроцентных расходов бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики», обратила внимание газета. Это означает, что непроцентные расходы могут расти несколько быстрее ВВП, объяснил руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович: «Мы видим, что точное соответствие на практике невыполнимо, да и нерационально с учетом большого профицита бюджета». Президенту нужно будет увеличить расходы на пенсии, национальные проекты и улучшение демографии, считает газета. (Ведомости, 31.05.06 г.)
Газета «Бизнес» сообщает, что Президент в Бюджетном послании рекомендовал снизить совокупную налоговую нагрузку на бизнес, радикально улучшить налоговое администрирование, а также ликвидировать трансфертное образование, используемое исключительно для минимизации уплаты налогов. Газета обращает внимание, что Президент «далеко не в первый раз» предлагает правительству последовательно сосредоточиться на совокупном снижении налоговой нагрузки и улучшить налоговое администрирование. Однако, похоже, дискуссия на тему налогов настолько затянулась, что уже и у аналитиков нет общего мнения о том, что же все-таки нужно бизнесу и как это совместить с интересами государства, говорится в статье. (Бизнес, 31.05.06 г.)
По мнению газеты «Время новостей» (статья «Охранная грамота»), Бюджетное послание свидетельствует, что главе Минфина Алексею Кудрину удалось отстоять в жестких дискуссиях свое видение финансово-бюджетной политики страны. Оно характеризуется максимально бережным отношением к средствам казны, даже тогда, когда ее объем в условиях сверхвысоких цен на нефть бьет рекорд за рекордом, считает газета. Подготовленное при непосредственном участии Минфина послание свидетельствует не только о том, что Алексей Кудрин тверд и предусмотрителен. Но и о том (и это самое главное), что Владимир Путин дал добро министру на реализацию его финансово-бюджетных идей, одновременно осадив многочисленных желающих неумеренно тратить и профицитный бюджет, и стабилизационный фонд, говорится в статье. В послании 2005 года глава государства уже говорил о необходимости привязки непроцентных расходов к ВВП, однако добиться этого не удалось. Вкупе с серьезным повышением зарплат бюджетникам и пенсий больших затрат потребовала монетизация льгот в 2005 году и реализация нацпроектов в нынешнем. Поэтому в 2005 году непроцентные расходы выросли до 15,3% ВВП, что на 0,6 процентных пункта выше уровня предыдущего года. Поэтому Президент в новом бюджетном послании подтвердил запрет на использование средств стабфонда, достигшего объема почти 2 трлн руб., внутри страны при бездефицитном бюджете. Борьба с лоббистами будет вестись за то, чтобы излишние бюджетные траты не привели к росту инфляции. Озвученные президентом приоритеты налоговой политики новых предложений не содержали. Из тех составляющих налоговой политики на будущий год, которые президент все же отметил, на первом месте оказалась проблема нефтяных налогов, считает газета. При этом в послании ни разу не упомянуто слово НДС — ни в плане администрирования, ни в плане снижения ставки. В марте нынешнего года дискуссии по реформе НДС были, похоже, волевым решением прекращены, а позиции спорящих сторон фактически законсервированы на неопределенный срок. Президент оставляет принятие крупных политических решений на следующий политический цикл, а в 2007-2008 годах приоритет будет отдаваться реализации более очевидных планов, говорится в статье. (Время новостей, 31.05.06 г.)
Как считает «Независимая газета» (статья «Стабфонд тронулся, господа министры»), глава государства вполне определенно высказался относительно застарелого спора между МЭРТом и Минфином касательно использования средств Стабфонда. Минфин всегда выступал против расходования фонда на любые цели, кроме досрочного погашения госдолга, в то время как глава МЭРТа Герман Греф долго настаивал на возможности инвестирования аккумулированных в нем доходов в наиболее значимые экономические проекты. Несмотря на то что в послании не определено, куда можно вкладывать средства из «фонда будущих поколений», судя по всему, его создание — это развитие идеи об инвестировании средств. Это значит, что компании могут рассчитывать на новый масштабный источник госфинансирования, говорится в статье. Более того, послание предписывает установить объем резервной части Стабфонда в процентном отношении к ВВП. Так как фонд растет значительно быстрее ВВП, при сохранении такой динамики «фонд будущих поколений» с течением времени может превзойти резервную часть Стабфонда. Содержатся в послании и другие неприятные для Минфина моменты, считает газета. Например, правительству предписано уже в следующем году увеличить пенсии «до минимального прожиточного уровня пенсионеров», отыскать средства на стимулирование рождаемости и финансирование нацпроектов, развитие нанотехнологий, замену перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте бюджетной поддержкой. Все это потребует увеличения госрасходов, причем на величину, явно опережающую темпы роста ВВП. В Бюджетном послании есть и еще одна новация — Путин поддержал создание системы одноканального финансирования здравоохранения. По информации «Независимой газеты», Михаил Зурабов предлагает создать единую компанию, которая будет управлять территориальными фондами обязательного медицинского страхования. По замыслу авторов реформы, одноканальное финансирование позволит оптимизировать государственные расходы при сохранении их объемов на существующем уровне. (Независимая газета, 31.05.06 г.)
