Российской экономике, кажется, повезло.Судя по отчету федеральной статистической службы, у нас в хозяйстве произошелнебольшой всплеск – промышленное производство в сентябре возросло на 5% посравнению с августом. Поскольку предыдущие месяцы 2009 года производство топадало, то топталось на месте, этот факт, безусловно, очень отрадный. Правда,после его констатации сразу же возникают вопросы – это в самом деле слом тренда,и российская промышленность начинает выходить из кризиса - или перед нами конъюнктурныйвсплеск, связанный, например, с восстановлением запасов, которые сильно проселиза последний год? Или сыграл свою роль фактор сезонности? Или этот скачоквообще носит случайный характер, так как просто окончился процесс сборкисложных изделий в отраслях с большой длительностью производственного цикла? Или,в конце концов, начала работать государственная поддержка реального сектораэкономики? Ведь в зависимости от того, какой мы получим ответ на перечисленныевопросы, мы можем или с оптимизмом смотреть в будущее - или, наоборот, опятьначинать готовиться к худшему.
Фактор сезонности, с которого мыначнем рассмотрение, при переходе от летнего к осеннему сезону должен был сыгратьрешающую роль. Однако в нашем случае он не сработал. Хотя производство,например, демисезонной одежды и обуви выросло очень сильно, на десяткипроцентов, на общее положение дел в промышленности это повлияло незначительно,так как одновременно снизилось, правда, не очень сильно, производствоавтобензина и дизельного топлива. И в самом деле, отпускной сезон подошел кконцу, уборочная тоже вроде бы завершена, поэтому спрос на моторное топливоупал, а вслед за ним упал и его выпуск. Но так как в нашем хозяйстве моторноетопливо «весит» гораздо больше, чем предметы гардероба, то значительное увеличениеих выпуска полностью нивелируется, пусть и небольшим, но падением загрузкинефтеперерабатывающих заводов.
Что касается динамики запасов, тооб этом мы поговорим в отдельном материале, а пока, не вдаваясь в детали,скажем, что в кризисные времена вряд ли кто-нибудь будет работать «на склад»,без ясных перспектив сбыта продукции. Сейчас все работают «с колес», и в случаезатоваривания заводских складов предпочитают останавливать производство ираспускать персонал, а не выпускать продукцию дальше, наращивая долгипоставщикам, бюджету и персоналу. Поэтому версию о восстановлении запасов (кромесезонных) мы должны отбросить - и рассмотреть еще один вариант развитиясобытий, связанный с окончанием производственного цикла изделий с длительнымциклом изготовления.
Хотя надо сразу оговориться, чтоинформация о выпуске таких изделий далеко не полна (например, в открытойстатистике отсутствуют данные о судо- и авиастроении, не говоря уже оракетах-носителях и искусственных спутниках земли), тем не менее, попубликуемым сведениям кое-что становиться ясным и так. Если взять такуюотрасль, как энергетическое машиностроение, где сборка изделий занимает многовремени, а сами изделия стоят очень дорого, то видно, как сильно ее показателиповлияли на общепромышленные. Например, выпуск паровых турбин по мощности заодин сентябрь подскочил сразу в 10 (десять) раз, что, понятное дело, повторятьсяне будет. Пропорционально выпуску турбин выросло производствоэлектрогенераторов: на 24% по сравнению с августом, и даже на 57% по сравнениюс январем-сентябрем прошлого года. То есть окончание сборки этих изделийслучайно пришлось на прошедший сентябрь, что сразу улучшило всю хозяйственнуюситуацию.
Хотя выпуск энергетическогооборудования регулируется частными заказами, определенную долю государственноговмешательства можно увидеть и здесь. Однако по ряду товарных позиций, покоторым и производителем, и заказчиком выступает государство, позитивнуюдинамику не заметить просто невозможно. Так, производство троллейбусов в сентябре выросло в 2 раза, пассажирскихвагонов – на 76%, вагонов метро – на 73%, электровозов – на 33%. В общем,антикризисные мероприятия начинают давать эффект, однако надолго ли его хватит,остается вопросом.
Правда, кроме вышеперечисленныхотраслей, резкий скачок показали еще две, продукция которых связана с конечнымпотребительским спросом, причем очень жестко. Итак, выпуск алмазов и легковыхавтомобилей увеличился сразу в 2,9 раза. Уж с чем связан этот скачок, намостается только гадать. И если в отношении автомобилей еще как-то можно грешитьна господдержку, то в отношении алмазов об этом сказать трудно. Хотя, вроде бы,Гохран Минфина России и собирался купить некоторое количество алмазов, но какэто повлияло на их выпуск, неизвестно. Правда, можно немного пофантазировать ипредположить, что в связи со слухами о грядущей девальвации рубля, которые былиособенно активны в августе-сентябре, часть населения решила застраховать своиактивы от быстрого обесценения, вложив их в надежные ценности. Подавляющаячасть состоятельных граждан, как мы знаем, скупала доллары, ну а оченьсостоятельная, у которой долларов и так полно, решила вложиться вдрагоценности. Другие состоятельные, но попроще, решили взять по новомуавтомобилю, чем и стимулировали внезапный скачок их выпуска.
В общем, складываетсявпечатление, что пока мы наблюдаем случайное стечение обстоятельств, котороевызвало всплеск деловой активности в депрессивной российской промышленности. Наперечисленных выше товарных позициях этот всплеск, скорее всего, не закончится,потому что предстоит переработка нового урожая, который, хоть и меньшепрошлогоднего, но все равно достаточно велик. Поэтому есть некотораявероятность, что российская промышленность поднимется над нынешним депрессивнымуровнем, правда, не слишком сильно и надолго.