Госдума 11 октября приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2007 год. Согласно принятым поправкам ко второму чтению, раздел «Общегосударственные вопросы» был сокращен на 10,6 млрд. рублей. За счет этих средств на финансирование национальной экономики дополнительно направлено 1,9 млрд. рублей, на финансирование ЖКХ — 2,3 млрд. рублей, на межбюджетные трансферты — 2,5 млрд. рублей, на финансирование культуры и СМИ — 2,6 млрд. рублей, на финансирование образования — 83 млн. рублей, на раздел «Социальная политика» — 300 млн. рублей, финансирование раздела «Здравоохранение и спорт» — 30,7 млн. рублей, раздела «Охрана окружающей среды» — на 250 млн. рублей.
Всего на финансирование раздела «Общегосударственные вопросы» будет направлено 810,76 млрд. рублей, на «Национальную оборону» — 821,48 млрд. рублей, «Национальную безопасность и правоохранительную деятельность» — 664,99 млрд. рублей, на «Национальную экономику» — 497,80 млрд. рублей. Расходы раздела «Образование» составят 278,55 млрд. рублей, «Культура, кинематография и СМИ» — 67,71 млрд. рублей, «Здравоохранение и спорт» — 206,18 млрд. рублей. Финансирование раздела «Социальная политика» составит 211,25 млрд. рублей. Межбюджетные трансферты заложены в сумме 1,84 трлн. рублей. Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2007 год утвержден в сумме 260,42 млрд. рублей. Всего сумма расходов федерального бюджета составляет 5 трлн. 463 млрд. рублей.
Кроме того, депутаты рекомендовали правительству РФ до рассмотрения проекта бюджета в третьем чтении представить в Думу обоснование выделения 30 млрд. рублей в качестве взноса РФ в уставные капиталы системообразующих организаций электроэнергетики. Депутаты также рекомендовали правительству РФ рассмотреть вопрос об увеличении с 15% до 20% планируемой с 1 сентября 2007 года индексации фонда оплаты труда бюджетников. Также правительству рекомендуется рассмотреть вопрос о дополнительной господдержке организаций серийного производства ближнемагистрального самолета российского производства. Планируется, что Госдума рассмотрит в третьем чтении проект федерального бюджета на 2007 год на пленарном заседании 10 ноября.
«Парламентская газета» отмечает (статья «Битва за статьи расходов»), что принятие федерального бюджета во втором чтении не обошлось без разногласий. Член фракции «Родина» (Народно-патриотический союз)» Сергей Глазьев выступил с пожеланием доработать бюджет пока не поздно. По его мнению, в первом чтении депутаты согласились в проекте бюджета выбросить на ветер полтора триллиона рублей. «Это аморально на фоне таких проблем, как детская беспризорность — как минимум, полмиллиона детей мы не можем обустроить. Не менее важна и проблема развала инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства», — заявил он. «Если мы не хотим войти в учебники по психиатрии, как пример коллективной шизофрении», — отметил Глазьев. С такой позицией не согласился глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Он напомнил, что из первого раздела бюджета комитетом перераспределено более 10 миллиардов рублей, в том числе и на социальные вопросы. В частности, на покупку жилья детям-сиротам из интернатов. «Этот вопрос очень принципиально ставился депутатами. Выделены также средства на улучшение социальных условий для военнослужащих и другие социальные вопросы», — сказал Юрий Васильев. Как напомнил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам, докладывая по законопроекту, еще в ходе нулевого и первого чтений с Правительством были достигнуты соглашения по увеличению расходов бюджета на 2007 год более чем на 100 миллиардов рублей для усиления социальной направленности бюджета, развития инфраструктуры, строительства федеральных и региональных дорог, строительства и реконструкции взлетно-посадочных полос, международных аэропортов, метро, финансирования нацпроектов, а также для повышения сбалансированности бюджетов РФ. (Парламентская газета, 12.10.06 г.)
