В четверг в итальянской Вероне открылся XI Евразийский экономический форум, основная тема которого - развитие и укрепление экономического доверия и дипломатии бизнеса от Атлантики до Тихого океана. В день открытия перед гостями форума выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Начал Сечин с темы американских санкций: «Через несколько месяцев мы станем свидетелями пятилетнего, в кавычках, юбилея незаконных, с точки зрения применимого международного права санкций в отношении Российской Федерации. Через 10 дней мы увидим в действии санкции в отношении Ирана, хотя, судя по динамике рынка нефти, не исключу, что администрирование санкций будет включать целый ряд исключений для отдельных партнеров США».
Современный феномен «санкций» еще подлежит пристальному изучению. На сегодня они стали настолько многообразны, так быстро нарастают, что приобретают новое качество, - сказал Сечин.
По словам главы «Роснефти», односторонним ограничениям уже подверглось около трети мировых запасов и пятой части мировой добычи нефти, что является безусловным антирекордом. Санкции без необходимых решений Совета безопасности ООН превратились в рутинный инструмент, находящийся, по сути, в руках одной страны, а не мирового сообщества, сделав целые страны «заложниками» ситуации. «Приготовьтесь к диктату, результатом политики односторонних санкций станет потеря значительной части суверенитета и контроля над своей экономической, энергетической политикой многими участниками рынка», - сказал Игорь Сечин участникам форума.
Этот вывод очевиден и при анализе «цены» санкций, и их бенефициаров. Так, на США пришлось лишь около 0,6% потерь от введенных против России санкций, в то время как на Германию – целых 40%. Причем в ряде секторов, таких как сланцевая добыча, экспорт вооружения, американская экономика скорее прагматично выиграла за счет вводимых против других стран санкций – Стоит задаться вопросом – сказал Сечин, - не было ли это простой формой поддержки внутреннего производителя за счет мирового сообщества.
- Уже в краткосрочном периоде казначейские войны США могут привести к серьезной разбалансировке нефтяного рынка. Добавьте к этим действиям вызванную американской администрацией нестабильную ситуацию в Ливии, связанное с санкциями сокращение добычи в Венесуэле, неопределенность в отношении иранского рынка. К такой ситуации приводит непонимание работы рыночных механизмов мирового рынка нефти и отсутствие желания учитывать интересы стран-потребителей нефти со стороны ведущей на сегодня экономики мира. Судя по всему, США имеют собственное ви́дение своей роли в этом процессе, с удовольствием вживаются в роль регулятора мирового рынка нефти, руководствуясь при этом далеко не рыночными методами и собственными, далеко не бескорыстными интересами, - заявил глава нефтегазового концерна.
- Налицо явный конфликт интересов, когда США, на протяжении десятилетий выступающие в роли приверженцев рыночной экономики, начинают смешивать взятую на себя роль регулятора с собственными торговыми, экономическими и политическими интересами. Сейчас ряд международных компаний оценивает рост затрат от торговых войн для конечных потребителей по всему миру в 10-15%. Кроме того, по оценкам ведущих мировых экономистов, торговые войны будут стоить мировому ВВП 0,5-0,8% – порядка 400-700 млрд долларов в год, - сообщил Сечин.
- Де-факто можно констатировать, что страна, которая была двигателем мировой экономики, теперь стала ее тормозом, - заявил глава «Роснефти».
По словам Сечина, применение США такой стратегии уже вызвало эффект бумеранга: в ответ на введение США заградительных импортных пошлин на ряд китайских товаров, Китай ввел импортные пошлины на ряд американских товаров, включая СПГ. В настоящее время в США строятся заводы по сжижению СПГ суммарной мощностью около 60 млн тонн в год, большую часть объемов с которых планировалось поставлять, да, это как раз те объемы, которые они планировали поставлять на рынок Китая. Переориентация этих объемов на другие рынки приведет не только к усилению конкуренции, но и к росту расходов для американских производителей.
