После серии противоречивых утечек в течение дня о том, как будут развиваться события вокруг реформы энергетики, стало ясно, что проблема может вновь детонировать конфликт между президентской администрацией и правительством. Сегодня администрация разослала проект окончательного доклада группы Кресса, который намечено обсуждать завтра на последнем и решающем заседании. Он, как стало известно «Полит.Ру», основан в целом на прежних предложениях администрации, которые вызывают резкое несогласие в РАО ЕЭС и Минэкономразвития. Фактически, это повторение доклада, подготовленного еще к 15 марта. Тогда Герман Греф и другие участники группы Кресса от Минэкономразвития и РАО выразили с ним категорическое несогласие. Были проведены серии консультаций между Грефом и президентским советником Андреем Илларионовым, однако компромисс так и не был достигнут.
Параллельно Минэкономразвития, исполняя решения правительства от 15 декабря, дорабатывало свою концепцию реструктуризации РАО ЕЭС и на этой неделе внесло ее на заседание правительства, намеченное на пятницу. Последний компромиссный вариант концепции, более близкий к позициям РАО, категорически не устраивает администрацию и Илларионова. Более того - вынесение этого варианта на обсуждение в правительстве расценивают в Кремле как попытку «протащить» свой вариант в обход группы Кресса и негласно угрожают правительству скандалом вроде того, что разразился после 15 декабря (тогда глава администрации Волошин, дабы остановить принятие программы, обвинил правительство в должностном подлоге). Источники «Полит.Ру» в администрации высказывают мнение, что вопрос о реструктуризации с повестки заседания правительства будет снят. В свою очередь в администрации, видимо, намерены представить Путину доклад группы Кресса, даже если под ним не будет подписи Грефа (одного из заместителей ее номинального руководителя - губернатора Кресса). Как отметили источники «Полит.Ру», Путин полностью в курсе тех разногласий, которые существуют между сторонами, и может сам принять политическое решение, получив альтернативные концепции правительства и усеченной «группы Кресса». Впрочем, не исключено, что все же удастся «уломать» министра экономики на вариант администрации.
Суть принципиальных разногласий сводится к трем вопросам. Согласно логике варианта администрации президента холдинг РАО ЕЭС делится «зеркально», т.е. доля нынешних акционеров РАО ЕЭС сохраняется во всех выделяемых из него компаниях пропорционально. Таким образом, сначала выделяется Федеральная сетевая компания, владеющая магистральными федеральными линиями (доля государства в ней, соответственно, около 52%, 48% - у прочих акционеров). Минэкономразвития настаивало на выделении кроме того магистральных региональных сетей, стремясь ослабить региональную «балканизацию». Однако концепция администрации подразумевает последовательное разделения РАО ЕЭС на ВИКи, в основу которых лягут региональные АО-энерго (или укрупненные АО-энерго), которые будут выделяться из холдинга «по мере их готовности». Вообще, защите ВИКов в докладе «группы Кресса», подготовленном в администрации, уделено много места. В разделе, формулирующем основные рекомендации по реформированию энергетики, которые и должны от имени президента лечь в качестве генеральной линии в основу дальнейших разработок, защите ВИКов посвящены сразу несколько пунктов: они объявляются основным способом обеспечения надежности энергоснабжения и основной тенденцией развития мировой электроэнергетики, особым пунктом - запрещено их запрещать.
При этом доля нынешних акционеров РАО в выделяемых таким образом ВИКах также, по замыслу разработчиков, будет сохранена пропорционально. Де факто это означает, что при исчезновении самого холдинга РАО ЕЭС влияние государства в региональных ВИКах резко уменьшится. Сейчас, обладая контрольным пакетом в РАО ЕЭС, государство контролирует через пакеты акций холдинга его дочерние АО-энерго, однако после «выделения» оно будет владеть лишь 52% этого пакета и наряду с нынешними миноритарными акционерами РАО ЕЭС станет одним из миноритарных акционеров, образованных на базе АО-энерго ВИКов. Очевидно, что ВИКи в результате переходят под контроль своих сегодняшних местных миноритарных акционеров, которыми являются местные администрации и региональные промышленные группы, вовремя «вложившиеся» в практически неликвидные акции. Столь же очевидно, что после перехода АО-энерго под управление местных административно-промышленных конгломератов эти пакеты окажутся практически неликвидными. С другой стороны, даже сторонники этой концепции признают, что противостоять монополизации региональных энергорынков и связанным с этим механизмам взимания ренты и кросс-субсидирования будет весьма сложно. Наконец, сама процедура постепенного «выделения» АО-энерго в ВИКи естественно приведет к тому, что выделенными окажутся все потенциально рентабельные куски, а убыточные АО-энерго останутся на руках у государства. Иными словами, дешевая генерация окажется в руках региональных ВИКов, в которых государство будет владеть небольшими пакетами, а энергоубыточные АО зато останутся в холдинге, т.е. в собственности как раз государства. Концепция полностью сохраняет традиционную для России схему приватизации «потенциальной прибыли» и сброса «пассивов».
Можно констатировать, что группе Кресса пока не удалось преодолеть главную вилку реформы электроэнергетики, обнаружившуюся еще в начале полемики: законодательный запрет ВИКов является мерой искусственного регулирования, а раздел РАО на региональные ВИКи на базе АО-энерго - путем к созданию закрытых и монополизированных региональных рынков и превращению собственности государства в РАО практически в неликвид. Причем события сегодняшнего дня демонстрируют, что, не преодолев этого противоречия, стороны переходят к административным методам решения вопроса. Развитие интриги - завтра на «Полит.Ру».