По мнению «Независимой газеты» (статья «Заговор равнодушных»), бюджет сверстан под полным контролем Кремля и проштампован думским большинством. Газета обращает внимание, что обсуждение бюджета размером в четверть триллиона долларов заняло всего 5 часов, в то время как, например, бюджет 1997 г. размером лишь 25 млрд. долларов обсуждали несколько дней. Теперь же все заранее известно и давно знакомо, говорится в статье. Это очень напоминает единодушное одобрение проектов Госплана советским народом, считает газета. То же невнимание к деталям (поскольку вряд ли реально они от кого-то из одобряющих зависят), те же миллиарды, которые непонятно как контролировать. В таком бюджетном «одобряемосте» есть еще одна неприятная сторона. Согласно недавним социологическим опросам, большинство молодых людей, еще недавно видевших себя бизнесменами, теперь склоняются в пользу чиновничьей службы. Оно и неудивительно: при таком равнодушном подходе к распределению госсредств, который демонстрируют депутаты, нетрудно вообразить себе масштаб коррупции, расцветающей на этих деньгах, — и помечтать, как хорошо было бы припасть к этому источнику, заключает газета. (Независимая газета, 12.10.06 г.)
Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила ряд поправок в Налоговый кодекс, которые существенно ограничивают деление бизнеса на мелкие компании с последующим переходом на упрощенную систему налогообложения. Эти поправки могут вступить в действие уже в 2007 г. Поправки поддержаны Минфином и их планируется внести ко второму чтению законопроекта, содержащего изменения в главы Налогового кодекса о специальных режимах налогообложения.
Поправки предусматривают, что ограничения для перехода на «упрощенку» будут распространяться не только на компанию, применяющую или намеревающуюся перейти на упрощенный налоговый режим режим, но и на ее взаимозависимых лиц. «В случае если налогоплательщик является взаимозависимым лицом, то ограничение по доходам и (или) по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов определяется в целом по взаимозависимым лицам», — говорится в поправках. Кроме того, предполагается запретить организациям, созданным на базе ликвидированных или реорганизованных путем разделения или выделения, переходить на упрощенную систему.
По данным ФНС, в настоящее время около 1 млн. налогоплательщиков применяют упрощенную систему налогообложения.
Как отмечает газета «Коммерсантъ» (статья «Налоговики хотят усложнить жизнь «упрощенцам»), налоговики мотивируют необходимость принятия поправок тем, что небольшие предприятия сейчас активно дробятся на мелкие с целью сократить свои налоговые платежи. Сами предприниматели утверждают, что проблема надумана и ФНС просто не нравится сама льготная система налогообложения. Газета напоминает, что введенная в 2003 году глава Налогового кодекса об упрощенной системе налогообложения существенно снизила фискальное давление на малый бизнес. Предприятия с выручкой не более 20 млн. руб. в год со стоимостью основных средств не более 100 млн. руб. и численностью сотрудников до 100 человек вместо четырех основных налогов (НДС, ЕСН, на прибыль, на имущество) вносят в госказну единый платеж. Его ставка — по выбору предпринимателя: 6% с выручки или 15% с прибыли. Предприниматели, с которыми борются ФНС и Минфин, считают эту инициативу вредной, а саму проблему дробления — надуманной. «Несмотря на все наши обращения, чиновники не смогли привести нам реальные примеры дробления бизнеса с целью сокращения налогов», — заявил президент «ОПОРы России» Сергей Борисов. По его словам, малые предприятия действительно зачастую создают себе подобные, тиражируя свой успешный опыт: «Но это не дробление, а «клонирование», за счет которого у нас сейчас есть рост малого бизнеса». Председатель «Деловой России» Борис Титов сообщил «Коммерсанту», что не знает примеров дробления среднего бизнеса ради сокращения налогов. «Зачастую предприятия отдают часть своих функций на аутсорсинг. Во многих случаях такими аутсорсинговыми компаниями на начальном этапе становятся их стопроцентные «дочки». Но это абсолютно нормальная ситуация», — отметил Борис Титов. По его словам, проблема разделения существует на уровне индивидуальных предпринимателей, но ее значение для развития экономики и собираемости налогов ничтожно. (Коммерсантъ, 28.09.06 г.)