- В результате, мы наблюдаем эффект аналогичный «кусающей себя за хвост змеи». Обратное воздействие на американскую экономику мер, реализуемых администрацией Трампа на мировой торговой арене, скорее всего, на среднесрочном горизонте закончится прекращением этапа высоких темпов экономического роста для американской экономики и подведет черту под текущим экономическим циклом, - сказал Сечин.
Глава российской компании также подчеркнул, что несмотря на сравнительно невысокую зависимость экономики США от внешней торговли, доля экспорта в ВВП не превышает 15% при среднемировых показателях порядка 26, США в значительной степени зависят от готовности других стран финансировать гигантский дефицит американского бюджета. Так, сейчас около четверти внешнего долга США приходится на страны, на которые США уже наложили различные торговые или санкционные ограничения, что ограничит их возможности по его дальнейшему увеличению этого долга. А с учетом Евросоюза – ведь Администрация США предъявляет претензии и к своим европейским партнерам – эта доля приближается к 50%.
- Потеря доверия к США – это еще один пример того, что весь остальной мир, то есть более 95% населения планеты, уже ищет альтернативу сложившейся модели. Считаю, что нам нужна система взаимного диалога, построенного на основе доверия и уважения, - подытожил Игорь Сечин.
Не мог глава «Роснефти» не коснуться в своем выступлении вопроса, который является предметом частых спекуляций в мировых СМИ, а именно – как скоро произойдет падение спроса на нефть? Практически все прогнозы предусматривают в перспективе 2030-2040 гг. рост спроса на нефть по сравнению с текущим уровнем. Однако, подчеркнул Сечин, необходимо разделить краткосрочные и долгосрочные факторы воздействия на спрос.
Снижение инвестиций в отрасль в связи с падением цен на нефть в 2014-17 гг. будет иметь серьезные последствия. Сокращению подверглись инвестиции в долгосрочные проекты, которые не могут дать быструю отдачу в условиях низких цен. Тем самым, компании переориентировались на проекты с коротким инвестиционным циклом, которые позволяют обеспечить добычу «здесь и сейчас», но далеко не всегда гарантируют устойчивость будущей добычи. В этой связи, по словам Сечина, было бы опрометчиво полагаться на сланцевые проекты как на панацею от падения добычи в других регионах. Как мы неоднократно отмечали, дальнейший рост сланцевой добычи будет сопряжен с техническими и технологическими сложностями и не сможет компенсировать естественное падение добычи, оцениваемое в 5-7% в год, по традиционным проектам.
Несмотря на то, что в 2018 году на фоне роста цены нефти отмечается рост инвестиций в разведку и добычу, он по-прежнему недостаточен для обеспечения ее устойчивого долгосрочного роста.
В этом плане Россия и «Роснефть» существенно отличаются от мирового тренда. В 2014-17 гг., благодаря ресурсной базе с конкурентоспособными затратами на добычу, «Роснефть» продолжала активно инвестировать в разведку и добычу. У нас, по факту произошел рост на 50%, причем в долларовом выражении, – с 9,2 млрд долларов в 2014 году до 13,7 млрд долларов в 2017 году. В результате, в ближайшие 18 месяцев мы запустим более 7 новых добычных проектов мирового класса, что еще раз свидетельствует о нашей приверженности стабильному обеспечению мирового рынка.
Поднимая такой важный вопрос, как проблемы экологии и изменения климата, глава "Роснефти заявил следующее: «Я ответственно заявляю, что мы всерьез намерены занять лидирующие позиции в мировой отрасли по экологичности нашего бизнеса. Среди наших ключевых приоритетов – минимизация негативного воздействия на окружающую среду. Уже сегодня, в результате проделанной работы «Роснефть» отличают низкие удельные выбросы парниковых газов среди конкурентов. И за последние 3 года этот показатель снизился на 8%. Согласно аналитическим данным Bloomberg, это меньше, чем у многих компаний-мейджеров, таких как Total, Chevron и Petrobras. Мы и дальше намерены снижать удельные выбросы парниковых газов».