Правительство и бизнес при посредничестве депутатов согласовали положения законопроекта о налоговом администрировании. Ключевым для снятия разногласий стало прошедшее 30 мая совещание в Кремле под руководством главы президентской администрации Сергея Собянина. Противоречия сохранились лишь по вопросу о закреплении в законе презумпции невиновности налогоплательщика и введении уголовной ответственности налоговиков за заведомо незаконные решения (но на презумпции невиновности РСПП уже не настаивает). Но предприниматели готовы не настаивать на этих положениях.
Однако итоговый документ, одобренный «в целом» бюджетным комитетом Госдумы 22 июня, существенно отличается от достигнутых договоренностей и вызвал резкий протест бизнеса. Окончательное рассмотрение законопроекта бюджетным комитетом ожидается 24 июня.
Предприниматели и чиновники первоначально согласовали следующие параметры законопроекта:
Бюджетный комитет 22 июня рассмотрел текст законопроекта, в котором договоренности нарушены следующим образом:
Второе чтение в Госдуме законопроекта о налоговом администрировании запланировано на 30 июня.
Комментарии
Новые поправки к первой части Налогового кодекса РФ, рассмотренные 22 июня на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, не согласованы с бизнесом, а их принятие откроет перед фискальными органами неограниченные возможности по давлению на предпринимателей. С таким заявлением выступили крупнейшие российские бизнес-объединения — РСПП «ОПОРА» и «Деловая Россия». «Поправки к НК в части регламентации контрольных мероприятий фактически дезавуируют все договоренности, достигнутые бизнес-сообществом ранее, и противоречат нашей позиции по наиболее принципиальным вопросам, которую мы считали согласованной в диалоге с органами государственной власти», — говорится в заявлении. «Бизнес не участвовал в обсуждении новых поправок и не поддерживает их», — подчеркивается в документе. «В предложенной редакции поправки содержат нормы, ухудшающие положение налогоплательщика по сравнению с ранее согласованными предложениями. Принятие закона с учетом предложенных поправок будет означать существенное ухудшение качества работы налоговых органов. Их деятельность будет направлена не на контроль исполнения налогового законодательства, а на формирование системы тотального давления на бизнес. Налогоплательщики будут всецело зависеть от действий должностных лиц, получающих практически неограниченные полномочия в сфере налогового контроля», — резюмируют бизнес-объединения. «Таким образом, будет проигнорировано поручение Президента по законодательному предотвращению налогового террора», — утверждают РСПП, «ОПОРА» и «Деловая Россия». (Интерфакс, 22.06.06 г.)
Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил 1 июня, что в Минфине и в администрации Президента прошли совещания, в результате которых «на 95% были сбалансированы все вопросы», вызывавшие споры с бизнесом и депутатами по законопроекту о налоговом администрировании. А. Кудрин отметил, что остались один-два принципиальных вопроса, а остальные — технические. К принципиальным он отнес вопрос о введении в Налоговый кодекс понятия «добросовестности налогоплательщика», а также введение уголовной ответственности сотрудников налоговых органов. Что касается вопроса о добросовестности, по мнению министра, «все согласились, что этот термин не должен быть в Налоговом кодексе». Однако он признал, что этот термин уже введен в оборот, в частности в судебной практике. В связи с этим, по его словам, было решено обратиться за дополнительными консультациями к главам Конституционного суда и Высшего арбитражного суда. При этом он высказал мнение, что использовать этот термин в судебной практике неправильно. (Интерфакс, 01.06.06 г.)
По мнению газеты «Ведомости» (статья «Налоговый террор продолжится» от 23 июня), депутаты и чиновники не выполнили договоренности с бизнесом и надежды предпринимателей на окончание налогового террора не оправдались. Вопреки обещаниям Президента, законопроект о налоговом администрировании не решит проблемы общения налоговиков с компаниями. Бюджетный комитет проигнорировал договоренности с бизнесом и 22 июня рекомендовал Думе утвердить законопроект в невыгодной для налогоплательщиков редакции, говорится в статье. Претензии бизнеса президент РСПП Александр Шохин изложил бюджетному комитету, на заседании которого присутствовали представители Минфина, налоговой службы. Но реакция на его резкое заявление была вялой: дискутировать с ним никто не стал, а бюджетный комитет рекомендовал Думе принять законопроект во втором чтении в нынешнем виде. Правда, нормы, касающиеся налоговых проверок, комитет лишь «принял за основу» и вновь соберется, чтобы их доработать. Это время РСПП будет использовать, чтобы напомнить депутатам и чиновникам об их обещаниях, сообщил А. Шохин. «На самом деле договор с бизнесом нарушили не депутаты, а Минфин — поскольку обещания предпринимателям давал [министр финансов Алексей] Кудрин», — сообщил «Ведомостям» сотрудник администрации Президента РФ. Он объяснил, что непосредственно перед совещанием у Собянина А. Кудрин проводил собственное совещание, где и были даны те обещания бизнесу, о которых говорит А. Шохин. А у Собянина речь шла только о «концептуальных политических договоренностях». (Ведомости, 23.06.06 г.)
