будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Как нам компенсировать пенсионный дефицит

Как нам компенсировать пенсионный дефицит
gric_big

Полноценное пенсионное обеспечение, которое давно волнует политическое руководство России и часть экспертного сообщества, пока, судя по имеющейся информации, представляется нерешаемой проблемой. Потому что вследствие изменения демографической ситуации в стране соотношение между количеством пенсионеров и работающих ухудшается и, как следует из некоторых прогнозов, через 20 лет, к 2030 году, может стать совсем плохим, точнее – сравняться. Сейчас положение немного лучше: на одного пенсионера приходится 1,73 человека в экономически активном возрасте (36,5 млн. пенсионеров к 63 млн. плательщиков взносов), однако даже такое соотношение не спасает пенсионную систему России от хронического дефицита. Что же говорить о тех временах, когда количество работающего населения, которое платит страховые пенсионные взносы, сравняется с количеством неработающего населения, получающего пенсионные выплаты? Тогда дефицит пенсионной системы будет не только хроническим, но и практически не финансируемым.

По мнению большинства авторов, высказывающихся по этому вопросу, чтобы обеспечить устойчивость российской пенсионной системы и сохранить российским пенсионерам достойный уровень жизни (то есть пенсию в размере не менее 40% от текущей средней заработной платы), необходимо срочно принять ряд непопулярных мер. В противном случае уровню жизни пенсионеров угрожает сильное понижение даже по сравнению с нынешним, не таким уж и высоким.

Непопулярные меры, которые готовит или уже приготовило российское политическое руководство для хозяйствующих субъектов страны, состоят в следующем. Первой мерой является повышение ставок страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. В результате, вместо нынешних 26% фонда оплаты труда хозяйственные субъекты будут платить 32%. Это приличное повышение, особенно в период экономической депрессии, однако глава Пенсионного фонда Антон Дроздов уверяет, что его никто не заметит – страховые платежи относятся на себестоимость продукции (услуг), и поэтому на финансовое состояние налогоплательщиков никак не влияют. А рост себестоимости продукции (и, соответственно, цены), вызванный повышением ставки страхового взноса, окажется в пределах 3%, что слабо отразится на финансах покупателей. То есть эта мера выглядит нейтральной и шокового воздействия на экономику не окажет.

Второй мерой, которая пока еще дискутируется, является повышение пенсионного возраста. Мера эта очень непопулярная, ничуть не лучше повышения ставок страховых взносов, и поэтому наверняка ее обсуждение затянется. Авторам этого предложения придется очень сильно постараться, чтобы доказать необходимость его принятия.

Соответственно, политическое руководство страны колеблется между нежеланием принимать непопулярные меры, которые могут больно ударить по всей экономике страны, и нежеланием снижать жизненный уровень пенсионеров, который и так, несмотря на все индексации и валоризацию, остается очень низким и с трудом дотягивает до установленного критерия. Однако субъективное нежелание использовать непопулярные меры дополняется некоторыми объективными препятствиями, которые могут возникнуть при их использовании.

Первое препятствие носит чисто демографический характер – дело в том, что продолжительность жизни российских мужчин и женщин сильно различается, поэтому использование средних показателей для всего населения, как это делают некоторые авторы, в данном случае невозможно. Фактическая и ожидаемая средняя продолжительность жизни мужчин составляет 62 года, а фактическая и ожидаемая средняя продолжительность жизни женщин – 74 года. Соответственно, ни о каком повышении пенсионного возраста для мужчин, который и так составляет 60 лет, не может идти и речи. Что касается женщин, то здесь, конечно, резервы есть, особенно с учетом их более раннего пенсионного возраста (55 лет), но вот какой от этого будет общий экономический эффект, совершенно не ясно.

Второе препятствие связано с тем, что никто не приводит расчетов, насколько увеличатся суммы страховых взносов и уменьшатся суммы страховых выплат в пенсионную систему, если пенсионный возраст будет все-таки повышен. Понятно, что если пенсионный возраст отодвигается, и продолжительность рабочего периода увеличивается, то объем страховых платежей будет больше. Также понятно, что объем страховых выплат, то есть пенсий, должен уменьшиться. Но вот даст ли увеличение страховых взносов и сокращение страховых выплат необходимое улучшение финансового состояния страховой системы (то есть сведение ее без дефицита)?

Таким образом, предлагаемые «непопулярные меры» без соответствующих расчетов повисают в воздухе. Совершенно непонятно, стоит ли игра свеч, и стоит ли, соответственно, вообще приниматься за исполнение этих мер. Может быть, не нужно зря баламутить воду и устраивать в обществе лишнее напряжение, изображая еще одну пенсионную реформу, а имеет смысл поискать дефицитные финансовые ресурсы без повышения налогов, разгона инфляции или увеличения пенсионного возраста.

Как нам представляется, решение пенсионного вопроса «в рабочем порядке» может быть проведено как раз благодаря той демографической закономерности, которая вроде бы делает пенсионное обеспечение в недалеком будущем крайне напряженным.

