Герман Греф так и не смог добиться победы в борьбе с «серийными вкладчиками». Об этом, во всяком случае, пишет в пятницу «Коммерсантъ» - правительство на днях прекратило рассмотрение предложение главы Сбербанка. Так что россияне могут спокойно вкладывать свои сбережения в любые застрахованные банки, их сохранность будет гарантирована Агентством по страхованию вкладов и, опосредованно, Центральным банком.
В России система страхования вкладов появилась в 2004 году после вступления в силу одноименного закона. В системе обязаны участвовать все банки, которые привлекают средства физических лиц. Для управления системой была создана специальная государственная корпорация, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), куда каждый банк делает отчисления в зависимости от объема привлеченных вкладов. В случае отзыва лицензии у коммерческого банка АСВ выплачивало вкладчикам застрахованные суммы, в обмен получая права требования.
Смысл системы страхования вкладов в том, чтобы убедить граждан в надежности банковской системы, что стимулирует их открывать долгосрочные депозиты, а это живые деньги, которые позволяют банкам кредитовать экономику.
Вначале застрахованы были только 100 тысяч рублей — в случае банкротства банка АСВ возвращало клиенту только эту сумму. Но постепенно законодатель увеличивал размер застрахованных вкладов, сейчас максимальная сумма компенсации — 1,4 млн рублей.
Особенность российской системы страхования вкладов в том, что граждане могут получать сколь угодно большие страховые выплаты, если сделают вклад не в один, а в несколько банков. Иными словами, если человек имеет 2,8 миллиона рублей, хочет их положить на депозит и желает, чтобы они были застрахованы в АСВ, то он должен эту сумму разбить пополам и отнести в два банка.
Появление системы страхования вкладов привело к тому, что граждане стали вкладывать свои средства в банки, обращая внимания лишь на предлагаемый процент по депозиту, а не на надежность кредитной организации. Это выгодно небольшим банкам - просто увеличив процент по вкладам, они гарантировано привлекают к себе так называемых «серийных вкладчиков», но крайне невыгодно крупным игрокам.
Главный спонсор системы страхования вкладов и главный же проигравший от ее создания — Сбербанк. Конечно, доверие населения к банковской системе дает новых вкладчиков, и крупнейшему банку страны, но его доля на этом рынке все время сокращалась. Если в 2003 году 63,8% всех вкладов население хранило именно в Сбербанке, то сегодня — лишь 44,7%. Сравнивать эти цифры, правда, не совсем корректно: до 2004 года государство де-юре гарантировало 100% вкладов физлиц в Сбербанке, хотя никакого механизма реализации данной гарантии не существовало.
Так что не удивительно, что предложения по ограничению «серийных вкладчиков» поступили именно от руководства Сбербанка, вероятность отзыва лицензии у которого стремится к нулю: более половины акций «Сбера» принадлежат Центральному банку, который и контролирует его работу.
Герман Греф, глава Сбербанка, предложил правительству три механизма борьбы с «серийными вкладчиками». Во-первых, можно ограничить совокупный объем выплат одному вкладчику за всю историю его взаимодействия с банками 3 млн рублей, во-вторых, можно выплачивать страховку не чаще чем один раз в пять лет, в-третьих, можно ограничиться выплатой страховки вообще раз в жизни.
Многие коллеги Германа Грефа из других крупных банков его идею в принципе поддержали: устанавливать высокие проценты по вкладам могут далеко не все, а привлекать клиентов становится все трудней.
Проблема в том, что время для заявления было выбрано крайне неудачное. В последние годы политика Центрального банка по борьбе с отмыванием денег приводила к закрытие десятков небольших банков, также под раздачу попали несколько средних организаций. В результате фонд страхования вкладов практически обнулился — накопленных запасов с трудом хватило для того, чтобы возместить деньги вкладчикам закрывшихся банков, в 2014 году было выплачено 202 млрд рублей, в первом квартале 2015 — 20 млрд. Сейчас АСВ готовится занять у Центрального банка 110 млрд рублей на пять лет, но это не значит, что государство с радостью поставит вод сомнению надежность вкладов в банках, а значит и уверенность граждан в устойчивости всей финансовой системы.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев и вовсе заявил в эфире радиостанции «Коммерсантъ FM», что заставить решать проблемы банковской сферы рядового вкладчика банка — абсолютно аморально. «Какое его дело, какой банк устойчивый, какой неустойчивый, какой предлагает процентные ставки, которые можно, как говорят банкиры, отбить, а какой предлагает слишком высокие? Для того чтобы присматривать за банками, создан надзорный орган — Центральный банк в нашей стране. Я не намекаю на то, что после назначения Эльвиры Сахипзадовны ситуация радикальным образом улучшилась, она улучшалась многие годы подряд. Центральный банк в состоянии взять миссию по отслеживанию качества банков и качества предлагаемых продуктов на себя, но уж перевешивать ее на непьющего слесаря или на первоклассного хирурга, это просто абсурдно», — заявил он.
По мнению Павла Медведева и, по всей видимости, федерального правительства, российские банки настолько жестко регулируются ЦБ, что о полноценных рыночных отношениях в этой отрасли говорить не приходится. Для государства важна не прибыль конкретных банков, а их бесперебойная работа.
Что говорить, если в результате введенных ЦБ правил сейчас в России самые дешевые кредиты выдаются по пластиковым картам, хотя сами банкиры утверждают, что это достаточно опасное направление, потому что клиент может взять в долг через несколько лет после подписания договора с банком, когда его доходы резко сократились и вероятность возврата средств в срок минимальна.
Из-за того, что с 1 июля банки не могут более чем на треть превышать ставки среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита, многие вынуждены снижать ставки по карточным кредитам вслед за Сбербанком. Сам Сбербанк может позволить себе низкие ставки, поскольку обслуживает множество зарплатных клиентов, а также имеет доступ к базе данных Пенсионного фонда России, которая содержит наиболее объективную информацию о легальных заработках граждан.
В результате диапазон средних ставок по картам, определенный ЦБ на III квартал 2015 года, составил 23,7-26,6% годовых и оказался самым низким среди всех видов кредитования. Средняя ставка кредитов наличными — 24,9–42,9%, автокредитов — 21,8–29,8%.