Как считает «Коммерсантъ» (статья «РСПП обвиняет Госдуму в налоговом обмане» от 23 июня), бюджетный комитет 22 июня рассмотрел совсем не тот законопроект, который был согласован при участии администрации Президента РФ. Данное президентом Владимиром Путиным указание принять закон в июле 2006 года оказалось под угрозой срыва, считает издание. Изменение текста поправок не в пользу предпринимателей произошло после значительных уступок, на которые они пошли под давлением Минфина и администрации Президента. Так, бизнес отказался от введения в НК статьи о презумпции добросовестности налогоплательщика — это понятие будет лишь упомянуто в законопроекте, но не расшифровано, а потому останется декларацией (разъяснения о том, как применять его в судебной практике, сейчас готовит Высший арбитражный суд). Не будет в законопроекте и введения уголовного наказания для руководителей налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений. Наконец, согласился бизнес и на грозящий ему дополнительными расходами переход на предоставление налоговой отчетности в электронном виде. Из-за разногласий комитет Госдумы перенес рассмотрение спорных поправок, говорится в статье. (Коммерсантъ, 23.06.06 г.)
По мнению издания «Газета» (статья «Все или ничего» от 23 июня), налоговые договоренности бизнеса и власти сорваны. Казалось, большинство разногласий по поправкам удалось снять в ходе совещаний сначала в правительстве — у вице-премьера Александра Жукова, а потом в Кремле — у главы президентской администрации Сергея Собянина. Однако выяснилось, что это совсем не так, пишет газета. Предприниматели во главе с Александром Шохиным пытались обвинить депутатов в том, что их фактически предали. Однако такому поведению парламентариев есть объяснение. На последнем совещании в Кремле в качестве одного из условий прохождения законопроекта в Госдуме было названо наличие визы главы ФНС Анатолия Сердюкова на всех поправках, имеющих отношение к налоговым проверкам. В распоряжении «Газеты» оказался вариант поправок, завизированных главным налоговиком. Многое из того, что так не понравилось Шохину, в них присутствует. Впрочем, депутаты все-таки пока не стали переписывать их дословно. Иначе бы удивление предпринимателей было еще более сильным. В частности, ФНС хочет приравнять встречные проверки по статусу к камеральным и выездным, что фактически ставит крест на ограничении количества проверок для конкретного налогоплательщика. (Газета, 23.06.06 г.)
По мнению газеты «Коммерсантъ» (статья «Госдума покончит с налоговым администрированием» от 13 июня), продолжавшиеся полгода переговоры депутатов, Минфина и бизнеса сняли практически все спорные вопросы, касающиеся законопроекта о налоговом администрировании. Все это время депутаты при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей вели переговоры с Минфином, пытаясь переписать законопроект в пользу налогоплательщиков, пишет газета. (Коммерсантъ, 13.06.06 г.)
Как пишет газета «Ведомости» (статья «Конец налогового террора» от 31 мая), чиновники и предприниматели договорились о налоговом администрировании. Приказ Путина избавить бизнес от «налогового террора» правительство и депутаты пытаются исполнить с весны 2005 г. Но в Бюджетном послании Владимир Путин заявил, что поправки должны быть приняты в июле. В тот же день чиновники и депутаты бросились исполнять наказ. По сведениям «Ведомостей», поправки в Налоговый кодекс обсуждались сначала на совещании у министра финансов Алексея Кудрина, а затем у главы президентской администрации Сергея Собянина. В результате переговорщики решили отменить введенное с 1 января по настоянию председателя Высшего арбитражного суда Антона Иванова внесудебное взыскание налоговых штрафов меньше 50 тыс. руб. Эта мера позволила налоговикам сознательно дробить большие штрафы, чтобы обойтись без суда, лишая компании права на защиту. Но чтобы не перегружать суды, договорились ввести процедуру досудебного урегулирования. По поводу «добросовестности» договориться не удалось, однако глава РСПП А. Шохин признал, что «этому понятию не место в Налоговом кодексе». Хотя налоговики нередко отказывают в возмещении НДС со ссылкой на то, что компания должна была знать о недобросовестности своего поставщика, не уплатившего НДС. Не исключено, пишет газета, что суды поддержат отказ от двусмысленного термина «добросовестности». «Несложно изъять из оборота понятие, которое не закреплено в законодательстве», — сказал судья Конституционного суда Гадис Гаджиев. Председатель ВАС Антон Иванов также отрицательно относится к использованию понятия «добросовестность» в налоговых отношениях. Более правильным он считает применять термин «деловая цель»: не имеющие ее сделки могут признаваться недействительными. (Ведомости, 31.05.06 г.)