Издание «Газета» («Налоговики усложняют жизнь бизнесу») констатирует, что Министерство финансов и Федеральная налоговая служба выступили за ужесточение законодательства, позволяющего налогоплательщикам пользоваться преимуществами упрощенной системы налогообложения. По словам председателя Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергея Борисова, в ограничения, позволяющие пользоваться упрощенной системой, сейчас укладываются разве что «торговцы семечками и пирожками», что никак не способствует развитию малого бизнеса. Тем не менее власти предлагают дополнительно ужесточить действующие ограничения и установить дополнительные барьеры на пути предпринимателей к упрощенной системе, отмечает газета. В целях предотвращения дробления средних и крупных предприятий на мелкие ФНС предложила, а Минфин поддержал идею распространить действующие ограничения не только на компанию, применяющую или намеревающуюся перейти на спецрежим, но и на ее взаимозависимых лиц. Очевидно, что взаимозависимыми могут считаться очень большое количество налогоплательщиков. К примеру, если у сети мелких точек розничной торговли один учредитель, они считаются взаимозависимыми. Понятно, что уложиться в новые ужесточенные требования им будет нелегко. «Мы считаем, что если эта мера будет направлена исключительно против крупных предприятий, которые дробятся, хотя Минфин нам так ни разу и не смог привести ни одного примера такого дробления, то введение подобных ограничений оправданно. Но при этом необходимо обезопасить действительно малые предприятия, существенно повысив для них планку, по достижении которой переход на упрощенную систему становится невозможным», — заявил «Газете» Сергей Борисов. «Использование малых предприятий, в которые зачастую компании переводят, к примеру, свои непрофильные производства, — это нормальный, разрешенный законом способ оптимизации издержек. А подобными инициативами фактически разрешается одному учредителю иметь только одно малое предприятие. Тогда это запрет на предпринимательскую деятельность, что вообще является нарушением Конституции», — уверена глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. (Газета, 28.09.06 г.)
По информации газеты «Коммерсантъ» (статья «Малого бизнеса станет больше»), 3 октября правительственная комиссия по законопроектной деятельности под руководством вице-премьера Александра Жукова утвердила концепцию нового закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Главная идея — льготы, которые сейчас имеют сейчас предприятия с численностью до 100 чел., будут распространены и на предприятия с числом работников до 250 чел. На них распространится упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход. Кроме критерия численности работников для малых предприятий могут быть введены и критерии максимального размера годовой выручки и стоимости основных средств — их будет устанавливать правительство. Общественные организации малого бизнеса довольны концепцией и считают предлагаемые ограничения оправданными, говорится в статье. (Коммерсантъ, 04.10.06 г.)
Заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил 30 сентября, что предложения по повышению предельного порога доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, не планируется. «Дискуссии в части налоговых послаблений малому бизнесу закончились», — сказал замминистра. (Время новостей, 02.10.06 г.)
Президент РСПП Александр Шохин заявил 27 сентября, что РСПП будет продолжать отстаивать свои предложения по снижению единого социального налога (ЕСН), налога на добавленную стоимость (НДС) и возврату инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Он также не исключил за замену НДС на налог с продаж. Кроме того, глава РСПП предложил снизить ставку ЕСН путем выделения из этого налога страховых платежей.
РСПП выступил против введения прогрессивного налога на недвижимость. По словам А. Шохина, уменьшить спекулятивную составляющую на рынке недвижимости можно другими способами, — например, с помощью введения высоких налогов на перепродажу квартир в течение года с момента покупки.
Кроме того, РСПП разработал поправки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), не позволяющие налоговым органам доначислять горнодобывающим компаниям дополнительные суммы налога, исходя из стоимости концентрата, а не добытой руды.
28 сентября А. Шохин встретился с министром финансов Александром Кудриным и обсудил с ним налоговые предложения РСПП.
9 октября А. Шохин выступил с новыми инициативами, включая снижение НДС до 13%, упрощение возврата НДС экспортерам, снижение ЕСН до 13-14%, заключение соглашения между бизнесом и властью по трансфертному ценообразованию.
Как пишет «Время новостей» (статья «Прогрессивный налог — враг прогресса»), последние несколько лет представители крупнейших бизнес-организаций боролись прежде всего за улучшение налогового администрирования, а теперь, похоже, решено вновь вернуться к вопросу о снижении налоговых ставок. Причем после долгого периода, когда предприниматели поддерживали практически все властные инициативы, они вновь готовы спорить с членами правительства, не раз заявлявшими о том, что возможности снижения налогового бремени исчерпаны, говорится в статье. Президент РСПП Александр Шохин резко возразил даже самому Дмитрию Медведеву, который накануне предложил ввести прогрессивный налог на недвижимость. Газета отмечает, что некоторые предложения РСПП созвучны предложениям, разработанным Экспертным управлением президента под руководством Аркадия Дворковича. (Время новостей, 28.09.06 г.)
