Мы публикуем материалы программы "Технопарк" от 21 апреля 2012 г.
Многопользовательская браузерная компьютерная игра «Танки Онлайн» была разработана пермской компанией AlternativaPlatform и впервые представлена в 2009 году. Сегодня в игре зарегистрировано почти 11 миллионов аккаунтов по всему миру, и интерес к ней не снижается. Создание такой игры – безусловный успех российской компании.
В 2004 году будущие основатели компании AlternativaPlatform - Антон Волков, Александр Карпович и Иван Зыков объединились в креативно-производственную «Группу товарищей». Они занимались созданием промо-сайтов. Бизнес развивался успешно. У «Товарищей» появились крупные заказчики - концерн Байер, страховая компания РЕСО Гарантия и другие. Но они решили, что способны на большее, чем создание промо-сайтов. В декабре 2006 года на основе собственных разработок было решено создать многопользовательскую сетевую игру.
Реализация идеи требовала финансовой поддержки. Средства получили от непрофильного инвестора – регионального холдинга, который занимался строительством и агробизнесом. В течение двух лет холдинг вложил в AlternativaPlatform 15 миллионов рублей, получив взамен половину компании. Деньги шли в основном на зарплаты сотрудникам. У этого были не только плюсы.
Александр Карпович: «Когда тебе ежемесячно просто приходит сумма денег на расчетный счет, на которую ты, не то что богато живешь, но скажем так, хлеб с маслом кушаешь, то мотивация воспринимать свой проект как бизнес – она ослабевает».
Через год работы оказалось, что даже до выпуска демо-версии еще далеко. Деньги от регионального холдинга кончились. Окончание инвестиционного периода совпало с мировым финансовым кризисом.
Антон Волков, технический директор компании AlternativaPlatform: «Когда стало голодно, внезапно откуда-то взялась бешеная эффективность, и 15 человек за 4 месяца собрали проект с нуля, при этом параллельно переписав все технологии заново, потому что стало понятно, что в практическом-то применении они не очень удобны. Именно тогда были написаны – и физический движок, и новая 3D-библиотека, и была переделана серверная часть, и редактор был собран именно тогда. Все это всего за 4 месяца. И на конференцию разработчиков игр в мае мы приехали уже с готовой игрой».
На Конференции разработчиков компьютерных игр в мае 2009 года никому до тех пор не известные «Танки Онлайн» получили сразу два приза. Затем последовали награды от Russian flash award и победа в народном голосовании на сайте Mail.ru.
«Танки Онлайн» создана на основе флэш-технологий и 3D-графики, реализованной с помощью движка Alternativa3D. То, что на экране компьютера воспринимается как должное или вовсе не замечается, – тени от объектов, или отражения в стекле и полированных поверхностях – на самом деле требует серьезных усилий: мир создается заново.
«Танки Онлайн» быстро набирали популярность. Сейчас в часы пиковой нагрузки – примерно в 23 часа по Москве – на сайте одновременно сражаются около 70 тысяч пользователей. Если онлайн играет одновременно несколько десятков тысяч человек, синхронизация действий одного танка с остальными вызывает большие серверные нагрузки.
Антон Волков: «Это все доступно благодаря нашему другому движку - AlternativaCore. Его задача – обеспечивать коммуникации, работу с базами данных, сбор статистики, игровую логику этого игрового мира».
На чем зарабатывает компания? Игра устроена таким образом, что ее можно полностью пройти и заслужить звание маршала, не вложив ни копейки, но это потребует немало времени и усилий. Чтобы дело пошло быстрее, можно покупать премиальные сервисы, которые в «Танках Онлайн» приобретаются за внутриигровую валюту - кристаллы.
Александр Карпович: «Как лаборатория мы зарабатываем на лицензировании технологий, а как игра – мы зарабатываем на микроплатежах от игроков. Естественно, второе гораздо больше первого. Просто в силу того, что фундаментальные разработки и их использование в каких-то проектах – это штучное лицензирование. А покупка кристаллов – это массовое явление, и примерно 4-6% игроков время от времени вкладывают деньги в покупку кристаллов».
При этом AlternativaPlatform распространяет по лицензии лишь отдельные уникальные программы и библиотеки; в основном программное обеспечение выложено в открытый доступ. А движок Alternativa3D в конце марта 2012 года и вовсе вышел в режим Open Source, открыв исходные коды для всех желающих.
Антон Волков: «Alternativa3D доступна для использования любыми компаниями, частными лицами абсолютно свободно, бесплатно, в том числе для коммерческих применений. Например, Mail.ru в прошлом году создала свою игру "Территория 2" на нашем движке. Это наша принципиальная позиция, мы считаем, что публикация технологии стимулирует ее развитие».
AlternativaPlatform тесно сотрудничает с Adobe Systems. Американская корпорация доверяет пермской компании тестирование новых флэш-технологий и даже создание демонстрационных роликов, показывающих последние достижения Adobe. Однако AlternativaPlatform не связывает свое будущее исключительно с флэш-технологиями.
Антон Волков: «Даже в случае выхода на серьезные обороты другой технологии, например, HTML-5, у нас есть достаточно простой запасной план по конвертации всех наших клиентских технологий на другую платформу. Это должно занять буквально несколько человеко-месяцев».
Сейчас «Танки Онлайн» доступны во многих странах мира. В Китае создана компания AlternativaChina, которая занимается выводом игры на китайский рынок. Ближайшие планы AlternativaPlatform - получить новый раунд инвестиций, чтобы выйти на глобальный рынок, создать локализованные версии «Танков Онлайн» и обеспечить игрокам поддержку на родном языке.