Итак, как мы писали в самом начале статьи, основной проблемой пенсионного обеспечения будет выравнивание количества работающих граждан и количества граждан, получающих пенсию. Это выравнивание является, так сказать, медицинским фактом – если сейчас на один возраст между, скажем, двадцатью и пятидесятью годами приходится от 2 млн. до 2,5 млн. человек, то на один возраст между одним и 16 годами приходится 1,4 млн. человек. Такое сокращение численности населения, приходящегося на один возраст, является результатом хорошо известного падения рождаемости начала 90-х годов, которое и привело к этой «демографической яме».

В скобках добавим, что пока результаты этого демографического провала испытывают на себе только средние учебные заведения и уже начинают испытывать высшие; ну а в скором времени его почувствует и вся экономика. Предложение рабочих рук резко уменьшится, и как работодатели будут решать для себя эту проблему, пока не совсем ясно.

Нас, правда, пока беспокоит не соотношение количества вакансий и рабочих рук, а более узкая задача финансирования меньшим количеством занятых большего количества пенсионеров. Как сделать так, чтобы при гораздо худшем соотношении работающих и пенсионеров доходы последних никак не пострадали? Ведь если количество работающих лиц, и лиц, получающих пенсию, будет равно, то тогда финансовая нагрузка на работающее население будет очень высокой. То есть если пенсия должна составлять 30% от текущей заработной платы, то тогда страховые взносы в пенсионную систему тоже должны равняться 30% от фонда оплаты труда. И это не считая взносов в систему медицинского страхования и социального обеспечения. И это не считая подоходного налога. В общем, нагрузка на доходы, получаемые в реальной экономике, резко возрастет и станет совершенно неприемлемой для налогоплательщиков, неважно, юридические это лица или физические.

Как мы можем предположить, ответ на этот вопрос находится, собственно говоря, внутри его самого. Если у нас на протяжении многих лет рождаемость будет находиться на нынешнем, то есть низком уровне, то тогда потребность в некоторых учреждениях, обслуживающих нужды молодежи, заметно снизится. Например, если у нас уменьшится количество школьников и студентов, то логично будет предположить, что снизится потребность в школах и вузах. Соответственно, расходы на содержание средних и высших учебных заведений, которые сейчас составляют 795 млрд. руб. и 347 млрд. руб., можно будет перераспределить на финансирование пенсий.

Разумеется, в данном случае речь не идет о том, чтобы сократить все расходы разом. Например, ни штатную численность преподавателей, ни их заработную плату лучше всего не трогать, а лучше сократить численность учеников в классах. Зато другие статьи расходов, связанные с непосредственным содержанием школ, вроде оплаты услуг ЖКХ и капитального ремонта, можно будет сократить достаточно серьезно.

Другая статья экономии может возникнуть в связи с грядущим дефицитом предложения на рынке труда. Если нас, в самом деле, вследствие демографического провала ждет нехватка рабочих рук, то тогда логично будет предположить, что безработица у нас сократится, если не исчезнет полностью. Ну, а если безработицы у нас не будет, то тогда и расходы на выплату пособий по безработице тоже будут сокращены до минимума. Соответственно, суммы, снятые с безработных, можно будет перебросить на пенсионеров, и улучшить, тем самым, финансовое состояние пенсионной системы страны.

При этом, конечно, мы должны оговориться и пояснить, что когда мы говорим о безработице, то имеем в виду общую безработицу, то есть разрыв между количеством рабочих рук и количеством рабочих мест. Эта общая безработица, являясь достаточно весомым фактором российской экономической жизни, серьезно увеличивает нагрузку на бюджетную систему страны из-за необходимости осуществлять постоянные выплаты пособий по безработице. Именно о ней идет речь в данной статье. Что же касается других видов безработицы – таких, как циклическая (которая характерна в кризисы и депрессии), локальная (которая особенно присуща России вследствие больших расстояний между населенными пунктами), и структурная, которая характерна для всех развитых экономик, то последствия их проявления мы не рассматриваем.

Таким образом, нам удалось выделить два независимых источника финансирования пенсионных выплат, которые возможно вовлечь в оборот в ходе, так сказать, естественного хозяйственного процесса, не прибегая ни к усилению налогового бремени, ни к инфляции, ни увеличивая трудовую нагрузку на население. Конечно, добиться полного покрытия потенциального дефицита бюджета пенсионной системы все равно не получится, поэтому финансовую помощь из федерального бюджета Пенсионный фонд все равно будет получать. Но помощь эта будет не очень большой и сильного негативного влияния на государственные финансы оказать не сможет. А из двух зол всегда выбирают, понятное дело, меньшее.  

См. также:

  • Гриценко. Ложные предпосылки ошибочной реформы
  • Гриценко. Консервация страхового провала
  • Гриценко. Бюджет Пенсионного фонда
  • Гриценко. Пенсионное подкрепление
  • Гриценко. Пенсии от Гайдара
  • Гриценко. Короткая жизнь пенсионной реформы
  • Гриценко. От угроз распределения к страхам накопления
  • Гриценко. Пенсии: индексация вместо роста
  • Гриценко. Пусть выиграют обездоленные
  • Гриценко. Как победить бедность
  • Гриценко. Либерализма стало больше
  • Гриценко. Пенсионерам индексируют только инфляцию
  • Гриценко. Пенсионная реформа: Много шума - и ничего...
  • Гриценко. Деньги в руках или пенсии от государства
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).