Свое видение перспектив развития российской нефтяной отрасли Сечин прокомментировал отдельно - Россия и, в частности, «Роснефть», как крупнейшая в российской отрасли компания, обладают уникальной, высокоэффективной ресурсной базой. Наши удельные операционные издержки и инвестиции в новые проекты одни из самых низких в мире и сопоставимы с показателями Саудовской Аравии.
При этом ряд аналитиков при международных сопоставлениях помещают российские проекты и компании на шкале издержек в значительно худшее положение, чем в реальности. Игорь Сечин особо подчеркнул, что по таким показателям, как прямые операционные и капитальные затраты, наша ресурсная база и проекты – среди лучших в мире, и значительно превосходят показатели нефтяной отрасли США. Неверное понимание этих факторов привело к недавним высказываниям некоторых коллег о российских перспективах, вплоть до того, что через 10-15 лет Россия уйдет с мировой нефтяной арены. Конечно, ничего подобного не произойдет.
В этой перспективе лидировать будут три нынешних крупнейших игрока – Саудовская Аравия, Россия и США – страны с очень разной организацией отрасли, разной ресурсной базой и разными драйверами роста. И именно совместные проекты объединяют гигантский ресурсный потенциал, масштабные инвестиции и передовые технологии. Совместные проекты – это энергетические мосты между странами, устремленные в будущее. Несмотря на рыночную волатильность и ограничения, в том числе санкционного характера, «Роснефть» остается локомотивом развития партнерских пан-евразийских отношений и на практике реализует ви́дение «экономики доверия», тематике которой и посвящен веронский форум в этом году.
«Мы уверены, что это – единственно правильный подход, выгодный как для нас, так и для наших партнеров», - заявил Сечин. «Хотел бы отметить, что всего за один год «Роснефть» существенно изменилась. В состав наших акционеров вошел катарский инвестиционный фонд с долей 18,93% акций «Роснефти». Всего стратегическим партнерам, с учетом долей BP и Glencore, принадлежат почти 40% акций Компании, при этом крупнейшим акционером остается государство. Также мы приняли новую стратегию «Роснефть-2022», которая ориентирована на увеличение доходности и повышение эффективности существующих активов и рост технологичности бизнеса. Капитализация компании выросла на четверть и превысила 76 млрд долларов.
«Роснефть» продолжает активно развиваться и на международных рынках, отметил Сечин: «Одновременно с успехами на ключевом для нас российском рынке „Роснефть“ продемонстрировала успешные результаты по ряду проектов за рубежом. Хороший пример — наш совместный с Eni и BP проект Зохр, где недавно был получен первый коммерческий газ. Партнеры проекта из Италии, России, Великобритании смогли достичь самообеспечения Египта газом, превратить страну в чистого экспортера газа и избавить её от необходимости покупки дорогостоящего сжиженного газа из других регионов».
«Наш крупный акционер и многолетний деловой партнер — компания BP — напрямую вошла в несколько проектов „Роснефти“ в России, такие как Таас-Юрях, Ермак, и рассматривает возможность вхождения в ряд новых проектов. Также совместно мы участвуем в проекте Зохр.
Норвежская компания Equinor работает с „Роснефтью“ по изучению запасов углеводородов доманиковых отложений в Самарской области, вместе мы занимаемся разработкой Северо-Комсомольского месторождения, значит, в состоянии развития находятся два шельфовых проекта в Западной Арктике и в Охотском море, а также на шельфовом лицензионном участке в Норвегии», — отмечает Сечин.
Сечин также напомнил, что с «Роснефтью» работает Индийская ONGC, Beijing Gas, Sinopec и другие крупные компании.
