Как журналистам освещать деятельность инновационных компаний? Непросто, ведь надо быть сразу и журналистом, и технарем, и в экономике разбираться. Однако без масс-медиа инноваций в России сильно больше не будет. Поскольку только описывая инновационные кейсы можно доказать выгоду от них и потенциальным инноваторам, и властям.
Любое явление сложного порядка в интерпретации медиа нередко трансформируется если и не в полную свою противоположность, то уж точно трактуется в некотором упрощенном духе и с неизбежными ошибками. Мем «британские ученые доказали» не просто веселит интернет-пользователей, но и отражает определенную реальность: зачастую журналисты в силу разных причин превратно понимают смысл неких открытий в науке или достижений в инновационной сфере.
Ситуация еще более осложняется там, где от журналиста требуется целый набор профессиональных навыков. Обсуждали проблемы отражения в СМИ темы инноваций накануне в рамках круглого стола «Венчурная сделка 360°», организованного Российской венчурной компанией. Круглый стол прошел непосредственно перед еще одним, куда как более приятном для представителей медиа мероприятием — награждением лучших СМИ и авторов публикаций, посвященных инновациям и венчурному инвестированию в 2012 году. Как отметил в рамках круглого исполнительный директор Московского фонда развития венчурного инвестирования Алексей Костров, занимающийся инновациями и темой венчурного инвестирования журналист должен одновременно быть и экономистом, и технарем, да к тому же еще и тексты уметь писать. А таким набором навыков может похвастаться далеко не всякий журналист.
«Деятельность инновационной журналистики по освещению непростой тематики технологического предпринимательства не менее важна, чем деятельность самого технологического предпринимательства и венчурного инвестирования», - заявил на вручении премий журналистам, рассказывающим своей аудитории об инновациях, гендиректор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян.
Популяризация инновационной предпринимательской деятельности как раз и может поменять общественное мнение. По мнению руководителя бизнес-инкубатора Высшей школы экономики Анастасии Тюриной, журналисты, помимо прочего должны описывать истории успеха. «Не секрет, что молодое поколение совсем не хочет заниматься предпринимательской деятельностью в массовом порядке. До сих пор существует карьерный тренд — работа в «Газпроме», «Лукойле» или Сбербанке». И чем дальше от Москвы, тем более распространена эта модель». - полагает она. Рассказывать надо и о тех механизмах, которые существуют для продвижения на рынок.
«В инноватике происходит множество интересных вещей, но картина никем толком не описывается. С мировой точки зрения, с точки зрения инноваций, та же Пермь вполне находится на карте, но московские журналисты про инновационнную Пермь, скорее всего, ничего не знают», - полагает директор департамента продвижения инноваций и социальных программ «РВК» Евгений Кузнецов. По его словам, и сами инноваторы теряют вкус и не хотят рассказывать ничего о себе. К тому же они не чувствуют своей связи с «большой экономикой». Инновационные компании сегодня более встроены в мировую экономику, нежели в национальную. Исторически именно СМИ играли роль «клея»: «склеивали» расколотые общество. Однако СМИ таких задач перед собой не ставят. А историй хватает. Как рассказал Кузнецов, в Кремниевой долине недавно произошла волшебная история. Девушка-маркетолог не могла найти себе работу в крупной фирме и устроилась в стартап. Назывался он. правда, Instagram и буквально через два месяца работы ее небольшой опцион уже стоил 20 миллионов долларов. Но у нас СМИ такие истории, по его оценке, рассказывать не умеют.
Меж тем в стране потенциально очень много инвесторов. Как отметил глава Национальной ассоциация бизнес-ангелов Константин Фокин, порог входа на рынок очень небольшой, только не все это понимают. СМИ в этом смысле могут сделать, по его мнению многое.
Роль СМИ еще и в донесении информации об инновационном бизнесе до лиц, принимающих решения. «В России очень посредственная площадка для инновационной деятельности, ориентированной на мир», - считает Фокин. Когда компания дорастает до уровня продажи продукта на мировых рынках, она уезжает из страны. А в последние годы за границу уже начали «бежать» и стартапы. Рассказать десижн-мейкерам, как должно быть, чтобы бизнес не уходил из России — непростая задача. Энтузиасты находятся: только на премию РВК пришло в этом году было подано более полутысячи заявок от журналистов. Стало быть и у инноваций в России есть будущее.