В свете последних событий, а именно покупки тремя российскими олигархами – совладельцами Group MENATEP, Леонидом Невзлиным, Владимиром Дубовым и Михаилом Брудно, крупной доли в израильской компании Modgal Industries, возникает вопрос, какие цели они преследовали, совершая данную сделку, и какие перспективы у израильского нефтяного сектора в целом намечены.
Modgal представляет собой частную, холдинговую компанию, основным активом которой является Modgal Industries (Modgal контролирует 46,4%). В свою очередь, Modgal Industries принадлежит 57% акций Israel Petrochemical Enterprises (IPE) - компания, разрабатывающая нефтегазовые месторождения на шельфе Средиземного моря. Кроме того, IPE принадлежит 50% Carmel Olefins - крупнейшего в стране производителя нефтехимии.
Таким образом, покупая долю в Modgal Industries, Невзлин, Дубов и Брудно становятся крупными игроками в израильском нефтяном секторе. Однако насколько крупным этот сектор является?
На протяжении нескольких лет в районе города Ашкелон велись активные геологоразведочные работы, и вот в 1954 году по стране распространилась новость, что была добыта первая израильская нефть. С этого момента каждая новая скважина, из которой сочилось черное золото, воспринималась израильтянами с большим энтузиазмом и оптимизмом.
Тем не менее время шло, на геологоразведочные работы было потрачено порядка $600 млн, а крупные запасы нефти так и не были найдены.
Впрочем, израильтяне не теряют надежды отыскать залежи черного золота. Так, в прошлом году компания "Гваот Олам", ведущая разработки месторождений нефти и природного газа в стране, заявила, что в окрестностях города Кфар-Саба на глубине 4,8 км обнаружено нефтяное озеро, площадью 200 кв м, примерно в миллиард баррелей нефти (однако данные могут быть скорректированы после окончательных проверок, на что потребуется от $20 до $50 млн).
Таким образом, можно констатировать, что израильская нефтехимии - не самое ликвидное вложение.
Сейчас в Израиле добывается порядка 100 тыс. т нефти, что, естественно, недостаточно для энергетики страны, потребности которой на сегодня составляют порядка 10 млн т.
По некоторым данным, 60% всей нефти Израиль получает из России, кроме того, в соответствии с Кэмп-Дэвидскими соглашениями, Израиль покупает нефть у Египта. Среди других стран можно выделить страны Карибского бассейна.
Однако покупать российскую “тяжелую” нефть Израилю выгодно. Примеси, содержащиеся в нефти Urals - сера, парафин и другие загрязнители, месторождения которых в Израиле довольно скудны, если вообще есть, нужны израильской экономике: помимо нефти, ее переработка позволяет получить ценнейшее химическое сырьё почти за бесценок. Как следствие, привлекательность Carmel Olefins, 50% которой принадлежит IPE.
Больше того, хотелось бы также отметить потенциальное сотрудничество России и Израиля в отношении трубопровода (Tipline), соединяющего города Ашкелон и Эйлат и порты двух морей – Красного и Средиземного.
Tipline был построен в 1968 году для транспортировки нефти из Ирана в Эйлат, а затем – в Европу после того, как в 1967 году был закрыт Суэцкий канал. Благодаря этому нефтепроводу иранским танкерам не приходилось делать крюк вокруг Африки, чтобы осуществлять поставки черного золота потребителям в Европе и Америке.
В качестве платы за услуги Израиль, в том числе, получал от Ирана нефть и для своих нужд.
В Израиле были построены громадные хранилища шахской нефти, планировались большие обороты и прибыли, однако в 1979 году революция в Иране в корне изменила расклад вещей, поскольку, свергнув шаха, новый режим разорвал какие-либо связи с Израилем.
Несмотря на некую вражду, существовавшую между Советским Союзом и Израилем в период Холодной войны, с развалом СССР отношения двух государств стали улучшаться.
Здесь, как феникс, восставший из пепла, получил новое рождение и израильский нефтепровод Tipline.
Трубопровод Ашкелон-Эйлат открывает поистине уникальные возможности для России для выхода на Азиатский, рынок, где издавна “хозяйствуют” страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, установившие так называемую “Азиатскую пошлину” в размере дополнительных порядка $2-3 за баррель.
С приходом России на этот рынок монополия Саудовской Аравии существенно пошатнется, как и зависимость всего мирового рынка нефти от главного экспортера. Здесь Россия сможет отыграться за то, как в 1985 году саудовцы, использовав свои дополнительные производственные мощности, перенасытили рынок и снизили цены на нефть до $12 за баррель, разрушив какие-либо надежды СССР на экономическое возрождение.
Кроме того, такая политика еще и на руку администрации президента США Джорджа Буша, которая стремиться снизить влияние Саудовской Аравии на мировую экономику.
Теперь Израиль. Использование Tipline позволит Израилю не только брать плату за пользование трубой, но и покупать нефть у России по льготным ценам. Кроме того, как только российская нефть потечет по израильскому нефтепроводу, израильтяне смогут усилить свое присутствии на Красном море, поскольку будут “вынуждены” обеспечивать безопасность танкерам с российской нефтью.
Тем не менее несмотря на то, что, как утверждается, пропускная способность Tipline составляет 55 млн т нефти в год, заполнить ее полностью будет достаточно сложно, поскольку из Черного моря доставлять нефть в Ашкелон супертанкерами невозможно - Турция запрещает кораблям такого размера проходить через Босфор. Это означает, что для полной загрузки азиатских танкеров в Эйлате потребуется два-три дня.
Тем не менее российская нефть, поступившая на азиатский рынок таким путем, лишенная надбавки за Суэцкий канал, а также “Азиатской пошлины”, будет иметь огромную конкурентоспособность на этом рынке.
Осталось претворить этот план в жизнь.