«Не менее широкие возможности раскрываются и в секторе даунстрим. Так, «Роснефть» является третьим по величине нефтепереработчиком в Германии, что составляет более чем 12% всех нефтеперерабатывающих мощностей страны. Одним из факторов успешности работы Компании на немецком рынке является использование крупнейшей в мире нефтепроводной системы «Дружба», по которой российская нефть без перебоев поступает в Европу уже более 50 лет, вне зависимости от политических климатов, - сказал глава «Роснефти».
В заключении своего выступления глава «Роснефти» подчеркнул, что «Роснефть» готова и дальше расширять партнерство по всем направлениям.
Позиция главы «Роснефти» Игоря Сечина была поддержана другими участниками дискуссии. Так, по мнению экс-главы совета министров Италии Романо Проди, в результате санкционной политики США европейские страны могут оказаться главными потерпевшими. Текущая динамика европейского товарооборота уже сегодня свидетельствует о том, что Европа движется к самоизоляции, отметил Проди. При этом, если другие участники рынка в той или иной степени могут компенсировать издержки от введения санкций (Россия - за счёт разворота на Восток, а Соединенные Штаты за счёт протекционизма), то у Европы такой возможности, по сути, нет.
«Возрастающая волатильность рынка – это объективная реальность, и будет все больше, я не буду говорить «спекуляций», но всё больше неопределенностей. Вот эта возрастающая волатильность негативно отражается на компаниях. И, как здесь уже отмечалось, существуют определенные ограничения в плане потоков сырой нефти. Они обусловлены теми механизмами, которые нарушают равновесие на рынке, и может возникнуть цепная реакция, когда будут вводиться новые ограничения и будут приниматься контрмеры», - считает Главный исполнительный директор Glencore Айван Глазенберг.
Глава BP Роберт Дадли в свою очередь подчеркнул, что состояние рынков нефти в условиях санкций создает риски для мировой экономики. По его словам, к 2040 году спрос на энергоносители будет значительно выше, чем сейчас. «Это сопоставимо с тем, как если бы новая Европа или новый Китай вдруг вышли бы на рынок. Поэтому энергетическая отрасль остро нуждается в инвестициях, чтобы иметь возможность обеспечить этот растущий спрос», - сказал Дадли. Однако в текущих условиях возрастающей неопределенности эксперты предрекают скорее скоращение добычи. «Мы не знаем, как американские санкции повлияют ситуацию с иранской нефтью, но по имеющимся данным будет иметь место снижение на 1 млн каждый день», - заявил Дадли. Это, по его мнению, создает риски для мировой экономики, поэтому вопрос санкций, уверен он, требует скорейшего решения. Это мнение разделяет и председатель совета директоров банка «Интеза» профессор Антонио Фаллико. Он подытожил дискуссию, заявив, что обратится к правительству и народу Италии с призывом не поддерживать механическое продление санкций в декабре.
Итальянцы все как один высказывались против санкций. Так, мэр Вероны Федерико Сбоарина указал, что Италия уже немало потеряла от санкций. Вице-премьер, министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини считает, что устранять противоречия между странами нужно "в спокойной обстановке, за столом переговоров, без войн и санкций". Президент Ассоциации "Познаем Евразию" и председатель совета директоров Банка Интеза Антонио Фаллико призвал срочно перейти от слов к делу: предложил итальянским властям проголосовать за отмену санкций. По словам Фаллико, Европа не стремится создавать собственную геополитическую стратегию для защиты своих экономических интересов, которые не совпадают с интересами США. "В течение трех лет в Европе и Италии мы приветствовали заявления различных правительств, среди которых и итальянское, против американских и европейских санкций в отношении России, но они периодически и автоматически продлеваются до сих пор, - отметил он. - Мы должны предпринять все возможное для отмены санкций в Европе и ожидаем, что правительство Италии в Европейском совете 13-14 декабря сможет поделиться с другими странами своим отношением к санкциям".