«Ведомости» (статья «Проверка без валидола» от 1 июня) считают, что уже с нового года налоговые проверки могут перестать быть ночным кошмаром каждого российского бухгалтера. Общаться с налоговиками станет гораздо проще, считает газета. Право проверять компании практически бесконечно признал за налоговиками два года назад Конституционный суд. Судьи решили, что чиновники, прервав выездную проверку, могут не засчитывать этот перерыв в срок проверки, ограниченный в Налоговом кодексе двумя месяцами. Теперь в обновленном кодексе будут указаны исчерпывающие причины для такой приостановки — их всего четыре: необходимость проведения экспертизы, встречной проверки контрагентов, направление запроса в другое государство и необходимость перевести документ с иностранного языка. В любом случае приостанавливать проверку можно будет не больше чем на девять месяцев (при направлении запроса в другую страну — до 12 месяцев). На время этого перерыва инспекция должна будет вернуть компании все документы. Предприниматели хотели бы исключить возможность произвола и при встречных проверках, т.к. часто встречные проверки превращаются в выездные проверки контрагентов налогоплательщика или используются для того, чтобы затянуть принятие решения. Но пока не удалось найти техническое решение этой проблемы. Меньше проблем будут доставлять бизнесу и камеральные проверки. «Сейчас такая проверка практически ничем не отличается от выездной — разве что проводится на территории инспекции», — приводит газета слова начальника отдела методологии налогообложения компании «Интеррос» Ирины Шарандиной. Теперь налогоплательщику достаточно будет представить в инспекцию только декларацию и те документы, которые указаны в Налоговом кодексе по конкретному налогу. В развитых странах налоговые проверки не обрушиваются на компании как снег на голову и не превращаются в то, что президент Владимир Путин назвал «налоговым террором», отмечает газета. (Ведомости, 01.06.06 г.)
Как считает издание «Газета» («Депутаты борются с налоговым террором» от 13 июня), хоть какая-то ясность с тем, каким же будет налоговое администрирование в будущем году, появилась только в конце мая. По словам зампредседателя бюджетного комитета Андрея Макарова, при этом соблюден «баланс интересов». Изменения коснулись практически всех статей первой части Налогового кодекса, устанавливающей общие принципы и процедуры уплаты налогов. Скорректированы, в частности, права налогоплательщиков. Если до сих пор налогоплательщики согласно кодексу зачастую имели право лишь «требовать» что-то от налоговых органов, к примеру соблюдения налоговой тайны, то теперь они получат право просто «на соблюдение и сохранение налоговой тайны». То есть требовать от налоговиков чего-либо уже не надо. Еще одно нововведение — нарушение налоговиками процессуальных форм будет являться основанием для отмены решения налогового органа (до сих пор соблюдения всех процессуальных форм требовали исключительно от налогоплательщиков). Уточнили депутаты и положения, касающиеся расчета трехлетнего срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности. Решено, что он будет считаться с момента вынесения решения о привлечении к ответственности. Правда, его течение можно будет приостановить, если, по словам Андрея Макарова, «лицо активно противодействовало проведению налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для налоговой проверки». (Газета, 13.06.06 г.)
По мнению газеты «Бизнес» (статья «Фискальный хеппи-енд»), реформа налогового администрирования, работа над которой шла почти полтора года, близится к завершению. Предпринимателям и чиновникам удалось найти общие мнения по большинству вопросов, хотя переговоры были долгими и трудными констатирует издание. (Бизнес, 06.06.06 г.)
Издание «Газета» (статья «Госпошлость» от 31 мая) полагает, что споры вокруг налогового администрирования продолжаются. Часть спорных вопросов сторонам все-таки удалось согласовать, пишет газета, однако остались и разногласия. При этом некоторые из принятых решений — в пользу предпринимателей, другие — в пользу налоговиков, говорится в статье. Тот факт, что такая презумпция невиновности налогоплательщика должна существовать, подтвердили все, полагает газета, хотя сам термин «добросовестности» по-прежнему устраивает не всех. По сведениям «Газеты», термин еще предстоит согласовать после дополнительных консультаций с Высшим арбитражным, а также Конституционным судами. В статье также говорится, что Минфин ратовал за узаконивание сложившейся практики, когда налоговики взыскивают с предпринимателей не только авансовые платежи по налогам, но еще и штрафуют их за несвоевременную уплату. Договорились, что штрафов в таких ситуациях не будет, но сами авансы, а также пени за просрочку платежей налоговики взыскивать все-таки смогут, говорится в статье. Кроме того, решено внести в Налоговый кодекс норму, в соответствии с которой нарушение существенных условий процедур проведения налоговых проверок (в частности, нарушение сроков проверки) является основанием для отмены соответствующих решений вышестоящим налоговым органом или судом. В выигрыше и налоговики: уголовную ответственность для них, даже если они сами заведомо привлекли к ответственности невиновного, решено не вводить, пишет газета. Не будут по-прежнему налоговые органы платить и госпошлину в судах в случае проигрыша дела. Это оставит налоговикам возможность заваливать суды необоснованными исками. (Газета, 31.05.06 г.)
Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев объявил о резком ужесточении критериев, по которым природные месторождения будут причислены к стратегическим. Планка отнесения месторождений к стратегическим снижена:
Эти критерии будут относиться к первоначальному распределению месторождений на аукционе и открытию стратегического месторождения в процессе геологического изучения.
В результате стратегическими могут быть признаны более 70 месторождений полезных ископаемых: около 30 нефтяных месторождений, 40 газовых месторождений, одно месторождение золота и три месторождения меди. Ранее к числу стратегических планировалось отнести всего пять месторождений.
Юрий Трутнев также сказал, что Минприроды пока не планирует вносить в правительство критерии отнесения месторождений никеля и платиноидов к категории стратегических. Однако ранее заместитель министра природных ресурсов РФ Анатолий Темкин заявлял, что «прорабатывается» вопрос о включении в перечень стратегических месторождений с запасами никеля; при этом речь идет только тех месторождениях, которые предназначены для геологоразведки, «а не о распределенном фонде».
Соответствующие изменения в законодательстве будут внесены либо с принятием нового закона «О недрах», либо в виде поправок к действующему закону «О недрах», если принятие нового закона затянется. Доступ иностранных инвесторов к стратегическим месторождениям будет ограничен.
Комментарии
Президент РФ Владимир Путин поддерживает изменения, связанные с критериями «стратегичности» месторождений. «Известно, что далеко не всем, даже странам с развитой рыночной экономикой, и не всегда удается создать прозрачные процедуры допускав свою экономику иностранных инвесторов, когда речь заходит о необходимости обеспечения национальной безопасности. Мы тоже ищем сбалансированные подходы к решению этой непростой проблемы. И считаем, что наша экономика прежде всего должна быть максимально открытой, максимально прозрачной. А необходимые с точки зрения обеспечения национальных интересов ограничения для инвесторов также должны быть максимально прозрачными. Важно, чтобы под видом защиты национальной безопасности не создавались необоснованные преграды для их работы. А для того чтобы российские инвесторы не сталкивались с аналогичными проблемами за рубежом, надеюсь, что и в других странах пойдут по этому пути и установят четкие правила по осуществлению инвестиций в стратегические отрасли», — сказал Президент РФ 14 июня. (Интерфакс, 12.06.06 г.)
Помощник Президента РФ Игорь Шувалов заявил 20 июня, что внутриполитическая ситуация в России пока не готова к неограниченному доступу иностранцев к стратегическим месторождениям. «Российские граждане сразу, с легкостью, не примут, если по самым крупным месторождениям мы проведем аукционы и передадим их в разработку иностранным компаниям. Я думаю, что внутриполитическая ситуация к этому не готова, и будет соответствующее отношение со стороны избирателей», — сказал он. Помощник Президента подчеркнул, что Россия в этом вопросе «никаких двойных стандартов не допускает». «С одной стороны, у нас есть опасения, настороженность и ответственность перед избирателями. Когда мы приглашаем иностранных инвесторов, надо делать это очень мягко, чтобы затем левые партии не сказали, что мы всю страну продали. С другой стороны, пуская сюда иностранных инвесторов, надо потихоньку обеспечивать на паритетных началах, там где (российские) бизнес-компании захотят, инвестирование в проекты за рубежом», — сказал Шувалов. «Это должно быть паритетное участие — 50 на 50 (процентов), 25 на 25 (процентов)», — сказал И. Шувалов. Помощник президента напомнил, что к стратегическим месторождениям России планируется допускать компании с участием иностранного капитала до 50%. При этом ни Газпром, ни какая другая российская компания не претендует на 100-процентное участие в зарубежных активах, указал Шувалов. «Мы не понимаем и не чувствуем, что правительство и компании в странах «большой восьмерки» готовы полностью открыть свои режимы для того, чтобы российские компании инвестировали», — отметил он. По словам Шувалова, взаимное недоверие может только усугубить ситуацию. «Сначала нужно на политическом уровне договориться... нужно создавать условия для взаимного проникновения и взаимного инвестирования... создать условия для взаимозависимости», — отметил он. Он не исключил, что в перспективе законодатель может снять ограничения на доступ иностранцев в стратегические активы России. «Если на политическом уровне создадутся благоприятные условия и понимание, что наша безопасность зависит от взаимозависимости, тогда и законодатель в дальнейшем будет исходить из того, что нужно закон соответствующим образом менять, не обеспечивая национальную протекцию, а наоборот, давать возможность на взаимной основе инвестировать друг в друга», — сказал он. (РИА «Новости», 20.06.06 г.)
