будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Хозяйство

Григорий Томчин: Бюджет-2004 — «консервативная» мечта Минфина

Накануне принятия главного финансового документа на 2004 год мы побеседовали с председателем комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Григорием Томчиным (СПС). Сегодня мы знаем, что бюджет в первом чтении уже принят и что либеральные фракции голосовали против. Тем интереснее понять, каковы возможные сомнения в правительственном проекте и как соотносятся взгляды экономистов, задействованных в политике, с нашими вопросами к этому документу.

Сегодня начинается рассмотрение бюджета-

Началось.

Понятно, что это первое чтение. Есть ли хоть какая-то интрига в данном первом чтении?


Думаю, что есть.

А именно?


Думаю, что сегодня правительство имеет не более 220v230 голосов. То есть при постановке вопроса, кто будет голосовать за бюджет, у нас 220v230 v а это интрига. Потому что нужно 226.

Будет ли обсуждение строиться по стандартной схеме, когда депутаты пытаются настаивать на больших цифрах, а правительство v на меньших? Будет ли еще что-то?


Будет не совсем стандартная схема. Ну, естественно, левые фракции будут действовать по стандарту. Они просто другого ничего не знают и другого ничего не умеют. А некоторая часть депутатов будет настаивать на том, что это строго консервативный бюджет, бюджет страны, которая находится в великолепном экономическом положении. И дело правительства только эту ситуацию стабилизировать.

То есть будут упрекать за отсутствие «прорывности»?


Да. Что этот бюджет значит? Вы знаете, есть в фигурном катании две оценки: одна за технику, другая v за художественное впечатление. Так вот, по технике исполнения здесь все шестерки. Есть нормальный набор тройных прыжков, связок, дорожек- v всего, чего угодно. Теперь, что же мы имеем по художественному впечатлению? Доходная часть составлена исходя из 22 долларов за баррель. Расходная v из 20. Два доллара за баррель v стабилизационный фонд.

Вообще, реалистичны ли именно эти оценки?


Реалистичны. Уж не 18.

Не может ли-


Не может. Мало того: экспорт планируется на уровне 124 миллиарда, а импорт v 78 миллиардов.

Ну да v сальдо приятное.


Сальдо не только приятное, но для страны, которая ничего не хочет, у которой все есть. Мало того, мы имеем за 2003 год 124 миллиарда v экспорт и 71 миллиард v импорт.

Дает ли эта ситуация возможность использовать такую серьезную подушку под серьезные реформы?


Да. А их нет! Мы что делаем? Мы говорим, что серьезной реформой является реформа единого социального налога. Это единственная сейчас возможная серьезная реформа. Снижение ставки.

Ну, это в налоговой сфере.


Не в налоговой сфере, а вообще в сфере российской экономики. Нет реформы в налоговой сфере v есть реформа в сфере российской экономики.

Вы имеете в виду, что это возможность вылезти на свет-


Это возможность не только вылезти на свет. Это возможность привлечь инвестиции. Это очень серьезно. Если мы переводим границу начала регрессивной шкалы Единого социального налога со 100 тысяч рублей до 50 (при меньшей сумме платится полный налог, если же зарплата больше, то уменьшенный), то, даже не говоря о ставках, мы имеем уже снижение эффективной ставки ЕСН примерно с сегодняшних 30v32% до 26%. Нам нужно снизить ЕСН до эффективной ставки 22%.

Стабилизационный фонд можно использовать для покрытия возможных потерь Пенсионного фонда, вызванных возможным уменьшением поступлений от единого соцналога.

Кроме того, полезно было бы снизить Налог на добавленную стоимость. Причем не на 2%, как предлагается, а на 5%.

Почему именно НДС?


Это самый легко понимаемый инвестором налог. А значит, и самый эффективный для убеждения инвестора v если сделать хороший PR снижению.

Для того, чтобы в нашу экономику привлечь инвестиции, надо стремиться не чтобы налоги были, как в других странах v необходимо, чтобы наша система налогов была выгоднее для инвестора, чем в других странах.

Исполним ли бюджет?


Да, несомненно. Сами разработчики называют его «консервативным». Вообще этот бюджет v мечта Минфина любой страны.

Есть ли надежда, что базовые недостатки бюджета удастся исправить?


Да, если его не примут сегодня. Тогда в процессе согласований что-то можно будет исправить.

Нет ли опасности, что при пересогласовании можно не исправить, а ухудшить?


Нет. Хотя выдвигаются отдельные популистские требования. Например, приравнять минимальную заработную плату к прожиточному минимуму. Но это просто невозможно.

Почему невозможно?


Как только повышается минимальная заработная плата, повышается и прожиточный минимум. Его просто невозможно догнать. Так не бывает. Можно стремиться их сближать, можно привязать минимальную заработную плату к прожиточному минимуму. Например, рассчитывать ее как 80% прожиточного минимума, но приравнять их нельзя v это на уровне учебника.

Будет ли вообще какая-то интрига на дальнейших стадиях прохождения бюджета?


Особой v нет. Конечно, развернется лоббистская деятельность. Но это v не фракции, а отдельные депутаты.

А не получится ли, что с учетом предвыборной ситуации возникнут невыполнимые популистские требования со стороны именно фракций, групп?


Могут, конечно. Но пока этого не чувствуется. Нет каких-то особенно крупных инициатив, разрывающих бюджет. Только аграрии потребовали на 6% увеличить финансирование сельхозпроизводителей v но это уже традиция. Хороший урожай v нужны дополнительные деньги, плохой урожай v тоже нужны.

Но дотационность сельского хозяйства v кажется, всеобщая проблема?


Не совсем так. Сельское хозяйство четко делится на две части v товарное производство сельхозпродукции, которое вполне окупается и приносит прибыль и, скажем, особый образ жизни. Это действительно сфера убыточная.

То есть, проблема со вторым случаем не решаема?


Живущих так становится все меньше. Другой вопрос, что возникает новое явление v переезд горожан в село. Но они дотаций не требуют.

И последнее. Как долго может длиться первое чтение? Может ли быть, что этой Думе вообще не удастся принять бюджет?


Посмотрим, как сегодня проголосуют. Если первое чтение пройдет v дальше уже намного легче будет. Ну а если в первом чтении не удастся провести, это может серьезно повлиять на политическую расстановку. Даже предвыборную.

То есть?


Вопрос, на кого ставить.

Можно подробнее?


Нет.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).