Не успела Россия объявить о начале строительства нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана, как о намерении стать серьезным игроком в регионе заявила Венесуэла. Министр энергетики Рафаэль Рамирес, на которого ссылается Интерфакс, сообщил, что Венесуэла будет поставлять в Китай 5 млн тонн нефти и около 400 тыс. тонн нефтепродуктов в год. В свою очередь, Пекин выделил на финансирование энергетических проектов в Венесуэле $4 млрд., и страны создадут СП для освоения 14 месторождений. Кроме того, как передает Platts, президент Венесуэлы Уго Чавес, который находится сейчас в Китае, предложил проект по прокладке через территорию Панамы нефтепровода с выходом к Тихому океану.
Китай является одним из крупнейших потребителей нефти в АТР. В стране наблюдается бурный рост экономики, и в 2004 году она импортировала 122 млн тонн нефти и 37 млн тонн нефтепродуктов. Россия в этом году должна поставить по железной дороге в Китай 15 млн. т.нефти. Кроме того премьер Михаил Фрадков подписал постановление о начале строительства нефтепровода из Тайшета (Западная Сибирь) в бухту Перевозная (побережье Тихого океана). По нему на азиатский рынок планируется поставлять 50 млн тонн сырья в год. (ок. 1 млн баррелей в день). Однако, пока ответвления на Сковородино в сторону Китая пока не запланировано.
Правда, эксперты не уверены, что Венесуэла и Россия будут бороться за тихоокеанский рынок нефти. «Вряд ли Венесуэла составит России серьезную конкуренцию, хотя желание г-на Чавеса начать поставки в этот регион вполне понятно, -- говорит аналитик агентства Argus Наталья Борцова. -- Потребление сырья азиатскими странами растет быстрыми темпами, так что конкуренция между покупателями -- Японией, Китаем, Индией, Кореей -- достаточно сильна. При этом основным и, по сути, дела монопольным поставщиком остаются страны Ближнего Востока, географически расположенные ближе к этому региону, чем другие экспортеры». Планы Уго Чавеса по строительству нефтепровода, считает она, скорее всего, как обычно у этого политика, останутся громкими заявлениями и вряд ли будут реализованы на практике.
Нефтепровод, проложенный через территорию Колумбии и Панамы, позволит доставлять нефть напрямую через Тихий океан. Расчетная мощность нефтепровода - 800 тысяч баррелей в день, что, по мнению правительств Венесуэлы и Панамы, даст возможность удовлетворить спрос на венесуэльскую нефть в Азиатско-Тихоокеанском регионе. До сих пор Венесуэла вынуждена использовать для поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион танкеры типа Panamax, водоизмещением 40-90 тыс. тонн - мизер по сравнению супертанкерами, а за каждый проход через канал Панама требует немалые деньги, или гонять супертанкеры в обход мыса Горн.
Таким образом, "стратегический союзник" Путина и убежденный социалист веенесуэльский президент Уго Чавес решил по образцу своего коллеги проложить геополитический трубопровод. Странность проекта заключается в том, что он пройдет по территории неспокойной Колумбии с ее партизанами и наркокартелями, с которой у Венесуэлы и так достаточно напряженные отношения, и Панамы, которая экономически не очень заинтересована в строительстве альтернативы каналу, приносящему в бюджет государства немалые деньги (в 2003 году чистый доход составил около $400 млн. - 3% от ВВП).
Государственная компания "ПетроВен" приняв решение о выделении в 2005 году $5 миллиардов на разведку новых месторождений и добычу нефти (при общем бюджете на 2005 год составляет $15 миллиардов), считает что данный объем капиталовложений позволит компании увеличить добычу нефти до 5 миллионов баррелей в день к 2009 году. Сейчас Венесуэла добывает около 3 миллионов баррелей ежедневно.
Таким образом ресурсов под труббопровод пока нет, как нет и трубы, есть желание Венесуэлы закрепиться на Азиатско-Тихоокеанском рынке и сыграть свою геополитическую игру, нанеся возможно больший ущерб американцам, или получить возможность торговаться с ними. Может быть не случайно советник президента Путина Андрей Илларионов обозначил процессы, происходящие в российской экономики, как "венесуэлизацию" - уж очень много общего