По итогам четвертого саммита прикаспийских государств, который завершился 29 сентября в Астрахани, лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана согласовали политическое заявление, где впервые зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия. Как ожидается, это позволит в 2015 году принять декларацию, которая поставит точку в спорах о том, как делить Каспийское море и как пользоваться его ресурсами, сообщает РИА Новости.
Президент России Владимир Путин заверил, что достигнутые договоренности отвечают долгосрочным интересам всех сторон. По его словам, по итогам переговоров удалось выйти на четкие формулировки о разграничении водных пространств, дна и недр, а также о режиме судоходства и рыболовства.
Путин отметил, что большая часть акватории Каспия останется в общем пользовании сторон. «Благодаря всему этому теперь исключаются недоразумения или какая-то напряженность в межгосударственных отношениях, которые раньше могли появляться из-за разного толкования режима каспийских вод», - добавил российский президент.
Тем не менее, как отмечает «Газета.ru», четких предложений по тому, как разделить Каспий – его дно, воду и воздушное пространство над морем, – на саммите не прозвучало.
Ильхам Алиев, президент Азербайджана, намекнул, что его страна придерживается трехстороннего соглашения (Азербайджан — Россия — Казахстан) о разграничении дна моря и придании прикаспийским государствам 25-мильной зоны. По мнению Алиева, такой подход могли бы взять за основу и другие государства.
Глава Ирана Хасан Роухани, в свою очередь, отметил, что Каспий должен стать «символом мира и добрососедства», который нужно сохранить для потомков.
Наиболее сложная проблема – раздел шельфа. От того, какую часть шельфа получит та или иная страна, зависит ее доля запасов углеводородов. Позиции России, Казахстана и Азербайджана более или менее совпадают и не вызывают разногласий. Каждая из этих стран, теоретически, может получить более 20% площади дна Каспия, отмечает ВВС.
Однако Иран выступает за равные права прикаспийских государств на его акваторию и недра. Сейчас иранская доля самая незначительная. По разным оценкам она колеблется в пределах 14-17%.
Как ожидается, Конвенция о правовом режиме Каспия будет принята на следующем саммите, который состоится в 2015 году в Казахстане.
«Передача эстафеты каспийских саммитов Казахстану имеет определенную смысловую нагрузку. Особенно если на следующем саммите будет наконец-то принято соглашение о международно-правовом статусе Каспия. Из всех пяти государств Казахстан занимает внутри "пятерки" наиболее нейтральную позицию, не имея практически никаких конфликтов ни с кем из каспийских стран», – пояснил «Независимой газете» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
Накануне президент Ирана единственный из пяти лидеров четко сформулировал мысль о том, что Каспий не должен быть местом для гонки вооружений, и предложил узаконить запрет на военное присутствие здесь других государств.
В итоге президенты договорились, что военная деятельность в регионе должна осуществляться на принципах «разумной достаточности» и обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств. Также они подтвердили согласованный ранее принцип «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам».
«Я полностью присоединяюсь к своим коллегам, которые считают этот саммит прорывным. Это так и есть, поскольку мы договорились о принципах взаимодействия, о принципах решения основных вопросов взаимодействия на Каспии и закрепили их в соответствующем заявлении. Это действительно прорыв, над этим много и долго работали наши эксперты, большое им спасибо», - заявил по итогам встречи российский президент.
Кроме того, страны «каспийской пятерки» согласовали создание транспортного хаба, цель которого – соединить основные каспийские порты и расширить выход с берегов Каспия через сеть автомобильных и железных дорог в Китай и в Европу.
Ранее министры транспорта стран «пятерки» согласовали строительство в 2015–2018 годах железной дороги, которая пройдет по побережью Каспия и соединит порты каспийского бассейна. По оценкам экспертов, это позволит увеличить товарооборот между странами региона в восемь-девять раз.
Путин согласился, что проект создания железнодорожного кольца вокруг Каспия является перспективным для России. По его данным, объем российской торговли с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном в 2013 году составил 33 млрд долларов, однако этот показатель не соответствует потенциалу.
По итогам саммита также был подписан ряд других важных для региона документов, в частности, соглашение о пятистороннем сотрудничестве при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которым будут согласованы зоны ответственности национальных спасательных служб.
Кроме того, в ходе саммита было подписано соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии, реализация которого позволит создать региональную систему обмена информацией о состоянии Каспийского моря для обеспечения безопасности судоходства и нефтедобычи.
Также заключено соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря, которое предполагает создание международно-правовой базы для регулирования промысла в данном регионе.
Завершив переговоры в Астраханском кремле, президенты пяти прикаспийских государств прогулялись по набережной Волги и выпустили в реку молодых белуг. Лидеры России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении вместе нажали символическую голубую кнопку у бассейна с осетровыми, и рыба через воронку на дне ушла в Волгу.
Пока мальки выплывали в Волгу, лидерам стран рассказали, что у каждой из этих рыб есть генетический паспорт, который позволит отследить их жизнь в водоеме.
В России с 2005 года запрещено ловить каспийского осетра и белугу. Как отметил Владимир Путин, этот мораторий будет в силе до тех пор, пока не восстановится популяция рыбы. В Каспийском море сосредоточены 90% всех мировых запасов осетровых, и за последние полвека их численность снизилась более, чем в 17 раз.
Переговоры о правовом статусе Каспийского моря продолжаются уже на протяжении 18 лет. Данный вопрос стал актуальным после распада СССР, когда появление новых государств - Азербайджана, Казахстана и Туркменистана - поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. До этого и по настоящее время статус Каспия регулировался договором 1921 года между Россией и Персией и договором о торговле и мореплавании 1940 года между Советским Союзом и Ираном.
Переговоры осложняются еще и вопросом о том, чем считать Каспий – морем или озером. Нормы международного права будут применимы, если водоем будет признан морем. Данное решение могут принять сами прикаспийские страны.