Генеральный директор ОАО «Полюс Золото» Евгений Иванов считает, что предлагаемая Министерством природных ресурсов РФ планка отнесения месторождений золота к категории стратегических излишне низка. «Пятьдесят тонн — это излишне низкий порог, мы надеемся на открытую дискуссию по этому вопросу», — сказал гендиректор. (Интерфакс, 20.06.06 г.)
«Коммерсант» отмечает (статья «Крупные месторождения станут стратегическими»), что новостью, вызвавшей недоумение специалистов, стала упоминвашаяся в Минприроды возможность отнесения к стратегическим уже разрабатываемых и разведанных месторождений. Впрочем, в том, что новые ограничения будут распространяться на уже разрабатываемые месторождения, есть много сомнений. Так, в ТНК-ВР «Коммерсанту» заявили, что новая редакция закона коснется только месторождений, на которые будут выдаваться лицензии, и обратной силы иметь не будет. А поскольку лицензия на Ковыктинское месторождение получена ранее вступления в силу новой редакции, его собственников она не коснется и месторождение не может быть переведено в разряд стратегических. Возможное появление никеля в стратегическом списке рассматривается аналитиками и специалистами по-разному. Часть версий связана с интересами «Норильского никеля», который может стремиться не допустить появления в стране новых крупных западных игроков при разработке новых месторождений «профильного» металла, то ли пытаться застраховаться от враждебного поглощения мировыми гигантами, такими как ВНР Billiton или Rio Tinto. Окончательная точка в «стратегических» исканиях и колебаниях может быть поставлена в течение месяца, считает «Коммерсантъ». (Коммерсантъ, 06.06.06 г.)
По информации «Ведомостей» (статья «Иностранцам ходу нет»), требование ужесточить критерии отнесения месторождений к стратегическим родилось в администрации Президента РФ. На совещании 5 мая Владимир Путин предложил главе Минприроды Юрию Трутневу «поработать над критериями». Изменение критериев демонстрирует стремление государства усилить контроль за природными ресурсами, констатирует Стивен Дашевский из «Атона». Такой подход он называет «здоровым отстаиванием экономических интересов». Нужда в инвестициях будет толкать российские компании на создание консорциумов с нерезидентами, предполагает он, ссылаясь на развитие сахалинских проектов, Штокмановского и Южно-Русского месторождений. По мнению президента Московского международного нефтяного клуба Тогрула Багирова, в Думу текст попадет к июльскому саммиту G8, чтобы показать, на каких условиях ждут в России инвесторов. (Ведомости, 06.06.06 г.)
Как пишет «Российская газета» (статья «Отложенный штурм»), вопрос о том, какие месторождения считать стратегическими, обсуждается уже более полугода. Именно это стало причиной отзыва из Госдумы подготовленного к первому чтению законопроекта «О недрах». На высшем уровне было принято решение о том, что критерии отнесения месторождений к стратегическим должны определяться законом, а не правительственными решениями. (Российская газета, 06.06.06 г.)
По мнению газеты «Время новостей» (статья «Стратегический взгляд»), доступ иностранцев к недрам станет прозрачным, и получить его можно будет в обмен на активы. Четких правил для доступа зарубежных компаний к энергоресурсам Россия не могла сформулировать в течение нескольких лет. Законопроект «О недрах» был подготовлен и внесен в правительство Юрием Трутневым еще весной 2005 года, затем одобрен кабинетом министров и даже внесен в Думу. Но накануне первого чтения отозван. В правительстве законопроект претерпел значительные изменения, касающиеся прав иностранных инвесторов на российские недра. В частности, первоначально предусматривалось проведение только аукционов как наиболее прозрачного механизма распределения недр, затем «в особых случаях», которые определяет правительство, стало возможным и проведение конкурсов. Кроме того, ограничения не касались геологоразведки — теперь, если иностранцы открывают месторождение, запасы которого относятся к стратегическим, для его дальнейшего освоения им придется создать СП с российской стороной, где последней должен принадлежать контрольный пакет. Сначала к стратегическим относились всего пять нефтегазовых месторождений, которые пока находятся в нераспределенном фонде. Теперь речь идет о десятках месторождений газа и нефти, которые станут стратегическими. Для иностранцев пока только одна хорошая новость: скоро наконец станет ясно, на что они могут рассчитывать в нашей стране, говорится в статье. Для российского президента Владимира Путин инициативы подчиненных не оказались неожиданностью, и он полностью разделяет их взгляды на распределение недр. Однако до сих пор не до конца понятно, какие компании можно считать российскими. Однозначно к ним относятся лишь «Роснефть», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз». Ведь, например, более 50% в ТНК-ВР принадлежит иностранцам, но центр прибыли компании — «ТНК-ВР Холдинг» — зарегистрирован в России. А 60% акций ЛУКОЙЛа торгуются в виде ADR на зарубежных биржах. (Время новостей, 14.06.06 г.)
