Интернет-магазин "Озон" - самый крупный в России планирует в 2005 году увеличить совокупный оборот компании в 2 раза по сравнению с 2004 годом. Таким образом, его оборот возрастет до $40-45 млн. Об этом заявил главный исполнительный директор Клиф Гоунтлетт во время пресс-конференции, посвященной итогам 7-летней работы компании и стратегии развития компании до 2009 года.
Долгожитель интернет-торговли имеет особый статус - его продажи осуществляются и через почтовые каталоги и через Интернет. В обоих своих ипостасях "Озон" обеспечил себе безусловное лидерство. Так оборот интернет-продаж в 2004 г составил более $12 млн , что в 2 раза больше аналогичного показателя за 2003 г. По словам К. Гоунтлетта, в соответствии со стратегией развития компании до 2009 г ежегодный прирост оборота интернет-магазина планируется на уровне 75-95 %, т.е. практически каждый год будет происходить удвоение продаж.
В принципе этот рост совпадает с данными российских интернет- компаний, доходы которых в 2004 г. от предоставления доступа выросли почти вдвое и составили $560 млн, а в 2005 году могут перевалить за $1 млрд.
Само руководство компании привязывает рост с ростом количества российских интернет-пользователей. По долгосрочным прогнозам компании, опирающимся на собственную статистику продаж в российских регионах, в 2009 г количество интернет-пользователей в регионах присутствия компании достигнет 20 % населения России.
В 2004 г количество принятых заказов составляло более 500 тыс, в 2003 г – около 290 тыс. В структуре продаж интернет-магазина в 2004 г 41 % составили книги, в 2001 г – около 52 %. Доля книг в общей структуре продаж интернет-магазина постепенно снижается.
Напротив доля DVD-дисков в структуре продаж возросла: в 2004 г она составила 17 %в 2001, 2003 гг – не более 5 %, правда соответственно снижался объем продаж аудио CD-дисков (в 2003 г – около 9 % против 14%, в 2001 г.) и аудио- и видеокассет в 2004 г – около 5 % против 20% в в 2001 г.
Среди регионов России - клиентов магазина по количеству заказов лидирует Москва – 49 % и Санкт-Петербург – 10 %, однако клиентами интернет-магазина становятся жители крупных городов России и даже небольших городов.
Чем привлекателен для них "Озон"? Прежде всего огромной номенклатурой товаров. Эта тенденция верна не только для Озона. Подобную тенденцию отмечают и все крупные интернет-торговцы.
Александр Беллюстин, руководитель направления интернет-магазина Techhome в беседе с корреспондентом Полит.Ру заявил: "В интернет-бизнес приходит крупный капитал. Для того, чтобы открыть маленький интернет-магазин достаточно стартового капитала $5-10 тыс., однако серьезный бизнес с большой номенклатурой (4.5 -5 тыс.позиций, а это только начало бизнеса, для серьезной работы требуется иметь вналичии минимум 20-25 тысяч позиций) требует сейчас вложений соспоставимых с созданием оффлайнового гипермаркета в районе третьего кольца.
Оптовые торговцы электроникой "Русская игра", Bonanza и другие, естественно предпочитают работать с крупными порталами, или создают такие интернет-магазины сами. И эта тенденция - укрупнение бизнеса, видимо будет господствовать в ближайшие 2 года. Ситуация напоминает ситуацию в турбизнесе, где сейчас существует несколько настоящих туроператоров, и
одновременно огромное количество турфирм, которые живут и крутятся вокруг них.
Безусловно, владельцы крупных интернет-магазинов, уже вложившие серьезные деньги - обеими руками за такое укрупнение. Можно сказать, что если в ближайшее время не будет изменений – если завтрашний день будет похож на вчерашний, то количество мелких магазинов будет сокращаться".
Конечно, российская интернет-торговля имеет свою специфику - никто не застрахован от отказов на товар, обозначенный в каталоге, как имеющийся на складе, или на везапное появление в счете нрафы доставка, необозначенной на сайте. Однако, это можно объясить трудностями роста и недостатком квалифицированных специалистов.
Тормозит интернет-торговлю и отстутствие онлайновых платежных систем - рассчеты производятся наличными, что создает ряд проблем, и возможно, создаст еще больше проблем в будущем. Российские интернет-магазины не очень хорошо прогнозируют сезонные пики в покупках - и, судя по всему, не имеют представления о предновогоднем буме покупателей, на который ориентируются западные онлайн-торговцы. Кроме того, несмотря на меньшую себестоимость, цена в интернет-торговле с учетом доставки курьером чуть дороже, чем на привычных для многих оптовых рынках контрафактной продукции.
Однако не это главный фактор неизвестности тяготеющий на Рунетовскими торговцами. Интернет-торговля - это совершение покупок свободными людьми, которым интереснее работать, чем стоять в очередях в магазинах, это стиль жизни людей, которые дорожат своим рабочим временем, чуть больше чем деньгами.
И главная стратегическая проблема развития интернет-торговли, это - будет ли увеличиваться количество таких людей в России.