По мнению «Коммерсанта» (статья «Гендерное уравнение»), РСПП фактически поддержал все реформы, предлагаемые структурами правительства и отдельными чиновниками. Так, комментируя недавнюю встречу с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым по поводу реализации нацпроекта «Доступное комфортное жилье», на которой была оглашена идея прогрессивного налога на недвижимость, Александр Шохин дипломатично заметил: на многие вопросы стороны «смотрят похоже». По мнению господина Шохина, само по себе введение в России такого налога ударит по законопослушным покупателям недвижимости. Тем не менее репрессии против инвесторов в жилье глава РСПП уже поддерживает и готов развивать. Так, Александр Шохин предложил ввести налог на перепродажу новых квартир в течение года. «Коммерсантъ» отмечает, что Пенсионный фонд РФ намерен фактически повысить ЕСН (увеличить планку регрессии налога, составляющую сейчас 280 тыс. руб. в год). Если ранее РСПП выступал застрельщиком инициатив в социальной области, выдвигающим идеи либерализации на трудовом рынке и в области личных доходов граждан, то теперь ситуация поменялась. РСПП ищет компромиссы в рамках идей, выдвинутых государством, а сама власть выдвигает все более радикальные инициативы, считает газета. (Коммерсантъ, 28.09.06 г.)
Как считает газета «Бизнес» (статья «Ультиматум Минфину»), бизнес активизировался неслучайно, видимо, предприниматели почувствовали негласную поддержку на самом высоком уровне. Как уже сообщал «Бизнес» ранее, предложение снизить НДС и ЕСН выдвинул спикер Госдумы Борис Грызлов. Незадолго до этого в очередной раз о намерении отстаивать точно такую же позицию напомнил глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, идеолог замены НДС на налог с продаж и последовательный сторонник снижения ЕСН. Позиция экспертного управления и Госдумы нашла самое живое понимание у бизнеса, говорится в статье. До последнего времени сторонникам этих идей не удавалось преодолеть сопротивление Минфина. Единственное, на что соглашается ведомство Алексея Кудрина, это обсудить рекомендацию правительства рассмотреть возможность реанимации инвестиционной льготы, а также освободить от налога на прибыль дивиденды в рамках холдингов. О снижении НДС Минфин готов говорить не ранее 2009 года, а его замену на налог с продаж считает вовсе нецелесообразной. Эксперты прогнозируют, что Минфину будет все труднее сдерживать прессинг сторонников снижения налогового бремени. Однако снижение налоговых ставок будет напрямую зависеть от внешней конъюнктуры. (Бизнес, 28.09.06 г.)
По мнению «Российской газеты» (статья «Осталось 55 лет»), бизнес последовательно борется за уменьшение налоговой нагрузки. 28 сентября президент РСПП Александр Шохин встречался с министром финансов Алексеем Кудриным, чтобы еще раз обсудить эту тему. Между тем Минфин до последнего времени придерживался мнения, что сейчас дальнейшее снижение ЕСН нецелесообразно, и прежде всего из-за серьезной ситуации пенсионного и прочих социальных фондов. Но сократить поступления в социальные фонды, то поправить их бюджет можно лишь сокращением расходной части. Уменьшать пенсии нельзя, более того, их нужно время от времени индексировать. Тем более что и президент пообещал заметное увеличение реальных доходов бюджетникам и пенсионерам к 2008 году. Значит, остается одно — повысить возраст выхода на пенсию, говорится в статье. И сейчас многие 60-летние продолжают работать, аргументируют свою позицию сторонники такого подхода. Правда, если верить соцопросам, главная причина долгой трудовой активности большинства работающих пенсионеров кроется не в их излишне горячей любви к профессии, а куда более прозаична: пенсии у нас слишком маленькие, выжить на них можно, а нормально жить — трудно. (Российская газета, 29.09.06 г.)