Как считает газета «Время новостей» (статья «Энргетический эгоизм»), многократные заявления российских чиновников о том, что стратегических месторождений, доступ иностранцев к которым ограничат, будет лишь несколько, оказались пустыми обещаниями. В преддверии июльского саммита «большой восьмерки», главной темой которого станет тема энергетической безопасности, власти приготовили иностранным инвесторам неприятный сюрприз. Понимание ошибок в энергетической политике в России и на Западе сильно различается. Если российские власти считают главной ошибкой «распродажу по дешевке» нефтяных компаний в середине 1990-х, то на Западе чаще обращают внимание на другое — во-первых, критикуют Москву за использование энергетического фактора в политических целях, а во-вторых, указывают на закрытость газо- и нефтедобычи для иностранных инвестиций на фоне недостатка собственных. По мере того как разработанный в Минприроды законопроект кочевал по органам власти, Юрий Трутнев постепенно сдавал позиции. В частности, в документе появился пункт, который предусматривал, что в случае, если иностранная компания в ходе геологоразведки открывает месторождение, запасы которого соответствуют стратегическим, то должна передать 50% в проекте российскому холдингу. Через некоторое время стало известно и о другой новации: ранее г-н Трутнев обещал, что в новый закон не будет предусматривать конкурсы — только аукционы. Однако в марте министр признался, что по решению правительства, «в исключительных» случаях, «коррупционноемкие» конкурсы все же могут проводиться. По мнению экспертов, поправки, внесенные в законопроект в течение последних месяцев, лоббируют государственные «Газпром» и «Роснефть». Вопрос о принятии документа несколько раз выносился на совещания у Владимира Путина. Очевидно, что снижение порога для определения стратегических месторождений — очередная уступка оппонентам Юрия Трутнева. Еще в прошлом году глава управления геологоразведки «Газпрома» Александр Райкевич заявил, что его концерн в целом поддерживает закон «О недрах», но настаивает на некоторых принципиальных изменениях. Что касается никелевых месторождений, то эксперты скептически оценивают возможность отнесения их к стратегическим. «Норникель» создал разведочное СП с британо-австралийской Rio Tinto, однако, имея в виду готовящийся закон «О недрах» и положение о «стратегических месторождениях», оставил за собой контрольную долю — 51%. Поэтому даже если СП удастся обнаружить месторождение, подходящее под разряд «стратегических», оно застраховано от риска не получить его в разработку. (Время новостей, 06.06.06 г.)
По мнению газеты «Бизнес» (статья «Иностранцам не прыгнуть через нефтяную планку»), большая часть наиболее перспективных месторождений окажется закрытой для компаний, контрольные пакеты которых принадлежат иностранцам. Правда, участвовать в разработке российских недр нерезиденты по-прежнему могут посредством проектов с совместным долевым участием и СРП. Газета приводит мнения аналитиков. «Новые правила нельзя назвать негативным моментом, это вовсе не какие-то уникальные в мировой практике меры. Например, не так давно США отказали китайцам в приобретении одной национальной нефтяной компании, причем, несмотря на то, что это было лучшее инвестиционное предложение», — сказал начальник отдела по связям с инвесторами НК ЛУКОЙЛ Геннадий Красовский. «Инвесторов данный шаг вряд ли отпугнет, все его ожидали и понимали, что государство никогда не отдаст контроль над столь важной отраслью иностранному капиталу. К тому же во всех странах именно такие механизмы давно существуют», — уточнил аналитик ИК «Уралсиб» Алексей Кормщиков. Геннадий Красовский считает, что правительство предлагает нерезидентам начать сотрудничество с российскими нефтяниками, именно так они смогут обойти запрет к обоюдной выгоде. Что же касается ныне работающих на рынке российских компаний, то у того же ЛУКОЙЛа никаких проблем с получением лицензий на новые месторождения не предвидится, ведь это компания-резидент. Так что говорить о тотальном госконтроле на российском нефтяном рынке пока что рано. Окончательного установления четких правил игры ждут все — и российские нефтяники, и нерезиденты, резюмирует газета. (Бизнес, 14.06.06 г.)
