будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЖКХ
Июль 2, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Как ограничить жизненное пространство

Как ограничить жизненное пространство
98_04

Россия находится в полосе реформ: новая пенсионная система, монетизация социальных льгот, новый Жилищный кодекс, непрерывное совершенствование налоговой системы, реформа образования и медицинского обслуживания – в общем, всего много, разом и не перечесть. Само собой при этом полагается, что реформы пойдут на пользу людям и помогут стимулировать хозяйственное развитие страны. Суть всех перечисленных реформ, как мы их понимаем, сводится к тому, чтобы каждый гражданин, находящийся в здравом уме и твердой памяти, мог самостоятельно решать, какой объем социальных услуг ему нужен, по какой цене и какого качества, и самостоятельно эти услуги оплачивал. Частично – из своих собственных доходов, а частично – за счет перечислений из государственного бюджета на личный счет. Доля собственных и государственных средств зависит, разумеется, от уровня благосостояния плательщика: чем он ниже, тем выше доля государства. Соответственно, те организации, которые оказывают услуги социального характера, вне зависимости от формы собственности, будут создаваться и действовать в условиях жесткой конкуренции, за счет этого потребителям будет обеспечен качественный сервис везде, где только можно. При подобной системе, которая сильно отличается от сохранившейся и поныне советской “котловой”, возможен сильный экономический эффект, так как ресурсы будут распределяться и использоваться более рациональным образом.

И вот, вдохновившись подобными построениями, реформаторы активно взялись за дело. Но оно сразу же начало преподносить сюрпризы. Монетизация льгот вылилась в массовые протесты населения и показала потенциал оппозиции реформам со стороны “простых граждан”, для пользы которых, по идее, эти реформы и проводились. В связи с этим становится интересно, каков же будет накал борьбы при проведении в жизнь реформы образования, здравоохранения или ЖКХ? Сколько тогда народа выйдет на улицы и перекроет движение, протестуя против свалившегося на них счастья? Этот вопрос не праздный, так как пока властям удалось загасить конфликт, но далеко не факт, что это получится и в следующий раз. И тогда, к сожалению, реформы, необходимость которых более или менее очевидна, придется свернуть. Население после этого, конечно, успокоится, но рассчитывать на дополнительные ресурсы для экономического роста и на улучшение качества социального обслуживания больше не придется.

В чем же состоит дефект реформы, который вызвал ее массовое отторжение? По нашему мнению, которое мы уже высказывали, население по старинной российской традиции немного обманули. Обещая эквивалентный размен натуральных льгот на денежные выплаты, при котором вроде бы никто не должен пострадать, финансовые власти решили сэкономить, и выплатили компенсаций меньше, чем полагалось по разумному расчету. Казалось бы, типичное жмотничество или чиновничий недосмотр. Но, как нам кажется, занижение суммы компенсаций было вполне осмысленным, хотя и не совсем понятно чьим решением, направленным на сужение жизненного пространства некоторых категорий людей.

В самом деле, если вам недоплачивают за проезд в общественном транспорте, то тогда любой подчиняющийся властям человек должен просто меньше этим транспортом пользоваться. Меньше ездить на нем, снижая нагрузку на трамвай, автобус или метро. А это и есть сужение жизненного пространства, в данном случае – транспортной активности. Что далеко не всегда хорошо, если у вас нет возможности заказывать обед домой из ресторана, и приходится самому таскать на себе продукты с оптового рынка. Это сужение жизненного пространства, тем не менее, было проведено властями все-таки не от хорошей жизни, а потому, что они понимали ограниченность собственных ресурсов, с которыми полную компенсацию отменяемых льгот провести невозможно. А раз так, то пусть будет “самокомпенсация” за счет снижения потребления льготных категорий граждан.

Теперь можно себе представить, во что выльется реформа образования или, например, ЖКХ. О первой “Полит.ру” недавно писал, поэтому мы попытаемся обрисовать процесс и конечный результат реформы ЖКХ.

Понятно, что перестроить советскую коллективную систему жизнеобеспечения на рыночные принципы будет трудновато. Так, в советские времена степень оплаты гражданами коммунальных услуг не имела никакого значения - хотя бы потому, что большая часть расходов все равно компенсировалась государством, и неплатежи отдельных жильцов на финансовое состояние коммунальщиков влияли слабо. Теперь же все оказывается наоборот: государственные дотации постоянно сужаются, а доля самих потребителей горячей воды в оплате счетов растет. И будет продолжать расти дальше, пока не выйдет на искомые 100%, после чего могут начаться трудности.

Если для более или менее благополучных граждан рост цен на услуги ЖКХ будет неприятностью, которую как-нибудь можно будет пережить, то для малообеспеченных слоев, которые не относятся ни к каким льготным категориям и на дотации от государства могут не рассчитывать, повышение цен на “неэластичные” услуги будет просто катастрофой. Нельзя же отдавать весь или почти весь заработок на оплату отопления или холодного водоснабжения, и в тоже время нельзя отказаться от этих услуг. Жить без них невозможно, особенно во время длинной холодной российской зимы. Поэтому, увы, придется пропускать платежи – иногда на несколько месяцев.

С другой стороны, сами водо- и теплоснабжающие организации не смогут отсоединить злостного неплательщика от “трубы” как раз из-за советской системы организации коммунального хозяйства. Одну или две квартиры за неуплату отключить просто не получится – только подъезд целиком. Что будет несправедливо по отношению к тем квартировладельцам, которые платят за услуги полностью. Но даже если наберется подъезд, целиком состоящий из злостных неплательщиков, то и его отлучить от благ цивилизации не получится, так как это чревато разрушением всей внутридомовой отопительной и водоснабжающей системы, после чего жильцов из такого дома можно будет отселять – из-за его полной непригодности для проживания.

Хотя если власти проявят настойчивость, кое-где такой сценарий, вероятно, сможет реализоваться. Например, в небольших городах или поселках городского типа, в которых стоят несколько десятков четырех-пяти этажных домов 1960-80-х годов постройки. Населяющие их люди вряд ли платежеспособны – в ином случае они давно бы перебрались в более органичные для городов подобного типа коттеджи со всеми удобствами, не зависящими от городских коммунальных систем.

Так что действия по реформированию услуг ЖКХ могут привести к саморазрушению “многоэтажного” жилого фонда и исчезновению этих уродцев с лица земли. При этом, разумеется, в очередной раз произойдет сокращение жизненного пространства, так как потерявшим квартиры со всеми удобствами людям придется ютиться в деревенских избах, где ни о каком горячем водоснабжении никогда и слыхом не слыхивали. Единственный вопрос, который при этом возникает: откуда власти возьмут средства на подобные мероприятия? Ведь если протест против монетизация льгот был погашен повышением минимального размера пенсии, то в данном случае так просто не отделаешься – семьям, лишившимся жилья, придется покупать отдельные дома. А это уже совсем другие суммы.

См. также:

Жилищный Кодекс: идеология

Станет ли жилье доступным?

2010 год. Почти каждой российской семье – по квартире

Удвоить все!

Доступное жилье: Триумф воли в отрыве от разума

Каждой семье - по оттепели: Жилищного бума пока не будет

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).