«Коммерсантъ» (статья «Крупный бизнес идет на понижение») пишет, что РСПП пытается публично оптимизировать налоговую систему. Главные инициативы — «публичное соглашение» государства и бизнеса по трансфертному ценообразованию, реформа ЕСН и возврат инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Минфин вряд ли отнесется к ним благосклонно, но предприниматели надеются на президента. Часть предложений касаются реформирования единого социального налога. Бизнес считает, что он слишком высок, и давно добивается от правительства его снижения с 26 до 13-14% (по исследованиям «Деловой России», при такой ставке предприниматели готовы массово «обелять» зарплаты). Однако правительство дальше обещаний не идет и предлагает в перспективе заменить ЕСН на обязательные страховые платежи. Но Александр Шохин выступил с новой инициативой. По его словам в России следует ввести налоговые льготы для тех предпринимателей, которые тратят дополнительные средства на социальное обеспечение работников. Заместитель руководителя комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей Беляков пояснил, что речь идет о возможности уменьшать ЕСН на размер отчислений на социальные нужды. Таким образом, часть нынешних социальных отчислений будет оставаться в распоряжении предприятий. Впрочем, Минфин вряд ли согласится с этими предложениями. Второй объект внимания РСПП — налог на добавленную стоимость. По мнению Александра Шохина, «НДС в России должен стать инструментом промышленной политики государства в различных отраслях». Речь идет как о снижении ставки НДС до 13%, так и о расширении льгот по этому налогу. Пока Минфин не рассматривает возможность снижение НДС, по крайней мере до 2009 года, и в прошлом году отбил атаку на этом направлении премьер-министра Фрадкова. Что касается льгот, то, как заявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов, «надо создавать равные конкурентные условия, а не множить льготы, а для поддержки отраслей лучше оперировать экспортными пошлинами». Выступает Минфин против и другого предложения предпринимателей — замены НДС на налог с продаж (несмотря на то, что его поддерживает глава Экспертного управления президентской администрации Аркадий Дворкович). Еще одно предложение РСПП — заключение публичного соглашения между бизнесом и государством по трансфертному ценообразованию. По словам Александра Лившица, такие правила действуют в Европе и Австралии и одобрены Организацией экономического сотрудничества и развития как более прогрессивные. Он пообещал убедить в этом замминистра финансов Сергея Шаталова. Наконец, РСПП подтвердил позицию по возврату инвестльготы по налогу на прибыль: союз настаивает на возврате этой меры. «Крупный бизнес никуда не будет уходить, он прозрачен, и воспользоваться льготой без инвестиций он просто не сможет», — заявил Александр Лившиц. Как и прежние инициативы, РСПП предполагает продвигать свой пакет налоговых реформ в основном через президента Путина. И на ближайших встречах с ним готов представить их. (Коммерсантъ, 10.10.06 г.)
Издание «Газета» (статья «Шаталов — мой любимый замминистра») констатирует, что предприниматели намерены влиять на формирование налоговой политики. К радикальному снижению ставок налогов бизнесмены больше не призывают. По словам главы комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Александра Лившица, они в России и так «ничем не хуже, чем в других странах». Главное — наладить эффективное налоговое администрирование, не обременительное ни для налогоплательщиков, ни для государства. В частности, это относится к НДС. И, в первую очередь, к проблеме его невозмещения налогоплательщикам. РСПП прогнозирует, что в будущем году проблема будет обостряться. Выполнить планы увеличения сбора этого налога, зафиксированные в проекте бюджета на 2007 год, налоговики могут только за счет роста отказов в его возмещении. К радикальному решению — замене НДС налогом с продаж — в РСПП относятся настороженно. «Надо 100 раз подумать, а на 101-й отказаться от идеи налога с продаж», — считает Александр Шохин. Однако с тем, что систему сбора НДС надо реформировать, в РСПП согласны. Еще одна головная боль и для налоговиков, и для налогоплательщиков — трансфертные цены (цены сделок внутри компании). Первые всеми силами с этим ценами борются, последние пытаются их отстоять. «Власти гоняются за этими ценами, придумывая все более и более изощренные формы контроля. Итог: только 0,4% дел, связанных с трансфертным ценообразованием, налоговики выигрывают в судах», — пояснил Александр Лившиц. По его мнению, проблему трансфертного ценообразования можно решить иначе — ввести практику соглашений с государством о трансфертных ценах, применяемых внутри корпорации. «В отношении десятков крупнейших корпораций эти соглашения должны подписываться лично их президентами и министром финансов. Можно и под телекамеры. Такая практика есть и в Европе, и в Австралии, и других странах, она одобрена Организацией экономического сотрудничества и развития», — продолжил Александр Лившиц. Кроме того, предприниматели мечтают о том, чтобы налоговики стали публиковать на своем сайте перечень «агрессивных» схем минимизации налогов, которые могут вызывать вопросы со стороны проверяющих, а следовательно, рискованных в использовании. Однако главные свои надежды РСПП связывает с налогом на прибыль. Речь идет не о его снижении напрямую, хотя и эту идею предприниматели поддерживают, а о возврате так называемой инвестиционной льготы, позволявшей до 2001 года вычитать из налогооблагаемой базы часть средств, потраченных на инвестиции. По словам Лившица, в 1992 году инвестиционная льгота была введена преждевременно. «При той инфляции никакой льготой заставить людей инвестировать было невозможно. Это было лишь способом ухода от налогов», — пояснил он. Сейчас же «не 1992 год». А что касается использования льготы для ухода от налогов, то по крайней мере за крупный бизнес Александр Шохин ручается: «Он не будет уходить от налогов, так как у крупного бизнеса все на виду. И вообще я не знаю страну, где нет поблажек для тех, кто инвестирует». (Газета, 10.10.06 г.)
