Минфин объяснил работодателям, что заставить платить работников за воду из кулера можно, но надо вести учет потребления. Силы закона это письмо не имеет и вряд ли практика платы за воду будет внедрена. Поскольку вода в кулере — часть офисной культуры, изменить которую не в силах ни отдельный бизнесмен, ни власть.
В Министерстве финансов допускают, что стоимость воды, выпитой из офисных кулеров, может вычитаться из зарплат сотрудников, пишет сегодня, 3 июня, РБК daily. Издание ссылается на письмо Минфина от 13 мая 2011 года №03-04-06/6-107, где дается ответ на вопрос, подлежит ли обложению налогом питьевая вода, приобретаемая организациями для своих работников.
В письме указано, что организация может рассчитываться с сотрудниками не только деньгами, но и материальными благами — например, чистой водой. Компания, по мнению Минфина, должна предпринимать все возможные меры для учета выпитой сотрудниками воды, чтобы вычесть ее стоимость из зарплаты. Вместе с тем, если невозможно учитывать выпитую сотрудниками воду, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.
Министерству финансов приходят десятки подобных писем ежедневно и на каждое министерство обязано, согласно действующему законодательству, ответить. В пресс-службе Минфина рассказывали о письме гражданки с громким титулом чуть ли не «владычицы морской», которая просила отдать 100 процентов акций РЖД.
Согласно письму от 2 декабря 2005 года N 03-03-04/1/408 расходы на приобретение кулера и воды может приниматься в уменьшение суммы доходов только тогда, когда по заключению санэпидемслужбы вода из-под крана в офисе непригодна для питья. Если конкретный работодатель недоволен тем, что вода выпивается сотрудниками просто так, а прибыль теряется, то его, работодателя, проблема.
В общем виде проблема автора письма касается всей ткани офисной культуры. Выбор работодателя понятен: либо не покупать в офис воду, либо не требовать платы за нее. Ни один владелец бизнеса, дорожащий персоналом, не станет дополнительно нагружать сотрудников платой за воду, иначе значительная их часть рано или поздно покинет предприятие. По общепринятой офисной практике работодатель оплачивает расходы на содержание офиса и право сотрудников пить чистую воду является одной из статей по обслуживанию офиса.
Попытки изменить офисную культуру, кажется, изначально обречены на поражение. Она сложилась стихийно и изменяться будет только в виде некоторого консенсуса работодателей при непротивлении значительной массы сотрудников.
По тому же разряду проходит и скандальное предложение Михаила Прохорова увеличить предельную длительность рабочей недели с нынешних 40 часов до 60. Замысел понятен: ибо законодательство такого не позволяет, а это бывает необходимо, то почему бы и не разрешить? Но на практике переработки существуют много где, и регулируются обычно неформальным согласием работодателя и работника. Возникающие конфликты разрешаются, как правило, без вмешательства госорганов, в виде трудинспекции и прокуратуры.
Разрешение же трудовых конфликтов с привлечением государства обычно связано с совсем уж откровенным злоупотреблением своей властью со стороны нанимателя (невыплата зарплаты, незаконное увольнение, сильно завышенные требования и так далее). Недаром по статистике порядка 90 процентов трудовых споров разрешается не в пользу работодателя.
До тех пор, пока наличие воды в кулере будет считаться работниками сферой ответственности работодателя, требовать платить деньги за нее вряд ли кто-то всерьез возьмется. Здесь не помогут ни видеокамеры, ни специальный человек — легче уволиться, чем сносить такое насилие со стороны работодателя.