Рост ВВП в I квартале 2005 г. рост замедлился до 4,9% в год по причине падения частных инвестиций. Вложения в основные фонды в I квартале снижались в среднем на 0,7% в месяц. Минэкономразвития деликатно называет это в своем докладе “инвестиционной и предпринимательской паузой” - пишет в редакционной статье газета "Ведомости".
Взамен недостающих частных инвестиций глава Минэкономразвития Герман Греф договорился со своим коллегой и оппонентом Алексеем Кудриным о создании инвестфонда с независимыми от бюджета источниками финансирования в виде сверхдоходов от продажи нефти, т.е. фактически после двухлетней паузы было решено осуществить модернизацию за счет государственных инвестиций.
Размер этого фонда - 100 млрд руб., его предполагается использовать для развития транспортной инфраструктуры, особых экономических зон, инновационных проектов. Это кроме уже заложенных в проекте бюджета-2006 370 млрд руб., и еще $200 млн - на “национальные проекты” в этом году. Эти госинвестиции, по прогнозу Минэкономразвития, могут ускорить рост ВВП на 0,4-0,5 процентного пункта в год.
За счет таких инвестиций планируется создавать инфраструктуру на Дальнем Востоке. Ярким примером такого государственного точечного вмешательства в экономику является Восточный нефтепровод. Сумма запрошенная государственной "Транснефтью" составляет около $10 млрд., которые будут покруыты за счет японских кредитов. "ЮКОС" же планировавший более простой и эффектный вариант нефтепровода в Китай плаинировал обойтись собственными средствами в размере $2,5млрд. Такова видимо эффективность государственных инвестиций в России - 1/3 от вложенных денег приносят эффект, остальное - исчезает бесследно.
Кроме того, не совсем понятно, что будет с государственной, одобренной на самом высоком уровне инвестиционной программой в промышленность высоких преределов. Сделки крупных инвесторов Total, Siemens и Ruhrgas по приобретению промышленных активов были заморожены по причинам, далеким от экономических.
Эти недостающие иностранные инвестиции могли бы скомпенсировать инвестиции частные. Однако, они не идути не пойдут без восстановлении доверия бизнеса к власти и поощрении частных капвложений. Об этом договаривались на самом высоком уровне — на уровне премьера и президента. И суть этих договоренностей была проста: либерализация и упорядочение налогового администрирования со стороны власти, аккуратная выплата налогов и нелоббирование снижения ставок со стороны бизнеса.
Послабления были обещаны следующие: право на повторную проверку налоговики имели бы только в двух случаях — по решению суда (выявлены факты коррупции или фальсификации) и по просьбе самого налогоплательщика; возврат НДС при строительстве и капитальных вложениях помесячно, а не после ввода в эксплуатацию; отмена НДС с авансов.
Кроме того, предполагалось безусловно ограничить срок выездной проверки двумя месяцами; составить закрытый список документов, которые имеют право требовать налоговики; дать налогоплательщикам право обсуждать результаты проверок с руководством налогового органа. Все эти идеи были согласованы с бизнесом, и оставалось лишь формализовать это в виде поправок в Налоговый кодекс.
Результатом стало нарушение всех важнейших договоренностей, особенно по вопросу упорядочения проверок. Список документов остался открытым, проверки могут длиться до года, повторные проверки также де-факто могут проводиться по воле налоговиков — с санкции вышестоящего органа ФНС.
Можно гадать о причинах произошедшего: то ли проблема в плохом менеджменте внутри Минфина, или в слишком большом аппаратном влиянии ФНС, которое по ряду сведений подчиняется непосредственно не Минфину, а замглаве президентской администарции Игорю Сечину.
Но бизнесу важны не причины, а результат — и он такой, что рассчитывать на возобновление роста инвестиций едва ли приходится.