В распоряжении газеты «Ведомости» оказалось письмо замминистра экономического развития Кирилла Андросова вице-премьеру Александру Жукову, в котором он предлагает изменить правила амортизации основных средств. По мнению Андросова, при амортизации нужно учитывать не балансовую стоимость актива — т.е. ту по которой его купили и поставили на баланс предприятия, а реальную — с учетом переоценки. Это позволит российским предприятиям сэкономить до 1 триллиона рублей за три года за счет налога на прибыль.
В настоящее время использовать результаты переоценки для расчета налога на прибыль российским предприятиям запрещено. Запрет был наложен в 2002 г., когда выяснилось, что после отмены инвестиционной льготы переоценка стала самым популярным способом минимизации налога на прибыль. Тогда многие компании переоценили свои фонды, чтобы увеличить амортизацию и уменьшить налог. В результате Госдума срочно приняла поправки в Налоговый кодекс, задним числом ограничивающие использование переоценки для расчета налога на прибыль.
Но запрет негативно сказался на экономике, считают в Минэкономразвития. Смысл амортизации в том, чтобы по окончании срока службы старого актива накопился фонд, достаточный для покупки нового. А амортизация, рассчитанная от низкой балансовой стоимости, не обеспечивает полного возмещения выбывающего имущества. Направив сэкономленные деньги на обновление оборудования, бизнес ускорит рост ВВП за три года на 0,3-0,6 процентного пункта, надеется Минэкономразвития. Однако Минфин решительно возражает, утверждая, что компании могут направить эти средства не на инвестиции, а на выплату дивидендов. По мнению Минфина, бюджет потеряет 1 трлн. рублей за три года. «Бюджетные потери будут меньше», — возражает замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. После переоценки активов увеличатся поступления от налога на подорожавшее имущество. А благодаря обновлению оборудования вырастет производительность предприятий, их прибыль, и в результате они заплатят больше налогов. Эксперты РСПП подсчитали, что с учетом всех перечисленных факторов, например, в 2007 г. бюджет недосчитается лишь 174 млрд. руб. (Ведомости, 25.09.06 г.)
Как пишет «Российская газета» («Экономия в триллион»), суть очередной инициативы МЭРТ заключается в том, чтобы при амортизации учитывать не балансовую стоимость актива, а восстановительную — с учетом переоценки, по рыночной стоимости. По данным аналитиков, если разрешить компаниям учитывать переоценку, то уже в 2007 году они сэкономят на налоге на прибыль 276 миллиардов рублей, в 2008 — 333 миллиарда, 421 миллиард рублей — в 2009 году. Инициатива МЭРТ интересна не только предпринимателям, но и региональным властям. Для большинства субъектов федерации основными источниками средств сегодня служат два налога — на доходы физических лиц и на прибыль. Налог на прибыль составляет почти треть, а в некоторых регионах, например, в Тюменской области, до двух третей объема бюджета. Практика льготной амортизации активов показала, что ею пользовалось лишь прибыльные предприятия. Убыточные и низкоприбыльные предпочитали основные средства не переоценивать. Таким образом, это может стать исключительно оптимизацией налога на прибыль без увеличения инвестиций. (Российская газета, 05.10.06 г.)
Заместитель министра финансов Сергей Шаталов считает, что нынешняя амортизационная политика «уже достаточно либеральна». «Если мы заинтересованы в привлечении определенных передовых технологий, импорте нового оборудования, в том числе отсутствующего сегодня в России, можно пойти значительно дальше..., уменьшить сроки его амортизации. Эти возможности практически безграничны. Они используются пока не в полной мере, и здесь сокрыт значительный резерв для совершенствования налоговой политики», — сказал замминистра. В то же время, он высказался против возможности переоценки амортизируемого имущества. (Время новостей, 02.10.06 г.)