Госдума РФ 7 июня приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при освоении новых нефтяных месторождений и сниженный НДПИ для выработанных месторождений. НДПИ не взимается при условии достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в границах Якутии, Иркутской области, Красноярского края). При этом срок разработки месторождения должен быть равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых. Кроме того, законопроект предоставляет скидку по НДПИ в размере 70% для старых месторождений с выработанностью свыше 80%.
По сообщениям СМИ, ко второму чтению к законопроекту будут подготовлены поправки, расширяющие действие нулевой ставки НДПИ на новые месторождения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и на участки прибрежного шельфа. О поддержке этого предложения сообщил глава Минприроды Юрий Трутнев. Ранее Минэкономразвития (разработчик законопроекта о нулевой ставки) предлагало предоставить льготу по НДПИ для новых месторождений Восточной Сибири, Тимано-Печорской провинции и континентального шельфа. Однако после рассмотрения правительством в законопроекте остались льготы только для Восточной Сибири.
Заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов сообщил 7 июня, что в ближайшее время правительство представит еще три меры, направленные на стимулирование развития комплекса. В частности, речь идет о дифференциации НДПИ по качеству нефти, дифференциации акциза на бензин по его качеству и введении механизмов биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами. Соответствующие инициативы будут представлены в Госдуму до конца текущего года.
Как сообщили СМИ со ссылкой на неназванные информированные источники, законопроект о дифференциации НДПИ будет рассмотрен Госдумой 7 июля.
Комментарии
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев предложил распространить льготы по НДПИ на шельф и Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию. «Наше министерство будет предлагать продолжить работу по дифференциации НДПИ. Произойдет включение этих регионов до второго чтения в Госдуме или следующим пакетом поправок — не важно», — заявил министр 15 июня. (Интерфакс, 15.06.06 г.)
Заместитель главы Минэкономразвития Кирилл Андросов сообщил 20 июня, что его министерство рассчитывает на принятие поправок в Налоговый кодекс относительно нулевого НДПИ до конца июля. «Закон начнет работать со следующего года», — заявил он. По его словам, при сегодняшних условиях, даже при цене нефти в $52 за баррель, разработка новых месторождений Восточной Сибири, таких как Талаканское, Верхнечонское и Ванкорское, неэффективна. «Льготы делают их разработку рентабельной на уровне 12-15%», — подчеркнул он. Минэкономразвития ожидает, что вместе со строительством нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан льготы приведут к активному освоению месторождений региона, и к 2015 году прирост добычи нефти в Восточной Сибири составит порядка 50 млн. тонн. Дифференциации НДПИ по выработанным месторождениям к 2010 году позволит «дать добычу нефти на уровне 5-8 млн. тонн», отметил он. «Это сделает рентабельной разработку для малых и средних нефтяных компаний, прирост добычи ожидается как раз за счет них», — сказал К. Андросов. (Интерфакс, 20.06.06 г.)
Как отметил вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, принятие законопроекта о нулевой ставке НДПИ позволит разрабатывать нерентабельные месторождения. Кроме того, он отметил, что применение нулевой ставки НДПИ не только обеспечит максимальный эффект стимулирования разработки месторождений, но и не допустит выдачу необоснованных льгот при добыче огромных объемов нефти на начальном этапе освоения новых месторождений. «Мы не получим бюджетных потерь в настоящем, а в будущем лишь увеличим доходы бюджета. Это произойдет за счет сохранения объемов нефтедобычи с действующих месторождений и прироста добычи на новых месторождениях», — сказал вице-спикер. (Интерфакс, 07.06.06 г.)
По информации газеты «Коммерсантъ» (статья «Госдума повысила акцизы и снизила НДПИ»), многие положения законопроекта по НДПИ вызвали критику парламентариев. Ко второму чтению они намерены дополнить законопроект своими поправками. Впрочем, представители Белого дома предоставить депутатам возможность «поработать» с правительственными документами не обещают, говорится в статье. Депутаты не согласны с тем, что дифференциация НДПИ затронет только нефтяников. Как заявил Глеб Хор, бюджетный комитет палаты настаивает, чтобы льготы были распространены на газ и твердые полезные ископаемые (прежде всего — уголь). Не понравилось депутатам и предоставление режима налоговых каникул только трем регионам: Якутии, Иркутской области и Красноярскому краю (именно они составляют Восточно-Сибирскую нефтегазоносную провинцию). Также ко второму чтению они намерены расширить сферу применения льгот по НДПИ за счет включения в законопроект шельфовых месторождений. Однако представивший депутатам законопроект замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов вполне определенно дал понять парламентариям, что рассчитывать на расширение льгот по НДПИ за счет других регионов, а также газа и угля им не стоит. Это, по его словам, может произойти только в неопределенном будущем. Реальные шансы на получение льгот есть только у шельфа, говорится в статье. Этого в своем недавнем Бюджетном послании потребовал от законодателей Владимир Путин. (Коммерсантъ, 08.06.06 г.)