Пять дней тому назад, 15 декабря, международное рейтинговое агентство Standard & Poors в очередной раз повысило кредитный рейтинг Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте: он вырос с уровня «ВВВ-» до уровня «ВВВ». Таким образом агентство отметило успехи правительства России в борьбе с инфляцией, гибкость налоговой политики и, что самое главное, резкое снижения давления бремени государственного долга на экономику.
В дальнейшем, надо думать, нас ждет еще одно движение вверх по шкале рейтинга, так как правительство, судя по всему, решительно держит курс на досрочное погашение внешнего долга, накопление бюджетных излишков в Стабилизационном фонде (что снижает инфляцию), а с течением времени готово рассмотреть предложения по снижению ставок налогов или налогооблагаемой базы (что рассматривается как гибкость налоговой политики).
Повышение рейтинга является, естественно, не только моральным поощрением в борьбе с вредными для экономики явлениями, но и средством для привлечения институциональных инвесторов, которые, как правило, перед принятием решения о вложении средств внимательно на эти рейтинги смотрят и делают соответствующие выводы. Таким образом, положительная динамика российского кредитного рейтинга служит своеобразным сигналом для международных финансовых институтов и производственных корпораций о желательности расширения их присутствия в российской экономике.
В этой связи логика действий правительства становится куда более понятной, чем это было раньше. Если его целью является получение определенного рейтинга, то оно все или почти все свои решения подчиняет достижению этой цели. Надо снизить бремя государственного долга – пожалуйста: Российская Федерация новых займов не берет, а старые аккуратно погашает, чтобы кредитная история страны была положительной. А если предоставляется такая возможность, то погашает долги досрочно. Надо снизить уровень инфляции и заодно увеличить покрытие внешнего долга резервами – пожалуйста: превышение доходов федерального бюджета над расходами направляется в специально созданный Стабилизационный фонд, а не идет на финансирование дополнительных расходов, в результате чего уровень денежного предложения в экономике страны растет гораздо медленнее, и не стимулирует рост внутренних цен. Надо повысить уровень международной ликвидности – тоже не проблема: Центральный банк постоянно увеличивает свои валютные резервы, которых уже достаточно или для одномоментного погашения всего государственного долга, или для финансирования импорта в течение полутора лет (хотя считается, что достаточно иметь валютных резервов только на квартальный объем импорта). Заодно увеличивается внутренняя ликвидность банковской системы России, так как, постоянно покупая валюту в резерв, Центральный банк РФ непрерывно эмитирует рубли, оседающие на банковских счетах. В общем, любое желание международных агентств выполняется, тем более, что сейчас для этого есть все условия – высокие цены на все основные товары российского экспорта позволяют получать сверхдоходы и корпорациям, и бюджету, а для Центробанка создают постоянный приток валюты.
Правда, здесь есть определенное противоречие между целями политики. Увеличение международной и внутренней ликвидности - это вещь, безусловно, полезная, но только в том случае, когда поток и запас этой ликвидности не превысит определенных границ.
Особенно это верно для внутренней ликвидности: пока она в норме - все в порядке, но вот когда денег становится слишком много - начинаются трудности.
В теории, избыточное предложение денег должно привести к одному из трех исходов: 1) падению процентных ставок и расширению инвестиционной активности предпринимателей, 2) росту цен, который погашает это избыточное денежное предложение, или 3) при активной финансовой политике государства – к расширению эмиссии государственных займов, чтобы изъять из обращения избыточную в данный момент ликвидность и перенести ее в будущее, когда ликвидности будет не хватать. Естественно, самый плохой вариант развития событий – это второй, самый хороший – первый, ну, и промежуточный – третий вариант. К сожалению, развитие событий у нас идет именно по самому плохому сценарию. Падение процентных ставок в 2000-2004 гг. у нас произошло, к определенному оживлению экономики это привело, но выхода на траекторию долгосрочного роста не случилось. О расширении государственных заимствований в период досрочного погашения долга говорить просто не приходится. Поэтому у нас и реализуется самый плохой вариант: наращивая международную ликвидность, Центральный банк одновременно создает избыточную внутреннюю ликвидность, которая совершенно не абсорбируется экономикой, если не считать Стабилизационного фонда, и, соответственно, провоцирует только рост цен, а хозяйственный рост, увы, не стимулирует.
По мере накопления Стабилизационного фонда у части политиков и хозяйственных руководителей разного ранга возникает желание использовать средства Стабфонда на цели ускорения экономического развития. То, что подобное использование средств Фонда несколько противоречит его основному назначению – финансировать дефицит федерального бюджета в случае его появления, – их нисколько не смущает. По мнению этих деятелей, если экономическое развитие не происходит автоматически, его надо ускорять принудительно, а для этого все средства хороши. В том числе - средства из Стабфонда.
Логика таких рассуждений тоже хорошо понятна: поскольку в этом финансовом резерве правительства сейчас денег больше, чем на триллион рублей, если их «вкачать» в экономику, то на выходе это даст такой прирост ВВП и промышленного производства, что все эти международные агентства с их рейтингами и инвестициями будут просто посрамлены. Зачем нам тогда будут нужны рейтинги и иностранные инвестиции, если за счет внутренних накоплений мы сами сможем обеспечить очень высокие темпы роста?
Вопрос о дальнейшем развитии сейчас приобретает особую остроту, так как рейтинг у нас уже инвестиционный, а его ожидаемое повышение сделает экономику России еще более привлекательной для внешних инвесторов. С другой стороны, как Стабилизационный фонд, так и общие доходы бюджета будут продолжать расти, а это сделает усилия лоббистов гораздо более энергичными. Будет очень интересно посмотреть, куда нас этот тяни-толкай заведет.